Входит в «Туры по развлекательным районам», Tours Through the Entertainment District
Вольный перевод статьи Уиттакера из книги “Exploratory Software testing”. Туры помогают искать баги, взглянув на систему по-новому. Тестировщик выбирает тур и следует его цели, не отвлекаясь ни на что другое. Словно турист в незнакомом городе, составил план и пошел!
Тур чашки кофе — это когда ты работал-работал с приложением, а потом решил немного отдохнуть. Пошел и выпил кофе, например. А потом вернулся и решил продолжить работу.
Пора отдохнуть!
Обычно попить чай / кофе — это недолго, минут на 5. Именно это мы и делаем, уходим на 5 минут, оставив приложение на каком-то этапе. Желательно, чтобы это был один из N этапов, то есть не заключительный — например, начали оформлять заказ в интернет-магазине и не закончили, отвлеклись. А потом вернулись и пытаетесь продолжить.
Откладывать действие можно двумя способами:
- Оставили приложение / вкладку браузера открытыми и отошли
- Свернули приложение (приняли звонок, ответили на смс / в мессенджере, просто пошли в игрушки поиграть, потому что ждать очень долго было...) или сменили вкладку браузера
Тур помогает выявить баги:
- Функциональные
- UX (удобства использования)
Функциональные
Если вы пользуетесь госуслугами / mos.ru / да любым интернет-банком, вы наверняка сталкивались с такой ситуацией:
- Открыл сайт, авторизовался
- Отошел по делам (курьера встретить / коллега отвлек / чай остыл)
- Вернулся, выбрал какую-то опцию с главной страницы → а тебе снова предлагают залогиниться.
Это не баг, а специально созданное разработчиком поведение. Он может устанавливать время сессии — сколько времени подождать отсуствие человека, а потом выкинуть его из системы. Делается это ради вашей же безопасности, а то так отойдете от компьютера, вернетесь, а уже все деньги на чужой счет перевели...
Другое дело, что после повторной авторизации вы должны снова вернуться к тому месту, на котором остановились. И вот именно это и нужно проверять!
Если же принудительной де-авторизации на сайте нет, нужно убедиться в том, что можно продолжить маршрут и закончить начатое. Отлично будет, если вы остановитесь на каком-то этапе, то есть когда система уже начала сохранять ваши данные (товары в корзине или что-то ещё).
Самый эпик-фейл, это когда у вас после перерыва очищается корзина в интернет-магазине. Это уже прямые убытки и потери денег, поэтому такой баг стоит пофиксить.
Баги UX
Допустим, что мы выполняем какое-то действие в несколько этапов:
- Заполняем анкету на 10 страниц
- Оформляем заказ в магазине, который тоже почему-то растянули на несколько страниц «далее-далее-далее»
- ...
Потом мы куда-то отлучились и снова вернулись к экрану, уже полностью в новых мыслях. Ой, а тут же вкладочка открыта какая-то... Что же я делал?
Сможет ли приложение подсказать вам, где вы находитесь и зачем? Если да, то с юзабилити всё в порядке. Но иногда бывает просто «Вопрос 6». Что за вопрос? Кому он нужен? И если человек уходил надолго — совещание рабочее, например, нужно напрягать мозги и вспоминать, чем это он тут занимался до этого.
Тут стоит отметить, что далеко не все сайты будут улучшать юзабилити в плане «вернулся после перерыва». Но можно обсудить с коллегами и поставить улучшение в один из следующих релизов.
Цель тура: отлучиться минут на 5, оставив приложение в подвешенном состоянии в «активной» фазе:
- Начали вводить данные, не закончили → потом вернулись и нажали «сохранить»
- Начали оформление покупки, не закончили → потом вернулись и попробовали оплатить
- Включили видео, остановили и ушли → потом пытаемся продолжить
- ...
Если одна вкладка влияет на другую, система кеширует ваши данные. И вот как раз протухание этого кеша приводит к багам. Так что наша задача — найти кешируемое место, заполнить его, а потом куда-то отойти.
В Дадате два основных функционала — стандартизация данных и подсказки.СтандартизацияНа главной странице авторизованного пользователя можно выбрать файл и начать его обработку:Как только мы начали обработку, мы видим, что может вручную редактировать тип столбцов:Ага! Это как раз то, что мы ищем. Ведь если я вручную изменю тип колонки, система должна запомнить мой выбор. Надолго ли?
- Меняем все типы
- Уходим пить чай / кофе
- Возвращаемся и пытаемся продолжить обработку.
Далее мы видим экран предварительной обработки результатов и её стоимость. Если денег не хватает, то кнопка «Далее» првращается в «Пополнить баланс и продолжить». Ооооо, работа с деньгами! Это вообще милое дело для нашего тура:
- Выбираем пополнение баланса
- Вводим данные карты
- Сваливаем
Дальше смотрим негативный сценарий двухфакторной авторизации:
- Вводим данные карты
- Дожидаемся окна от Банка «мы прислали вам пароль в смс, введите его»
- Сваливаем
Что будет, если мы введем пароль слишком поздно? Он уже протухнет, и это не баг. Это наша защита. Но что будет с системой? Вернется ли она туда, откуда мы перешли к пополнению баланса? И вспомнит ли, что мы сделали на предыдущем этапе (изменили типы данных в колонках)?Тут надо отметить, что вариант «мы выкинули вас на главную страницу и делайте всё снова» тоже рабочий. По крайней мере, мы не теряем деньги из-за отлучки. Но, если форма сильно сложнее, в 10 этапов, а не 2-4, то очень жестоко заставлять человека всё повторять. Так что смотрим по ситуации.ПодсказкиВ подсказках вы вводите букву, получаете подсказки по ней. Вводите вторую, получаете подсказку уже по обеим буквам. И так далее.Тут начинаем вводить имя, на середине резко уходим поболтать по телефону / с коллегой / в туалет / попить кофе. Возвращаемся и пытаемся продолжить.
Исходно в книге этот тур входит в тур полуночника, упоминается в самом конце. Но он вполне заслуживает отдельной статьи и пояснений, чем может пригодится. И баги он тоже ловит! Вот некоторые примеры из жизни:
PS: Статья написана в помощь студентам моих курсов по тестированию и уже доступна на Testbase, чтобы не потерялась ссылка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий