Даже если вы не читали книгу «Поток» Михай Чиксентмихайи, то про само понятие вполне могли слышать. По крайней мере, говорят о нем везде. В книгах по тайм-менеджменту, статьях, блогах... Объяснить это состояние можно буквально за 5 минут и простенький график:
У нас есть задачи, которые мы выполняем. Есть требования к ним и наши текущие навыки. Скажем, мы учимся играть в бадминтон. В самом начале мы ничего не умеем, но и требования низкие — просто попади по воланчику. Нам комфортно с этой задачей, она под стать умениям. Это уровень А1.
Но потом мы научились базовым вещам и начинаем играть с друзьями. И тут можно перейти в разные точки: если соперник будет слишком слабый, нам станет скучно (А2 на графике). Если слишком сильный, то одолеет тревога, что мы не справимся (А3). Идеальный вариант — перемещение в потоке, когда задача чуть сложнее, чем мы решали раньше. Это делает ее нескучной, но и тревожности "я не смогу!" нету. На графике это переход по диагонали, от А1 к А4.
Если вы попадаете в состояние потока, то теряете счет времени. Настолько интересно решать задачу. Может весь день пройти, а вы и не заметите, настолько будете увлечены. Бывало такое?
Обычно это состояние свойственно разработчикам. Если, конечно, они не поддерживают целыми днями старый легаси-код, явно пребывая в точке А2 (высокие умения, низкие требования = скукота). А так взял задачку, погрузился в нее — ой, уже час как домой пора!
И именно поэтому в ИТ компаниях для мелких вопросов чаще используют скайп, чем живое общение. Если подойти к разработчику с вопросом «А как мне сделать...?», вы рискуете вырвать его из состояния потока. Он растеряет концентрацию и забудет, о чем думал. В итоге вы вроде его на минутку отвлекли, а он еще полчаса потом вспоминает, на чем остановился. И не факт, что вернется в поток.
Если написать в чат, то разработчик ответит во время перерыва между мыслями. Когда сам будет готов отвлечься. Это — уважительное отношение к коллегам.
Но хватит о разработке. Давайте лучше о тестировании поговорим =)
Пока ты джуниор, то смотришь на все широко открытыми глазами: ух ты, как много интересного! Чек-листы дали? Кайф! Прошелся с ними по системе = познакомился с системой, нашел пару багов, ну классно же. Вы постоянно открываете для себя что-то новое в этом состоянии.
Но если дни идут, а задачи не меняются, то появляется скука. Есть компании, где нет автоматизации и довольно слабый уровень кода. И там реально надо гонять одни и те же ручные тесты, чтобы убедиться, что ничего не отвалилось после коммита. Это — рутина.
Причем первый месяц это нормально. Ты не знаком с системой, у тебя нет опыта, нет навыков. Так что задача тебе по силам. Но вот ты ее перерос и... Дальше что? А дальше надо развиваться, или работа начнет утомлять. Я не говорю, что надо пытаться внедрить автоматизацию, как это нынче модно. Но вы можете начать менять чек-листы, пробовать новые техники тест-дизайна или заавтоматизировать рутину. В общем, ищите кайф в работе!
См также:
Тестирование в кайф! — видео Натальи Руколь о том, как превратить рутинную работу в кайфушечки.
Есть и другая крайность — точка А3. Это когда ты еще джуниор, а на тебя возлагают слишком много всего. Причем ладно бы планка была чуть приподнята: «Так, ладно, это я умею, а тут чуть прокачаюсь и норм». Но обычно ее задирают очень высоко.
Например, на форум часто приходят люди с примерно таким вопросом:
Или таким
Опытные ужасаются — ну ты же сам новичок, куда тебе автоматизировать то?? Вручную тестировать научись! А уж про постановку процессов так вообще молчу.
Но увы, эта практика процветает. В моем чатике выпускников тоже постоянно похожие вопросы. Иногда прямо на собеседовании говорят о том, что тебе придется ставить процесс с нуля. Так обычно делают стартапы. Денег нет на тестирование, поэтому выбирают среди джуниоров. А потом просят их поставить процесс.
Не спорю, некоторым это все оказывается под силу. Если говорить о стартапе, то для них постановка процесса может оказаться на деле простой. Просто тестируй, что мы тебе даем, и все. Это и новичок сможет сделать. А потом потихоньку начнет что-то внедрять, натыкаясь на сложности. И если команда хорошая, то еще и поддержат во всем!
Если говорить про автоматизацию, то скорость обучения у всех разная, как и интересы. Одному человеку поставят задачу автоматизации и он придет в полный ужас, потому что для него это точка А3 на графике. Слишком сложно для его навыков.
А кто-то любит копаться во всем новом, особенно тяготеет к программированию. И он за такую задачку, наоборот, схватится с большим воодушевлением. Для него это точка А4. Он не видит ничего непосильного в задаче, а просто декомпозирует ее. Таааак, попробуем сделать простенький тест — нагуглили, сделали. Так, теперь подумаем про ООП и все такое — и гуглит уже это. Для него это потоковая деятельность, ничего ужасного в ней нет)))
Ну и вот. Состояние потока — оно доступно каждому. Возможно, ваша текущая работа вам все же не подходит, потому что на ней вы слишком часто скучаете или постоянно находитесь в стрессовой ситуации. Но даже в этом случае вы можете жить более гармонично.
Если вам скучно — поставьте себе новые задачи сами. Выполняйте рутинную работу немного по другому. Поставьте себе цель улучшить процесс. Рассматривайте процесс под лупой, размышляя «Что можно сделать, чтобы ты стал интереснее?». И вносите изменения. Пусть небольшие, ну и что? Одно небольшое изменение в день = уже 5 за неделю, 20 за месяц! А там, глядишь, и от скуки не останется и следа...
Если вас не покидает чувство тревоги от вечных дедлайнов и сложных задач — попробуйте декомпозировать свои задачи. Так, чтобы они были не сразу «Ух, какая высокая планка», а чуть выше, чем вы умеете сейчас. Идите к цели потихоньку. В любом случае от вашего волнения ничего не изменится, вот и не переживайте =)
Тренеру тоже стоит помнить о состоянии потока. Особенно о точке А3. Если сразу дать сложную задачку новичку — он с ней не справится и вообще забьет на учебу. «Это не для меня».
Именно поэтому в курсах обычно первые домашние задания простенькие. Да, некоторые уже знают этот материал, ну и что? Они даже не успеют поскучать, просто выполнят ДЗ за 5 минут и перейдут к другому. А вот если НЕ дать простой задачи, то вся остальная группа может впасть в уныние. Это если первая же задача такая сложная, как справиться с остальными??
В итоге приходится поддерживать баланс. Идти от простого к сложному. Для совсем новичков в этой теме давать несложные задачки перед основной. Они могут быть необязательными. Например, во время лекции можно сказать «ставьте видео на паузу и повторяйте то, что делаю я». Те, кто еще боится инструмента, так и сделает. И будет у него галочка в мозгах «я сделал, я смог!». Тогда и чуть посложнее задачку сделать не страшно. А те, кто не видит в видео ничего сложного, повторять прям все-все не будут, только то, что их заинтересовало.
А для тех, кто все сделал и сидит скучает, можно подготовить дополнительные задания со звездочкой. Не обязательные, но интересные. Сложнее основного материала.
Сложная это задача, поддерживать потоковое состояние... Но как минимум надо работать с тем, чтобы не было точки А3 хотя бы в самом начале, это слишком демотивирует. Вот потом задания можно и усложнять. Потому что когда прогресс виден, уже не так страшно за них браться. Но начинаем — с простого!
У нас есть задачи, которые мы выполняем. Есть требования к ним и наши текущие навыки. Скажем, мы учимся играть в бадминтон. В самом начале мы ничего не умеем, но и требования низкие — просто попади по воланчику. Нам комфортно с этой задачей, она под стать умениям. Это уровень А1.
Но потом мы научились базовым вещам и начинаем играть с друзьями. И тут можно перейти в разные точки: если соперник будет слишком слабый, нам станет скучно (А2 на графике). Если слишком сильный, то одолеет тревога, что мы не справимся (А3). Идеальный вариант — перемещение в потоке, когда задача чуть сложнее, чем мы решали раньше. Это делает ее нескучной, но и тревожности "я не смогу!" нету. На графике это переход по диагонали, от А1 к А4.
Если вы попадаете в состояние потока, то теряете счет времени. Настолько интересно решать задачу. Может весь день пройти, а вы и не заметите, настолько будете увлечены. Бывало такое?
Обычно это состояние свойственно разработчикам. Если, конечно, они не поддерживают целыми днями старый легаси-код, явно пребывая в точке А2 (высокие умения, низкие требования = скукота). А так взял задачку, погрузился в нее — ой, уже час как домой пора!
И именно поэтому в ИТ компаниях для мелких вопросов чаще используют скайп, чем живое общение. Если подойти к разработчику с вопросом «А как мне сделать...?», вы рискуете вырвать его из состояния потока. Он растеряет концентрацию и забудет, о чем думал. В итоге вы вроде его на минутку отвлекли, а он еще полчаса потом вспоминает, на чем остановился. И не факт, что вернется в поток.
Если написать в чат, то разработчик ответит во время перерыва между мыслями. Когда сам будет готов отвлечься. Это — уважительное отношение к коллегам.
Поток в работе
Но хватит о разработке. Давайте лучше о тестировании поговорим =)
Пока ты джуниор, то смотришь на все широко открытыми глазами: ух ты, как много интересного! Чек-листы дали? Кайф! Прошелся с ними по системе = познакомился с системой, нашел пару багов, ну классно же. Вы постоянно открываете для себя что-то новое в этом состоянии.
Но если дни идут, а задачи не меняются, то появляется скука. Есть компании, где нет автоматизации и довольно слабый уровень кода. И там реально надо гонять одни и те же ручные тесты, чтобы убедиться, что ничего не отвалилось после коммита. Это — рутина.
Причем первый месяц это нормально. Ты не знаком с системой, у тебя нет опыта, нет навыков. Так что задача тебе по силам. Но вот ты ее перерос и... Дальше что? А дальше надо развиваться, или работа начнет утомлять. Я не говорю, что надо пытаться внедрить автоматизацию, как это нынче модно. Но вы можете начать менять чек-листы, пробовать новые техники тест-дизайна или заавтоматизировать рутину. В общем, ищите кайф в работе!
См также:
Тестирование в кайф! — видео Натальи Руколь о том, как превратить рутинную работу в кайфушечки.
Есть и другая крайность — точка А3. Это когда ты еще джуниор, а на тебя возлагают слишком много всего. Причем ладно бы планка была чуть приподнята: «Так, ладно, это я умею, а тут чуть прокачаюсь и норм». Но обычно ее задирают очень высоко.
Например, на форум часто приходят люди с примерно таким вопросом:
Я новичок в тестировании и единственный тестировщик в компании. Мне сказали поставить процесс с нуля. Как это делать?!
Или таким
Я еще сам новичок, но в компании решили внедрять автоматизацию. И у меня задача это все оценить и начинать работу. С чего вообще начать??
Опытные ужасаются — ну ты же сам новичок, куда тебе автоматизировать то?? Вручную тестировать научись! А уж про постановку процессов так вообще молчу.
Но увы, эта практика процветает. В моем чатике выпускников тоже постоянно похожие вопросы. Иногда прямо на собеседовании говорят о том, что тебе придется ставить процесс с нуля. Так обычно делают стартапы. Денег нет на тестирование, поэтому выбирают среди джуниоров. А потом просят их поставить процесс.
Не спорю, некоторым это все оказывается под силу. Если говорить о стартапе, то для них постановка процесса может оказаться на деле простой. Просто тестируй, что мы тебе даем, и все. Это и новичок сможет сделать. А потом потихоньку начнет что-то внедрять, натыкаясь на сложности. И если команда хорошая, то еще и поддержат во всем!
Если говорить про автоматизацию, то скорость обучения у всех разная, как и интересы. Одному человеку поставят задачу автоматизации и он придет в полный ужас, потому что для него это точка А3 на графике. Слишком сложно для его навыков.
А кто-то любит копаться во всем новом, особенно тяготеет к программированию. И он за такую задачку, наоборот, схватится с большим воодушевлением. Для него это точка А4. Он не видит ничего непосильного в задаче, а просто декомпозирует ее. Таааак, попробуем сделать простенький тест — нагуглили, сделали. Так, теперь подумаем про ООП и все такое — и гуглит уже это. Для него это потоковая деятельность, ничего ужасного в ней нет)))
Ну и вот. Состояние потока — оно доступно каждому. Возможно, ваша текущая работа вам все же не подходит, потому что на ней вы слишком часто скучаете или постоянно находитесь в стрессовой ситуации. Но даже в этом случае вы можете жить более гармонично.
Если вам скучно — поставьте себе новые задачи сами. Выполняйте рутинную работу немного по другому. Поставьте себе цель улучшить процесс. Рассматривайте процесс под лупой, размышляя «Что можно сделать, чтобы ты стал интереснее?». И вносите изменения. Пусть небольшие, ну и что? Одно небольшое изменение в день = уже 5 за неделю, 20 за месяц! А там, глядишь, и от скуки не останется и следа...
Если вас не покидает чувство тревоги от вечных дедлайнов и сложных задач — попробуйте декомпозировать свои задачи. Так, чтобы они были не сразу «Ух, какая высокая планка», а чуть выше, чем вы умеете сейчас. Идите к цели потихоньку. В любом случае от вашего волнения ничего не изменится, вот и не переживайте =)
Поток в обучении
Тренеру тоже стоит помнить о состоянии потока. Особенно о точке А3. Если сразу дать сложную задачку новичку — он с ней не справится и вообще забьет на учебу. «Это не для меня».
Именно поэтому в курсах обычно первые домашние задания простенькие. Да, некоторые уже знают этот материал, ну и что? Они даже не успеют поскучать, просто выполнят ДЗ за 5 минут и перейдут к другому. А вот если НЕ дать простой задачи, то вся остальная группа может впасть в уныние. Это если первая же задача такая сложная, как справиться с остальными??
В итоге приходится поддерживать баланс. Идти от простого к сложному. Для совсем новичков в этой теме давать несложные задачки перед основной. Они могут быть необязательными. Например, во время лекции можно сказать «ставьте видео на паузу и повторяйте то, что делаю я». Те, кто еще боится инструмента, так и сделает. И будет у него галочка в мозгах «я сделал, я смог!». Тогда и чуть посложнее задачку сделать не страшно. А те, кто не видит в видео ничего сложного, повторять прям все-все не будут, только то, что их заинтересовало.
А для тех, кто все сделал и сидит скучает, можно подготовить дополнительные задания со звездочкой. Не обязательные, но интересные. Сложнее основного материала.
Сложная это задача, поддерживать потоковое состояние... Но как минимум надо работать с тем, чтобы не было точки А3 хотя бы в самом начале, это слишком демотивирует. Вот потом задания можно и усложнять. Потому что когда прогресс виден, уже не так страшно за них браться. Но начинаем — с простого!
Комментариев нет:
Отправить комментарий