пятница, 8 января 2021 г.

Как учиться с интересом. Юлия Гиппенрейтер

 


Ссылка на OZON

Я пишу отзыв на книгу в этом блоге, а не во втором только потому, что исходно покупала эту книгу именно как бизнес-книгу. Я искала что-то типа "Искусство обучать", книгу для тренеров. К сожалению, таких книг очень и очень мало Грусть :(

А тут вроде бы именно про обучение, и отзывы хорошие. А какая, в целом разница, учить ребенка или взрослого? Ребенка даже сложнее, мотивации у него нет. Впрочем, у некоторых взрослых даже на платных курсах мотивации тоже нет, их отправило начальство )))

В целом, на бизнес-книгу не тянет. А если вы хотите почитать что-то о родительстве, то лучше прочитать полную версию — «Самая важная книга для родителей». Эта книжка — карманный вариант на конкретную тему. Выдержка из полной книги. Но лучше прочитать полную версию, этой одной будет мало.

Тем не менее я сделала несколько пометок с хорошими идеями про обучение, которые применимы как к детям, так и к взрослым студентам:

Умение учиться

Самый очевидный профит от курсов (будем говорить во «взрослой» тематике, так как этот блог не про детей) — это полученные навыки и умения.

Менее очевидный профит — студент продвигается в умении учиться. Организовать себя, найти время на просмотр лекции, на выполнение домашних заданий, на формулирование правильных вопросов... Погуглить при необходимости Wink ;)

Это очень полезный навык, который обязательно пригодится потом! Поэтому проходить курсы в целом полезно, как и читать книги, смотреть полезные видео...


Эмоциональный след

Эмоциональный след остается от учителя и взаимоотношений с ним. И играет далеко не последнюю роль в обучении! 

  • Если студенту нравится преподаватель, он и вопросов больше задаст, не боясь выглядеть глупо, и впечатление от курса останется хорошее.
  • Если же тренер постоянно гнобит студентов, то вопросы задавать будет просто страшно. Опять засмеёт, нафиг надо! В итоге обучение просто забрасывается. 
У меня есть студенты, которые ходят на все или почти все мои курсы. Потому что им нравится моя подача материала, наводящие вопросы в чате, качество домашних заданий и полученный профит.

У меня есть и студенты, которые никогда ко мне не возвращаются. Потому что им НЕ нравится моя подача материала, еврейские вопросы, домашние задания... 

И тот и другой случай — результат эмоционального следа, который курс оставляет в сердцах учеников. Нельзя нравится всем, но важно помнить об этом следе. И стараться, чтобы он был максимально позитивным у большинство человек.


Вывод о своих способностях

Не менее важно правильно составлять домашние задания. Потому что после их выполнения у студента остается вывод о себе и своих способностях:
  • Я это смог!
  • Увы, мне это не под силу.
Именно поэтому нельзя начинать со сложных заданий. Студент только пришел на курс, он еще всего боится, сможет-не сможет, получится-не получится. Слушает лекцию, открывает ДЗ — а оно огромное и сложное. Вера в свои силы пропадает и он бросает курс, даже если исходно была мотивация.

И если у вас 90% студентов не проходят дальше первых 3-4 ДЗ, это не потому что студенты все ленивые и глупые, это что-то не так с курсом. Возможно, это проблема позиционирования. Большинство курсов делается на уровень «полный ноль», и в чате курсов иногда люди вздыхают «ах, почему так мало курсов уровнем выше».

Вот только проблема в том, что на курсы идут люди с нулевым уровнем, даже если в описании написано «уровень выше, надо уметь то и се». На программирование идут люди, которые не знают, что такое командная строка, например. И потом остаются очень недовольны — как это так, в лекции не объяснили!

Но если у вас курс преполагает наличие каких-то знаний, об этом надо писать в описании курса. Причем как можно выше и заметнее. Если и после этого идут те, кто бросит почти сразу — значит, нужно делать входной порог, создавать тест на необходимые знания. 

А вот если ваш курс «подходит для любого уровня» и его не могут осилить — значит, проблема в курсе. Не в студентах, а в вас. Спрашивайте, почему люди бросили, и меняйте курс. По крайней мере, если вас волнует его репутация.


Ступенька, на которой находишься

Не надо отбирать у детей детство. Автор не одобряет горе-энтузиастов, которые порой пытаются «втащить ребенка за шиворот на следующую ступеньку лестницы развития». 

Важно увлечь ребенка содержательной задачей и в то же время деликатно отнестись к той «ступеньке», на которой тот в данный момент находится.

Как молодая мама, я полностью одобряю этот подход. И не понимаю попыток похвалиться в песочнице, что ребенок умеет что-то сильно раньше возраста. Не стоит торопить события, имхо.

Как тренера это заставляет меня задуматься... Хммм, но ведь люди все разные. Дети начинают ползать-сидеть-ходить в разное время. То есть даже если не пытаться перескочить через ступеньку развития, кто-то начнет ходить в 8 месяцев, а кто-то в год...

Но ведь также и студенты, все по-разному воспринимают материал. Кто-то легко и быстро, а кому-то даже простые вещи даются тяжело. И это совсем не значит, что люди из второй категории — непригодные к профессии.

Хотя, признаюсь, и у меня бывало такое, что смотришь на студента, и кажется, что тестирование вообще не его. А он потом в чате выпускников хвалится работой. И ведь смог, и ведь добился! Просто не сразу. Но главное, рук не опустил.

Вот и получается вечный вопрос, как угодить «и тем, и тем». Чтобы быстро схватывающим не было скучно, и чтобы остальные не переживали, что «у меня никогда не получится». Но всегда стоит помнить про эту ступеньку. И если студент тупит — это потому, что он еще не понял материал, и надо пояснить, а не бухтеть себе под нос, что он просто слишком глупый))


Резюме


Как бизнес-книгу не особо рекомендую. Потому что она всё же про детей и полезного для тренера там будет мало. Хотя найти можно! Материал для размылений вообще везде можно увидеть )))

А если вы хотите почитать что-то о родительстве, то лучше прочитать полную версию — «Самая важная книга для родителей». Эта книга интересная, вполне рекомендую ))


Комментариев нет:

Отправить комментарий