воскресенье, 30 ноября 2014 г.

Классы эквивалентности для редактирования сообщения



Когда тестировщики узнают о различных техниках тест-дизайна, это добавляет им вдохновения! Ух ты, а тут еще это можно попробовать. И это, и вот это! А еще вот так извернуться, трижды присесть, подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши! Smile :)

И это здорово, что получается генерить разные варианты! Но в первую очередь стоит задуматься о простейших сценариях, на которые наткнется пользователь, даже не планировавший что-либо сломать.

Давайте возьмем для примера сайт http://ru.qahelp.net/.
Там можно создавать вопросы и отвечать на них. К каждому вопросу и ответу можно добавлять комментарии.

Я задала своим выпускникам онлайн-интенсива простой вопрос, как мы будем тестировать возможность редактирования ответа на вопрос?

Результаты порадовали (варианты очень интересные):

1. Что я могу редактировать свой ответ.
2. Что я могу открыть для редактирования и передумать, нажать отмену. Должно сохраниться прежнее состояние.
3. Если пишется дата создания ответа, то:
   3.1: Действительно ли такое время и дата. Может быть другой GMT
   3.2: Какая дата после редактирования и сохранения изменений: старая или новая.
4. Не внести изменения и сохранить. Должно остаться прежним. Со временем - как в 3.2
5. Если были комментарии к ответу, то что с ними происходило после 1-4. Должны сохраняться.
6. Проверить что все инструменты для редактирования работают.
7. Ответ может быть "простой" и кем-то откомментированный (тобой же или другим человеком).
8. Открыть для редактирования сразу в 2 вкладках и отредактировать. Проверить синхронность.
9. Открыть одновременно в двух вкладках для редактирования. В первой вкладке выйти из режима редактирования и удалить. Во второй вкладке сохранить редактируемое. Обновить вкладку во втором браузере. Вопрос: останется во второй вкладке или исчезнет?..

Хороший чек-лист, грамотное выделение классов эквивалентности Thumbs up (y)

Но что из этого надо проверить в первую очередь? Если пользователь не стремится специально разломать систему, то для него в первую очередь важно, чтобы кнопка редактирования в принципе работала. А потом уже всякие дата-время, внезапная отмена и прочая-прочая.

Кстати, я не говорю, что внезапная отмена — плохой тест-кейс. Наоборот, отличный! Пользователь может просто передумать, это нормально. И если система себя "странно" поведет, то он очень расстроится.

Но давайте пока временно отбросим эту проверку, отнеся ее к негативным тестам. У нас должна быть возможность редактировать ответ. Отлично! А какой ответ бывает?

  • Свой.
  • Чужой.
Другие варианты разделения на классы эквивалентности?
  • "Простой".
  • Откомментированный.
Можно подумать, что эти классы надуманны, но нет. Потому что именно там и скрывалась ошибка, о которой я недавно сообщила создателю:

********************************************

Шаги для воспроизведения:
1.       Даем ответ на чей-нибудь вопрос.
2.       Просим коллегу его прокомментировать
3.       Нажимаем «редактировать»

Результат
Ничего не происходит Sad :(
См пример тут - http://ru.qahelp.net/question/skolko-tratite-na-samoobrazovanie/

Я не могу исправить очепятку в своем посте, потому что его уже откомментили (если еще не комментировали, то редактирование работает, проверила тут - http://ru.qahelp.net/question/vash-top-5-dokladov-s-sqa-days-vseh-vremen/).

Ожидаемый результат
Открывается форма редактирования.

********************************************

Собственно говоря, нашла эту ошибку я чисто случайно. Заметила у себя опечатку, попробовал отредактировать, а фиг.

Тестировщик во мне сразу заметил, что этот ответ уже успели откомментировать и заподозрил, что проблема именно в этом. Осталось найти другой ответ, который никто не комментил и убедиться в своем предположении. А потом уже написать об ошибке разработчику.

Не просто "аааа, фсе пропало, РЕДАКТИРОВАНИЕ НЕ РАБОТАЕТ НИГДЕ!!!", а грамотно, с локализацией ошибки. На то мы и тестировщики Smile :)

Напоследок хочу сказать, что всегда пробуйте посмотреть на задачу с разных сторон. Сначала с точки зрения пользователя "Что я могу делать? Ага, а какие состояния могут быть у этого элемента, которые могут мне помешать (такие, как комментарий в нашем примере)?".

А потом не вредно посмотреть и с точки зрения тестировщика — "Крушить, ломать! ПО побеждать". Удачи в поисках интересных классов эквивалентности Wink ;)

воскресенье, 23 ноября 2014 г.

Джеф Раскин. Интерфейс


Ссылка на книгу.

Книга обязательна к прочтению для всех разработчиков, тестировщиков и аналитиков. Она показывает, насколько важно хадумываться о usability и чем плохи некоторые "гениальные" решения, такие как постоянные окошки "А вы уверены в том, что хотите это сделать?".

Вначале автор показывает, зачем вообще задумываться об интерфейсе, ведь пользователя только он и интересует:

Пользователи не задумываются над тем, как устроена машина, пока она справляется со своими задачами. [При этом все внутренности значения не имеют]. Для пользователей важнее всего удобство и результаты. Но все, что они видят, — это интерфейс. Другими словами, с точки зрения пользователя именно интерфейс является конечным продуктом.

Потом Джеф переходит к когнитивной психологии и объясняет многие ожидания пользователя через нее.

Возьмем, к пример, то самое окошко "А вы уверены?". Исходная задумка — пользователь, увидев подтверждающее окошко, задумается, а действительно ли он хочет это удалить? Да, действительно, задумывается. Один раз. Или два. А потом у него входит в привычку всегда нажимать "да", даже не глядя на само сообщение.

В результаты вы, не останавливаясь и не проверяя собственное намерение, вводите Y. Таким образом, запрос компьютерной системы, предназначенный служить в качестве меры безопасности из-за привычки становится бесполезным и только усложняет обычный процесс удаления файлов. Все дело в том, что любой запрос о подтверждении, требующий установленного ответа, вскоре становится бесполезным.

Поэтому не надо компостировать пользователям мозг и убрать эти ненужные сообщения. Вместо них лучше сделать простую и удобную процедуру отмены случайного действия. Надо отдать должное MIcrosoft, в последних версиях Windows файлы удаляются без бесполезных подтверждалок.

Также из психологии мы узнаем о локусе внимания. Автор на пример расписывает, как можно использовать это знание. Как это было применено в компьютерах Canon Cat. Ему требовалось около 7 секунд, чтобы выйти из спящего режима, подгрузив всю нужную информацию. Когда пользователь прекращал работу, компьютер сохранял побитовую картинку того, что было на экране. Когда пользователь возвращался к работе, компьютер показывал ему картинку, а сам подгружал все остальное.

Пользователю нужно около 10 секунд, чтобы вспомнить, что он делал в прошлый раз и что нужно сделать сейчас. А компьютеру нужно 7 секунд, чтобы чтобы считать с диска остальную рабочую часть информации. Итог — пользователь счастлив, он думает, что компьютер откликается мгновенно. А лояльность пользователя очень важна для разработчиков "масштабного" ПО!

В книге разбирается огромное количество примеров. Как можно было бы сделать user-frienly поиск, избавиться от рабочего стола, необходимости обязательно придумывать имя для файла...

А знаете ли вы, что текст порою лучше пиктограмм? Раньше были стены текста и добавление туда картинок значительно упрощало восприятие. Но пиктограмм должно быть мало! Сейчас разработчики ушли в другую крайность, убрали почти весь текст, заменив его непонятными картинками.

В итоге к пиктограмма нужно писать расшифровки. А зачем они тогда вообще нужны? Не переходите на крайности, всего должно быть в меру, как текста, так и картинок!

А сообщения для пользователя? Зачем нужны эти ужасные диалоговые окна, в которых есть единственная кнопка "ОК"? Но которые, при этом, мешают пользователю продолжать выполнять свою работу.

В книге описано много полезного. Я думаю, что это обязательный минимум для тех, кто придумывает интерфейс для своего продукта. И ддя тех, кто хочет сделать своих пользователей немного счастливее! Smile :)

А уж тестировщикам так вообще must-read! Не все usability-баги будут править, но теперь, по крайней мере, вы сможете доказать важность отдельных ошибок!

PS - Добавила книгу в общий список прочитанных мною книг.

четверг, 20 ноября 2014 г.

SQA Days 16. День первый


Отгремела 16 конференция по тестированию. И ВАУ, это было круто!

Спасибо организаторам за отличную площадку. на которой они собрали много интересных людей и дали этим людям возможность поделиться собственным опытом и знаниями!

Конференция проводилась в Санкт-Петербурге, в отеле "Park Inn by Radisson Прибалтийская". Там проводится уже вторая конференция и сервис отеля всегда на высоте. На втором этаже есть 3 больших зала и куча места для "поговорить за чашкой чая". Из развлечений - большой телевизор с игрушками, пуфики и конкурсы от Badoo и Wargaming.

А еще первый день вокруг участников бегал мим Smile :)


Но пока хватит об организации. Расскажу немного о докладах, на которых я побывала, это ведь самое интересное!

Доклады


1. Игорь Бондаренко. Слепые SQL инъекции. Достаточно ли хороши ваши тесты?


Игорь рассказывал о разных типах слепых инъекций:
  1. Классическая.
  2. Error based.
  3. Абсолютно слепая.

среда, 19 ноября 2014 г.

Стив Джобс о бизнесе. Под редакцией Алана Кена Томаса


Ссылка на книгу (издательство "Альпина Паблишер")

По названию книги уже понятно, о чем там пойдет речь. Взяли 250 самых интересных (с точки зрения редактора) высказываний создателя Apple и сделали книгу.

Плюсы книги — небольшой объем, два языка (перевод цитаты и оригинал), читается быстро, хорошо подходит для разгрузки после тяжелой для восприятия бизнес-книги.

Также можно использовать для тренировки своего английского — читаешь только правые страницы. Если видишь незнакомые слова, пытаешься перевести сам, а потом читаешь версию редактора.

Особо понравившиеся цитаты:

понедельник, 17 ноября 2014 г.

Развитие интенсива-6

За первые 5 прогонов интенсив сильно изменился. Но мы не останавливаемся на достигнутом, курс продолжает развиваться! 

Сегодня я расскажу об улучшениях, внесенных к шестому интенсиву, тренерам на заметку.

Самая тяжелая для понимания тема интенсива — классы эквивалентности. При выполнении заданий на нее многие студенты жалуются — "Очень сложно. Непонятно, как именно разбивать на классы. Примера из лекции не хватает".

А я как раз закончила читать книгу "Искусство объяснять", и мне пришла в голову гениальная (надеюсь :-) ) идея, как можно рассказать о классах проще. Переделала презентацию и добавила целую кучу примеров! 

Студент с индивидуального курса, учившийся по обоим вариантам, отметил, что новый для гуманитария проще воспринимать. Ура! Smile :)

Еще у нас накопились рекомендации по продолжению обучения после окончания интенсива. Так появилась статья "Что делать после окончания курсов".

Студенты стали задавать меньше вопросов про классы эквиваллентности, но их отзывы показывают, что нам есть куда расти дальше.

Дудник Алексей
Тренинг отличный, но требует много времени. Я не самый сообразительный парень в мире, и мне стабильно требовалось больше 4-х часов в день на ДЗ, так что был незапланированный недосып — работу никто не отменял =) Можно сказать что это не тренинг, а семидневная стажировка с частичной занятостью. Я, конечно, ожидал что будет сложно, но не думал, что будет похоже на работу =) Передавать не только знания, но и рабочую атмосферу — очень продуктивный подход к обучению. Отдельное спасибо Павлу Абдюшеву, который добавил остроты в процесс. Это было утомительно, но замечательно =)

Ханов Дмитрий Викторович, ведущий менеджер отдела маркетинга
Ожидал от тренинга работы, по результатам которой я бы окончательно укрепился (или наоборот) в желании развиваться по профессии тестировщика, "прикоснуться" к циклу разработки ПО на практике и понять, есть ли у меня технический базис и личные качества для успешного развития в данной профессии. Тренинг оказался именно таким, каким я его себе представлял. Тренеры работают с душой, пытаясь заинтересовать и всесторонне осветить профессию с примерами, делятся секретами и полезными инструментами, заставляют думать самостоятельно.

Анонимно
Ожидания полностью совпали с реальностью. Опыт участия в реальном проекте, насыщенная программа обучения, которая включает в себя также подводные камни работы тестировщика, которые ранее не можешь даже представить и многое, многое другое. Огромное спасибо Ольге и Павлу за самоотдачу в ходе этого тренинга. Тем, кто только собирается участвовать, хочу дать совет, на первые три дня тренинга зарезервируете по меньшей мере 3-4 часа на выполнение домашнего задания, — это поможет вам спланировать свое время.  Если вы хотите попробовать себя в этой работе — этот тренинг для вас.

Антонов Виталий Михайлович, на форуме Perfectionist

Что понравилось:
     1.  Придирки к домашним работам. Это полезно, тяжело в учении, легко в бою.
     2.  Подробные, хорошо оформленные комментарии к недочётам в ДЗ от Ольги.
     3.  Терпение и политкорректность Павла.

Не понравилось:
     1.  Ольга несколько раз язвила и саркастично смеялась над моими вопросами.
          Считаю, что для тренера такое недопустимо.
     2.  Сленг в вебинарах ("бага", "копипаста — зло" и т.п.).
          Непрофессионально как-то.
     3.  Очень долго приходилось ждать проверки ДЗ (один раз ждал более суток).
     4.  По ходу курса часто оказываешься в ситуации, когда непонятно,
          что от тебя хотят.
     5.  В понедельник даётся 3 ДЗ, делал его около 8 часов. Лучше разбить на два
          дня. В целом, ритм в течение недели очень рваный: то целый день, как
          проклятый, выполняешь ДЗ, то целый день делать особо нечего, потому что
          ждёшь проверки ДЗ, а новый вебинар уже посмотрел 2-3 раза.

*********************************************
Про сарказм верно подмечено. После перехода на "ты" немного потролила фразу "кнопку регистрации любая обезьяна найдет". Была не права, работаю над собой Smile :).

Над вопросами никогда не смеюсь, много вопросов на курсе — это отлично. Мы как раз стараемся научить студентов задавать правильные вопросы прежде, чем бросаться выполнять задание.

С другой стороны, айтишники часто троллят друг друга в коллективе и используют профессиональный сленг. Когда вы придете на новую работу, никто не будет менять свою манеру речи ради джуниора. Термины типа "баг" и "фича" объясняются в лекциях. А если какое-то слово осталось незнакомым — спросите — глупых вопросов не бывает!

Все, кто сдавал ДЗ по правилам, получали мои замечания быстро. Другое дело, что после меня надо было пройти еще и Павла, который выступал в роли разработчика/ПМ. Это занятые люди, у которых руки доходят разгребать баг-трекер раз в сутки. Нормальная ситуация. Реальные условия. =)

В работе часто бывают ситуации, когда неясно, что надо сделать. Верное решение в такой ситуации... Задавать вопросы! Одно из заданий специально подобрано так, что его невозможно правильно сделать, не уточняя требования.

Последний пункт хорошо показывает ложные ожидания от тренинга.
"Легко? НЕТ! Эффективно? Очень!" © — эти слова недаром стоят в описании тренинга. Вас ждет очень много работы.

Как точно подметил Алексей Дудник, наш тренинг — неделя стажировки с частичной занятостью. Время на выполнение первых заданий сильно зависит от стартового уровня. Кому-то может хватить и двух часов, а кому-то потребуется восемь, но в среднем все справляются за обещанные в правилах 3-4 часа.

Поэтому, пожалуйста, не ждите от интенсива простеньких ДЗ, которые вы легко сделаете за полчасика перед сном. Курс нужен для того, чтобы погрузиться в реальную работу, а не посмотреть развлекательное видео.

Спасибо всем ребятам за пожелания и критику, они помогают сделать курс лучше!

P.S. Следующий курс стартует 24 ноября. Приходите, будет интересно!

Запишитесь сами или отправьте своих junior-ов Wink ;).

P.P.S. Пополнила этой статьей историю развития курса.

понедельник, 10 ноября 2014 г.

Как развивался онлайн-интенсив



В 2013 году я начала обучать студентов основам тестирования индивидуально.

В начале этого года Наталья Руколь придумала новый формат тренингов — неделю интенсивного обучения. Мне понравилась идея, и я создала онлайн-интенсив для начинающих.

Мы погружаем учащихся в реальный проект на неделю. Каждый день они узнают что-то новое, каждый день выполняют домашнее задание, каждый день получают фидбек от тренера. Насыщенная программа позволяет за неделю освоить азы и начать вырабатывать навыки, не растягивая этот процесс на месяцы.

Входные условия для студентов — знание основ теории, которую легко добыть в интернете, например, прочитанная книга Романа Савина "Тестирование dot com или пособие по жесткому обращению с багами". Лекции сделаны короткими, чтобы больше внимания уделить практической части.

Когда я записывала эти лекции, я была очень наивная. Smile :) Выделила из лекций для индивидуального обучения 7 самых перспективных тем, доработала их. И всё, думаю, один раз записала, можно пожинать результаты.

На самом деле постоянно читаемый курс нельзя сделать статичным, потому что появляется новый опыт у тренера, новые идеи, студенты дают фидбэк о том, что им было сложно или скучно делать. Если ничего не менять, то курс можно смело выкидывать на помойку!

Ниже история развития курса "онлайн-интенсив для начинающих тестировщиков".

1. Март

Прошел первый интенсив, и лучшие студенты не дошли до конца. Я была удивлена и спросила их, что не так? Одна из студенток ответила: "Я занималась сплошной бюрократией, от которой пытаюсь сейчас сбежать из бухгалтерии. Сначала тест-кейсы оформи, потом чек-листы, потом снова их проактуализируй. Я уверена, что тестирование более интересное, чем то, что показано в курсе".

С одной стороны, начинающим тестировщикам редко дают интересные задачи, обычно их работа состоит в прохождении тест-кейсов и их составлении. А люди с опытом, которым эта бюрократия давно надоела, занимаются более сложными задачами, радостно спихивая рутину на новичков.
С другой стороны, студентка не доучилась до лекции про поиск и оформление багов. А это и важная, и увлекательная тема.
Надо было что-то менять.

2. Май

Попросила помощи у коллеги Павла Абдюшева, тренера с большим опытом. Мы пересмотрели расписание тренинга и сделали всего одну перестановку — тему баг-трекера подвинули с предпоследнего дня на второй. Курс стал выглядеть так:
  1. Проектирование тестов: когда и как писать тест-кейсы и чек-листы
  2. Поиск, локализация и оформление багов (ранее 5 тема).
  3. Классы эквивалентности и граничные значения.
  4. Как выполнить анализ требований и что делать, когда их нет.
  5. Как найти и проверить всю документацию на проекте.
  6. Зачем нужно регрессионное тестирование и как его оптимизировать.
Оформление багов — довольно сложная тема, если ее начать на второй день, студенты смогут дорабатывать задачи все оставшееся время.

Перестановка дала эффект — курс прошли почти все студенты, и он всем понравился. Так мы решили проблему скуки.

3. Июнь

Теперь, когда отзывы стали хорошие, можно было совершенствовать курс, чтобы студентам было проще/интереснее/полезнее его проходить.

Домашние задания в первый день были простые: 3 тест-кейса на форму регистрации и чек-лист на загрузку файла. Согласна с той студентой, скучно! Так было сделано потому, что на второй день была самая сложная тема — про классы эквивалентности.

После изменения порядка лекций мы добавили сложное творческое задание на тестирование Подсказок.

Проанализировали стандартные ошибки, которые делают начинающие тестировщики при выполнении задания на составление тест-кейсов, я написала подробную статью им в помощь. Там даже двойная регистрация — на тестовый стенд и на сайт — описана; всё как у нас на проекте.

В баг-трекере студенты стали проходить 2 уровня — доброго тренера (меня) и разработчика (Павла), который плохо оформленную задачу просто возвращает как "не баг". Жить студентам стало веселее. Smile :)

4. Сентябрь

Снова интенсивная неделя, и очень довольные обучением студенты. Вроде всё отлично, но...

Мы стали искать себе начинающего тестировщика. Один из лучших студентов курса откликнулся на вакансию и... провалил тестовое задание. Мы попросили сделать задание еще нескольких добровольцев, закончивших интенсив. И снова провал.

Тогда мы поняли, что научили студентов решать задачи, но не научили самому главному — задавать вопросы. Выпусникам мы объяснили смысл этого задания и включили его в обязательную программу.

Это был важный урок, но теперь наш курс стал еще лучше!
Еще мы создали чатик выпускников интенсива, где обсуждаем улучшения курса, делимся интересными ссылками и отвечаем на вопросы наших студентов.

5. Октябрь

Во время решения тестового задания студенты не только не задавали вопросы, они написали всего пару позитивных сценариев. Даже после изучения статьи о важности позитивного тестирования!

Мы пересмотрели лекцию, и поняли, она учила студентов, как ломать, почти не акцентируясь на том, как строить. Пришлось полностью переписать. Smile :)
Добавили примеры позитивных тест-кейсов, идеи, как их придумывать, и как выявлять требования для написания тест-кейсов, задавая вопросы.

К этому интенсиву накопилось много стандартных советов по оформлению багов, записали в виде шпаргалки (ждите публикации в открытый доступ).

Все остались довольны.


P.S. Следующий курс стартует 24 ноября. И у меня еще целая куча идей по его улучшению! Так что приходите, будет интересно!

Запишитесь сами или отправьте своих junior-ов Wink ;)

P.P.S. Пополнила этой статьей историю развития курса.

суббота, 8 ноября 2014 г.

Usability case, когда сообщение об ошибке будет полезно

Тестировщику очень важно уметь вставать на место реального пользователя. Часто бывает, что с точки зрения тестирования все работает, но пользоваться системой неудобно.

User-story


Мой старый телефон, galaxy S2, был страшно глючный. Купили новую версию, S5. Попытались перенести данные со старого телефона на новый, но увы, не срослось.

Немного подумав, я поняла, что, кроме контактов и пары заметок, мне ничего и не нужно. Авторизовалась в google на новом телефоне и синхронизовала контакты. Результат был какой-то скудный, все контакты остались на старом девайсе. Пожалуй, стоит их сразу в гугл сохранять или синхронизовать почаще... Было уже поздно, поэтому старый телефон я синхронизировала уже утром.

Потом пошла на работу, включила wi-fi, зашла в настройки и начала синхронизацию контактов с google. Работаю, посматриваю на телефон.

пятница, 7 ноября 2014 г.

Руководство фасилитатора. Сэм Кейнер



Ссылка на книгу (издательство "Альпина Паблишер").

Книгу решил напечатать Дмитрий Лазарев, потому что заинтересовался данной темой и не смог найти подробного руководства на русском языке.

Вообще говоря, я не фасилитатор. И собраний у нас проходит не так уж и много, особенно тяжелых встреч по важным вопросам. Но я не могу не признать, что в книге есть интересные мысли даже для меня. И что книга действительно является полным руководством. Потому что процесс обсуждения группой здесь расписан от и до.

Кстати, у меня есть коллеги, которые уже несколько месяцев ведут переговоры, вот им, думаю, книжечка точно пригодится Smile :)

Из того, что мне особенно понравилось:

Первая функция фасилитатора - побуждение к полноценной работе в группе. Есть фундаментальная проблема: внутренний цензор. Люди не говорят то, что думают на самом деле, потому что это бывает трудно. Да и атмосфера вокруг часто только мешает. Приятно ли было бы вам услышать что-то вроде:

  • "Мы что, не обсуждали это раньше?"
  • "Нельзя ли попроще?"
  • "Поторапливайтесь, у нас мало времени"
  • "И как это связано с нашей темой?"
  • "Невозможно. Не сработает. Ни за что".
Знакомо? А как бы вы себя чувствовали, услышав такое? Я знаю по себе, бывает, сам в своих словах не очень уверен, а когда на тебя еще и шикают таким образом, то еще больше замыкаешься. В итоге в дискуссии не участвуешь совсем. И вот как раз задача фасилитатора - поддерживать людей! Помогать им высказаться. Это действительно полезно.

Еще в книге хорошо описана роль чайтрайтера, который записывает процесс группового мышления на флипчартах. Как писать? Какими должны быть надписи? А цвета? Какие использовать символы? Форматы? Все подробно расписано с указанием "зачем" ("пишите большими буквами - иначе с задних рядов не увидят" итд)

А как можно обсуждать различные темы? Вы все еще думаете, что вариантов мало? Тогда мы идем к вам! Smile :)


Если вы исследуете некую проблему, можно применить метод "факты и мнения". Это такой тип мозгового штурма, когда люди записывают на разных стикерах факты и мнения по теме и лепят на доску / флипчарт. При этом они видят другие наклейки, которые наводят их на новые мысли, которые они тут же записывают. А их мысли наводят других коллег на новые мысли... И так по кругу. Интересный метод, я о нем уже читала в книге о стикерах.

А еще людям сложно поднимать тему сложных вопросов. И существует техника "о чем я молчу?", в которой люди разбиваются на маленькие группы по 2 человека и озвучивают партнеру те мысли, которые постеснялись говорить при всех. А потом их партнеров спрашивают "будет ли толк для группы в целом от того, что мнение вашего партнера будет озвучено?". Очень интересный метод, я о таком не задумывалась раньше.

Еще понравились уровни согласия. Бывает такое, что генеральный директор выходит, озвучивает свою позицию и говорит "Все согласны? Ну и отличненько", считая по дефолту, что молчание - знак согласия.

Авторы книги предлагают после обсуждения темы оценить уровень согласия группы с принятым решением. Шкала из 8 пунктов:
  1. Полное одобрение (мне это действительно нравится!).
  2. Одобрение с незначительными замечаниями (не идеально, но хороший вариант).
  3. Одобрение с оговорками (я могу с этим жить).
  4. Воздержание (эта проблема меня не волнует).
  5. Нужно дополнительное обсуждение (я пока не очень понимаю суть).
  6. Не одобряю, но буду поддерживать (идея так себе, но я не хочу задерживать всю группу).
  7. Серьезное несогласие (в этом вопросе я не согласен с вами, на меня не рассчитывайте).
  8. Вето (я блокирую это преложение).
Оценивать можно разными методами (по очереди, всем вместе, анонимно). Потом оценки наносятся на шкалу и оценивается результат. Результат зависит от целей, от важности темы и многого другого. 

Подробнее читайте в книжке! Smile :)

Я вынесла из книжки как минимум рекомендацию самой себе помалкивать во время ретроспективы, когда кто-то отклоняется от темы. Люди должны высказываться, не боясь, что их загнобят! 

четверг, 6 ноября 2014 г.

QAHelp - русский Stack Overflow

Один наш коллега всегда огорчался тем, что ответы на вопросы тестировщиков теряются в пространстве и времени. Но просто огорчаться — это одно, а реально что-то менять — совсем другое!

Сергей Нетеренко решил, что его не устраивает сидеть сложа руки и создал сервис qahelp.net.


Краткая вводная от автора:
QAHelp — это коллективный разум. Площадка, где можно задать вопрос по тестированию и получить ответ от коллег. В отличие от форума сразу видно, удовлетворился ли автор или из 20 ответов ни один его не устроил. Ответы сортируются по рейтингу, а на рейтинг влияет каждый пользователь.

Задумка интересная, посмотрим, что будет с сервисом дальше. Smile :)

А я уже успела пообщаться с автором, причем в неожиданном формате, — получила письмо:

Добрый день, Ольга!

Пишу вам благодарственное письмо за хорошего ученика.

Может быть вы видели, я запустил небольшой сайт помощи для тестировщиков qahelp.net. За первые пару дней пришло пару десятков баг-репортов, но самое грамотное описание бага было у Марины Колесник. Я пытался вспомнить, откуда мне знакомо это имя, но потом понял - я видел его в отзывах на сентябрьский интенсив
Там и описание, и шаги, и условия и скриншотик -  в общем, одно удовольсвтие читать. 

Побольше вам таких практикантов!

С уважением,
Сергей Нетеренко.

Ура, обучение на интенсиве не проходит даром! Smile :)
Там мы учим, что правильный шаблон баг-репорта (один из первых вопросов на QAHelp) — это не просто перечень полей, над ним еще работать и работать!

Приходите на занятия с 24 по 30 ноября, узнаете, как. =)

А Марина — наша лучшая ученица, не удивлюсь, если она еще и первое место в конкурсе от Лаборатории Качества займет. Wink ;)

среда, 5 ноября 2014 г.

Взрыв обучения. Мэттью Мердок



Ссылка на книгу (издательство "Альпина Паблишер").

Книга описывает, как перевести существующий курс в онлайн-формат. В этом она немного устарела, потому что не рассчитана на то, что ты решил делать сразу онлайн-курс.

То есть лично я с большимнством проблем, описанных в ней, не связывалась. Мне не нужно доказывать руководству, что онлайн-формат эффективен. Мне не нужно понимать, что нельзя просто взять то, что уже есть сейчас, и изменить, потому что оффлайн и онлайн обучение - разные вещи.

Хотя я уверена, что такие проблемы возникают. И тут книга будет вполне уместна!

Тем не менее я смогла почерпунть в книжке что-то новое или старое, но все равно полезное!

Первый и самый главный принцип обучения - "будьте кратки". Оооо, какой это полезный совет! Причем я помню, когда читала книжку, это было очень кстати, из серии "ух ты, а ведь и правда!". Хотя я уже следую этому совету, но никогда не поздно самосовершенствоваться (smile)

Именно поэтому в моем курсе (онлайн-интенсив для начинающих тестировщиков) не очень много времени отведено теории, которую проще прочитать в книжках. Лекции короткие, их проще пересматривать, когда что-то непонятно. Так что в этом плане я полностью согласна с авторами книжки!

Но как можно быть кратким, если уже есть курс на несколько дней? Сокращать! Авторы рекомендуют два метода - резюме (быть жестоким, но выкинуть лишнее) и разбивку на маленькие кусочки.

Согласна, моя коллега, помнится, перевела своих студентов с полуторачасовых лекций на три по полчаса, собрала много позитивных отзывов! Не бойтесь дробить лекцию на маленькие кусочки, подумайте об удобстве студентов! Особенно круто делать курсы как Наталья Руколь, так сверстать видео, чтобы студент мог просто в вебе переключаться между разными кусками.

О, кстати, еще в книге много советов по тому, как создать онлайн-курс, в рамках которого идет "живое" общение со студентами. Сейчас этот формат меняется на "выложили запись лекций, а потом или есть живые консультации, или только поддержка в скайпе". В начале книги авторы восхищались тем, как сейчас жизнь течет, все так быстро меняется. И они правы, все меняется!

Мне кажется, это правильный сдвиг формата. Студенты выбирают online обучение, когда они не могут посещать лекции. Потому, что преподаватель находится в другом городе. Потому, что лекции проходят в то время, когда работа кипит. Да много разных "почему".

Поэтому, когда тренеры увидели, что многие студенты в итоге не появляются на "живом" занятии, но очень ждут потом записи вебинара, они решили пойти в этом направлении дальше. Мне нравится, что онлайн обучение растет и развивается (smile)

О, а еще авторы ссылаются на ролики commoncraft. Так забавно, ведь об этой компании я читала параллельно "взрыву обучения". Кстати, книга очень понравилась! Так что отсылка на нее придала веса прочитанному

Что я могу сказать о книге? Кратко, но вполне емко! Если вы хотите перевести существующий курс в online-формат, то прочитать будет очень полезно.

PS - Добавила книгу в общий список прочитанных мною книг.

воскресенье, 2 ноября 2014 г.

Usability-кейс 2. Apple, уничтоживший мои фотоальбомы

И еще один пример, что баги повсюду. Сначала я ругала Samsung, думая, что хоть Apple не поступает так с пользователями, но увы. Буквально через пару дней он меня разачаровал.

Что такое usability? Это удобство использования. Пользователю должно быть удобно пользоваться программой. А теперь вопрос на засыпку - удобно ли вам работать с программой, если вы постоянно боитесь, что она может уничтожить ваши данные? Вот то-то же.

Когда я только купила себе Ipad, он радостно предложил мне установить программу от разработчика, которая поможет мне сортировать фото. Так я установила iPhoto.


Редактировать я их особо не редактировала, а вот тегами пользовалась активно. Было очень удобно, ходишь себе по магазинам, открываешь оффлайн приложение, выбираешь тег "план" и видишь все размеры, которые тебе нужны.

Недавно вышла новая IOS 8, обновилась на которую я несколько дней назад, специально не сразу, а когда вышел первый апдейт. Как тестировщик, я вполне осознаю, что многое может не работать после глобального апдейта.

Но, так как ipad у меня в основном для развлечений, то и фиг с ним, пусть игрушки перестанут работать, обновляемся! Кстати, что удивительно, основные приложения работают, те, что чаще всего используются. Скайп, любимые игры. Так что никакого подвоха я не ожидала.

Сегодня поехала в магазин с целью присмотреть себе шкаф. Присмотрела. Осталось сверить с размерами. Фигня вопрос (казалось бы), открыл iphoto и там по тегу нашел план помещения. Однако приложение не открылось.



Первые несколько раз я просто нажимала "отменить", даже не вчитываясь. Об этом феномене хорошо писал Раскин в своей книге "Интерфейс". Ipad постоянно меня задалбывает этими пуш-апами, то я открыла карты на улице и пытаюсь ввести адрес, а он срывает курсор с поля ввода и сует под нос вай-фай сети. Да отвали ты, я по мобильным данным ищу!

То открываешь игрушку, а тебе "дай ей разрешение собирать геокоординаты", сразу "отменить", разрешение даю, только если игрушка оборзела и подсовывает это сообщение, пока не дашь ей доступ.

Так, кстати, делает стандартное приложение фотографий в ios - дай доступ и все тут! Нажимаешь "отменить", опять вспылвает. И все, пока не настроишь, не пользоваться тебе ыотоаппаратом.

Ну ладно, вернемся к нашим баранам. После второй отмены я поняла, что просто так приложение не откроется и вчиталась в надпись. "Iphoto не поддерживается IOS 8". Что, простите?!

Я все понимаю. Я понимаю, когда приложения сторонних разработчиков не поддерживают пока еще новую платформу. Но чтобы приложение разработчика новой платформы не поддерживалось?

МО-ЛО-ДЦЫ! Thumbs up (y)

Стива больше нет, на пользователей можно забить!

Ссылка "Подробнее" радостно ведет на веб-страницу. Вот мне в магазине больше делать то нечего, только мобильные данные использовать. Ладно, мигрируйся в фото.

Мигрировалось. Без инструкции мне пришлось искать нужную мне фотку среди двухсот остальных. Замечательно. Я просто в восторге от удобства использования продуктов Apple!

Когда я пришла домой, я смогла прочитать инструкцию. И что же я там увидела?

Теги и субтитры из iPhoto не отображаются в программе «Фото». Однако их можно использовать в качестве терминов для поиска, и тогда они появятся в результатах поиска программы «Фото», соответственно, как ключевые слова и заголовки.

То есть программа работать больше не будет. У меня были созданы разные альбомы и, вместо того чтобы создать их в новой программе (нормально отмигрировать), мне просто предлагают их искать и создавать по новой. Да зашибись, всю жизнь мечтала!

Но что поделать? Давайте хотя бы найду свои фотографии. Раз уж теги работают как поиск... А, не, погодите ка! Не работают! Thumbs up (y)

Попробовала поискать по нескольким разным тегам, ничего не нашлось. Теги в одно слово, в чем проблема, блин? Может, в русских символах? Ну извините! Если не умеете мигрировать русские символы, предложите мне их переименовать, а не просто УДАЛИТЕ ВСЕ МОИ ДАННЫЕ!

Откатиться на старую ось проблематично, да и все равно загонят в "светлое будущее". Но ведь даже высказать свое "фи" негде, в AppStore приложение Iphoto больше не открывается


На фоициальном сайте Apple внизу описания Iphoto ссылка теперь ведет не на Iphoto, а на IOS 8, что тоже "очень user-friendly". Ссылка то называется "Подробнее об iPhoto", а ведет на страницу, на которой об этом самом iPhoto вообще ни слова.



Эх, а у меня там был альбомчик с фотографиями ремонта, в котором так удобно и приятно было смотреть всю историю. Который я хотела послезавтра показать родителям, в конце концов.

А что мне делать теперь? Искать их по-новой среди остальных фотографий и создавать новый альбом, который, вполне возможно, "дружелюбная" компания Apple завтра снова удалит. Просто потрясающе Thumbs up (y)

С учетом того, что недавно я плевалась на самсунг, теперь у меня только одна мысль в голове - как же вы задолбали своими багами! Но ладно самсунг, я могу использовать старый телефон, данные то он мои не убивал.

А вот Apple молодца. взял и снес все мои альбомы. Правильно, зачем тестировать миграцию? Пусть пользователи страдают!

PS — добавила пост в общую копилку багов.

суббота, 1 ноября 2014 г.

Usability-кейс 1. Samsung и кривая миграция на новый телефон

Очередной пример того, что баги бывают повсюду.

Главное правило, которые должны соблюдать создатели хорошего ПО - "не навреди данным пользователя" (см книгу "Интерфейс" Раскина). А теперь пример из жизни.

Жил был простой пользователь, то есть я. Давным давно я купила себе Samsung Galaxy S2, с которым и жила последние несколько лет. Он довольно глючный был, мог перестать принимать звонки. Поэтому, если я ждала звонка, то обязательно перезагружала утром телефон, чтобы мне могли прозвониться.

И вот наконец я решила его обновить, чтобы избавиться от этих глюков! Вариантов было два - новый galaxy или iphone, другие я не рассматривала.

Iphone вроде неплохой, но сильно дорогой и его нельзя использовать как флешку. А к самсунгу я уже привыкла, там есть программы разные из гугл-плея. В общем, решилась на самсунг.

Так что в подарок я получила симпатичный Galaxy S5 mini. Сразу встал вопрос - как мне теперь перенести данные на новый телефон? На apple-девайсах все просто, указал свой логин-пароль и БАЦ, у тебя развернута версия, как на старом девайсе.

После недолгого гуглинга выяснилось, что в самсунге тоже есть простой способ переноса, если ты скачал специальную программу.


Вчитайтесь в ее описание - "Легкий способ переноса содержимого на ваш новый Samsung Galaxy®.".

Ключевое слово - "новый". Программа создана для того, чтобы пользователи покупали больше новых телефонов. Что больше всего отпугивает при смене устройства? Тяжелый перенос данных. Сделаешь простым перенос со старых устройств на новые - пользователи потратят больше бабла, профит же!

А теперь угадайте, что мне сказало приложение, когда я попробовала его установить. Правильно! "Ваше устройство не поддерживается". Блин, вы издеваетесь? Программа создана для переноса данных со старого устройства, но ее нельзя установить на старый телефон?!

Вначале мы подумали, что дело в прошивке и обновили ось. Обновляли, надо сказать, весь вечер (smile)

Я не меняла прошивку с момента покупки. Тут, кстати, выяснилась еще одна прекрасная особенность из серии "удали то, что любовно создал пользователь". До обновления я сократила число экранов с 5 до 2, сделав разные папочки. Что я получила, обновив прошивку? Правильно, все мои приложения, разбросанные по 5 экранам в рандомном порядке!

Молодцы ребята! Просто супер Thumbs up (y)

Что, в новой версии андроида нельзя папки создавать? Можно. Зачем тогда было "убивать" данные пользователя?

Ну и ладно, главное, перенести их на новый телефон. Но увы. Даже после обновления прошивки сообщение осталось все то же, программу нельзя поставить на мое устройство. Немного подумав, я решила, что мне нужны только контакты и перенесла, синхронизировав с гуглом.

Но если посмотреть с точки зрения тестировщика - это ведь критически важный функционал. Всегда задавайте себе вопрос "какую проблему должна решать наша программа? Решает ли она ее?".

Данная программа должна решать проблему переноса данных со старого самсунга на новый. Она ее решает? Нет! Значит, программа бесполезна.

При этом доверие пользователя подорвано. Теперь я знаю, что могу перенести только данные, синхронизированные с гуглом. И когда я в следующий раз задумаюсь о смене телефона, этот опыт может сподвигнуть меня уйти к главному конкуренту, у которого таких проблем нет.

Стыдно должно быть, такие баги в продукте делать!!!

PS — добавила пост в общую копилку багов.