среда, 25 июня 2014 г.

Начинающие менеджеры. доверяйте! Не будьте надзирателем

Пост навеян прошедшими событиями...

Я побывала в выездной школе менеджеров и прочитала Стивена Кови и Remote. Плюс похожие вопросы поднимались в чатиках. Пришли воспоминания о моем коротком бытие менеджером и осознание того, насколько же я была не права.

Тема урока такая - не будьте надзирателем, давайте своим подчиненным свободу! В книжке Remote об этом хорошо написано. Там описывается, почему некоторым руководителям сложно отпускать сотрудников "на волю" - на удаленную работу. Ведь когда сотрудник работает из дома, ты не можешь за ним наблюдать, не можешь его контролировать! Ааааа, паника, паника! Они же тогда вообще работать не будут!! Нет, только через мой труп!!!

А со стороны сотрудника это выглядит примерно так:


Это забавно читать, будучи сотрудником. Особенно, если твой руководитель гораздо умнее. Ха, думаешь ты, ну так все верно, работникам надо давать волю, даже если они не работают удаленно.

В конце концов, это просто смешно, когда у тебя стоят над душой и пытаются контролировать и проверять каждый твой шаг. "Ну уж я то знаю, что это неэффективно, лучше проверять результат, а не действия".

С другой стороны, как бы много мы не знали в теории, на практике мы знания не спешим применять. Включается некий защитный механизм "если я за это отвечаю, я должен все контролировать!". Особенно, если техническому специалисту дали кого-то в подчинение. А технари привыкли все делать сами Smile :)

Им просто сложно заниматься управлением, хочется бежать и делать все самому или хотя бы тщательно все проверять.

Опять же, по опыту, хоть я и прошаренная была, казалось бы, ан нет. Если тебе дают неопытного тестировщика, то начинаешь его в итоге не учить, как достигать результата, а надзирать. "Так, напиши тест-план вот на этот модуль, заодно протестируй. Теперь вот на этот".

Проверять такие тест-планы полезно, когда они уже готовы, тут я не спорю. Замечаешь пробелы, показываешь их коллеге. Но ведь и дальше продолжается все в таком духе "так, сегодня мы релизим этот модуль, поэтому выполни этот и этот чек-лист".

А ведь правильнее было бы как сделать? "Так, сегодня мы релизим этот модуль, как думаешь, что надо проверить? Правильно! Молодец! Когда сможешь?". Иногда твои указки уже не нужны, но остановится то уже сложно)))

Именно поэтому, кстати, эффективны именно online тренинги, когда ты приходишь, слушаешь лекцию и потом выполняешь домашнее задание. Потом следующую и так далее. Пока ты слушаешь саму лекцию, все кажется простым, понятным и логичным. А вот как доходит до практики, упс, уже не то!

Оглядываясь назад, я понимаю, что менеджер из меня вышел (да и сейчас бы вышел) фиговенький. Поэтому, если вы вдруг стали менеджером, возьмите давно забытые книги и перечитайте. И попробуйте применить. Потому что можно читать, кивая головой "да да, это правильно", а потом идти и делать иначе.

Доверяйте своим коллегам! В конце концов, нам же не нужны работники, которые будут бить баклуши, если у них не стоять над душой каждую минуту, правда ведь? Smile :)

четверг, 19 июня 2014 г.

ТМ-кейс: Помните про помидорку!

Помидорка - это техника, которая позволяет концентрироваться на одном деле 25 минут. Я уже писала о ней ранее, оставляя отзыв на книгу Нётеберга.


Сегодня я хочу рассказать очередную историю из жизни о том, как эта техника пригодилась лично мне.

Времена на проекте бывают разные. Иногда на тебе куча мелких задачек и ты такой раз-раз-раз, 10 задач в день закрыл, еще и 3 разных Заказчиков проконсультировал по диаметрально разным вопросам. Иногда задача одна, но большая и сдать ее надо было вчера. Иногда вместо 20 задачек на тебе всего 5 и те некритичные - правда, "свобода" длится обычно около дня ))

Тем не менее, переключать контекст тяжело. Причем как узком, так и в широком смысле. То есть можно весь день отвлекаться, занимаясь одной задачей, потом вот соседней, потом еще вот этой и этой и этой... Теряется время на переключение контекста, всем об этом известно.

А можно весь день бегать и решать кучу задач, все ASAP, конечно, то есть "нужны вчера", а на следующий день сидеть и растерянно смотреть в баг-трекер. Вроде задачи есть, но все некритичные и это даже как-то... Странно! После аврального режима простой воспринимается как что-то несусветное.

У меня последнее время как раз примерно такое переключение. То я на несколько дней проседаю в одной большой задаче, то занимаюсь всякими мелкими. И каждый раз находиться в новом состоянии странно. Вот вроде вчера делал-делал 1 задачу, а сегодня на тебе, 10-минутные.

При этом время освободилось, я сейчас могу резко сорваться в отпуск на денек по личным делам, поэтому дней напланировала мало на релиз, с запасом. Нашлось время разгрести некоторые завалы, хотя и не все, но я над этим работаю Smile :)

При этом нашлось время на крупную задачу, которая сделана и даже бегло проверена вручную, а теперь плавно переезжает из релиза в релиз. Потому что оценена в 2 дня на закрытие. И там автотестов надо писать, а еще документацию практически с нуля, потому что то, что есть сейчас - на техническом языке. А нужно для пользователя.

Здесь, кстати, возникает проблема декомпозиции - такие задачи надо разбивать на более мелкие, "делить слона" на кусочки, чтобы быстрее съесть. Когда задача не декомпозирована, за нее даже браться не хочется - как будто ты стоишь внизу горы, задираешь голову, с ужасом смотришь на то расстояние, что отделяет тебя от вершины и думаешь "да ну нафиг!".

Однако хочу-не хочу, задачу надо делать. Тут я как раз недавно перечитала свой блог-пост про книжку помидорки (благодаря комментарию к нему открыла пост и решила перечитать). И вы знаете, хорошо написан пост! Аж сама вдохновилась Smile :)

И даже в тот день завела помидорку и сделала кое-что полезное, что давно откладывала ) А потом уехала в мини-отпуск и забила на все "надо" ))) Ну да ладно, пытаемся вернуться в ритм!

Я к чему. Есть задача. Времени на нее постоянно нет, потому что документация сложная, каждый раз, берясь за задачу, теряешь время на то, чтобы вникнуть, а что там, собственно, происходит? А потом срываешься на что-то другое и снова все забываешь.

Метод помидорки хорош тем, что тебе не надо ждать вдохновения. Не надо уныло смотреть на верхушку горы - завел будильник и пошел взбираться. смотрять только на уступы перед собой, шаг за шагом.

Это мне и помогло. Вместо того, чтобы смотреть на задачу, уныло вздыхать и идти искать себе приключение, кому бы помочь из коллег что-то посрочнее потестить, заводишь помидорку и делаешь! При этом ты уже на полчаса ближе к завершению, что не может не радовать!

Попутно ты начинаешь строить оценки - так, ага, ну надо сделать это, это и это. Это уложу в пару помидорок, это в одну, на это нужен часик... Потом начинаешь делать и попутно сравниваешь, смотришь, где оценки расходятся - а на что уходит время?

Так за пару дней я задачку и доделала. В один день 6 раз заводила таймер, в другой - 8. Конечно, помидорки вылезали за 25 минут, потому что она звенит, а ты в потоке. Ну или просто "доделать минутку", а это пророчество такое же точное, как и "я напишу эту пачку тестов за 1 помидорку", ага.

Честно говоря, внутренне была уверена, что делов на день (по тестам, я там еще кучу времени на документацию потратила). Но, начав и, что главное, начав записывать результаты каждой помидорки, уже через пару часов я поняла, что ничего то я сегодня и не успею такими темпами.

А в конце дня очень интересно посмотреть на свои записи - ого, сколько это времени отнимает! Тут 7 тестов понаписал, а тут всего один, потому что первый. Или сложный. Но главное - что видишь картину своей работы целиком. Ну и, конечно, очень приятно осознавать, что вот, уже почти все! Не "уууууу, да там столько всего делать", а "ой, ой, ну парочка тестов еще, щас я, щас я, за 1-2 помидорки доделаю, ю-ху!" Smile :)

Метод очень нравится, пожалуй, постараюсь его почаще применять. Конечно, на 10-15 минутных задачках он не проканает, придется сбрасывать помидорку. Только если несколька в одну объединить.

А вот если нужны автотесты и занятие хотя бы на час, собираемся и заводим таймер. И внутри сидит счастливое осознание, что всего за 2 помидорки ты сделаешь эту задачку!!! Счастье вместо уныния перед рутиной, что может быть лучше? Smile :)

суббота, 14 июня 2014 г.

Летняя школа 2014 со слов Марии Шах

Не буду лишний раз тратить ваше время и распинаться, чем хороша летняя школа, предисловие уже описано в прошлом отзыве. Хочу только напомнить, что следующая выездная школа будет уже в августе, пора регистрироваться!! Smile :)

А сегодня я даю слово еще одной участнице летней школы тестировщиков, встречайте - Мария Шах! Она в школе не впервые и явно не жалеет об этом Smile :)



Летняя Школя Тест-Менеджеров в Крыму 2014…
…или Какая же она – Идеальная командировка?

Утро… Проснулась… 

Смотришь вокруг – соседка по комнате мирно спит с ноутбуком, кругом куча переходников и зарядных устройств для различных гаджетов, которые разбросаны неподалёку.  На маленьком кофейном столике - орехи и тарелка сочной спелой черешни. В углу стоят два чемодана. Постельное бельё украшено живописными морскими пейзажами. Пансионат «Крымское чудо» под Феодосией… На подушке лежит две тетради с багами «Лаборатория качества». Да я же снова в Летней Школе Тестировщиков =)) Слышу, как любители активного начала дня на пробежку пошли перед занятиями. Море рядом (3-5 минут пешком) - нужно тоже разок встать пораньше, чтобы поплавать с утра. Выхожу на балкон – кто-то в пинпонг играет из наших. 

Берём планшет, ручку, тетрадь и вниз на завтрак. Особая атмосфера лёгкости царит здесь... а ещё море цветов - от роз невероятных размеров до целых арок из виноградной лозы. Кто-то готовит сам на общей кухне, а кто-то, к примеру, Наташа и Алексей Баранцевы, не изменяют столовой пансионата =) Здоровое домашнее питание никого не оставляет равнодушным, и если завтрак в столовой кто-то и может пропустить, то уже обед и ужин – не в состоянии =)

Занятия начинаются в 10.00 здесь же – в столовой. Каноничные графики на обоях… Неуёмная энергия и бодрый голос Наташи Руколь заставляет окончательно проснуться и настраивает на рабочий лад =) Три часа занятий не проходят даром. Весь теоретический материал тут же закрепляется на конкретных примерах и с помощью практических занятий в командах. Общение с более опытными коллегами показывает, что ещё есть куда расти. Обнажаются пробелы в собственных знаниях, выявляются недостатки текущего процесса тестирования в компании. Все материалы по лекциям сразу же выкладываются в облако – есть возможность повторить пройденный материал.

С 13.00 свободное время, чтобы понежиться на солнышке, поиграть в боулинг в Коктебеле, затариться новой порцией овощей, фруктов и килограммом магнитиков (у меня же второй год потеря потерь – снова не купила себе тельняшку). Шесть часов в хорошей компании пролетают очень быстро и далее начинается двухчасовое занятие от Алексея Баранцева или командная игра от участников Школы (хозяева пансионата с радушием и достоинством вынесли все наши развлечения=). Большим плюсом являются трёхместные качельки, сидя на которых материал усваивается особенно хорошо. 

По окончании занятий (около 21.00) на этих же качельках мы играем в алиас. Трёхлетняя практика показывает, что труднее всего приходится тем, кому попалась эмоция «Злой» или карточка со знаменитостями. А после мы отправляемся на балкончик третьего этажа пансионата …обсудить изученный материал \ ^_^ /…  или в ночной заплыв.

Один день полностью выделяется на экскурсию. В прошлом году мы были в Керчи, а в этом – отправились в Судак. Подъёмы и спуски по тропе князя Голицина через можжевеловую рощу… Словами не описать… 

Также уже стало традицией устраивать танцы в один из заключительных дней школы. И вот тут все ребята раскрываются с иной стороны (не так ли, Игорь?) – своего рода шоу «Мы ищем таланты»=)

Сколько эмоций…
Приезжайте в Летнюю Школу - это нужно видеть, в этом нужно участвовать =)


P.S.: Отдельное спасибо всем участникам и гостям Школы за хорошую компанию и за ёжика. Жду с нетерпением следующего мероприятия и надеюсь увидеть всех вас снова))

среда, 11 июня 2014 г.

Летняя школа 2014, отзыв Сергея Теплова!

Вот и закончилась летняя школа 2014. Это такой выездной формат обучения. Вроде учишься, но еще и отдыхаешь, расслабляешь и получаешь новые силы для новых знаний!

Ведь чем лучше онлайн курсы? Тем, что тебе дают материал и время обмозговать его, а потом не спеша сделать домашки. А на очных курсах 2 дня усиленной работы и... все! И часто этого бывает мало!

Выездные школы в этом плане попроще. Вы не только напитываетесь новыми знаниями, но и отдыхаете, проводя полноценный отпуск. Интересно, полезно, весело - 3 в 1! Я уже писала о том, как круто было в летней школе 2012 и 2013. В этот раз мне, к сожалению, не удалось приехать и я уже кусаю локти!

Одно радует! Можно будет хоть немного наверстать, ведь уже совсем скоро будет новая выездная школа от Алексея Баранцева, уже в начале августа, спешите регистрироваться! Оно, конечно, Подмосковье, а не Крым и 3 дня, а не неделя, но тоже хорошо Smile :) Вот мой отзыв о прошлой школе в этом пансионате, там правда круто!

Но что мы все о моих да о моих отзывах? Я, в конце концов, не была в летней школе этим летом. Так что дадим слово одному из участников - Сергею Теплову, специалисту отдела качества компании Интегрум.


Первый раз побывал на Летней Школе, очень понравилось! Хотя в этот раз нас было немного, на полезность мероприятия это нисколько не повлияло. 

Знакомство и общение с новыми людьми, коллегами по специальности, обмен опытом - все было очень интересно. Каждый день были лекции с ролевыми играми-заданиями, что очень увлекает и позволяет закреплять знания. 

На летней школе был Алексей Баранцев, который провел несколько занятий и охотно отвечал на любые вопросы. 

В общем по части обучения и получения знаний все было на хорошем уровне. Помимо обучения, было много веселья и отдыха. 

Ездили на экскурсию, гуляли по Феодосии, устраивали посиделки, купались, загорали и т.д. Вобщем все было круто!


п.с. Пансионат отличный. Действительно. Новые номера с удобствами, приветливые хозяева, хороший сервис.

суббота, 7 июня 2014 г.

Стивен Кови. 7 навыков высокоэффективных людей.



Ссылка на книгу (издательство "Альпина Паблишер").

Скажу честно - вступление мне не слишком понравилось. Первые несколько страниц прочитала и мне книга показалась какой-то... Набожной, чтоли? Там и про молитвы, и про псалмы и про веру... Ой ей! Я в Бога верю, но я не до такой степени.

Были мысли даже бросить читать, так напугало введение. Но решила продолжить, посмотреть, права ли оказалась. Вообще, я считаю, что такие принципы (счастья, любви) можно доносить и более простым языком, не пугая читателя Smile :) В этом плане мне очень нравится Адам Джексон, я даже, возможно, напишу в этот блог и рецензию на его книжки. И да простят меня за этот будущий оффтоп все тестировщики Smile :)

Перед тем, как переходить к непосредственно навыкам, Кови рассказывает о том, что нашу жизнь формируют наши привычки и как важно избавляться от вредных и заводить полезные. Очень знакомая мысль! Я ее уже видела раньше, в Цельной жизни. Этот момент очень понравился, когда ты еще настороженно относишься к книге, знакомые (и полезные!) мысли, пересекающиес с другими книжками - это круто! Значит, будет что-то интересное и здесь ))

П потом, вы знаете, стало интереснее! Кови описывает навык и разбавляет это все примерами, читать становится намного интереснее. Тут, видимо, сказывается то, что вструпление было ну очень большим, в книжке всего 300 страниц, а первый (из 7) навыков заканчивается на 100 странице. Один из семи! Плюс вступление...

Чтобы чего-то добиться, надо принять новый подход мышления, "изнутри снаружу". Он означает, что начинать надо с самого себя. А многие живут по мышлению "снаружи внутрь" - несчастные люди, ощущающие собственную беспомощность и зацикленные на тех слабостях других людей и тех внешних обстоятельствах, в которых они видят причину своих бед. То есть у них все зависит не от них, а от чего-то извне, обстоятельств вокруг.

Ну и по навыкам, которые особо запомнились

1. Быть проактивным.

Пожалуй, основной навык, который я почерпнула из книжки. Может быть, потому, что стою в начале пути Smile :)

Мы можем быть реактивными "ой, как все плохо, но что я могу сделать? Пусть оно само как-нибудь возьмет и станет хорошо!".

А можем быть проактивными и пытаться изменить ситуацию в своем круге влияния. У нас всегда есть некий круг забот - это то, что нас беспокоит. И есть круг поменьше, круг нашего влияния. Это то, на что мы можем повлиять. Если нас беспокоит, что идет дождь - это круг забот, мы ничего не сможем сделать с погодой. Но мы можем посмотреть на ситуацию с точки зрения круга влияния и взять зонтик. И принять решение не расстраиваться из-за такой погоды.

И такой подход постепенно расширяет на круг влияния! А вот если сидеть и смотреть на свои заботы, то круг влияния будет сужаться и сужаться, мы же ничего не делаем для его поддержания...


Мне очень нравится пример, когда к Кови подошел студент отпрашиваться с лекций и говорил "мне приходится ехать на соревнования". Но это неправильный подход. Не мне приходится ехать, а я выбираю ехать. Это выбор человека, не надо сбрасывать этот выбор на кого-то другого, друга, мужа, коллегу или просто судьбу.

Яркий пример проактивности - http://www.belaruspartisan.org/life/267220/
Женщина ходила, "добивалась 2 года", а другой просто взял и начал с себя, с зоны своего влияния, а не заботы. Что мешает нам начать поступать так же?

Есть раздражитель и есть реакция на него. И помните, что мы сами выбираем эту реакцию. Между этими вещами есть прослойка, есть выбор. Это, по-моему. не первый навык, но все равно. Это тот самый круг влияния. Если ты истеришь и бьешь посуду - это не значит, что твой оппонент довел тебя до такого состояния. Это значит, что ты позволил довести тебя до такого состояния. Наши эмоции - это наш выбор!

5. Стремитесь сначала понять, потом - быть понятым.

О, это замечательный навык. О нем так или иначе пишут во всех книжках про переговоры.

Некоторые люди слушают не для того, чтобы услышать своего оппонента, а для того, чтобы высказаться самому. И получается, что мы друг друга слушаем, но не слышим. А так приятно, когда кто-то старается тебя понять, человек начинает раскрываться и делиться мыслями и переживаниями.

В описании этого навыка Кови приводит общение родителей и детей. Оооо, какое же оно знакомое! Пожалуй, когда буду мамой, перечитаю эту книжку или хотя бы эту главу, чтобы помнить, как я могу выглядеть со стороны Smile :)

Вообще, книжка была довольно заунывная вначале (в предисловии), но потом оказалась вполне интересной. Кови разбавляет размышления реальными или не очень историями и примерами (показывает, как ситуация развивалась и как могла бы развиваться). Хотя книга довольно "тяжеловесная", не всегда и не все в ней читается легко.

Еще плюс - это книга-тренинг. В конце каждой главы есть упражнения, которые помогут не просто прочитать, а прочитать с пользой. Применить, чтобы не забыть Smile :)

PS - Добавила книгу в общий список прочитанных мною книг.

четверг, 5 июня 2014 г.

Remote. Офис не обязателен


Ссылка на OZON.
Отзыв Натальи Руколь.

Книги, которые советуют авторы:
  • "Наказание наградой" Элфи Коэн - по мотивации.

Ну что я могу сказать?) Никогда я еще не читала толстую книжку так быстро Smile :)
Все потому, что в ней огромный шрифт, большие отступы и картинки через одну страницу. Мне понравилось! Прочиталась легко и быстро ))

Да, если вы уже работали удаленно, книжка не привнесет в вашу жизнь чего-то нового, вы не узнаете каку-то фишечку! А вот если только собираетесь... Или собираетесь продвигать это дело в офисе, то можно и прочитать, почему бы и нет? Чтобы не забыть какую-то деталь при подготовке. В книжке все по пунктам написано, с чего начать, что учесть, что будет хорошо, а что плохо.