пятница, 22 декабря 2023 г.

Как задавать вопросы на обучении

 


Эта статья написана в первую очередь для студентов моих курсов, но в целом какая разница какой курс? Обычно на курсе есть общий чат, где сидят студенты и тренер / его помощники, куда можно задавать вопросы.

И статья как раз о том, как задать вопрос так, чтобы получить ответ как можно быстрее, без нескольких итераций уточнений "о чем вообще речь?".


1. Как задать вопрос — общие принципы


  1. Укажите номер домашнего задания и его название — обычно хватает названия, чтобы вспомнить "о чем речь в ДЗ".
  2. Дайте ссылку на ДЗ, если она сейчас под рукой — если точно не помнишь условия, можно легко перейти и вчитаться в текст ДЗ
  3. Дайте контекст (зависит от типа вопроса):
    1. Что именно непонятно в самом ДЗ / комментарии тренера?
    2. На каком конкретно этапе возникли трудности?
    3. Что уже пытались сделать?
    4. Как у вас сейчас выглядит проблемное место? (именно проблемное место, а не всё ДЗ целиком). 
    5. Как вы думаете его исправить? — если вы думаете в неправильную сторону, вам сразу это подсветят
    6. Почему вы считаете, что ваш вариант и так правильный — это может дать бонус "пока писал вопрос, сам понял ответ", см о нем ниже в пункте 4
    7. Если у вас проблема в коде, скиньте его текстом, а не картинкой!
Зачем всё это нужно — так как вы находитесь в общем чате, то ответить вам может не только тренер, но и другой студент. И это будет намного быстрее, ведь студентов много, а тренер один. И у него могут быть свои дела. Или другой часовой пояс. Или пояс один, но вы делаете ДЗ ночью. Или вы учитесь в выходные, когда у тренера отдых... 

В любом случае, когда тебе может ответить не 1 человек, а 10-20-50, то ответ будет явно быстрее. При этом если говорить о других студентах, то нужно иметь в виду, что они не видят ваше ДЗ, поэтому без контекста ответить не смогут.
Иногда люди боятся, что студент подскажет неправильно и "обязательно нужен ответ тренера". Но ведь тренер читает чат (тут я могу писать только про свои курсы, у нас так). Обязательно весь. Если он видит, что студенту помогли и разобрались — ок. Если он видит, что:
  • подсказали неправильно
  • студент из подсказки сделал неправильный вывод "а, тогда я просто напишу вот так", а это "вот так" неправильно
Тогда уже он вмешается и пояснит, что не так. Поэтому чужой помощью можно и нужно пользоваться!

А если вы хотите, чтобы вам ответили коллеги по цеху, то помните — чем меньше усилий надо приложить человеку для ответа на вопрос, тем больше шанс, что он даст ответ:
  • есть ссылка на ДЗ? сходила посмотрела, вспомнила, смогла ответить
  • нет ссылки? ну сорян, тебе лень ссылку кинуть, мне тем более лень самой искать, ответ то не мне нужен...
Так что формулируйте вопросы грамотно, больше отдачи будет = быстрее получите зачет!
А ещё грамотное формулирование порой помогает решить саму проблему... Но об этом чуть ниже.


2. Пример вопроса "я не понимаю, как это делать"


Контекст:
  • какое ДЗ
  • что именно непонятно?
  • как вы сейчас понимаете "что надо сделать"? — может быть неправильно, но зато покажет тренеру, как вы думаете
  • что уже пытались сделать и что не получилось?

Хорошо:

У меня вопрос по ДЗ "10. Исследуем границы" https://example.com/

Логические и произвольные границы я нашел, но с технологическими мне непонятно. Если я введу 9 млн девяток — это будет поиск технологической границы? Но приложение не упало на этом, мне дальше искать? И насколько далеко надо зайти?

Что тут хорошо:
  • сразу понятно, в чем именно проблема — попробовал 9 млн и непонятно, остановится или идти дальше, что с этим делать.
  • понятно, что проблема только в этом — логические и произвольные сам нашел
  • видна работа — не просто "как искать технологические границы" (что наверняка было в лекции / доп материалах), а "сделал вот так и меня что-то смущает результат"

Плохо:

Я не понимаю, как делать ДЗ "10. Исследуем границы".
Что тут плохо:
  • непонятно, в чем именно затык — не понял, что именно нужно сделать? Как оформить? Как найти произвольные границы? Или логические? Или технологические? Или вообще все сразу?
  • непонятно, что уже пытался и что именно не получилось — кажется, что ничего и не пытался. А может, человек вообще ещё лекцию не смотрел. Или предыдущее ДЗ не сделал, хотя они зависимы (например, сначала написать чек-лист, потом выделить в нем границы).
Ответ на такой вопрос скорее всего будет стандартный из серии "пересмотрите лекцию и попробуйте сделать как в ней". Просто потому, что непонятно, где затык. Если есть хоть какая-то информация, с которой можно работать, ответ будет более четкий.

Непонятно, с чего начать? «Возьмите свой чек-лист, найдите там число (длина строки, количество заказанных товаров...) и сделайте для него блок с границами. Выпишите все типы из лекции и попробуйте их найти или приходите с конкретными вопросами"

Непонятно, как оформлять? Опять же, совет уже будет про оформление, а не просто "пересмотрите лекцию". 

Чем четче вопрос, тем четче ответ — всё просто =)



3. Пример вопроса "я не понимаю ваше замечание"


Контекст:
  • какое ДЗ
  • кусок замечания тренера, который непонятен
  • кусок вашего ДЗ, который соответствует этому замечанию
  • ваши мысли о том, как можно исправить своё ДЗ

Хорошо:

У меня вопрос по ДЗ "1. Написать тест-кейс" https://example.com/

Вы говорите:

2. Смотрите: у вас есть шаги, которые подразумевают вход в систему. Но нигде нет ни слова о том, что сначала я должна зарегистрироваться. Получается, если ваши тестовые данные удалят, тест-кейс уже никак не выполнить, ведь у вас сказано “Войти четко как ХХХ”, которого уже нет.

Но я тогда не понимаю, мне что, начинать любой тест-кейс как «Нажать кнопку «Регистрация» и зарегистрироваться в системе?

Что хорошо:
  • Понятно, про какое замечание тренера речь — их может быть 5-10 штук, этих замечаний, но в вопрос вынесено конкретное
  • Понятно, как человек видит исправление — описывать регистрацию в шагах каждого тест-кейса. Это неправильно, но супер, что это сразу видно! Теперь тренер / другой студент сможет сразу подсказать, что плохо в таком варианте исправления и что почитать. 
  • Есть контекст — и ответить может не только тренер, но и любой студент из чатика. Что резко увеличивает скорость получения фидбека =)


Плохо:
Я не понимаю, что не так с моим тест-кейсом. Вот ваш комментарий:

(портянка на 6 пунктов комментариев тренера)

Так что не так в моих предварительных шагах?

Что плохо:
  • Вопрос по одному из замечаний (про предварительные шаги), а вывалили весь комментарий — зачем? Такое сообщение получается большим, его сложно читать и непонятно, вопросы по каждому пункту или нет.
  • Нет контекста — а как сейчас выглядят твои предварительные шаги? Это надо пойти (тренеру), найти конкретное ДЗ, прочитать там шаги, чтобы в чате ответить? А зачем тогда задавать вопрос в чате, спросите сразу в СДО (система дистанционного обучения). Тем более что на вопрос с контекстом тренер сможет ответить быстро, а до СДО доберется условно "вечером", то есть бонус чата "быстрее получить ответ на вопрос" теряется
  • Ответить может только тренер, так как нет контекста
  • Непонятно, что именно студенту непонятно. Что не так в предварительных шагах — явно есть в замечании тренера. Какую часть этого замечания студент не понял? Чтобы дать ответ, надо понять, что именно непонятно.


4. Вопрос "У меня и так все верно, что вы хотите?" + Бонус хорошо сформулированного вопроса


Контекст:
  • кусок замечания тренера, который "я же уже исправил"
  • кусок вашего ДЗ, который ему соответствует
  • обоснование, почему "у меня и так всё правильно" — ссылка на доп материал с цитатой, например

Хорошо:

ДЗ 11. Оформление багов.

Вы написали, что шаг 2 — "читаем статью про 6,9".

Но мой шаг 2 — «Открыть ссылку https://example.com/. В статье про 6.9 сказано дать абстракцию и конкретику, я же так и сделал. Абстракция "открыть ссылку", конкретика — сама ссылка, https://example.com/"

Что тут хорошо:

  • есть полный конктекст, и что за ДЗ, и какое замечание тренера непонятно, и что у студента сейчас по этому замечанию написано
  • есть обоснование "почему я прав", из которого виден ход мысли студента и видно, в каком месте допущена ошибка. Теперь на неё указать будет очень просто, без вангования "почему он считает, что у него всё нормально"


Тоже хорошо:

ДЗ про чек-лист по корзине в вб

Вы сказали "пункт 2 — не исправлено". Там было "нет поиска технологической границы"

Но я же добавил пункт 34 в свой чек-лист (ссылка на чек-лист): "Ввести 1000 символов", что не так?

Что тут хорошо:

  • есть контекст — и не просто "пункт 2 не исправлен", а приведен тот самый пункт. Иначе это будет уже "пойди, найди мое ДЗ, найди свой комментарий и вспомни его". Вопрос, на который другие студенты не смогут ответить
  • видно, что человек переделал — конечно, 1000 символов — это не поиск технологической границы, но теперь хотя бы понятно, почему студент считает, что пункт учтен. И можно дать более точечный комментарий. 
Иногда бывает "вот я же добавил пункт 34: Ввести 9 млн символов (поиск технологической границы)", что не так?" и тренер идет и видит этот пункт. И отвечает:

- Да, извините, всё так, это замечание уже исправлено.

И теперь студент не на кофейной гуще гадает "чего он от меня хотел", а четко уверен, что тут тренер ошибся, а не он. И это тоже нормально — все мы люди, все ошибаемся.


Плохо:

ДЗ про чек-лист по корзине в вб.

Вы сказали "пункт 2 — не исправлено". Но я же всё исправил! В чем проблема то?! 

Что тут плохо:

  • нет контекста — будь вы в чатике с таким студентом, смогли бы ему подсказать, в чем его беда? Нет, потому что непонятно, что он исправил и что было "не исправлено"

Тоже плохо:

ДЗ про чек-лист по корзине в вб

Вы сказали "пункт 2 — не исправлено". Там было "нет поиска технологической границы". Но у меня есть проверка технологической границы!

Что тут плохо:

  • нет контекста — будь вы в чатике с таким студентом, смогли бы ему подсказать, в чем его беда? Нет, потому что непонятно, что он считает нужной проверкой. 
    • Может, она правда есть и тренер не заметил. 
    • Может, есть, но не подписана (а по ДЗ, допустим, надо подписать). 
    • Может, её и нет вовсе, и он считает свой тест на "ввести 1000" проверкой технологической границы


Бонус от хорошого сформулированного вопроса:

Пока писал вопрос — сам понял, в чем твоя проблема. Это достигается за счет приведения доказательств "почему у меня всё правильно".

Сама с этим сталкивалась, я же не только учу, но и учусь сама. И вот тренер мне что-то пишет, и прям помню, какая злая сижу. Как же так! У меня же всё правильно, по твоей лекции!! И начинаю объяснять свою правоту "тупому тренеру":

- У меня написано вот так. А в этом материале (ссылка) сказано "если так, то так". И у меня ведь так... А-а-а-а-а.... Блин...

Комментарий стирается, домашка исправляется =) 

Это нормальное состояние для студента — «смотришь в книгу, видишь фигу». Иногда мы не замечаем очевидных вещей, которые вот они, черным по белому прописаны. Но вот тупим и всё тут! 

И тупим, пока тренер прямым текстом не укажет на ошибку. Или наводящими вопросами (что дольше, но полезнее). Или если мы сами начнем объяснять "почему я прав", пока будем выписывать доказательство, шторы падают с глаз и мы наконец ВИДИМ, что тренер имел в виду.

Так что очень рекомендую пытаться в вопросе доказать свою позицию, порой это снимает сам вопрос =))


5. Пример вопроса с кодом


Контекст:
  • контекст — что делаете и хотите получить
  • кусок код, который не работает — ТЕКСТОМ, чтобы скопировать можно было
  • текст ошибки, которую выдает система — тоже ТЕКСТОМ
  • скриншот, на котором это всё видно — так как иногда его достаточно

Хорошо

Я делаю get запрос на URL https://example.com/. Хочу вывести имя автора, написал такой код:

console.log(jsonData.fields.comments[0].author.name);

Но постман ругается ошибкой:

TypeError: Cannot read properties of undefined (reading 'comments')

Хотя там есть блок комментариев, вот же он: (скриншот ответа от сервера в нужном месте и стрелочка к блоку 'comments')

Что тут хорошо:

  • понятно, в чем именно проблема
  • код приведен текстом, а не скрином — если тренер сходу не понял, что именно в пути неправильно прописано, он может скопипастить этот кусок кода и запустить у себя
  • ошибка тоже текстом, а не скрином — и снова, если тренер не знает ответ сходу, он пойдет гуглить. И сейчас это удобно — скопипастил текст и пошел в гугл
  • показано, как студент искал, есть скрин, где он показывает информацию — такой скрин-подтверждение своего кода может дать приятный бонус (см пункт «4. Бонус хорошо сформулированного вопроса»), пока писал свои доказательства, сам понял, где ошибся


Плохо:
Не понимаю, что не так: (скриншот с кодом, ошибки на нем не видно)

Что тут плохо:
  • данные со скрина нельзя ввести себе, чтобы проверить, а перевбивать точно не хочется — придется запрашивать текстом, что уже минус время (один спросил, через пару часов второй уточнил, через пару часов первый ответил, а там уже и ночь на дворе, всем до завтра)
  • нет даже скрина ошибки — непонятно, на что именно ругается система. А лучше тоже текстом, чтобы можно было погуглить
  • не очень понятно, что именно хотел человек сделать этим кодом — а ведь это бывает неочевидно!

См также: 
Как ввести в контекст вопроса — более общая статья, не только про обучение

Комментариев нет:

Отправить комментарий