воскресенье, 16 августа 2020 г.

Живое обучение. Что такое e-learning. Елена Тихомирова


Ссылка на OZON

Это книга для тренеров, о том, как построить процесс обучения online. Мне, разумеется, эта тема близка и интересна Smile :) 

Хотя, конечно, книга не совсем для меня. Потому что она рассказывает про построение e-learning внутри компании. Впрочем, не такая большая разница, курсы внутри компании или внешние платные. И те, и другие должны быть нескучными и полезными.

Оказывается, автор книги сама придумала термин e-learning, и активно его продвигает. Это обучение онлайн. Но важно то, что это про то, как дать людям знания самым лучшим способом, а не про технологии. Просто использование системы дистанционного обучения, куда свалили гору ссылок — еще не e-learning.

Еще одно важное уточнение — чтобы перейти в онлайн, недостаточно просто взять записки по очному обучению и переложить их в виде ворда / презентации. Онлайн обучение нужно проектировать с нуля. И подстраиваться под формат. Иначе получится никому не нужная скукотища.

Построить e-learning в компании — не так то просто! Автор проходится по всем пунктам. И в первую очередь вам нужно получить одобрение руководства. Для этого нужно устроить для них презентацию такого обучения.

Очень важно, чтобы менеджеры понимали, зачем это нужно. Потому что если к обучению будут относиться как к тяжкой обязанности, которую им просто навязали — e-learning не принесет результатов.

А еще нужно немного бюрократии. Вам нужны нормативные документы с прописанными правилами. Потому что иначе, увы, проект может развалитья. Что надо прописать:
  • Методика обучения — как будет проходить обучение? Сколько времени можно использовать на прохождение курсов? 
  • Регламент разработки курсов — что нужно, чтобы был создан нужный сотрудникам курс? Как долго он будет создаваться? Кто будет его создавать?
  • Стандарт на разработку курсов — особенно важен, если вы заказываете курс у внешнего подрядчика.

Команда разработки

Дальше нам нужна целая команда! Вот тут интересно, конечно. Автор пишет, что для создания курсов нужны:
  1. педагогический дизайнер
  2. разработчик курсов
  3. редактор / корректор
  4. художник / дизайнер / иллюстратор
  5. дикторы для записи звука
  6. программист — если надо внести правки в СДО
На педагогическом дизайнере остановимся подробнее. Это человек, который переводит потребности бизнеса в обучении в техническое задание на создание электронных курсов, а также в методику проведения онлайн-обучения.

Он:
  • ставит конкретную цель обучения под потребности бизнеса;
  • анализирует то, что сотрудник должен сделать после обучения;
  • анализирует материалы;
  • создает траекторию обучения;
  • адаптирует учебный материал под поставленную цель и выбранную траекторию.
Основные черты педагогического дизайнера:
  • любит учить, есть стремление сделать чью-то жизнь лучше;
  • умеет гуглить, читать, понимать, о чем речь;
  • умеет писать просто и понятно о сложном — о, ну это как раз про меня!
  • умеет рассказывать, желательно с использованием иллюстративного материала;
О, ну эти черты как раз про меня, я люблю рассказывать просто о сложном  Smile :) 
Всегда приятно узнавать себя в описании))

А вообще, конечно, интересно читать о том, сколько человек нужно. У нас на портале все намного проще. Ты просто делаешь курс. Сам. От начала и до конца. Так что ты и педагогический дизайнер, и разработчик, и диктор, и даже дизайнер (если картинки из интернета берешь). 

Ну вот разве что есть разработчик. Можно написать, задать вопрос по СДО, или пожалиться на баг. А у меня еще художница своя, я раньше картинки из интернета брала, а теперь мне все художница рисует. Зато свой, неповторимый стиль!

Но всё остальное — сам, всё сам... И придймай, и слайды нарисуй, и надиктуй, и обработай. Эх! Иногда очень хочется часть задач сдать на аутсорс, но как-то не доверяю я таком результату, сама лучше сделаю)))

Автор, впрочем, тоже рассматривает вариант привлечения команды разработки курсов со стороны. В конце концов, она именно этим и занимается)) Правда, это довольно дорого, но зато вы получаете большой курс быстро (относительно самостоятельно-делаемого), у вас проффесиональный визуальный ряд... А еще можно заказать необычный курс! Нестандартный сценарий обычно самому сложно придумать, а тут люди креативные, с опытом...


Инструменты

Сразу уточню, что автор не пишет книгу про какой-то определенный инструмент. Нет, она говорит абстрактно: «СДО (система дистанционного обучения), программа для вебинара...». С одной стороны, это хорошо, потому что концентрируешься на важном. С другой — потом в растерянности, а где найти хороший инструмент? Хочется советов!

В книге советы есть, небольшая сноска, на что обратить внимание при выборе:
  • CourseLab — хороший и очень функциональный российский инструмент
  • Articulate Storyline — один из лидеров западного рынка простой и удобный
  • Lectora — тоже известный, много возможностей
  • Инструемнты iSpring — хорошая конвертация из PowerPoint, шаблоны тестовых и интерактивных элементов. Ест бесплатная версия
  • Captivate — хорошее средство для создания курсов по программному обеспечению.
  • Camtasia — хорошо работает с захватом (записью) экрана и с видео.
  • Raptivity — достаточно простой инструмент, в котором есть большое количество шаблонов для мини-игр и упражнений.
Я из этого списка знаю только Camtasia. Отличный инструмент! Для записи курсов в ИТ-сфере самое то, я в ней и работаю))) 

Но будет интересно посмотреть на другие, особенно на мини-игры в Raptivity!


Размер видео

Лучше делать небольшие курсы. С короткими видео.

Вот, например, делаем курс для продавцов. Как он учится на рабочем месте? Забежал в подсобку, включил в видео. Через 5 минут его уже отвлекли. Когда потом время появилось, уже забыл, что смотрел в прошлый раз. А если видео мелкие, то здорово, за 5 минут успел что-то узнать!

Думаете, только для продавцов так? Нет. Если говорить про топ-менеджеров, то у них вообще мало свободного времени. И если нужно выделить целый час, чтобы посмотреть видео, они будут откладывать это до состояния «никогда». А по 5 минут в течение дня уделить тебе могут.

А еще это очень приятно. Посмотрел короткое видео? Поставил галочку в списке запланированных дел! Молодец, поучился! Посмотрел еще видео? Ну вообще красавчик! Мотивация, в общем.

Я и сама только что закончила курс «Docker: инструменты тестировщика», где все видео очень коротенькие. Мне очень понравилось!

При этом забавно, я даю выбор на своих курсах — есть видео целиком, есть по кусочкам. Но смотрят видео целиком. Потому что так привыкли. Парадигма обучения у нас такая, что нужно выделить целый час и сидеть, смотреть... Нужно от нее уходить!



Внедрение

Дальше в книге обсуждается внедрение курсов в жизнь. Это и напоминание, что это не просто "переложил на слайды" очный курс. И проблемы мотивации.

Если людям просто прилетает письмо «Вы записаны на такой-то курс», у них будет мало стимула его пройти. Нужно сразу «продавать» ваш курс, его идею. Что человек получит, пройдя его? Сможет лучше продавать? Избежит удара током, как коллега из цеха А3 (если курс по безопасности, например)? Что? Напишите об этом.

При этом очень важно, чтобы первый онлайн курс, который прошел человек, был классным. А то, допустим, открыл он курс. Поклацал «далее-далее-далее», о, сертификат. Включать мозг совсем не нужно. Пффф, фигня какая. В следующий раз даже поленится по ссылке из письма перейти.

Вообще задача мотивации — очень серьезная тема. У меня была идея вести очные тренинги, мне более опытные коллеги рассказывали об этом. Самый крутой лектор — это тот, кто заинтересует даже пришедшего исходно с негативом человека. Которого компания заставила пойти на курс, а он считает, что он ему «нафиг не нужен».

В принципе, в онлайне такая проблема тоже есть. Всегда есть те, кого просто заставили прийти. Они в лучшем случае ничего не делают. В худшем ближе к концу курса узнают на работе, что им нужен сертификат (а иначе чего мы за тебя платили) и начинают срочно-срочно сдавать, при этом ругаясь на незачеты ))

Конечно, есть разница. Если ты ведешь тренинги внутри компании, то это твоя компания и ты заинтересован в том, чтобы замотивировать всех. А если это платные тренинги, то не особо. К тебе и так уже приходят заинтересованные люди, они ведь заплатили за тренинг или уговорили руководителя заплатить. Но, конечно, студенты «меня сюда прислали» есть всегда. И лучше хотя бы пытаться их заинтересовать)) Курс от этого только выиграет.


Вебинары

Альтернатива очным курсам — проведение вебинаров. Это особенно удобно, когда есть эксперт, то он в одном городе, а учащиеся в другом. Минус затраты на логистику, хотя важно проверить инструмент проведения вебинаров, чтобы у всех всё работало.

Автор довольно подробно затрагивает тему вебинаров. Как к ним готовиться, как их проводить... Важный момент — лучший экспромт это подготовленный заранее. Есть, конечно, гении ораторики, которые придут без подготовки и "зажгут" аудиторию, но таких очень мало. Особенно среди экспертов в какой-то узкой теме. Поэтому лучше подготовиться заранее. Как к выступлению на публике, впрочем.



Ощущение достижений

Любой человек радуется тому, что у него что-то получилось. Кто-то радуется прочитанной книге, кто-то прыжку с парашутом.. Большинству нравится ощущение сделанной работы.

Именно поэтому рекомендуется разбивать видео на мелкие кусочки. Одно дело — выделить целый час (!) в течение дня. В итоге не успел, дело не сделано, переносим до выходных. Другое дело — посмотрел пару 5-10 минуток, две задачки из списка дел вычеркнул, класс!!

Аналогично и с домашними заданиями. Да, если они будут сложными, то человек лучше запомнит материал. Но если сразу начинать с хардкора, то пропадет любая мотивация — «у меня не получается, это не для меня».

Поэтому надо сложность наращивать. Сначала простое ДЗ их серии «повтори за тренером», а потом уже усложняем и приближаем к реальности. Я вот стараюсь так и делать на своих курсах, в итоге у нас куча домашек )))) Зато практики вагон, а это важно).

Тут важно не уйти в другую крайность — если все ДЗ будут простые из серии "тык тык как тренер в видео", то курс тоже не понравится. Потому что даже нет ощущения, что ты чему-то научился. И когда дойдет до реальных задач, непонятно, как применять. Не учили думать же! А возможность думать — тоже важна!



Итого

Мне книга понравилась. Да, она в первую очередь для тех, кто начинает внедрять онлайн обучение в своей компании. И там прям по шагам, отсюда начать, на эти грабли не наступить, те тоже обойти...

Но и "обычному" тренеру будет полезно прочитать. Где-то освежить знания, где-то применить что-то новое. Так что рекомендую))

PS: добавила книгу в общий список прочитанных мною книг.

Комментариев нет:

Отправить комментарий