понедельник, 30 июля 2012 г.

SQL для тестировщиков

Хочу высказать огромную благодарность Татьяне Зинченко за такой прекрасный курс!

Для человека, пришедшего "с улицы", полный кладезь информации. Которая к тому же подается в легкой и непринужденной манере. На Таниных лекциях некогда скучать, потому что параллельно докладу идет живое обсуждение в чате. Причем и сам преподаватель смотрит в этот чат! И как она все успевает?

Удержать внимание аудитории - большой труд. Не говоря уже о такой придирчивой аудитории, как онлайн. И Тане это удавалось! Вообще ее манера объяснять сложные вещи простым языком широко известна еще с выступления на SQA Days 10.

Я записалась на данный курс, еще ничего не зная про SQL, зато зная про ораторские способности тренера. Однако к моменту начала курса (а записалась я месяца за 3) я уже выучила основы основ. Но что поделать? Деньги уплочены, вдруг что-то новое узнаю?

И вы знаете? Узнала! Особенно меня порадовала последняя лекция, про SQL-инъекции. Вот уж что-то, а этого я не знала. Было безумно интересно и полезно. И сразу же возникло желание потыкать свое приложение, что вообще очень важно на тренингах - желание применить знания!

Вот казалось бы, да? Первые несколько ДЗ я решала вообще без запуска командной строки. На win 7, да еще и 64-разрядной вообще случаются казусы с установкой... В общем, я не заморачивалась, а просто открывала код создания БД и, читая его, отвечала на вопросы.

И все равно! Я почерпнула много новых знаний! Даже имея некие знания про группировки, общаясь сейчас постоянно с ораклом, я услышала нечто новое (и не только в последней лекции, просто там все было неизведанным).

Поэтому, ребята! Хотите знать больше? Побалуйте себя! Сходите к Тане, она вас многому научит. Даже если вы считаете, что и так знаете достаточно :)

четверг, 26 июля 2012 г.

Wink - делаем из скриншотов видео!


Если вы хотите записать красивое обучающее видео, то можно использовать программу Wink.
Также очень удобно записать свои действия для разработчика, вставив комментарии "Тут мы нервно дергаем левой кнопкой мыши и у нас получается...", "бага! Вот тут надо поправить текст на ..."
Как это сделать?
1. Запускаем программу
2. File - New project
3. В открывшемся окошке ставим галку "Hide Wink Window"
4. Далее выбираем в выпадающем списке "Window", если нам не надо записывать весь экран, допустим, мы хотим сделать запись Notepad ++.

5. При выборе "Window" разблокировалась кнопка "Choose".

пятница, 20 июля 2012 г.

Этот ворклог не нужен тебе... Джедаи-тестировщики

В продолжение темы о том, чтобы пустить Заказчиков в джиру.

Задачу в helpdesc поставили, админ сделал свой magic и появилась у Заказчиков возможность писать нам в общий доступ, так сказать. Чтобы каждый вопрос видела вся команда, а не только ее часть, подписанная на customer@support.

В итоге мы начали активно использовать галочку "Restriction to Workers", дабы попрятать комменты, не имеющие смысла для Заказчика. И даже скрыли от него закладку "Журнал работ" (где ты пишешь, сколько времени потратил и на что, и было ли это интересно), зачем ему смотреть наши ворклоги?

Однако я ходила и думала... Вот, скрыли мы свои комменты "Ага! А я говорил - потестить внимательно!!", "Да тестила я!!!". В джире их не видно будет... А вдруг email нотификации придут? о_О

Не доверяю я задачкам, закрытым без тестирования ))))
В общем, думала, думала, пошла к админу, докопалась - проверял? Нет.

- Давай Никите доступ.

Прихожу к Никите:

- Поздравляю, ты - Заказчик! Ставь мне таск.
- Ок, не вопрос, под кем логиниться?

Создали таску, я пошла ее покомментила, что-то простым комментарием, что-то "спрятанным". Ну и ворклоги заполнила. Посмотрели на пришедшую почту - уф, с комментариями все хорошо. А ворклоги приходят! Кхе кхе кхе. "1 час, нейтрально, пыталась воспроизвести проблему". Ну бывает же такое, когда не воспроизводится? А представьте, такое сообщение Заказчику уйдет?

Таааак, бегом к админу! Снова magic, снова я химичу с тестовой задачкой и иду к нашему "Заказчику", который коллега.

- Ну, что пришло?
- А что, должно было что-то?
- Ага.

Смотрим. Пришло только "этот коммент будет виден" и "этот тоже".

- Ура, закрываем!
- А что, ты что-то еще писала?
- А ты под собой зайти и посмотри Activity Stream :)

Зашел... Похихикал :))
Читается оно снизу вверх, если что...



Мораль сей басни такова - не доверяй сторонним программам! Их тоже надо тестить...

В летней школе очень круто! С вами был Паша, Воронеж.


Раз пошла такая пьянка - публиковать отчеты ребят, которые восхищаются летней школой, но не ведут собственных блогов...

Отзыв Павла Волкова! Встречаем:

Летняя школа тест-дизайна - отличный способ получить новые знания от двух, одних из самых авторитетных, людей связанных с тестированием: Алексеем Баранцевым и Натальей Руколь. Так я думал, когда подтверждал свое участие в мае.

Я ожидал, что в школе будут, в основном, младшие тестировщики, что оказалось не так. В качестве бонуса к замечательным тренерам, я получил больше 20 опытных и дружелюбных тест-лидов, или близких к этой должности людей.

Процесс обучения проходил легко и непринужденно. Утром и вечером.

Утром, Алексей рассказывал про методы создания тестов и отвечал на наши вопросы.

               

А вечером Наталья пыталась донести до нас, в игровой форме, важные в тестировании и разработке вещи.



Коллектив школы мне очень понравился, и я буду рад их видеть в дальнейшем - на конференциях, тренингах и пьянках. Привет, Андрей.

В целом, все прошло очень хорошо. Я получил ответы на все свои вопросы и +200 опыта.

Дэвид Аллен. Как привести дела в порядок

Ссылка на OZON.

И вот он - первый отрицательный отзыв.

Ну не смогла я, не смогла (с)
Начала читать... Остановилась на 37 странице. Не могу. Не нравится. Вообще, от слова "совсем".

Вступление какое-то... Такое... Знаете... Как будто меня в секту приглашают. "С помощью этой книги вы сумеете" и бла-бла-бла... Я честно пыталась. Тем более, что на обложке этой книги нарисована схема, про которую недавно Андрей Дзыня рассказывал. Про то, где в итоге "отложи или делегируй все, что занимает больше 2 минут". Может, он поделится своим впечатлением от книги))) Может, она все-таки интересная? Где-нибудь там... потом...

Просто сегодня, идя домой, я подумала о том, что ничего из этих 37 страничек не запомнила. Совсем ничего. Вначале хотела дочитать, да просто чтобы мнение о книге в целом составить. Но... Вот уже второй день я в метро закрываю книгу на полпути и сижу медитирую. А ведь интересные книжки читаешь всю дорогу... Так какой смысл ковыряться в книжке, которая тебе не нравится?

В общем, возможно, когда-нибудь... Я к ней вернусь. Мне, в конце концов, и Глеб Архангелький не понравился, когда я его в магазине полистала. А начала читать - и прониклась. А тут ни полистать не интересно, ни начать читать... Эх. Смотрю на надпись "мировой бестселлер" и мне кажется, что я чего-то не понимаю просто...

Может, кто-то выскажет противоположное мнение и я вернусь к ней раньше, чем планировала?)

PS - Добавила книгу в общий список прочитанных мною книг.

Саша Карепина. Искусство делового письма


Ссылка на OZON.

Что я могу сказать об этой книжке?

Читала я ее весьма скептически настроенная. Первый пример, разбор письма Ваньки из чеховского рассказа меня не особенно впечатлил. Однако стиль повествования у автора легкий (внезапно, да?), поэтому дочитала я книжечку с удовольствием. Она, кстати, довольно тоненькая, на "3,5 часа" по оценке издательства. Эту оценку я комментировать не буду, так как быстро читать не умею.

Вот, казалось бы, "прочитал и забыл" каждую главу. Однако на следующий же день после "Вот тут я дал, в натуре, маху" мне надо было написать Заказчику о том, что я ошиблась в оценке и фишечка будет готова в следующем релизе, не в текущем.

Ручки сразу потянулись к сумке... Нашла пример, посидела, подумала... Написала письмо.

Вот тогда то я и поняла, что все "такое простое и элементарное" ни разу не елементарное, как до дела дойдет. И это очень здорово, когда под рукой есть такая "книжка-подсказка". Надо попросить об услуге? Открой пример, посмотри. Надо признаться в ошибке? Открой пример, посмотри. Надо извиниться за что-то? Ну вы поняли...

Я считаю, что книжку надо обязательно прочитать всем, кто ведет переписку с Заказчиком. Ну и всем остальным - мало ли, привалит счастье. А вы уже знаете, где подсказки искать :)

PS - Добавила книгу в общий список прочитанных мною книг.

вторник, 17 июля 2012 г.

Support Request - "Прежде всего сядь и ПОДУМАЙ!"

Как обычно происходит support, или поддержка пользователей?

Обычно есть некая горячая линия, которая отвечает на вопросы конечных пользователей. Но, помимо них, есть еще и непосредственный Заказчик. Который вначале проводит приемочное тестирование, а потом уже отдает продукт своим пользователям.

Кто же общается с Заказчиком?

1. Аналитики

Ну, казалось бы, а кто еще? Аналитики пишут ТЗ, согласовывают его с Заказчиком, рассказывают разработчикам, что им надо сделать... Дают ответы на бесконечные вопросы тестировщиков, утрясают проблемы со сроками и многое, многое другое...

Но бывают и другие варианты...

2. Тестировщики

Ну а кто еще так знает продукт, как тестировщик? :) Логика опять налицо. Тестировщик - последняя стадия продукта, его последний этап. Он знал его на этапе требований, а теперь он докапывается до сути реализации. Ну кому еще отвечать на вопросы "а какие параметры можно отправлять через soap-запрос в этом методе?"...

Разумеется, бывают и другие варианты. Особенно в agile - командах, где нет четко выраженных аналитиков или тестировщиков. Но нас то интересует именно второй вариант, правда ведь?

Чем хорош такой подход?
  • Разнообразие - ты не ограничиваешься рамками "сел и потыкал", ты порой сам пишешь и согласовываешь ТЗ (ну а что делать, если оно непонятно написано?). Спектр твоих обязанностей расширяется и разнообразия в работе хватает с головой.
  • Быстрый feedback - обратная связь всем нужна, всем важна. Как иначе узнать, понятное у вас описание в википедии или не очень? У Заказчика нет Аналитиков/разработчиков под рукой, ему похуже будет...
  • Рука на пульсе - ты всегда знаешь, какие баги есть на предпродукционной платформе, удачно ли прошел релиз? Ведь кто "яйца на бочку" кладет ((c)Андрей Мясников), подтверждая, что ошибок в релизе нет, он - готов? Тестировщик! Кому, как не ему, первому узнать о проблемах пользователя?
  • Быстрый ответ - Заказчик тоже хочет быстрой обратной связи. И если у него есть проблема, он хочет знать, откуда она и когда ее поправят. Уверена, что тестировщик тоже очень хочет это знать, тут их интересы совпадают.
  • Соответствие ожиданиям - вы сталкивались с ситуацией "сломанного телефона"? Когда реализовали одно, а выяснилось, что нужно было совсем другое? Ситуация была очень ярко показана в ролевой игре в летней школе тестировщиков. А, чтобы такой ситуации не было, тестировщику надо знать, что нужно Заказчику. Какие у него возникают вопросы и пожелания. Как он пользуется системой...
В общем, сплошные плюсы. Назначаем тестировщика ответственным за customer@support и радуемся жизни. У менеджеров появляется время на более важные дела, а тестировщики держат руку на пульсе.

Казалось бы, все хорошо? НО! Подумайте сами о минусах такой почты...

1. Как обрабатывается заявка? Чтобы она не потерялась "где-то в почте у коллег", создается task в баг-трекере. В который аттачатся письма, в котором идет обсуждение, что ответить, что сделать итд.

Теперь представьте себе длинную переписку. И ее отображение в комментариях... Тут, как говорится, "лучше один раз увидеть".

2. А если тестировщик забыл приаатачить письмо? Дел много, главное - ответил, остальное ерунда. По прошествии времени сидит, смотрит на задачу - "блин, что-то же делал,а что?". Лезет в почту, ищет, аттачит... Время - деньги!

3. Тестировщик заболел / ушел в отпуск. Его Заказчика радостно передают другому. У этого другого информации - все, что в джире было. А ведь половины и не было (чтобы не раздувать комменты). Что делать? Куда бежать?

В общем, так подумаешь, подумаешь... И поймешь - надо Заказчиков в баг-трекер переводить!

Создать специальный тип задач - Support Request. И пусть пишут вопросы туда. А ответственные (читай - тестировщики) будут отвечать. Но одно дело - ответить на 2 строчки, а другое дело, переслать письмо, где эти самые две строчки окаймляют "Кто? Кому? Кто в копии? Тема письма", а также подписи.

Всем хорошо! Все плюшки подхода остались, а минусы решились! Добавилась информативность - теперь вы всегда в курсе, что происходит на проекте, даже если не входите в почту его support-a. И легко можете заменить коллегу.

Но! Опять это "но", будь оно неладно.

Ребята! Подумайте заранее. Ну если у вас уже есть такая почта. И в джире (возьмем как пример баг-трекера) уже есть куча тасков, созданных по этим письмам. Подумайте заранее о возможном переходе Заказчика в джиру!

А если не подумать? Зачем Заказчику вообще этот переход? Все за тем же - чтобы можно было следить, решают ли твои проблемы, чтобы можно было ссылаться на "а вот в этом письме (в этой задаче) мы говорили о том, что...", чтобы можно было отслеживать ход работ, в конце концов.

Так вот. Все Заказчику видеть явно не надо. Только свой проект и только такие запросы. Но старые запросы ему видеть интересно. А иначе какой смысл? Часть переписки - в джире, а часть - в почте.

Итак! Добавили права, открывать доступ к багам. В принципе, в той же джире это сделать несложно. Казалось бы. Особенно, если в заголовке задачи честные тестировщики указывали магические буковки "CR", ну или что-то похожее, чтобы можно было найти махом все задачи с приаттаченными письмами. В той же джире можно выделить все эти таски и парой щелчкой мышки поменять им уровень доступа.

Ура? Агащаз. Сначала багу открой и почитай комменты.
А что мы пишем в комментах?

"Хихи, наконец-то они поняли, что это неудобно"
"Да вы что? Это нереализуемо! Нафик всех!"
"Ма-а-а-а-аш, посмотри, плиз, тут можно что-то сделать?"
"По-моему, они нас динамят..."
...

Ну и всякие мелочи аля "Закрывающему потестить то-то" или "пофиксил тут-то", которые Заказчику, опять же, не нужны.

Так вот. Вместо того, чтобы потом отслеживать все эти комменты и выставлять на них ограничения (видят только коллеги), подумайте об этом заранее. И в тасках, в которые аттачите переписку с Заказчиком, весь флуд сразу ограничивайте на видимость. На всякий случай. На будущее. Пригодится.

PS - Начитавшись Демарко, вдохновившись мистером Томпсоном, я решила если не каждый день, то хоть иногда находить умные и/или полезные идеи в течение рабочего дня и записывать их...

PPS - А пряча в джире флуд 6 часов подряд, я не могла промолчать... 

понедельник, 16 июля 2012 г.

Том Демарко. Deadline. Роман об управлении проектами



Ссылка на OZON.

Эту книгу я начала читать еще перед отпуском. И вы знаете, как то так хорошо пошло... Даже на море порой, приходя в номер, я брала книгу в руки и читала. Что уж говорить о Москве!

Это действительно роман... Интересный и увлекательный. Написанный очень простым и понятным языком, однако скрывает за внешней привлекательностью глубокие идеи. Если просто взять и почитать "записки менеджера" - врядли кто-то сильно ими проникнется. А почему? Потому что контекста нету.

Очень сложно вызубрить формулу. Точнее, вызубрить как раз легко, а вот понять ее потом - сложно. Так бывает, когда на собеседовании участник легко тарабанит все правила и даже с ходу расписывает, как он будет тестировать ваше приложение... Но, стоит его посадить перед компом - "на, тестируй!", как от легкости построения плана неостается и следа...

На самом деле их можно понять - когда у тебя мало времени и ты волнуешься, сложно выдать хороший результат. Однако, если ты знаешь, что тебе надо делать, только лишь в теории, врядли у тебя что-то получится.

Но, даже не имея собственной практики, можно глубже понять теорию... На чужом опыте! Ведь как пишут истинные мастера своего дела - они пишут так, что, читая книгу, ты погружаешься в мир автора, ты словно становишься этим самым главным героем. Переживаешь за него, сочувствуешь ему... И, разумеется, принимаешь все близко к сердцу. Его впечатления, его опыт - становятся твоим опытом. Отчасти, да...

Но в этом и состоит гениальность автора - он не просто дает некие "формулы счастья" для менеджера ПО. Он объясняет, чем именно они хороши, он показывает в контексте. Что было "ДО" их применения и что стало "ПОСЛЕ". Ну чем не опыт? Иногда лучше поучиться и на чужих ошибках :))

Роман очень интересный и увлекательный! Прочитав его, мне очень захотелось написать что-нибудь похожее про тестировщика. Чтобы вот так вот - не сухими формулами, а наглядными примерами из жизни. Чтобы читалось, захватывая дух, и при этом получать новые знания. Новый опыт.

Хотите почитать, каково живется менеджерам? Не знаете, чем эти "лоботрясы" занимаются весь день? Почитайте Тома Демарко - и многие вопросы отпадут сами собой!

PS - Добавила книгу в общий список прочитанных мною книг.

воскресенье, 15 июля 2012 г.

Марк Гоулстон. Я слышу вас насквозь

Ссылка на OZON.

Еще одна замечательная книжка от издательства "Манн Иванов и Фербер".

Книга о том, как научиться слушать других людей. И как показать им, что вы их слышите. Конечно, нельзя, вот так сразу, стать специалистом в деле переговоров, но из книги определенно можно начерпать кучу идей. В конце каждой главы идет практическое задание. Попробуйте их выполнить, глядишь, люди вокруг взглянут на вас иначе :)

Книга во многом пересекается с другой замечательной книгой о переговорах - "Что и как говорить, когда ставки высоки?". Книги о разном - что говорить и как слушать. Но пересекаются. И это радует.

А еще книга пересекается с теориями Адама Джексона, философии которого я придерживаюсь. Наверное, именно поэтому она мне так понравилась.

Автор учит нас "отражать" людей. Потому что многие люди в нашем жестоком мире испытывают дефицит зеркальных нейронов, который приводит к нервозам, депрессиям и прочим гадостям. И им очень хочется, чтобы их услышали! Поняли! Иначе говоря - зеркально отразили их мысли. Надо сказать, это довольно сложно сделать, хотя и легко звучит.

Но сложно не прислушивать к тому, кто проводил переговоры с терростистами. И обучал людей вести такие переговоры. Мне очень понравилось определение фазы своих эмоций. Если вы злитесь, это значит, что ваша "разумная часть мозга" уже отключилась, в бой идут животные инстинкты. Чтобы вернуться к рациональности, надо пройти такой вот путь:

Движение от «черт возьми» к «согласен»:

«Вот черт!» (фаза реакции): это катастрофа, все пропало, с этим справиться невозможно, надо удирать.

«Боже мой!» (фаза разблокирования): да, ну и каша, как же это все разгрести? И почему это всегда происходит со мной?

«Так…» (фаза перестройки): кажется, это можно исправить. Хотя, конечно, ничего веселого в этом нет.

«Ну, хорошо…» (фаза перефокусирования): я не позволю, чтобы это испортило мою жизнь/карьеру/семью/день, и мне прямо сейчас нужно сделать вот что…

«Согласен» (фаза переподключения):– сейчас я все исправлю.

Так и вспоминается письмо от Заказчика, от описания которого у меня шарики за ролики заехали. Ведь если нам что-то кажется очевидным, мы считаем это очевидным для всех. И не проясняем некоторые моменты. А получитель в итоге вообще ничего не понимает. Первая реакция от письма «вот черт! Надо удирать!» J 

Кстати, а вы  знаете, что, когда мы озвучиваем свои эмоции (не обязательно вслух, можно и про себя), например, «я рассержен», то мы успокаиваемся? Поэтому, вопреки распространенному мнению,в момент стресса вовсе не надо себе лгать, говоря «Я спокоен! Все в порядке». Надо сказать себе откровенно «Вот черт! Я напуган». 

Конечно, если зациклиться на этом этапе, то проблема не решится, поэтому потом надо переходить на другую стадию. Но в первые момент – можно и чертыхнуться!

Подводя итог - книга обязательна к прочтению! Умение слушать лишним никогда не бывает. Но помните! Просто прочитать - недастаточно. Учитесь применять. Не все и сразу (так просто не получится), а выбрав какой-то прием, ищите повод его применить. Потом еще и еще. А потом - перечитайте книгу и переосмыслите. Выберите новый прием, который нужен вам на новом этапе - и вперед, к практике!

PS - Добавила книгу в общий список прочитанных мною книг.

суббота, 14 июля 2012 г.

Радислав Гандапас, "Мудрость мотивации"


Про данный мастер-класс я узнала случайно.

Причем уже успела забыть, как. Что-то я все думала, думала про Гандапаса и черт дернул полезть в гугл и узнать, а где-когда он выступает? И тут смотрю - Москва!!! И причем 12 июля! (А было тогда 8 число, 10 вечера). Ой-ей-ей, что же я так поздно узнала :((( Это же Гандапас, мест наверняка уже нет...

На следующий день (ну не глубокой же ночью мне людям названивать) я позвонила по телефону. Хотела узнать насчет оплаты. Ведь если еще, о чудо, остались билеты... Их надо выкупить срочно-срочно!!! А, как назло, денег на карточке у меня нет. Но я готова была съездить в обед и оплатить. Это ж счастье какое, за 3 дня до выступления билет купить.

вторник, 10 июля 2012 г.

Летняя школа тестировщиков!

Июнь, дожди... По закону подлости, как только перестаешь сдавать сессию, май и июнь резко перестают быть самыми жаркими месяцами в году.

Вот только кто сказал, что с окончанием института учеба должна заканчиваться? И кто сказал, что нельзя учиться на природе, наслаждаясь чистым свежим воздухом и параллельно занимаясь?

Наталья и Алексей Баранцевы специально для таких людей, которые хотят совмещать приятное с полезным, придумали летнюю школу тестировщиков. Место, где люди занимаются... В Крыму!




И вот он - долгожданный день отлета. Вставать пришлось в 5 утра и Москва была не слишком веселым провожающим - выйдя из дома, я поразилась ливню, который застилал все вокруг. Он яростно бил по асфальту, на котором уже образовался мини-океан. И я стою - в легких балетках на босу ногу. Спасибо брату, попытался подогнать машину поближе. А я пробежалась к нему по бордюру. Ноги, конечно, все равно промокли, и я очень переживала, что заболею в первый же день учебы.

Но ничего, все обошлось! В самолете уже я начала задумываться о том, как бы мне поработать еще успеть. Конечно же, успела в итоге около половины :) Про regexp посмотрела видео (хоть и не до конца), а по SQL сделала все, что могла. Не могла только ДЗ на "потыкай свое приложение". Вай-фай был ужасен, да.

С другой стороны, может, это и хорошо? Помнится, когда-то мы переезжали со старой версии JIRA на новую и я в новогодние праздники баги переводила :) Казалось бы, зачем, после отпуска бы перевела, да и не моя изначально задача была... Но вот ведь... Неймется :) И в отпуске думала, что вечерами буду просматривать "кто что сделал" в джире, перепроверять и заворачивать баги обратно )))) Но увы, не срослось. Выкачать приложение на свою машину было нереально, зайти на dev-платформу - тоже.

Но ничего! Зато можно было вдоволь наслаждаться отпуском и прекрасной компанией вокруг!
По приезду мы расселись в качельки, образовав "круг тестировщиков" и стали представляться. Вставал очередной коллега, клал себе руку на грудь и говорил:
- Я Вася, и я - тестировщик!
Аплодисменты, Вася садится. И так по кругу :)))

Первый "рабочий", точнее, учебный день начался довольно весело, на первом же теоритическом занятии мы с Таней поняли, что не зря нас вместе поселили)))

четверг, 5 июля 2012 г.

Ролевые игры как повод задуматься...

Очень часто в провале проекта хочется обвинить кого-нибудь... Кого угодно, но только не себя. Мы же все белые и пушистые, у нас есть куча веских доводов, почему мы ничем не могли помочь.

Но если отложить в сторону это навязчивое желание и задуматься... Всегда помните про метод "5 почему?", так мастерски рассказанный Натальей Руколь на SQA Days 10. Почему мы провалили проект? Потому что неправильно поняли требования? А почему? Где? На каком этапе?

Вы правда думаете, что требования до вас доходят ровно в том виде, в котором их представлял себе Заказчик? У вас такая афигенная команда и вы уверены, что нигде ничего не теряется?

Проверьте себя и свою команду! Устройте ролевую игру! Можно даже поменяться ролями, приятно ведь иногда побывать и в шкуре разработчика/аналитика. Легко критиковать менеджера, пока сам не побудешь в этой шкуре. Думаете, "вот если бы вы-ы-ы писали требования", все было бы супер-пупер? Проверьте!

Отважные ребята из летней школы тестировщиков бросили вызов непосильной задаче! У них не получилось, но они хотя бы попробовали :))



Итак, встречаем!

Ролевая игра

Что нужно Пользователю?

Автор идеи - Наталья Баранцева
Организатор игры - Наталья Руколь
Участники - все ученики летней школы!

Суть игры - есть некая цепочка.

Пользователь => Заказчики => Продажник => Аналитики => Разработчики => Тестировщики

Они же:

Наташа Руколь => Эмиль + Андрей => Наташа => Юля и Нина => Таня и Ира => Дилара, Катя, Света, Игорь, Валентин.

Вначале всех выгоняют, остаются только Пользователь, Заказчики и наблюдатели.
Наблюдатели - это все оставшиеся участники школы, которые хотели видеть весь процесс целиком. Посмотреть со стороны, увидеть всю подноготную - что и на каком этапе потерялось/исказилось...

Общаться можно только с вышестоящим звеном цепочки. Тестировщик к пользователю не может подойти, он должен давить на разработчиков, те - на аналитиков и тд и тп.

Времени у ребят - по 3 минуты, на все-все-все. Только тестировщики начинали без ограничений. Но что говорить, давайте слушать!

Итак, все ушли. Остались только Пользователь и Заказчик. Пользователь озвучивает свои пожелания.

Немного мешает фоновый звук и детские крики, но уж извините, запись и так обработана...


Listen or download Пользователь - Заказчику for free on Prostopleer

Едем дальше
Все, время вышло, вопросов у Заказчиков не возникло. Чтож, переходим к следующему звену цепи. И вот уже Заказчик рассказывает сейлеру, чего хочет этот странный юзверь.

Плохо слышно, но в середине разговора прибежала Наташа (пользователь) и сказала, что Заказчики имеют шанс что-то спросить у нее, почему нет то? Это нижним звеньям к ней нельзя обращаться, а Заказчикам очень даже можно...


Listen or download Исполнитель Заказчик - Сейлер for free on Prostopleer

Чувствуете уже, да? Версия Андрея "нужна табличка...", тут же версия Эмиля "нужна напоминалка"... А ведь всего второе звено из длинной цепочки прошло...

Заказчики молчат, приходят Аналитики. Сейлер объясняет просьбу Пользователя Аналитикам.
Наташа не выдерживает и опять вмешивается, тонко намекая на то, что пора писать ТЗ (на обоях которое)


Listen or download Исполнитель Сейлер - Аналитикам for free on Prostopleer

Приходят Разработчики. Слушаем очередную версию происходящего. Аналитики считают коллег пользователя стадом - "на 400 голов".


Listen or download Аналитики - Разработчикам for free on Prostopleer

На заднем фоне идут тихие переговоры с Заказчиком... Ок, все обсудили, а дальше... Приходят тестировщики? Не-е-е-ет, им еще рано...

Наталья Руколь уводит в сторонку двух программистов - Ирину Винокурову и Татьяну Зинченко. И сразу говорит Тане, что она - плохой разработчик и раздолбай. Ну, недалеко от истины ушла, в принципе то :))) Слушаем самое сокровенное. Доселе про этот разговор знали только Наташа, Таня, Ира и я (диктофон то кто-то должен был держать)


Listen or download Наставление разработчикам, кто for free on Prostopleer

Ну а теперь вернемся к нашим тестировщикам, которые, как вы слышали, уже приступили к изучению задачи.

Наталья Руколь объявляет тестировщикам правила. Аналитиков уже пробивает на "хи-хи" :))


Listen or download Напутствие тестировщиков for free on Prostopleer

Все! Тестировщики в игре, они уже начали мучить разработчиков! Тане тут же задали вопрос, а она уже вжилась в роль:

- Я? о_О
Ну-у-у-у... Это такая шняга...
БД это еще хуже, не лезьте туда...

Вот посмотрите, сколько счастья!!! на лице Татьяны, когда она избавляется-таки от "работы" :)


Видео на YouTube.

Потом прибегает Наташа, которая не может не поинтересоваться, а есть ли у ребят тест-менеджер. На нее все шикают, нам, мол, не до тебя, уходи, и продолжают задавать вопросы.


Listen or download Исполнитель Тест 1 for free on Prostopleer


Listen or download Исполнитель Тест 2 for free on Prostopleer

Наташа ходит вокруг, слушает, что втирает тестировщикам Таня, и хихикает :)))
Тестировщики уже любят будущего пользователя - "Ну ичары, как обычно, все забывают, они такие". Ай яй яй, а где же любовь к сотруднику?

К концу разговора мы слышим в основном голос Иры - она, как прилежный разработчик, давала четкие ответы всем желающим, а раздолбайский разработчик Таня отбрехалась от Валентина, который все пытался у нее хоть что-нибудь узнать, и убежала к Заказчику. Прибавки к зарплате просить :))) Ну она же все сделала, ей положено.

Ира тем временем уже взвыла и сама стала ненавидеть "этих ужасных тестировщиков с их глупыми вопросами!!!!", временно забыв, к какому клану она относится.

Ну ок, тестировщикам сокращают время и они идут составлять тест-план.


Listen or download Исполнитель Тест 3 for free on Prostopleer


Listen or download Исполнитель Тест 4 for free on Prostopleer

Таня в это время ходит вокруг Заказчика и требует прибавки к зарплате. А когда она приходит "помочь" тестировщикам, Ира ее отправляет обратно - "Иди премию нам попроси, а?"

Потом Наташа снова объявляет правила "Допустим, все, что вы сейчас скажите, все работает. Вы там все баги нашли и там все работает". А то ведь тестировщики так старались, так старались, расписывали кейсы, на всякие граничные значения...


Listen or download Исполнитель 009 for free on Prostopleer

Тут надо отметить лица Пользователя и Заказчика, когда тестировщики сказали про Mac. Андрей пытался схомячить свою шляпу от стыда :)))


Тестировщики объясняют, что у них за формочка. Мелькают фразы "так, а это что такое?" от рассказчиков :))) А Наташа напирает "Так что же вы тестировали? Расскажите, пожалуйста".


Listen or download Исполнитель 10a for free on Prostopleer

Тестировщики молодцы, вещали в диктофон :) Вместо того, чтобы говорить громче, дабы все слышали. Ну ладно, рассказчица продолжает, ее коллеги ее перебивают :) И пытаются на ходу вкурить, что это за форма такая, которую они тестировали, разбив на части и не зная, что проверяют коллеги. Поэтому пользователь их иногда перебивает, чтобы понять, о чем они.

- Мы ставим галочку.
- Нет, чекбокс!
- Нет, галочку!

И это спорят не тестировщик с программистом, а тестировщик с... тестировщиком :)))


Listen or download Исполнитель 10b for free on Prostopleer

Света молодец, отличный кейс насчет смены должности! А то заспамят бедного сотрудника :))) Или вообще о нем забудут. А пользователь с заказчиком продолжают угорать, наблюдая за всем этим делом



Понравилось "потом приходит напоминалка... Или... Ну я не знаю, что! Я не буду об этом рассказывать - в требованиях не было" )))

Наблюдатели, которые в теме, хихикают и шикают друг на друга - молчи, мол, а то тестировщики уже косятся подозрительно. Видимо, догадываются )))) Что сделали что-то не то.

- Отпуска в двух случаях...
- А кто вам сказал про второй случай?
- Не знаю!!!


Listen or download Исполнитель 10c for free on Prostopleer

А потом Наталья предложила послушать обратную сторону медали!! Свою, финальную сторону дела она решила отложить на потом :) И таня такая

- Здравствуйте, я - плохой разработчик!

Напоминает что-нибудь?)))

Исповедь Татьяны! И немного от "хорошего" разработчика. А что ему много говорить?) Он никого не обманывал, все уже рассказать успел...


Listen or download Исполнитель 11 for free on Prostopleer

А потом пошла исповедь аналитиков. Правда, вначале Ира (хороший разработчик) отвела таки душу "я теперь поняла, почему меня ведьмой считают! Достали со своими вопросами!!!"

Но потом дали слово аналитикам - что же сделали не так разработчики? И тут наконец-таки выяснилась страшная тайна!!! Разработчики сделали форму, которая... Никому не нужна! Бедные, бедные тестировщики...


Listen or download Исполнитель 012 for free on Prostopleer

Потом высказался сейлер. Оказалось, у Наташи была целая пачка вопросов к Пользователю! Но она не имела права их задавать, только если бы ее об этом спросили бы...


Listen or download Исполнитель 014 for free on Prostopleer
Наташа при мне говорит:
- каждый год
И Юля записывает вслух "раз в 5 лет!"

Мясников бушует "вам не надо думать!!!".


Listen or download Исполнитель 015 for free on Prostopleer

И вот. наконец-то! Главный Заказчик, Пользователь, объясняет всем вокруг, какие требования он давал проекту.

И тут начинается разбор полетов. "Вы IT-отдел! Вы должны были контролировать весь процесс! А вы? Почему вопросов не задавали?"

Хотя надо отдать должное тестировщикам - они пытались узнать (см видео), что им надо тестить))


Listen or download Исполнитель Название композиции for free on Prostopleer

Listen or download Исполнитель 16b for free on Prostopleer

Listen or download Исполнитель 16c for free on Prostopleer

Listen or download Исполнитель 17 for free on Prostopleer

Вывод - не верим разработчикам НИ-КО-ГДА!

PS: А фирму назвали "Косяк.софт"

вторник, 3 июля 2012 г.

Тестирование календаря

Что надо проверить при тестировании календаря?

Смотря какого, разумеется. Но, допустим, календарь, на дату которого строится отчет. Проверяем:
  • Заносим данные, смотрим на дату, когда данные были внесены;
  • Граничные значения - чуть пораньше, чуть попозже, это может быть день, а могут быть минуты
  • Другая бизнес-логика;

Потом пошли отрицательные кейсы - многие наверняка захотят вкопипастить в поле ввода какую-нибудь бяку. Но вот с этого ли стоит начинать?

Я тут на днях услышала про один весьма любопытный кейс:

Звонит пользователь, так и так, данные в отчет не приехали. 
Ребята и так и сяк отчет корячат, разные коэффициенты пробуют, плохие данные...
Потом выяснилось, что пользователь ввел дату (внимание!)... С клавиатуры! 

И в каком-то браузере (что-то мне подсказывает, что в IE, не знаю что...) оказалось, что, если выбрать дату из выпадающего календарика - все работает! А если вбить руками - нет...

Мораль сей басни такова... Бежим и пробуем "положительный" кейс в своих приложениях :)

А еще, перед тем, как пытаться разломать ваш календарик, потратьте минутку, просто пролистайте его и почитайте названия месяцев... Знаете ли вы, что...

При фильтрации ресурсов maven-ом в формате UTF-8, содержащих русские символы, заглавная буква 'И' преобразуется в "некорректный символ".
Такая ошибка воспроизводится только на ОС Windows и только с заглавной буквой 'И'.