воскресенье, 2 января 2022 г.

Итоги 2021

 


С новым годом!

Продолжу свою традицию подводить итоги года. Правда, это фактически агрегация моих постов про 12 недель. И все же. Приятно оглянуться назад и посмотреть, сколько всего ты сделал!

И, конечно, начать строить новые планы 👀

Мои прошлые итоги: 2016201720182019, 2020.


Результаты кратко

Год начался отлично — вон выше на фотографии))) После НГ мы поехали к друзьям на дачу, где отлично отметили в небольшой компании (большие не люблю).

Летом я нашла издательство для своей книги. Мы очень плотно поработали и в ноябре я уже получила первый тираж, весь распродала и заказала новый. А ещё мы подписали договор на издание второй книги, так что ждите в этом году!

А потом, в ноябре, я вышла на работу. Уххх, как жизнь то закипела! Хоть и полставки, чтобы оставить себе время на книгу-курсы, но это прям бодрит. Реальные задачи, ограничение времени, вот это вот всё... Классно, мне это было нужно. 

Из самого важного всё, а теперь соберем итоги со всех постов про 12 недель:
  1. Книга:
    1. нашла еще художников — всего 10 художников было, из них постоянно 2-4 работали, потом менялись
    2. добили с художниками все картинки — 700 картинок сделали
    3. нашла издательство
    4. плотно с ним работали
    5. переделывали все 700 картинок из-за "не того черного цвета"
    6. выпустили первую книгу!! ٩(◕‿◕。)۶
    7. подписали договор на вторую, юху =)))
  2. Посты из книги, пополняя бесплатный онлайн-вариант —  50 штук!
  3. Взяла себе ШНАТ на проверку
  4. ШНАТ — переписала все домашки по курсу! Добавила тестов во все темы, ух какой курс стал))
  5. Начала делать курс по регулярным выражениям — сделала 27 домашних заданий
  6. Улучшалки по текущим курсам — они небольшие, но набирается прилично! 
    1. Улучшалки по ШНАТ — 30 + 29 + 179 + 7 = 245 улучшений!
    2. Постман — 18
    3. Рест — 13
    4. Логи — 6
    5. Локализация — 3
  7. Пополнила раздел «работы студентов» — 6 штук
  8. Пополнила свой youtube-канал — 31 видео \(〇_o)/ 
  9. Статьи на Хабр —  11 + 4 + 1 + 3 = 19 штук \(〇_o)/ \(〇_o)/ 
  10. Создала телеграм-канал с полезными ссылками!
  11. Testbase — 10 улучшалок
  12. Folks — 12 улучшалок
  13. Прочитала с десяток книг, но мало ((((
  14. Прошла курс по фидбеку
  15. Инструменты 12 недель — продолжаю вести файлик DONE, это все еще очень круто
  16. Завела кошку!!
  17. Купила Владу санки с колесиками, очень удачно, катались всю зиму
  18. Отказались от соски!!!
  19. Отказались от памперсов!!!
  20. Укатили летом на дачу на 2 месяца, кайф)))
  21. Ездили в парк «Дикие белки»
  22. Сделала обе прививки от ковида! Хотела после дачи, но раз пошла такая пьянка...
  23. Ходила в кино — в том числе в 4дх!
  24. Ходила в театр! Причем раз 5!
  25. Играли в настолочки )))
  26. Выбралась на ДР компании!
  27. Вышла на работу)
  28. Встретилась с Юлечкой
  29. Встречалась с друзьями другими
  30. Ходила в СПА 3+ раза ^_^
  31. Пробежала «Гонку Героев»! Урбан
  32. Занималась ремонтом (и так и не доделала...)
  33. Мне сорвало батарею на новой квартире, жестокий опыт)))
  34. Забрала исполнительный лист и отнесла в банк (зря, надо было приставам)
  35. Забрала исполнительный лист из банка и отнесла приставам (тоже ничего не дало)
  36. Зарегалась в Почте России для того чтобы получать по упрощенке письма
  37. Переболела пневмонией + потом еще пару раз ОРВИ
  38. Полежала в ковидной больничке
  39. 3 раза сделала КТ
  40. Перестала готовить в сб, ха-ха!
  41. И убираться перестала)
  42. Сделала костную пластику на деснах — это АД, особенно если она с обеих сторон...
  43. Поставили нижнюю часть имплантов, потом формирователи
  44. Поставили коронки — ура, с зубами покончено!!
  45. Купила себе курс по кулинарии)) И уже забила на него))
  46. Обновила права! Еще 10 лет свободна =)



Результаты подробнее


Книги


Книга для начинающих тестировщиков


Ох, сколько изменений произошло за год! В начале года я ещё даже не думала о поиске издательства, откладывала эту мысль на потом. Будем решать проблемы по мере их поступления ©

Поэтому сначала мы работали с художниками. И это заняло почти полгода. А потом пришлось и про издательство думать. Все, кому я отправила заявки, отказались от моей книги, кроме издательства «БХВ», мне прямо повезло с ними))

Мы ударно потрудились и к концу ноября таки запустили книгу, причем начали с авторского цветного тиража, который я хотела привезти в Кострому на выступление 2 декабря. И ведь смогли таки! Выпустили книгу, которую раскупили за 3 дня (80 штук). Теперь она уже есть в черно-белом варианте, а к марту 2022 года будем ждать в цветном.

Итого от идеи до книги прошло 3.5 года. Но об этом я отдельно напишу серию постов на Хабре, как это было. Ждите в этом году )))

А вот отдельные посты по статусам книги:



Книга-онлайн

В онлайн версию книги добавила статьи:
  1. Что такое автоматизация 
  2. Unit, API и GUI тесты — чем отличаются 
  3. Три имени квадрата и пересечение классов эквивалентности
  4. Какая бывает документация 
  5. Примеры всегда тестируем! 
  6. Как тестировать письма от системы 
  7. Каким должно быть сообщение об ошибке 
  8. Как тестировать pop-up сообщения 
  9. Как я дала подробный фидбек кандидату и пожалела об этом :) 
  10. Тестировщик usability — книги и курсы  
  11. Лайфхак для HR: как дать более подробный фидбек кандидату 
  12. Decision Table — что это и как применять 
  13. Лайфхаки: как получить больше обратной связи после собеседования 
  14. State & Transition Diagramm — что это и как применять 
  15. Визуализация ТЗ — диаграммы, схемы, картинки 
  16. Тестирование совместимости
  17. Тестирование GUI
  18. Приоритет в магазине и в баге
  19. Метод бисекционного деления в тестировании
  20. Тестирование производительности
  21. Тестирование безопасности / защищенности
  22. Не пишите в баге «Ввести 6,9»!  (почему-то не было ссылки раньше)


Тест-дизайн в картинках

Когда я закончила свою основную книгу, в ней было 1200 листов ворда. Это слишком много, в книге должно быть максимум 600 страниц. 

Думали, думали, и решили разделить:
  1. Книга для новичков — базовая
  2. Тест-дизайн в картинках — подробнее про техники тест-дизайна (408 стр вместо 78 в базовой книге)
  3. Баг-трекинг, как оформлять задачи — 245 страниц вместо 50 в базовой
Оформлила в декабре проспекты для второй и третьей книги, отправила в издательство. Баг-трекинг они забраковали (по крайней мере пока), а на тест-дизайн дали добро. Так что на следующий год план уже есть!

И даже книга есть. Но мне нужны консультации по ней, поэтому примерно такой план:
  1. Переписать введение
  2. Написать заключение
  3. Переделать картинки — текст на разных слоях сделать
  4. Обсудить с Пашей техники
  5. Обсудить с Алексеем Баранцевым техники
  6. Пересмотреть его видео по тест-дизайну
  7. Пересмотреть структуру книги
  8. Пройти лит редактора
  9. Переделать картинки по замечаниям верстальщика
А ведь казалось бы, она уже написана, 408 страниц есть! Но работы ещё вагон. Вагонище, я бы сказала! Ну будем действовать, у меня до марта 2022 срок сдачи, постараюсь успеть)) А там еще 2-3 месяца на литредактуру и верстку + ожидание печати... К лету, думаю, книга уже будет готова!

А вот осилю ли я помимо неё вписать в что-то типа SQA Days, пока не знаю )))


Курсы



Новый курс! По регулярным выражениям

За 4 цикла прошлого года я позанималась этим курсом аж в одном цикле — втором. Накидала план 1 темы и подготовила 27 домашних заданий. И обещала себе в текущем цикле снова хотя бы заход к курсу сделать.

Сейчас полцикла прошло, а времени всё не было)) Однако на новогодних каникулах я вижу свет в конце туннеля, точнее, пару выходных. И раз уж я обещала в этом цикле сесть за курс, то я это сделаю!

Но в 2021 году увы, сделать не сделала, только 27 домашек подготовила.



Идеи на новые курсы

Зато планов громадье! Как минимум я хочу сделать что-то типа "Азбуки ИТ" Арсения, только у него про командную строку и всё такое, а я хочу рассказать про то, что такое клиент-сервер, сервер приложения, БД...

Ещё подумываю расширить ШНАТ и сделать конкурента всяким скиллбоксам. Так как есть этот парадокс "если там дороже — значит круче". Так что я подумываю в эту сторону, добавить в ШНАТ других тем галопом по европам, сделать лекции пореже, чтобы можно было учиться, работая (сейчас тоже можно, но хвосты очень быстро появляются).

А ещё ручки чешутся в сторону кое-какой автоматизации, но пока не буду загадывать, посмотрим =) Что-то да успею в новом году!



ШНАТ

245 улучшений — этот курс претерпел целую кучу изменений в этом году!!

Я взяла его себе на проверку. Уже через пару недель я осознала, что это ппц тяжело, и решила упростить жизнь себе и своим помощникам, оставив пользу студентам.

Так я переколбасила все текущие ДЗ курса + добавила тесты на каждую тему. Подробнее об этом можно почитать в статье:


Ну и остальное по мелочи в течение года правили =) 

Правда, теперь мало что можно выкладывать в общий доступ, так как задания у всех похожи. Разве что групповые ДЗ. Ну и ладно, уже накопила неплохой материал. Пока хватит.



Остальные курсы

Другие курсы уже «устаканенные». Да, есть идеи и даже тудушки, особенно по ресту, переписать введение на новый внешний вид постмана. Но на саму суть курсов это не сильно влияет, поэтому пока ждет. 

Всё равно стараемся наносить добра и улучшений. Думаю, в этом году попробую выкладывать не только ШНАТ на свой ютуб канал, будет стимулом немного причесать и другие уроки.



Остальное полезное


Хабр

На Хабре я за 2021 год выложила аж 19 статей!!! Из них 11 в одном цикле 👀

Это прям очень круто, у меня в целом рассчет хотя бы 1 статья в цикл = 4 в год. В идеале ближе к 1 статье в месяц, это 12 в год. Так что тут план выполнен и даже перевыполнен! Что я выпустила:
  1. Что такое транзакция 
  2. Топ-3 плагина для автозаполнения полей 
  3. Какая бывает документация 
  4. Чек-лист тестирования требований 
  5. Регулярные выражения (regexp) — основы 
  6. Decision Table — что это и как применять 
  7. Лайфхаки: как получить больше обратной связи после собеседования 
  8. Почему вам не дают подробный фидбек после собеседования 
  9. State & Transition Diagramm — что это и как применять 
  10. Что такое bash / shell 
  11. Визуализация ТЗ — диаграммы, схемы, картинки 
  12. Что такое VCS (система контроля версий) 
  13. Что такое JSON 
  14. Требования ACID на простом языке 
  15. Что такое База Данных (БД) 
  16. Чек-лист — как тестировать поиск
  17. Что такое сборщик продукта 
  18. Как обучить джунов QA за 3 дня (сборник материалов) 
  19. Что такое тестирование. Курс молодого бойца. Книга для новичков 
Буду стараться продолжать в том же духе. Ну как минимум 1-2 статьи в цикл!




Youtube-канал


Туда я выкладываю кусочки моих лекций с разных курсов. Мой план минимум — 1 видео раз в 3 недели. В идеале раз в пару недель, это 24 в год. Перевыполнила!
  1. Примеры в чек-листе — зачем они нужны и как оформлять 
  2. Результат в чек-листе 
  3. Как оформлять чек-лист
  4. Плюсы и минусы чек-листов
  5. Когда применять чек-листы 
  6. Инструменты для чек-листов 
  7. Чек-листы: полная версия 
  8. Что такое тест-кейс 
  9. Как оформлять название тест-кейса
  10. Как оформлять предварительные шаги тест-кейса 
  11. Как оформлять шаги тест-кейса 
  12. ОР в тест-кейсе: один или много 
  13. ФР или ОР — что писать в тест-кейсе 
  14. Правила оформления ОР в тест-кейсе 
  15. Как оформлять результат тест-кейса (полное видео) 
  16. Доп поля в тест-кейсе 
  17. Стандартные ошибки при оформлении тест-кейса 
  18. Test suite VS test plan — в чем отличие 
  19. Плюсы и минусы тест-кейсов 
  20. Когда применять тест-кейсы 
  21. Инструменты для тест-кейсов 
  22. Примеры тест-кейсов 
  23. Тест-кейсы VS Чек-листы 
  24. Тест-кейсы: полная лекция из ШНАТ 
  25. FAQ по баг-трекингу Mantis 
  26. Классы эквивалентности в турнире Empires & Puzzles 
  27. FAQ по баг-трекингу Bugzilla 
  28. FAQ по баг-трекингу JIRA 
  29. FAQ по баг-трекингу Redmine 
  30. Object.keys в JS 
  31. Типичные баги в ПО 
Тут помогло то, что я перезаписала лекции по тест-кейсам и чек-листам и потихоньку их выкладывала. Теперь сложнее, теперь нужно каждый кусочек видео отсмотреть, поправить по необходимости, и только тогда выкладывать...

Поэтому скорее всего будет 1 видео в месяц, тем более что мне заапрувили вторую книгу, да и по хабра-статьям у меня уже на пару месяцев есть план, так что не уверена, что на видео будет очень много времени, но я постараюсь. Просто не буду ставить большую цель =)



Блог

Ну и хочется напомнить вам о своих полезных блог-постах этого года:








Генераторы картинок (подборка инструментов) — и это, между прочим, очень большая радость! Этот пост у меня почти полгода лежал в «туду», при этом вкладка оригинала была открыта, как бы намекая «давай, сделай меня!». Ну вот, наконец сделала!



Testbase и остальные

Главная фича года:
Теперь поддерживаю только его, хотя в фб и контакт тоже стараюсь полезняшки свои кидать. Ну и по мелочи на тестбейз добавляла ссылок, фолкс пополняла... Не сильно много, но как есть!

Книг вот только мало прочитала, это жаль, жаль... Ну, я стараюсь) Для меня это как релакс... Вечером нальешь чайку, возьмешь книжку, и немного почитаешь. Если не слишком устал )



Работа

Я в этом году вернулась на работу!!! После долгих 3.5 лет декрета...

Очень интересный опыт. И, честно говоря, я ещё не влилась целиком в рабочий ритм. Ведь это совершенно по-другому теперь жизнь идет! Вообще я вам так скажу, ребенок кардинально всё меняет. 

Вот до него было лет 10 более-менее одно и то же. Работа-дом. По выходных друзья / свидания. Что-то менялось, то парень, то работа, но в целом всё было похоже. Просто "хочется успеть ещё больше, быть ещё круче", и ведь получалось. Так как опыт рос, то ту же работу делала быстрее, успевала больше...

А потом родился ребенок. И это сразу меняет жизнь. А потом он выходит в садик на 2 часа, и снова жизнь меняется. А мы ещё и переехали в этом году, и снова жизнь изменилась. А потом вышли на полный день садика, и снова жизнь другая. А теперь я вышла на работу, и жизнь опять другая!


Зачем выходила

На работу я вышла, чтобы платья свои выгуливать 😅
Вам смешно? А мамы в декрете вполне могут меня понять)))) Я вот до декрета с каблуков вообще не слезала. А потом пришла уже с пузом и в балетках, моя соседка такая:

— Оля, ты ли это!

Ну а что делать? С пузом на каблуках не побегаешь. Впрочем, с ребенком тоже... И если в первый год еще прокатывало гулять летом в красивом платьюшке и белых кедах, пока ребенко спит себе в коляске, то потом он стал кататься с горки и залезать грязными ботинками на тебя. Так что платья на прогулках поубавились ))

В общем, работа в офисе — это прекрасный повод выгулять платья и каблуки. Мне и моя парикмахер так говорит, что работа стимулирует. И вообще, сидеть в 4 стенах не для меня, так и хочется куда-то вырваться. 

И поэтому для меня был важен именно офис. Если бы мне сказали "мы за время ковида на фулл-удаленку ушли", я бы сразу написала заявление по собственному. Потому что я из дома работать не могу. Точнее, могу, но урывками. Привыкла уже работать по 5-10-20 минут. И даже если времени больше, я поработаю чуток и сижу в ступоре, вот не хочется больше и всё тут!

Да да, разумеется, если жизнь прижмет, то и из дома научишься работать. Научишься настраиваться на работу, специальную одежду надевать, в определенное место садиться... Но зачем это всё, когда можно просто приехать в офис?

В офисе есть своя атмосфера, и это тоже одна из причин возвращения. Когда жизнь вокруг начинает очень быстро вертеться и появляются сроки и дедлайны. Ведь курсы — что курсы, хочу делаю, хочу — не делаю. Сроков нет. Книгу я сначала дописала, а потом пошла издательство искать, тоже без сроков. А тут уже надо что-то делать.

И как-то так получается, что приходишь в офис и начинаешь работать, и время бежит незаметно. Ох, сколько времени у меня бы заняла перестройка, чтобы дома не отвлекаться на готовку / уборку / кошку / что-то ещё, а именно 8 часов работать. Неее, мне нужен офис и возможность с кем-то поговорить. К сожалению, народу у нас поубавилось и поговорить особо не с кем, но всё равно =))

Я иногда в декрете читала рабочие чаты и ощущала волну драйва "что-то делают, делают, я тоже хочу, сейчас как подключусь, как протестирую какую-то фичу!". И вот именно этот драйв я получила. Приходишь на работу, надо и то, и это, и пятое, и десятое сделать. И включаешься в ритм, и получаешь тот самый драйв. Это круто))


Старичок-новичок

Моя позиция тоже прикольная. Я вроде как старичок, ведь я проработала 6 лет до декрета на своём проекте. А вроде как новичок, потому что за 3 последних года изменений было больше, чем за 6 предыдущих лет — компания стала расти, процессы меняться.

Я ещё не до конца освоилась в новых процессах, ещё во многих местах туплю и ищу помощи. Но при это довольно быстро я «вспомнила былое» и поняла, что именно по коду многое осталось прежним. Значит, и мои знания во многом актуальны. Это приятно)

В новом году меня ждет новая роль — роль наставника. Это тоже прикольно, так как индивидуальным обучением я не занималась лет эдак 8. Посмотрим, что тут получится. 

Ну и рабочих задачек уже вагон. Квест актуализировать, новый проект закрыть, архетип тестами покрыть... Ух!


Новый ритм

К ритму я ещё не привыкла. Это ведь утром в 6 встаем, бегом-бегом в садик. Оттуда бегом-бегом на работу. С работы бегом-бегом в садик, потом домой, а дома надо то-сё-пятое-десятое, и вот укладываешь ребенка в 9-10 вечера и сам с ног валишься.

А ведь до декрета вставали в 5.40 и ложились в полночь!!!! Но там можно было в 5 вечера приехать домой с работы и немного отдохнуть. А тут фиг там, с одной работы на другую ))

И вроде я пока только на полставки вышла, чтобы вместо больничных работать по 4ч из дома, и чтобы время на себя оставалось, но пока что-то не особо остается)) Как вышла в ноябре, в основном и среду фулл-тайм работаю вместо полдня, и по четвергам прихожу.

Сначала отрабатывала поездку в Питер и Кострому за книгами и на конференцию. Потом просто работы привалило. В общем, 2 месяца отработала, но в ритм ещё не вошла, пока в процессе. Но это зато весело! 

А то дома иногда грянет выходной и я лежу на диване кверху пузом, втыкаю в сериальчики. И это пугает, деградировать что-то совсем не хочется. А приехал на работу — и как-то оно само собой работается)))) Так что мне пока всё нравится )



Для души / остальное



Ребенок

В этом году Влад отказался от соски и памперсов. И это сейчас кажется, что так было всегда, а ведь вон как, только в этом году отказывались. Без особых нервов, но и не супер-весело было ))

Ещё он начал нормально разговаривать. Пазлики собирает, книжки "читает". Запоминает сказку и потом тебе пересказывает, опираясь на картинки. Машинки уважает, играет с удовольствием. В песочке любит копаться, на батуте скакать. В общем, растем!



Ремонт

Как много в этом звуке ))))

В этом году я сделала ремонт! Ну... Почти))) Весело вышло, я в апреле взяла кредит, чтобы заказать мебель и чтобы въезжать в уже готовую квартиру. В итоге 10 рекламаций и последний шкаф так и не привезли. Обещали в конце декабря, но не осилили. Ухххх, дятлы!

Впрочем, если подумать... То в начале 2021 года у меня только голые стены были, а ведь в конце августа мы таки переехали! И уже обжились! Так что всё пучком. А в новом году доделаем остатки и я наконец-то освобожу балкон от ремонтного хлама))



Остальное

В этом году я поставила себе импланты. Это было долго, дорого и больно. Я ещё сразу два делала, первые жевательные (толстые) зубы с каждой стороны. Адище, на боку вообще не полежишь, обе стороны болят. 

Но сами импланты — это как комарик покусал после костной пластики. После пластики я через 10 дней осторожно слезла с обезболивающего, и то только потому, что боялась наркоманкой стать, подсаживаются же люди на кетанол этот. А после имплантов так, фигня, пару дней попринимала его и всё. В общем, как хорошо, что это уже позади ))))


Важным событием, точнее, чередой событий, стал театр. Первые полгода я там не была, а потом как понесло! Я и когда в Питер поехала, вспомнила про «Ленинград-центр» и тут же купила туда билеты. О, это был восторг

И потом я ещё несколько раз сходила в театры, больше всего понравился «Демон Онегина», он шикарен! А ещё я прикупила себе пару вечерних платьев, так что театры меня и в новом году ждут!



Вообще под конец года внутри проснулся шопоголик, устав заказывать через интернет, я тут по нескольким ТЦ покаталась и хорошенько так оторвалась. На ДР и НГ накупила себе подарочков ))))





Проверка целей, поставленных в прошлый раз


Основные:
  1. + Книга — доделать картинки по исходной версии книги — готово
  2. + Найти издательство для книги по терминам, заключить договор — нашла, заключила, книгу выпустила!
  3. +- Выпустить хотя бы 1 курс → вместо этого переделала ШНАТ. Ну, можно сказать, новый курс получился))
Ну и остальные:
  1. + Хабр — хотя бы 4 статьи (1 в цикл)
  2. + Youtube-канал — 15 видео (но стараюсь раз в неделю!!)
  3. + Посты из книги — 15 штук 
  4. + Находить время на развлечения


Цели на 2022


Основные:
  1. Выпустить книгу про тест-дизайн
  2. Сделать хотя бы 1 новый курс
Ну и остальные:
  1. Хабр — хотя бы 4 статьи (1 в цикл)
  2. Youtube-канал — 15 видео (но стараюсь раз в неделю!!)
  3. Посты из книги — 15 штук 
  4. Находить время на развлечения


Резюме


Год был очень крутым и значимым. Ведь в 2021 году вышла моя первая книга!! А это очень и очень круто))) Пусть следующий год тоже получится крутым и насыщенным =)

Комментариев нет:

Отправить комментарий