Книга о том, как выступать. Да, таких книжек много. Но фишка «TED Talks» в том, что автор — президент конференций TED. Он отбирает доклады, помогает людям репетировать, выступает сам... А это ведь довольно крутая конференция! Так что почитала книгу с интересом.
В этой книге круто то, что в конце книги есть список всех выступлений, на которые автор ссылается. Страница, где ссылался, имя оратора, название доклада. И у меня теперь есть список #todowatch, что посмотреть. Самые крутые видео:
- Ханс Рослинг: Самая лучшая статистика — Ханс выглядит как преподователь в институте, от которого ждешь занудной лекции. Но КАК он говорит! Интригующе, захватывающе, с чувством! А как он использует визуальные средства! Это надо видеть ツ
- Алекса Мид: Ваше тело — мой холст — Художница рисует... На людях! Во время перзентации показывает, как она это делает и как пришла к жизни такой. Очень интересно!
Пожалуй, это первая книга, в которой автор советует... Выступать с трибуны!
Это такой разрыв шаблона, правда? Все говорят «никаких трибун, выходите к людям!», а тут такое )))) Нет, конечно, автор не говорит «выступайте с трибун всегда и везде». Он подчеркивает, что оратору должно быть комфортно во время выступления. И рассказывает историю — вот был один докладчик. Хотел говорить за кафедрой, как привык. А тогда на TED были четкие правила: никаких кафедр, не надо отгораживаться от публики и прятаться за деревяшкой! И вот докладчик репетирует, и все плохо. Он волнуется, забывает текст... И получается не выступление, а какая-то фигня. Тогда Крис принимает решение и разрешает выступать так, как ему будет комфортно. Итог — докладчик выступал за кафедрой, но зажег весь зал!
То есть не важно, как ты выступаешь. Подсматриваешь в записи, держишь в руках лист бумаги или карточки-напоминалки, стоишь за кафедрой и смотришь в ноутбук... Главное — чтобы тебе было комфортно. Наоборот, скоро выходить к залу станет немодным ツ Ведь если все так делают, то это скука. Автор пророчит, что скоро доклад из-за кафедры будет привлекать внимание просто потому, что отличается от всего остального =)
Есть только одно НО. Выступление из-за кафедры не означает, что не надо репетировать, мол, текст будет под носом, не забуду. Автор отдельно подчеркивает важность репетиций. Если даже вы не учите текст, а подсматриваете в слайды, туда надо именно подсматривать, А НЕ ЧИТАТЬ! Это не все понимают. Наверное, поэтому в других книжках активно рекомендуют именно выходить к людям, не закрываясь от них кафедрой. Чтобы не было даже соблазна читать ツ
Автор рассказывает про «долину смертной тени». Хорошо или плохо учить текст наизусть? Давайте посмотрим (стр 158):
==========================================================
Представьте, что вы наблюдаете за другом, которые в течение недели пытается выучить ткст своего выступления и говорит без подглядывания в заметки. Вы заметите нечто странное. В начале процесса он будет говорить довольно убедительно, хотя и несколько беспорядочно. Он еще не выучил весь текст наизусть, поэтому будет стараться выдать вам всю известную информацию в запланированном порядке.
Но через несколько дней вы заметите перемену. Он достигнет того момента, когда будет знать большую часть речи наизусть, и эти части будут изложены также красноречиво, как на бумаге. Но вы перестанете чувствовать в нем прежнюю живость. Вы почувствуете его стресс, услышите такие фразы, как «давайте», «минутку». Вы просто услышите текст, механически следующее предложение за предложением.
Все это говорит о том, что текст повторяется, а не произносится с целью донесения истинного смысла. Я называю эту фазу подготовки «долиной смерной тени». Этот термин позаимствован из компьютерной анимации, где технология анимирования персонажей очень близка к реальности, но не совсем. Эффект ужасен — гораздо хуже, чем если бы аниматор вообще отказался от реализма. Если ваш друг-оратор выйдет на сцену в таком состоянии, он непременно провалится. Ему лучше забыть о произнесении выученого текста, а составить план из нескольких пунктов и рассказать понемногу о каждом. Или взять с собой на сцену текст
Но если ему на шестой-седьмой день удастся выцчить текст наизусть, вы заметите иную перемену. Он знает текст наизусть и снова может говорить о смысле, не думая о конкретных словах.
Поэтому ораторам, которые собираются учить свою речь наизусть, я бы сказал следующее: это прекрасно. Вы даете себе возможность поразить слушателей замечательным выступлением. Но вам жизненно необходимо миновать «долину смертной тени», не задерживаясь. Если не готовы сделать это, не делайте!
==========================================================
Вот ради этого определения уже стоит прочитать книгу! Я не верю в то, что отличный доклад можно приготовить за оду ночь. Да, бывают люди, которые умеют это делать и потом «зажечь» аудиторию. Но:
- Таких людей очень мало. Я знаю буквально парочку.
- Даже если эти крутышки потратят чуть больше времени на подготовку, это не навредит докладу, а наоборот, сделает еще круче.
Мое самое лучшее выступление — Автотесты на уровне API для Java-приложений. Мне кажется, что там я смогла перешагнуть через эту страшную долину. Я заучила свой текст настолько, что снова могла говорить о смысле. Что листала слайды, не оборачиваясь. Я получала комплименты за то, КАК я рассказывала доклад. Но готовила я его полгода.
А недавно я выступала а DUMP. И вроде даже выступление прошло хорошо. Я готовилась 1,5 — 2 месяца, мы с коллегой постоянно репетировали. И я знала текст. Но... Что-то пошло не так. Во время выступления я слишком часто оборачивалась на экран: проверить, что слайд сменился. Или бросала взгляд на ноутбук перед собой. Иногда даже видела боковым зрением, что слайд переключен, но все равно поворачивалась проверить. Это ненормально. Это волнение. Я увидела его и на фотографиях:
Видите волнение в глазах?
Видимо, я не смогла преодолеть долину смерти. Да, у автора другое название, но ме так больше нравится ツ В следующий раз будем готовиться лучше!
Кстати, эту книгу я читала ровно перед выступлением на DUMP! И дочитывала по пути домой, в самолете. Это, я считаю, самое правильное в любой книге про публичные выступления — начните ее читать, когда готовите речь. Или доклад. Или мастер-класс. Неважно. Такие книги вдохновляют что-то изменить. Я их уже много перечитала и типа умная. Знаю, что начало должно увлекать, что не должно быть слайдументов, и прочая, прочая. И вроде сделала неплохо, но... Когда читала книгу, появилась куча идей «вот тут плохо, и тут, и тут». Читайте книги тогда, когда они актуальны. И тогда обязательно найдете что-то интересное, что можно взять и применить!
Если изложить мысли кратко, то все банально:
- Решите заранее, как будете выступать. За кафедрой или без, с бумажкой-подсказкой или без, и так далее.
- Подготовьте свою речь.
- Репетируйте, репетируйте и еще раз репетируйте.
- Используйте «мониторы уверенности», чтобы не пялиться в слайды — это ноутбук, который стоит перед вами, или большой экран на полу / сзади на стене, где дублируются слайды. Иногда даже в режиме докладчика, с заметками. Бросьте легкий взгляд на монитор, чтобы убедиться, что кликер работает. Но НЕ ЧИТАЙТЕ с него. Поверьте, это будет заметно.
- Не волнуйтесь, все будет хорошо ツ Вы пришли сюда, чтобы поделиться идеей. Вот и говорите о своей идее, забудьте про то, сколько народа в зале. И все получится!
Книгу однозначно рекомендую тем, кто готовит доклад!
PS: добавила книгу в общий список прочитанных мною книг.
Комментариев нет:
Отправить комментарий