воскресенье, 4 августа 2013 г.

TEST IT. Как же стать тестировщиком, с чего начать и где учиться?

Коллеги, всем привет!! На связи TEST IT! Smile :)


И сегодня с Вами снова я, сменная ведущая Киселева Ольга.

Сегодня мы с вами снова вернемся к теме "А как вообще стать тестировщиком?" и ответим на вопрос Татьяны:

Здравствуйте!

    Меня зовут Татьяна, совсем недавно я заинтересовалась тестированием. Читаю тематическую и околотематическую литературу, форумы, блоги;), подписки. Информации просто море, и, знаете, я начала понимать, что ещё немного, и -- утону.

    У меня есть несколько вопросов, и я не придумала ничего лучше, чем задать их вам. Конечно, на просторах Сети вполне можно было бы поискать ответы, но как обычно это бывает "сколько людей -- столько и мнений", а мне необходима конкретная информация.

    Итак, вот, что меня интересует:

1. Какие знания/навыки вузовского (технического) образования могут оказаться полезными в работе? (вопрос может показаться глупым, но, правда, начиталась, что некоторые и после гуманитарного вуза справляются с работой, кого-то и после технического пришлось переучивать...)


2. Какими конкретными навыками должен обладать usability-тестировщик?

3. Как вы считаете, стоит ли сдавать экзамен на базовый сертификат ISTQB? (я так понимаю, для его сдачи необходимо обладать нехитрым умением читать/писать/запоминать)

    И в общем обрисую немножко ситуацию: я временно нигде не учусь, собираюсь в следующем году поступать в технический вуз. Знаний пока, откровенно говоря, мало: хорошая база школьной информатики (действительно, хорошей!), "Hello world" на Python'е. Но есть умение и желание гуглить, искать, пробовать и добиваться. Сейчас достаточно времени для самообразования, и хотелось бы иметь более-менее чёткий курс. Помогите, пожалуйста, задайте направление. :)

    Заранее благодарю за ответ!

Сначала про "как вообще стать тестировщиком?". С момента ответа на этот вопрос прошло много времени, поэтому я ужала информацию и написала новый модный блог-пост с пятью шагами, которые нужны для устройства на работу!

А теперь вернемся к вопросу Татьяны:

Татьяна, это здорово, что Вы решили выбрать именно стезю тестирования! Это очень увлекательный путь, поверьте Smile :)

Совершенно правильно Вы начитались - выпускники гуманитарный вузов действительно могут стать тестировщиками, и вполне успешными! Это наша беда и наша сила одновременно. Вполне можно быть самым прокачанным спецом, вообще не оканчивая ВУЗ-а, уж поверьте мне, я таких видела!

Можно пройти специальные курсы, научиться по книгам и вперед, к делу! Конечно, врачам или инженерам, конструирующим дома, с этим посложнее будет, им нужна строгая база, которая уже есть. В тестировании все немного иначе. Тестирование - это не наука. Точнее, есть и тестирование-наука, но что-то мне подсказывает, что Вас интересует более приземленная профессия Wink ;)

А в обычном тестировании нет научно выверенных формул, есть только эвристики. Да, они работают, но ими надо уметь пользоваться. А этому сейчас в ВУЗ-ах не учат. Поэтому образование у Вас может быть любое. Ну вот разве что самым полезным будет что-то, связанное с ИТ, изучение кода. Даже не будучи автоматизатором, который работает с кодом каждый день, весьма полезно уметь его читать.

Поэтому, если Вам интересно программирование - изучайте его. А если нет, то изучайте что-то другое. А там уже и будете решать, что Вам действительно интересно.

Я не совсем понимаю, почему Вас интересует именно тестировщик usability, почему именно это направление? Вы о нем где-то читали что-то интересное или просто знаете, что это ручное тестирование и там не нужны навыки программирования, которые Вас страшат?

Usability тестированию вообще мало где учат, вот разве что на курсах у Наташи Руколь. Это довольно интересная и увлекательная область. Если Вы хотите ее изучать, то тут, боюсь, помогут только книжки и тренинг. Также Вы можете постоянно тренироваться - на любых сайтах (и не только сайтах!) подмечать все, что Вам, как пользователю, неудобно, составлять грамотное описание, почему именно неудобно и где бы Вам хотелось видеть какую-то конкретную кнопочку и можно даже отправлять это разработчикам! Конечно, не везде Вы будете получать фидбек, но кто-то обязательно ответит, а кто-то еще и спасибо скажет. Если письмо будет без претензий и при этом действительно полезное.

Ну и, наконец, тема сертификатов! Это предметы горячих споров. Однако, ориентируясь на входные данные (Вы еще даже не студентка), я не советую получать сертификат сейчас. Сертификаты имеют свой срок действия и мало что дадут на раннем этапе.

Во-первых, неизвестно, будете ли Вы работать на первых курсах. Людей без опыта в принципе не очень то охотно берут, а уж на полставки то, да еще и с гибким графиком - постараться надо место найти. Можно, кстати, не заморачиваться и пока спокойно поучиться. а потом уже делить учебу с работой. Тогда и сертификат получать. Потому что да, первый уровень можно спокойно сдать, умея читать. А работодателям все равно опыт подавай и скорее опыт будет плюсом, чем какая-то бумажка.

Кстати, моя коллега, Татьяна Зинченко, может рассказать много увлекательного на тему сертификации. Вот например, получили Вы сертификат сейчас, а через 5 лет окончили ВУЗ и пошли искать работу. А сертификат то уже все, истек. И более того, про ISTQB уже давно никто ничего не слышал. Ну, так бывает. Может, они за 5 лет только укрепят свои позиции и наличие их сертификата будет значить очень многое. А, может быть, станет популярной другая организация и про эту все вообще забудут. Принесете Вы просрочненный сертификат - вот, мол, сдавала! А Вас просто не поймут - что за организация такая? Что за сертификат? Не, не слышали. Не стоит ему верить, значит.

Так что, дорогая Татьяна, учитесь и будет Вам счастье! Читайте Романа Савина, если очень хочется работать прямо сейчас, пройдите курсы на реальных проектах, посмотрите, каково это - работать тестировщиком. А дальше уже сами поймете, куда учиться. В какую сторону расти. Никто это за Вас не решит, потому что никто, кроме Вас. не знает, что именно Вам будет действительно интересно!

За сим откланиваюсь. До встречи, ребята! 
Мы ждем ваших писем - пишите на sprosi.testera@gmail.com, задавайте вопросы, рассказывайте истории, грустные и не очень, делитесь опытом - мы рады всем!

Пока, увидимся через неделю!

15 комментариев:

  1. )) учат-учат.
    Например:

    http://www.intuit.ru/studies/courses/1040/209/lecture/2883?page=1

    Я бы вообще посоветовала проштудировать www.intuit.ru . Там связно, четко, и вполне доступно рассказано про тестирование вообще.
    Без воды, красивостей и вкусняшек.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну так и на http://software-testing.ru/ учат :)
      Речь о том, что этому не учат в ВУЗ-ах, специальность вроде уже где-то есть, но не везде.

      Поэтому, в принципе, не сильно важно, какую профессию выбирать и на кого сейчас учиться. На кого интересно - на того и учись :)

      Удалить
  2. Да и в ВУЗах учат :) Курс по вышепроцитированной ссылке студентам читается, а его кусочки - даже не в одном ВУЗе.

    ОтветитьУдалить
  3. Читать Романа Савина? Эммм...простите, но лучше уже ничего не читать, чем Савина.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не согласна.
      Я в своё время была совершенно неопытным человечком. И знать не знала про тестирование ничего... а прочитала Савина - и в очень мягкой и понятной форме получила основные понятия о том, что есть тестирование, баги, какие бывают вообще дефекты в проектах, что и где нужно проверять.
      Уже после Савина я была готова к более серьёзной литературе, типа Канера или Блэка и Тамре.
      Если бы сразу начала читать Тамре - забросила бы тестирование, даже не начав...
      А так Савин - это как букварь для тестироващиков. Там ты узнаешь "алфавит", а уже читать и, собственно, тестировать учишься с помощью других книг и непосредственно практики.

      Так что, Савин - достаточно полезная книжка для только начинающих свой путь тестировщиков.

      Удалить
  4. "Сегодня мы с вами снава вернемся к теме..." - баг в пятом слове.

    ОтветитьУдалить
  5. Добрый день! Скажите, реально ли стать тестировщиком с экономическим образованием и опытом бухгалтера (в т.ч. главного)? После декретного отпуска решила освоить новую профессию. Мне 27, надеюсь, еще не поздно))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В этом мире нет ничего невозможного!! Главное - это желание учиться, самосовершенствоваться и узнавать что-то новое.
      Самый реальный и самый логичный для начинающего тестировщика вариант - это ручное тестирование. За автоматизацию лучше первые год-полтора даже не браться. Это будет только сбивать, тем более, если it-образования нет.
      А вот ручное тестирование - самое то. Особенно, если глаз намётан замечать то, что "плохо лежит" в плане проекта =)
      Почитайте книжки, подпишитесь на несколько форумов по тестированию, поищите бесплатные курсы/вебинары для начинающих тестировщиков. главное - не сдавайтесь, и у вас всё обязательно получится!

      Удалить
    2. Спасибо за такие слова поддержки! Я настроена серьезно, профессия новая для меня, а глаз у меня очень хорошо наметан на то, что "плохо лежит")) бухгалтерия в плане внимательности и усидчивости очень многому научила)) информации много, буду как-то структурировать всё. Единственный вопрос волнует, а сколько времени мне понадобится (с полным погружением, конечно), чтобы освоить на уровне "начинать работать уже можно"?

      Удалить
    3. Алена, у всех по разному занимает процесс погружения. Кто-то все может выучить за месяц, кто-то за полгода. Просто начните потихоньку изучать эту тему и ходить на собеседования +)

      Удалить
  6. Здравствуйте Ольга! Я посмотрела только одну вашу бесплатную лекцию и уже могу сказать вам СПАСИБО! Вчера я была на курсах по тестированию. Преподаватель не мог объяснить элементарное - жизненный цикл ПО, с его слов я ничего не поняла про в-образний и вотерфол циклы (а это ведь только начало курса!). Хорошо что перед занятием я наткнулась на вашу лекцию, где вы очень доступно все объясняете. Для себя я сделала выводы что это не я полный ноль, а неправильная методика преподавания, тем более что данная тема - это примитив (я даже не могу рассказать что он наговорил), а с ваших слов я запомнила все, ведь это простое, логическое объяснение! Хорошо что я не клюнула на 10% скидку при предоплате за курс и сходила на первую лекцию бесплатно. Теперь открою Савина и буду читать, думаю для начала обучения тестированию-это самое верное решение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо вам за отзыв, очень приятно ^_^ Да, начать можно с Савина, но сразу же начинайте применять в реальной жизни. Ко мне на курс часто приходят сразу после Савина и это большой шок, когда "написано и типа просто, а реально оказалось, что очень сложно))))". Так что лучше или взять более серьезную книжку после Савина, или начать применять)

      Удалить
  7. Гуглю сейчас тему сертификатов (сюда попала именно путем гугления) и прочла, что ISTQB сертификат пожизненный. Как сдал один раз, так и всё, можно не париться. Срок действия не кончится. Ни к чему не призываю, просто говорю))

    ОтветитьУдалить