Год назад
Мне прислали код активации, я пошла в Яндекс.ОФД и ввела его. Благо что разыгралось любопытство и внутренний тестировщик сказал «проверь». Яндекс в этом плане тоже не сильно то юзерфрендли оказался, можно же после ввода промокода сразу писать рядышком «ОФД продлен до такого то числа такого-то года». Но нет, этой информации не было.
Пошла искать, нашла. Смотрю — ээээ, что за дела? ОФД продлен на 1 год.
Пишу в моделькассу:
— Так и так, что за фигня то? Я же на 3 года оплачивала.
— Ой (прям так и вижу эти невинно хлопающие глаза), и правда, забыли ещё 2 кода прислать! Сейчас пришлем.
И правда, прислали. А если бы я не проверила? За год я могла бы успеть забыть, что платила за 3 года. Подошел срок действия? Ну, чтож... Заплатим снова...
Но это ладно, это косяк не ПО, а человека, который прислал 1 код вместо 3. И если бы рассказ тут и закончился, он был бы в моём втором блоге, потому что при чем тут тестирование? Это человеческий фактор (хотя если таких косяков много, стоит подумать, как этот процесс автоматизировать и дать умному роботу).
Сейчас
В апреле мне приходит письмо от Модулькассы:
Осталось 10 дней до приостановки договора с вашим ОФД. Успейте продлить, а мы дадим вам скидку! Спасибо, что вы с нами.
И тут я такая — минуточку... Я вроде им платила за 3 года, ещё и проблемы потом были из-за этого... Пришлось поднимать почту, искать. Нашла ту переписку и ту историю. Написала им возмущенный ответ:
Причем мне на это письмо так и не ответили. Даже не написали «Ой, и правда, письмо было ошибочным, извините». Но ОФД как работал, так и работает.
Однако письма же пишет не специально обученная девочка, которая каждый день выверяет базу клиентов и ручками пишет письмо (нууууу, я надеюсь). Это делает ПО. И тут возникает вопрос, на чьей стороне косяк? Я вижу такие варианты:
1. Значение «когда истекает срок ОФД» хранится в базе Модулькассы. И когда клиент оплачивает товар, девочка-оператор жмет на кнопочку в своём интерфейсе «оплачено», и система автоматом продляет на год.
Тогда или у девочки должно быть две кнопки: «оплачено на год» / «оплачено на 3 года», и она налажала, ткнув не туда. Или кнопка одна, просто для оплаты за 3 года надо тыкать 3 раза, что неудобно, но бывает.
2. Значение в Модулькассе не хранится, а запрошивается у Яндекс.ОФД (что было бы логично). Но вопрос как часто. Или каждый день, или раз в месяц, или записваем в систему значение "когда уточнить".
Но в Яндекс.ОФД всё нормально, она знает, что до следующей оплаты ещё далеко:
Значит, интеграции с Яндекс.ОФД нет. Или она есть, но почему-то не сработала. Тут надо разбираться, на что конкретно завязана почта. Уточнить у разработчиков и протестировать этот момент.
Причем очень важно протестировать не только «типичный» вариант использования (покупка на год), но и альтернативу, покупку сразу на 3 года. А также дойти сценарий до конца: проверить, что не только на почту получено нужное количество кодов активации, но и когда твоя система потом пришлет напоминалку «скоро истекает срок действия».
А ещё можно рассмотреть альтернативу с ошибочным сценарием. Ведь год назад была ошибка на «ручном» этапе — прислали 1 код вместо 3. Что делается потом, когда досылаются доп коды? Обновляется ли дата «когда напомнить» в базе? Похоже, что нет, и вот в этом как раз есть проблема.
В общем, помните, что сообщения от системы — это тоже документация, которую надо тестировать. И тестировать вдумчиво. Не только прочитать текст и проверить на опечатки, но и задуматься — в какой момент должно уйти письмо? И могут ли в дате отправки быть баги, при каком сценарии?
В этом конкретном случае не знаю, что стоит ставить — баг или улучшение. Нужно понимать, как работает процесс, чтобы обсуждать, как можно его улучшить. Так что сегодня — без оформления задачи :)
См также:
Какая бывает документация — подробнее о том, где искать документацию, это не только ТЗ!
PS — добавила пост в общую копилку багов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий