суббота, 7 июня 2014 г.

Стивен Кови. 7 навыков высокоэффективных людей.



Ссылка на книгу (издательство "Альпина Паблишер").

Скажу честно - вступление мне не слишком понравилось. Первые несколько страниц прочитала и мне книга показалась какой-то... Набожной, чтоли? Там и про молитвы, и про псалмы и про веру... Ой ей! Я в Бога верю, но я не до такой степени.

Были мысли даже бросить читать, так напугало введение. Но решила продолжить, посмотреть, права ли оказалась. Вообще, я считаю, что такие принципы (счастья, любви) можно доносить и более простым языком, не пугая читателя Smile :) В этом плане мне очень нравится Адам Джексон, я даже, возможно, напишу в этот блог и рецензию на его книжки. И да простят меня за этот будущий оффтоп все тестировщики Smile :)

Перед тем, как переходить к непосредственно навыкам, Кови рассказывает о том, что нашу жизнь формируют наши привычки и как важно избавляться от вредных и заводить полезные. Очень знакомая мысль! Я ее уже видела раньше, в Цельной жизни. Этот момент очень понравился, когда ты еще настороженно относишься к книге, знакомые (и полезные!) мысли, пересекающиес с другими книжками - это круто! Значит, будет что-то интересное и здесь ))

П потом, вы знаете, стало интереснее! Кови описывает навык и разбавляет это все примерами, читать становится намного интереснее. Тут, видимо, сказывается то, что вструпление было ну очень большим, в книжке всего 300 страниц, а первый (из 7) навыков заканчивается на 100 странице. Один из семи! Плюс вступление...

Чтобы чего-то добиться, надо принять новый подход мышления, "изнутри снаружу". Он означает, что начинать надо с самого себя. А многие живут по мышлению "снаружи внутрь" - несчастные люди, ощущающие собственную беспомощность и зацикленные на тех слабостях других людей и тех внешних обстоятельствах, в которых они видят причину своих бед. То есть у них все зависит не от них, а от чего-то извне, обстоятельств вокруг.

Ну и по навыкам, которые особо запомнились

1. Быть проактивным.

Пожалуй, основной навык, который я почерпнула из книжки. Может быть, потому, что стою в начале пути Smile :)

Мы можем быть реактивными "ой, как все плохо, но что я могу сделать? Пусть оно само как-нибудь возьмет и станет хорошо!".

А можем быть проактивными и пытаться изменить ситуацию в своем круге влияния. У нас всегда есть некий круг забот - это то, что нас беспокоит. И есть круг поменьше, круг нашего влияния. Это то, на что мы можем повлиять. Если нас беспокоит, что идет дождь - это круг забот, мы ничего не сможем сделать с погодой. Но мы можем посмотреть на ситуацию с точки зрения круга влияния и взять зонтик. И принять решение не расстраиваться из-за такой погоды.

И такой подход постепенно расширяет на круг влияния! А вот если сидеть и смотреть на свои заботы, то круг влияния будет сужаться и сужаться, мы же ничего не делаем для его поддержания...


Мне очень нравится пример, когда к Кови подошел студент отпрашиваться с лекций и говорил "мне приходится ехать на соревнования". Но это неправильный подход. Не мне приходится ехать, а я выбираю ехать. Это выбор человека, не надо сбрасывать этот выбор на кого-то другого, друга, мужа, коллегу или просто судьбу.

Яркий пример проактивности - http://www.belaruspartisan.org/life/267220/
Женщина ходила, "добивалась 2 года", а другой просто взял и начал с себя, с зоны своего влияния, а не заботы. Что мешает нам начать поступать так же?

Есть раздражитель и есть реакция на него. И помните, что мы сами выбираем эту реакцию. Между этими вещами есть прослойка, есть выбор. Это, по-моему. не первый навык, но все равно. Это тот самый круг влияния. Если ты истеришь и бьешь посуду - это не значит, что твой оппонент довел тебя до такого состояния. Это значит, что ты позволил довести тебя до такого состояния. Наши эмоции - это наш выбор!

5. Стремитесь сначала понять, потом - быть понятым.

О, это замечательный навык. О нем так или иначе пишут во всех книжках про переговоры.

Некоторые люди слушают не для того, чтобы услышать своего оппонента, а для того, чтобы высказаться самому. И получается, что мы друг друга слушаем, но не слышим. А так приятно, когда кто-то старается тебя понять, человек начинает раскрываться и делиться мыслями и переживаниями.

В описании этого навыка Кови приводит общение родителей и детей. Оооо, какое же оно знакомое! Пожалуй, когда буду мамой, перечитаю эту книжку или хотя бы эту главу, чтобы помнить, как я могу выглядеть со стороны Smile :)

Вообще, книжка была довольно заунывная вначале (в предисловии), но потом оказалась вполне интересной. Кови разбавляет размышления реальными или не очень историями и примерами (показывает, как ситуация развивалась и как могла бы развиваться). Хотя книга довольно "тяжеловесная", не всегда и не все в ней читается легко.

Еще плюс - это книга-тренинг. В конце каждой главы есть упражнения, которые помогут не просто прочитать, а прочитать с пользой. Применить, чтобы не забыть Smile :)

PS - Добавила книгу в общий список прочитанных мною книг.

1 комментарий: