пятница, 28 октября 2011 г.

Секондмент

Навеяно отзывом о Конфетке.

Конечно, в итоге пришлось согласиться с комментариями о том, что представляться и рассказывать, сколько лет ты работаешь в нашей области – это правильно. Но ведь сама автор имела в виду не конкретно то, что человек представляется, а именно выпячивание этого факта как самого большого достоинства, которое иногда (или часто?) сопровождается пренебрежительными взглядами «свысока» на тех, кто в тестировании не так давно.

Аналогично и с кучей компаний. «Я работал в стольких-то городах/странах/компаниях». Конечно, это опять-таки не дает нам повода свысока посматривать на менее «успешных», но при этом, если ты в компаниях не балду пинал, это очень клевый опыт!!! Просто если представляться как «в этой компании я познал таинства скрама, в той получил бесценный опыт автоматизации, этой благодарен за…».

Хм, ну в принципе да, для этого есть блог, а в контексте встречи достаточно благодарности той компании, из опыта работы в которой ты составил презентацию. Однако! Если взять тест-дизайн тот же, если ты его применял только на одном проекте, это весьма скудный опыт. А если ты применял какие-то практики в различных компаниях, с небольшими вариациями, это уже здорово! И это значит, что тебе есть что рассказать, что «вот это более менее универсально, а вот этому мы нашли в одной из компаний потрясающую замену!».

Но меня больше интересует вопрос секондмента. Обратимся к определению:
 Секондмент (от англ. secondment — командирование) — термин, обозначающий вид ротации персонала как внутри организации, так и за ее пределами. Специалистов направляют в другую структуру для получения определенных навыков и знаний. Такая «командировка» может быть краткосрочной и длиться неделю, а может затянуться на срок до года. Оплачивает работу сотрудника, как правило, «родная» организация.
Кстати! Не кажется ли вам, что данная тема была затронута в докладе Алексея Лязгунова «Планируем аврал»? С той лишь разницей, что ротация внутри одной организации делается не только ради получения новых знаний, но и ради будущей помощи товарищам. Так сказать «а нафига он нам нужен, этот секондмент? А он поможет в авралы!»

Но, однако, я считаю, что в плане опыта наибольшей эффективностью обладают ротации сотрудников различных компаний и направлений. Вон используют же его Google в паре с Procter & Gamble, при том, что у них абсолютно разные стили, от катаний на самокате по холлу до серьезного делового стиля.

Так зачем же он нужен?

Все элементарно – опыт! Опыт важнее всех наших теоретических навыков. Можно неделями изучать книги, но без применения опыта на практике мы забудем о прочитанном очень и очень быстро! А уж плюсы принимающей компании – в свежем взгляде со стороны. Потому что у человека, который работает на одном и том же проекте год-два-три, глаз уже замылен, он может в упор не видеть каких-то ошибок.

Можно прочитать, и применить. А потом прийти в другую компанию и понять, что твой подход не так уж и хорош. При этом, возможно, он останется хорош для твоей компании, а возможно, ты найдешь принципиально новое решение. Которое просто не искалось, так как есть вполне рабочий «workflow».

Так что я очень надеюсь, что тестирование дорастет и до секондмента. Ведь совсем недавно и сообществ особо не было. Московский клуб тестировщиков только 5 встречу организует, что пока еще очень-очень мало!

Это очень удобно для сотрудников, которые хотят развиваться и изучать новые технологии. Компании производят обмен на неделю – другую примерно одинаковыми категориями. То есть бессмысленно, разумеется, обменять ручного тестировщика на автоматизатора, за неделю он ничего не освоит. А вот если человек успешно автоматизирует на TestComplete, то освоить за неделю Selenium он вполне способен. Если, например, он изучал все инструменты, но не все применял на практике.

Меня, конечно, в данной схеме больше интересует обмен «ручной – ручной». Какие особенности тест-дизайна в вашей компании? Человек, приходя на новый проект, изучает его, вносит какие-то предложения по проекту, по работе команды. Смотрит, как построен процесс. И выносит для себя что-то новое и интересное. Плюс ко всему, изучение нового проекта – само по себе интересно, оторваться от проекта, который ты видишь изо дня в день и поизучать что-то новое, это же почти как отпуск!

Потом сотрудники возвращаются в свои компании и делают презентации о вынесенном опыте. О том, что лучше у нас, о том, что лучше «у них». Подходы, методы…

«Однако подготовка, сбор информации и впечатлений - это всего лишь первый этап, за которым должна следовать систематизация и донесение полезных сведений до других заинтересованных лиц в компании. Bang & Olufsen, Grundfos и Carlsberg использовали для этого устные и письменные презентации, а также сессии вопросов-ответов и дискуссии о том, как чужой успешный опыт может быть наилучшим образом применен в практике работы компании.» (с) Ссылка

И вот этим, на мой взгляд, стоит гордиться! И стоит упоминать в презентациях. «Я хочу рассказать вам о тест-дизайне, потому что я 3 года занимаюсь им, опробовал свой метод в 10 разных компаниях по проекту секондмента, что помогло мне взглянуть на проблему шире и усовершенствовать свой подход». Ведь если применять метод только внутри одного проекта, это будет слишком узкий взгляд.

И сами компании, они ведь не пошлют какого-нибудь незаинтересованного в этом человека на такую разведку. Зачем посылать человека, протирающего штаны в офисе? Во-первых, он не принесет пользы, потому что даже не попытается выяснить, как чужой опыт может помочь в родной компании, и его презентация-отчет будет сухим и разраженным. «Да там все также, только хуже». Во-вторых, стыдно, товарищи, перед чужой компанией! Отдавая ей посредственного и незаинтересованного человека, вы получите взамен нормального сотрудника на пару недель, но потом никто не захочет обмениваться с вами кадрами, зная, какой «товар» вы предоставляете. Надо держать лицо!

Единственная проблема, которую я вижу на данный момент – это секретность. Компании просто не хотят пускать в свои ряды конкурентов, пусть даже работающих совершенно в другой области. Не хотят показывать им свои проекты (а вдруг идею стащат?) и так далее.

Но ведь существует испытательный срок! По окончании которого и компания может отказаться от неподошедшего ей сотрудника, и сам сотрудник может передумать работать в конторе. Однако весь этот месяц его будут посвящать в детали работы, детали проекта… И он тоже может передать информацию конкурентам. Так стоит ли так уж переживать на эту тему?

Есть, конечно, и другой момент. В той же медицине, например, я слышала на конференции или читала в блогах, человека месяц обучают, и только потом он может тестировать. Но ведь не везде такие сложные системы! К тому же сотрудники обмениваются все же не для погружения в предметную область (она нужна для работы, но это не главная цель), а именно для изучения процессов тестирования/разработки/менеджмента другой компании.

Например, у вас не методология Agile и вы весьма скептически настроены на ежедневные митинги, встречи и дискуссии. А, получив такой опыт на практике, можете оценить его эффективность!
 

1 комментарий:

  1. Это был отзыв не о конфетке, а о таком собирательном образе конфы ))) На конфетке, кстати, совсем мало было докладчиков, которые так вот представлялись.
    А я так и вообще, к стыду своему, часто забываю рассказывать о себе.... ((

    Про обмен опытом - согласна, он нужен. Потому компании и предпочитают брать на работу не джуниоров, а опытных товарищей. Не только потому, что они "уже умеют" и их не надо учить, но и потому, что они привносят в компанию новый опыт.

    ОтветитьУдалить