понедельник, 1 марта 2021 г.

Тестировщик usability — книги и курсы

О профессии

Основные задачи тестировщика юзабилити:

  1. Проверять документацию на «понятность» простому пользователю
  2. Проверять тексты на сайте на понятность
  3. Проверять продукт на интуитивность, понятность, обучаемость



Все мы немного тестировщики юзабилити. Ведь такой тестировщик должен думать о конечном пользователе — что будет ему неудобно или непонятно? А все мы являемся пользователями: интернет-магазин, оплата картой, банк онлайн... 

И если не каждый день, то хоть иногда напарываемся на дико неудобную штуку. Например, чтобы заплатить за квартиру, нужно прости 5 разных экранов приложения — и так каждый раз! Или в игрушке, чтобы просмотреть рекламу и получить за это плюшку, надо нажать «ок» в двух всплывающих окнах подряд...

Как тестировщики, мы просто обязаны сообщать о таких «багах». Это называется баг юзабилити. Но будьте осторожны с ними — если что-то не нравится лично вам, это еще не значит, что проблема действительно есть. 

Ошибка новичка — узнав о существовании юзабилити, тут же находит кучу «мега-критичных» проблем в продукте. И очень возмущаются, когда задачи закрываются как «не баг и исправляться не будет», по крайней мере у нас на курсе:

— Но МНЕ же неудобно! Значит, всем неудобно, пользователи уйдут искать конкурентов и вы потеряете клиентов!


 

Помните про антипаттерн обоснования багов «обиженные зайчики»? Вот он особенно применим к багам юзабилити. Нет, конечно же, нужно сообщать о таких проблемах. Только без пафоса в стиле «да это точно баг, еще и критикал!». И лучше сначала устно обсудить с командой. Они могут вам объяснить, почему сделано именно так, а не иначе.

Я рекомендую сначала изучить книги типа «психбольницы» Купера, а потом только заводить баги юзабилити.

А еще важное правило для юзабилити — самому работать со своим продуктом. Только как пользователь, а не как тестировщик. Это меняет угол зрения.

Мне казалось, что форма выверки дубликатов очень удобная. Я её часто тестировала, в том числе и «как пользователь» — ну все хорошо же!

А потом поехала в банк к заказчику и стала решать его задачи. У них операционисты просматривают эти формы по 100 в день, вот и я пару дней принимала решения. И тут же выявилась куча замечаний о том, что именно неудобно. 

А ведь до этого казалось, что я смотрю как пользователь! Но нет, чтобы смотртеь как пользователь, нужно делать реальную задачу на реальных данных, иначе все не то.


Книги

Самые шикарные и маст хев к прочтению любому тестировщику:

  1. Психбольница в руках пациентов. Алан Купер — лучшая книга про usability. Стоит читать даже тем, кто этим видом тестирования пока не занимался.
  2. Софт отстой и что с этим делать. Дэвид Платт — офигительная книжка по usability. Ничуть не хуже Психбольницы, при этом в 2 раза веселее ))
  3. Не заставляйте меня думать. Стив Круг — шикарная книга, читается легко и быстро!

И еще парочка, где вопросы юзабилити разбираются чуть глубже:

  1. Дизайн привычных вещей. Дональд Норман — просто о сложном =) Автор на примере бытовых вещей показывает ужасный дизайн. Книге куча лет, но она до сих пор актуальна!
  2. Интерфейс. Джеф Раскин — показывает, какие интерфейсы делать не надо и почему, например, бесполезны подтверждающие диалоги.



Курсы

Тестирование удобства использования — Как сделать продукт, который будет нравиться вашим пользователям, а не тестировщикам.


PS — это выдержка из моей книги для начинающих тестировщиков, написана в помощь студентам моей школы для тестировщиков

2 комментария:

  1. Психбольница в руках пациентов -- это просто шедевр!!!
    Как по мне, так не для понимания юзабилити, а для понимания программистов.
    Для понимания того, с кем вы вообще дело имеете!
    Я эту книгу на работе каждый день вспоминаю.

    ОтветитьУдалить