вторник, 17 февраля 2015 г.

Почему студенты задают много вопросов по второму и третьему разу?

Читаю книжку Светланы Ивановой "Искусство подбора персонала". О том, как за час собеседования сделать выводы о человеке, о типе его референции, мотивации, конфликтности и так далее.

Понравилась идея с провокацией. Вот приходит будущий сисадмин на собеседование и дает социально-желательные ответы, "я люблю пользователей" и т.д.


Выдержка из книги:

В качестве провокации я использовала такой вопрос: "Почему так много тупых пользователей?". И четко увидела три принципиально разных варианта реакции кандидатов:

— тема поддерживается с огромным энтузиазмом (один из кандидатов даже рассказал мне, что у него есть собственная классификация тупых пользователей);

— тема поддерживается, но частично, т.е. кандидаты говорят о том, что пользователи бывают разные, среди них есть и хорошие (умные, вежливые...), а есть и другие (не понимают с первого раза, несколько раз переспрашивают об одном и том же, не очень вежливы...), т.е. кандидат занимает компромиссную позицию;

— кандидат дает положительную оценку пользователям (пример такого ответа: "Каждый просто профи в своей области, бехгалтер не обязан отлично разбираться в информационных технологиях, как я не должен разбираться в бухучете"). Кстати, молодой человек, давший этот ответ, был взят на работу и в деле действительно проявлял именно такой подход, т.е. ответ не был социально-желательным.

Применяя провокации, необходимо понимать, что в случае нейтрального ответа надо копнуть поглубже и посмотреть, какие нотки преобладают — позитивные или негативные.

Пример из книги:

— Как вы прокомментируете то, что пользователи задают много вопросов по второму и третьему раз?
— Это в принципе нормально, не каждый человек понимает сразу то, что ему объясняют.
— И почему не понимают сразу?
Да не стараются  понять, проще меня еще раз дернуть.

Я много общаюсь с пользователями. Как по работе, так и в виде тренера. Своих Заказчиков очень люблю, поэтому читать эти примеры было смешно.

И стыдно. Потому что задавать вопросы для студентов тоже нормально. Нормально не понять с первого раза. Я это знаю и стараюсь учитывать, стараюсь помнить о своем "проклятье знания". Но на прошлой неделе у меня было 30 студентов (в два раза больше обычного потока) и каждый второй задавал вопросы по несколько раз. И периодически казалось, что они специально издеваются, ведь по онлайн общению сложно понять, пытался человек или даже не пробовал.

В любом случае, вовремя я книжку прочитала. И правильно говорят, что книги надо читать по несколько раз, каждый раз выцепляешь из них то, что особенно актуально на текущий момент. Так что я посыпаю голову пеплом и иду объяснять студентам все непонятное Smile :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий