О профессии
Основные задачи тестировщика юзабилити:
- Проверять документацию на «понятность» простому пользователю
- Проверять тексты на сайте на понятность
- Проверять продукт на интуитивность, понятность, обучаемость
Все мы немного тестировщики юзабилити. Ведь такой тестировщик должен думать о конечном пользователе — что будет ему неудобно или непонятно? А все мы являемся пользователями: интернет-магазин, оплата картой, банк онлайн...
И если не каждый день, то хоть иногда напарываемся на дико неудобную штуку. Например, чтобы заплатить за квартиру, нужно прости 5 разных экранов приложения — и так каждый раз! Или в игрушке, чтобы просмотреть рекламу и получить за это плюшку, надо нажать «ок» в двух всплывающих окнах подряд...
Как тестировщики, мы просто обязаны сообщать о таких «багах». Это называется баг юзабилити. Но будьте осторожны с ними — если что-то не нравится лично вам, это еще не значит, что проблема действительно есть.
Ошибка новичка — узнав о существовании юзабилити, тут же находит кучу «мега-критичных» проблем в продукте. И очень возмущаются, когда задачи закрываются как «не баг и исправляться не будет», по крайней мере у нас на курсе:
— Но МНЕ же неудобно! Значит, всем неудобно, пользователи уйдут искать конкурентов и вы потеряете клиентов!
Помните про антипаттерн обоснования багов «обиженные зайчики»? Вот он особенно применим к багам юзабилити. Нет, конечно же, нужно сообщать о таких проблемах. Только без пафоса в стиле «да это точно баг, еще и критикал!». И лучше сначала устно обсудить с командой. Они могут вам объяснить, почему сделано именно так, а не иначе.
Я рекомендую сначала изучить книги типа «психбольницы» Купера, а потом только заводить баги юзабилити.
А еще важное правило для юзабилити — самому работать со своим продуктом. Только как пользователь, а не как тестировщик. Это меняет угол зрения.
Мне казалось, что форма выверки дубликатов очень удобная. Я её часто тестировала, в том числе и «как пользователь» — ну все хорошо же!
А потом поехала в банк к заказчику и стала решать его задачи. У них операционисты просматривают эти формы по 100 в день, вот и я пару дней принимала решения. И тут же выявилась куча замечаний о том, что именно неудобно.
А ведь до этого казалось, что я смотрю как пользователь! Но нет, чтобы смотртеь как пользователь, нужно делать реальную задачу на реальных данных, иначе все не то.
Книги
Самые шикарные и маст хев к прочтению любому тестировщику:
- Психбольница в руках пациентов. Алан Купер — лучшая книга про usability. Стоит читать даже тем, кто этим видом тестирования пока не занимался.
- Софт отстой и что с этим делать. Дэвид Платт — офигительная книжка по usability. Ничуть не хуже Психбольницы, при этом в 2 раза веселее ))
- Не заставляйте меня думать. Стив Круг — шикарная книга, читается легко и быстро!
И еще парочка, где вопросы юзабилити разбираются чуть глубже:
- Дизайн привычных вещей. Дональд Норман — просто о сложном =) Автор на примере бытовых вещей показывает ужасный дизайн. Книге куча лет, но она до сих пор актуальна!
- Интерфейс. Джеф Раскин — показывает, какие интерфейсы делать не надо и почему, например, бесполезны подтверждающие диалоги.
Курсы
Тестирование удобства использования — Как сделать продукт, который будет нравиться вашим пользователям, а не тестировщикам.
Психбольница в руках пациентов -- это просто шедевр!!!
ОтветитьУдалитьКак по мне, так не для понимания юзабилити, а для понимания программистов.
Для понимания того, с кем вы вообще дело имеете!
Я эту книгу на работе каждый день вспоминаю.
Это да, но остальные книги ничем не хуже)
Удалить