суббота, 11 февраля 2017 г.

Добейся максимума. Маркус Бакингем, Дональд Клифтон


Ссылка на книгу (издательство «Альпина Паблишер»).

Полное название книги — «Добейся максимума. Сильные стороны сотрудников на службе бизнеса». Собственно, главная мысль книги:

Мы очень много времени уделяем своим слабым сторонам. Стараемся их улучшить и прокачать. А сильные не качаем, воспринимая как должное.

Казалось бы, это очень логично. Если у тебя есть дар / талант — развивай его и используй во всю мощь! Но если посмотреть на реальную жизнь — а ведь и правда, на обучение отправляют не улучшать и так хороший скилл, а прокачивать тот, в котором ты полный ноль.


Например, когда человек хочет стать менеджером, его руководитель изучает его сильные / слабые стороны. Ага, ты вот делегировать не умеешь, иди на курсы подучись. Вот! А ведь реально в слабых сторонах мы никогда не достигнем верха мастерства. Да, их надо прокачивать, но не изо всех сил, а до приемлемого уровня. А остальное время уделять сильным сторонам → ну. по хорошему)))

Это хороший подзатыльник для руководителей, которые не учат сотрудников сильным сторонам Smile :) Качайте их! И это окупится! Куда лучше послать ручного тестировщика? На конференцию по исследовательскому тестированию, которое он делать уже умеет, но может урвать полезные фишки, или на конференцию по автоматизации, где все будет в новинку и сразу много знаний? Кажется, что логичнее второе, знаний то больше. Но так вы не качаете сильные стороны. Вторая конференция тут больше "для души и общего развития", а важная и нужная — первая. Если тестировщик считает себя слишком крутым, послать докладчиком. Пока пытаешься объяснить другим, сам лучше материал понимаешь))

Признаюсь, мне самой интересно послушать о том, о чем я еще не знаю. Вот, допустим, интересны были бы курсы по переговорам. Но являются ли переговоры моей сильной стороной? Не уверена. Как раз хотелось бы с "нулевого" уровня подняться. С другой стороны, я учусь тексту, например, проходила курсы у Максима Ильяхова. А текст как раз — мой талант. Это то, что я люблю и что мне нравится. И вот это круто, что развиваю его))) Главное — не останавливаться!

Вообще в этом плане я интуитивно поступила правильно. Когда-то давно я играла в WoW и вела на форуме что-то типа бложека — писала, как проходят мой рейды. Но в один прекрасный момент поняла, что надо завести профессиональный блог и писать туда то, что узнаю про тестирование. Ведь мне все равно надо писать — это внутренняя потребность. Почему бы не совместить приятное с полезным? Это намного полезнее, чем описывать игрульки!

Сначала я не знала, что писать. Но потом стала учиться SQL и программированию и записывать то, чему научилась. Потом добавила туда отзывы на посещенные конференции и курсы. Потом сама стала тренером и стала писать посты для студентов. Потому что, если осмотреться, то материала то на русском мало! Такого, чтобы можно было дать новичку. И просто, и по теме, не только размышления, но примеры и вот это вот все.

Честно говоря, мне до сих пор иногда кажется, что мне скоро будет не о чем писать. Столько всего написала уже! Что еще рассказать то? А потом появляются все новые и новые идеи «полезных» постов, которые встают в очередь. А еще мимоходом ловятся баги, под которые заведена рубрика «баги повсюду», она же «панбагон». А еще мои студенты радуют в чатах выпускников то счастливыми известиями о трудоустройстве, то интересным кейсом из жизни! В общем, периоды застоя бывают, но потом снова есть о чем написать Smile :)

И именно в этом фишка! Найти свой талант и максимально применить его на работе. Почему таланту нельзя научиться? Потому что каждый день мы принимаем сотни микро-решений. Большинство из них — на автомате. А на автомате срабатывают наши таланты и пристрастия.

Например? Когда меня в чем-то обвиняют, моя первая реакция — это защита. «Да ты сам такой!». Да, правильнее среагировать позитивно «Вы абсолютно правы». Но, даже если я так и отвечу — это будет осознанный выбор. Потому что я знаю, что так правильно. Но если у меня аврал и я кручусь-верчусь и вся в работе и тут на тебе, предъявы, вся осознанность испаряется и я гавкаю в ответ.

См также:
Критики и ненавистники — статья о том, как принимать критику

Тут можно выкатить глаза и сказать: «Ты че, ты же тренер!». Да, хороший учитель обладает талантами индивидуализации и коммуникации. Он воодушевляет студентов и всегда мягкий и добрый. А я не белая и пушистая. Мне ближе стиль майора Пейна. Именно поэтому мой основной курс — это интенсив. Там я удачно играю роль «злого босса» и отправляю ребят перечитывать типовые ошибки. При этом осознанно прихожу в чат с подробными объяснениями → нельзя просто отгородиться ширмой "я злой и до свидания". Конечно, пояснения нужны. И добрее надо быть. И я стараюсь делать этот осознанный выбор чаще. Но при этом основная реакция — "Ваш вариант?" или "А что написано в типовых ошибках?".

В «обычных» курсах такой подход использовать нельзя. Поэтому я долго боялась «расширяться» и выходить за рамки интенсива. Но мне интересно. Мне нравится описывать простым языком сложное. Мне нравится объяснять. Мне интересно научить. Но у меня нет таланта разговаривать со студентами. И именно поэтому у меня есть и «будет есть ©» напарник и помощник Smile :)

Я просто не справлюсь сама. Но это не значит, что не стоит и пытаться. Главное — четко осознавать свои таланты. Что ты можешь / умеешь, а что нет. Это поможет делегировать задачи, в которых ты не силен. Но если ждать идеального человека, который и лекции запишет, и проверять все ДЗ будет, и отвечать во всех чатах — искать можно долго. Многие люди хотят сделать тренинг, бьют себя пяткой в грудь и... Ничего не меняется. Проходит месяц, два, три, а курса так и нет. Со мной не так. Если пообещала, я сделаю. Это, кстати, талант ответственности.

Собственно, треть книги посвящена описанию талантов — это была самая интересная для меня часть. Сначала авторы рассказали о том, что правильнее качать не слабые стороны, а сильные. Очевидную истину, которую никто не выполняет. Чтобы найти таланты в своих сотрудниках и дать им расцвести, надо сначала найти таланты в себе.

Как обнаружить талант? Это легко и в то же время очень сложно. Надо наблюдать за собой как бы со стороны. В течение дня мы принимаем сотни решений. Что это за решения? Какие таланты в нас скрыты? Сложно увидеть потому, что моментальную реакцию мы даже не замечаем. Она кажется само собой разумеющейся. Да и потом, следя за собой, надо видеть то, что есть. а не то, каким хочется выглядеть. Честность — залог успеха.

Если вам сложно самому выявить свои таланты, можно пройти тест StrengthsFinder. Его составили авторы книги. Там надо быстро отвечать на вопросы, но вопросов много. И во многих нет единственно правильного ответа. Поэтому они помогают ответить честно, а не просто социально ожидаемо. Тест, видимо, платный, потому что бонусом к печатной книге идет пароль для его прохождения. Я пока не проходила, потому что мне некогда (да да, я в курсе о картинке с квадратным колесом), да и не хочется. Пока интереснее выявить таланты самой. Да и как робот сможет сделать это лучше меня, верно?

Но книга явно рассчитана на то, что вы тест прошли. Собственно, книга — пиар теста. Или тест — пиар книги. Где курица, а где яйцо, не уверена. Но во второй части книги авторы описывают людей, у которых есть тот или иной талант. Это самая интересная часть! Я считерила и стала сразу читать описания. Это было прикольно! Читаешь и узнаешь в описании себя или знакомых людей (я, например, узнала в некоторых описаниях мужа ). Вот небольшая выдержка из книги:

Ответственность

Вы принимаете психологическую ответственность за все, что пообещали, и независимо от того, крупное это обещание или незначительное, ощущаете эмоциональную обязанность выполнить его.

О, да! Если я пообещала приехать в срок и опаздываю, то десять раз сгорю со стыда. Мне лучше приехать на полчаса раньше и подождать самой. Но раз я пообещала — то выполню. И это помогает в работе. Ну или вредит, смотря с какой стороны посмотреть. Smile :) Если ты сказал "сегодня проверю эту фичу", а сам не успел — то это плохо. Мне такое неприятно самой, но и в целом не поддерживается в компании.

Что, кстати, хорошо — когда твои таланты вписываются в корпоративную политику. По хорошему, надо и на этапе собеседований подбирать людй, таланты которых подходят под ваши цели и не противоречат духу организации. Но это уже бла-бла-бла для менеджеров в конце книги, мне было не особо интересно, так как талантов менеджера у меня нет, лишний раз убедилась.

Зато есть другие! Вот Антон в своем блоге рекомендует делать «правильные» конспекты на книги. Правильные — это когда ты не слова автора пересказываешь, а свои выводы. Что ты внес в todo, что изменил, о чем задумался...

Меня книга заставила задуматься о своих сильных сторонах. И своих талантах, без которых я не я. Главное → это найти талантам применение в работе! И у меня вроде как даже получается Smile :) Итак, мои таланты:

Писательство


Не считаю нужным привязываться именно к тем талантам, которые перечислены в книге. Мой основной талант, который я успешно прокачиваю — писать. Пиши всегда, пиши везде... В принципе, я бы не обломалась и дальше писать про игрульки. Но решила начать применять талант летописца в работе и заменила блог про WoW на блог о тестировании. За время существования блога я получала «спасибо» от самых разных людей, которым помогли мои статьи. Это приятно! 

Кстати, блог помог мне устроиться на работу! Не знаю, какую именно роль он в этом сыграл... Но я помню свой шок, когда на собеседовании поняла, что генеральный директор читала мой блог! Это было очень неожиданно, необычно... И круто! Тот самый «вау-эффект», когда не ты гуглил фирму, а она тебя ツ (хотя и я ее тоже)

Статьи помогают мне структурировать свои знания. Я создала свой шаблон для анализа багов с PROD. Потому что когда что-то случилось, это "ААААА, паника, паника! Скорее фиксим!". Пофиксили, выдохнули — все хорошо! За сим и успокоились. А ведь надо понять, почему такое случилось, как избежать этого в дальнейшем и все такое. Провести ретроспективный анализ ошибки. Мой шаблон мне очень помогает. Он заставляет меня задать нужные вопросы, что приводит к постановке задач на улучшения. Профит есть! И тут я могла бы гордо дать ссылочку на этот шаблон, но упс, статья еще в черновиках. Будет позже)))

А еще я не обламываюсь писать всякие инструкции. Когда мои коллеги слышат, что надо исправить / написать инструкцию, лица сразу становятся кислыми. А Оля что, Оле это, наоборот, интересно. Так что на основной работе талант тоже помогает! Smile :)

И вообще я тут даже больше примеров написала, как именно он мне помогает, но у меня завис хром. А перед этим оборвалось соединение с сетью. А тупой блоггер, как выяснилось, после разрыва соединения не осиливает переподключиться для автосохранения. В общем, я тут час писала-писала о своих талантах, и тут комп перезагрузился, а у меня сохранилось НИЧЕГО. Поэтому я посылаю лучи ненависти блоггеру и пишу то же самое, но покороче.

Интересные истории


Талант хорошо рассказывателя ))) До сих помню историю из детства:

Мы с братом ходили играть в лего к его другу из соседнего дома. У него было аж две больших коробки — с Индианой Джонсом и Звездными Войными. То есть это египетское здание такое, где можно всякие ловушки делать, поднимать стены, мостики и вот это все. И большой космолет, уж не знаю, что там внутри, он был мне неинтересен.

Обычно мы играли вместе. Но вот однажды я хотела поиграть в мумий, а мальчики — в космолеты. Попрепирались и я пошла на принцип — «АХ ТАК! Ну и не надо, нужны вы мне... Сама поиграю!». Повернулась к ним спиной и стала играть сама. Упрямая была... Да и осталась)) Это, наверное, тоже талант... Хм хм хм )))

В общем, я сначала продолжала обижаться, но быстро забыла про обиду, так увлеклась своей игрой и своим рассказом. Играли мы, разумеется, «вслух». На мальчиков я не обращала внимание, у меня тут своя история и герой уже бежит и тут все такое ТРАХ, БАХ и что же делать??! А мы вот так, а потом он сяк, а тут вылетает...

В какой-то момент времени я заметила мальчишек. Они сидели, практически застыв. Держали в руках своих человечков со световыми мечами, но смотрели на меня, точнее, на замок передо мной. Смотрели и внимательно слушали. Чем же там у нее дело кончится? Я аж сама замерла в растерянности. Я же не знала, что у меня есть зрители)))

Поэтому и запомнилась история. Вау, я. наверное, интересно рассказывала, раз мальчики (мальчики! перед которыми был лего-космолет со световыми мечами!) заслушались...

Мне кажется, этот навык подрастерялся. Как раз из той серии, что происходит с сильными сторонами, если их не прокачивать. Когда мне хотелось потом придумать клевую историю и отыграть ее на куклах, получалось плохо... А сейчас я вообще не играю в такие игрушки. Но кто знает? Может, когда у меня появятся дети, я стану рассказывать им истории, играясь мелкими персонажами и придумаю своего Гарри Поттера 

Этот навык является продолжением первого. Просто может быть тяга писать, но писать то можно по-разному. У каждого свой стиль. И я стараюсь писать «просто о сложном». И лекции на моих курсах такие же. Это мне помогает в тренерстве, потому что своя ниша есть. Тех, кому нравятся веселые истории и смайлики на слайдах Smile :)

А вот Release Notes так же клево, как Антон, я писать еще не умею... Эх. Говорю же, подрастеряла навык, не качая его! Но при этом это неосознанный выбор. Как бы я не старалась написать что-то серьезное, меня все равно снесет в эмоционально предложение с улыбочкой в конце!

Организация всех и вся


Я из тех людей, которые всех вокруг соберут и сподвигнут на подвиги. Пусть даже местного разлива))) И для меня моя шилопопость настолько привычна, что я вообще не понимаю, как люди могут быть другими. Ну как же, ну вот же, го го го туда, там клево!

Это было еще во время игры в WoW. Летаю я себе по локации, выполняю дейлики, а в гильдочатике примерно такой диалог:
— Хочу своей сове перчаточки выбить... Го в Колизей, а?
— О, точно! Я бы тоже твина приодел, погнали!
— Да да, я тоже за!
— Молечка! Собери рейд!
— о_О
— Ну Мооооооля, собери...

Это ж целое дело — рейд собрать! Даже когда полкоманды уже собрано, "Молечка, собери" )))) А все потому, что Молечка бегает и всех собирает, когда ей надо. Поэтому все знают, кто может провести рейд.

А кто вечера настолок устраивает? А кто в квесты ребят вытаскивает? А кто в «Терминал» раз в месяц тормошит? Мы вон в 2016 заняли 3-е место в году! В этом нам нужно первое! Когда осилим «Змейку» 

Один «Терминал» не пройдешь, надо организовать команду

И на обед раньше всех собирала. И на митинги, и на планирование, и на ретро. Иногда, конечно, это утомляет. Тогда я ворчу «А что сразу я??? Сами собирайте!» и с мстительным удовлетворением наблюдаю, как кто-то еще ходит по офису и всех собирает. Но если никто не пошевелится, то шило не даст мне усидеть на месте. Пойду и пну, но приведу на митинг.

Так что талант имеет прямое отношение к работе, но проявляется и вне ее 

Ответственность


Если я сказала, что приду к 10 → я приду к 10. Да да, Никита, на этой фразе я вспомнила, как собрала шесть (!) человек на игру в joyment, всем напомнила, всех пнула и... проспала. Мне было очень стыдно 

А вообще я лучше приеду заранее. Подождать мне не влом, а при малейшем опоздании я начинаю паниковать. И пофиг, что всем пофиг — мне то не пофиг! Никто и не заметит опоздания, но его замечу я. И мне это важно.

Разумеется, в работе это помогает. Причем иногда спасает от лени ツ. Например, на той неделе я обещала отдать билд в четверг, провести регрессию. А сама работала из дома и первую половину дня занималась другой задачей. А потом переключилась на внерабочие активности. И, если бы не обещание, регрессию я бы спихнула на следующий день, взяв пару часов отгула. Но я жеж обещала! Так что ближе к 7 вечера я села за эту задачу и сделала ее.

У нас в компании вообще этот талант в почете, что радует. Нет пинательства или раздолбайства. Если тебе коллега сказал, что сделает → он сделает! Это круто! Вообще на заметку менеджеру — когда ищешь человека себе в команду, проверь, не противоречат ли его таланты внутренней политике компании. Наши стандарты мне нравятся 

А еще я отвечаю за поставку релизов. Это связка талантов пинателя и отвественного человека. Контролирую, что бранч сделан, регрессии проведены и более менее в сроки успели. Правда, сроки поставки → пара дней после даты релиза. При этом цифра «минус один» на дашборде меня угнетает, а остальных не парит. Но как же так? Это же плохо! Почему? Ну просто плохо! Потому что я не могу иначе. Вроде вписывается в процесс, но это же "минус". Значит, плохо! Значит, надо исправлять!


См также:
Конспект курильщика — Антон о том, как правильно писать отзыв на книгу. Вот я и пишу о своем личном опыте )))


Пожалуй, это самые яркие мои таланты. Казалось бы, где графоманство и где тестирование? Но ведь помогает! И задачи всегда смежные находятся, инструкцию пополнить, доку написать... И я даже нашла способ применять талант для анализа багов.

Авторы, в принципе, и не советуют выделять много талантов. Потому что успешным во всем и сразу быть нельзя. И тест их вроде как раз штуки четыре вычленяет. А дальше уже думай, как применять их на работе, куда развивать итд.

Книга заставила лично меня крепко задуматься о своих сильных сторонах. Что я умею? Что делаю непроизвольно? Развиваю ли эти стороны? Применяю в работе?

Либо я чего-то не понимаю, либо льщу себе, но вроде как все в работе применяю. Документацию пишу и стараюсь писать интересно. Митинги собираю, за бранчем слежу... При этом есть куда качаться. И пишу я не слишком хорошо, и организовывать всех устала... И вообще, можно и нужно делать все лучше!

Книга понравилась тем, что:
— легко читается;
— интересно, в описании талантов узнаешь себя или близких, это прикольно;
— заставляет задуматься о своих талантах.

Вон как задумалась — такой большой пост написала! Потому что любопытно было проанализировать, что я умею и как применяю. И применяю ли Smile :)

Поэтому книгу однозначно рекомендую к прочтению. Не так важно, кем вы работаете. Если книга и вас заставит задуматься о ваших талантах, уверена, это пойдет вам только на пользу! В конце концов, если вы только начинающий, это поможет вам не думать о себе «Я неудачник». Все индифидуальны, все круты! Надо просто осознать, в чем именно вы круты и где вам это может пригодиться. Удачи! 

PS: добавила книгу в общий список прочитанных мною книг.

2 комментария:

  1. Ольга, здравствуйте!)) Огромное спасибо за ссылку на книгу и вдохновение для ее прочтения!))
    В очередной раз "будите меня от спячки"))
    Не удержалась от комментария - очень уж полезная книженция. Must read for anyone))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день! Спасибо вам за фидбек ))) Насчет книги согласна, must read! Наталкивает на раздумья)))

      Удалить