Ссылка на книгу (издательство "Альпина Паблишер").
Книгу решил напечатать Дмитрий Лазарев, потому что заинтересовался данной темой и не смог найти подробного руководства на русском языке.
Вообще говоря, я не фасилитатор. И собраний у нас проходит не так уж и много, особенно тяжелых встреч по важным вопросам. Но я не могу не признать, что в книге есть интересные мысли даже для меня. И что книга действительно является полным руководством. Потому что процесс обсуждения группой здесь расписан от и до.
Кстати, у меня есть коллеги, которые уже несколько месяцев ведут переговоры, вот им, думаю, книжечка точно пригодится
Из того, что мне особенно понравилось:
Первая функция фасилитатора - побуждение к полноценной работе в группе. Есть фундаментальная проблема: внутренний цензор. Люди не говорят то, что думают на самом деле, потому что это бывает трудно. Да и атмосфера вокруг часто только мешает. Приятно ли было бы вам услышать что-то вроде:
- "Мы что, не обсуждали это раньше?"
- "Нельзя ли попроще?"
- "Поторапливайтесь, у нас мало времени"
- "И как это связано с нашей темой?"
- "Невозможно. Не сработает. Ни за что".
Знакомо? А как бы вы себя чувствовали, услышав такое? Я знаю по себе, бывает, сам в своих словах не очень уверен, а когда на тебя еще и шикают таким образом, то еще больше замыкаешься. В итоге в дискуссии не участвуешь совсем. И вот как раз задача фасилитатора - поддерживать людей! Помогать им высказаться. Это действительно полезно.
Еще в книге хорошо описана роль чайтрайтера, который записывает процесс группового мышления на флипчартах. Как писать? Какими должны быть надписи? А цвета? Какие использовать символы? Форматы? Все подробно расписано с указанием "зачем" ("пишите большими буквами - иначе с задних рядов не увидят" итд)
А как можно обсуждать различные темы? Вы все еще думаете, что вариантов мало? Тогда мы идем к вам!
Если вы исследуете некую проблему, можно применить метод "факты и мнения". Это такой тип мозгового штурма, когда люди записывают на разных стикерах факты и мнения по теме и лепят на доску / флипчарт. При этом они видят другие наклейки, которые наводят их на новые мысли, которые они тут же записывают. А их мысли наводят других коллег на новые мысли... И так по кругу. Интересный метод, я о нем уже читала в книге о стикерах.
А еще людям сложно поднимать тему сложных вопросов. И существует техника "о чем я молчу?", в которой люди разбиваются на маленькие группы по 2 человека и озвучивают партнеру те мысли, которые постеснялись говорить при всех. А потом их партнеров спрашивают "будет ли толк для группы в целом от того, что мнение вашего партнера будет озвучено?". Очень интересный метод, я о таком не задумывалась раньше.
Еще понравились уровни согласия. Бывает такое, что генеральный директор выходит, озвучивает свою позицию и говорит "Все согласны? Ну и отличненько", считая по дефолту, что молчание - знак согласия.
Авторы книги предлагают после обсуждения темы оценить уровень согласия группы с принятым решением. Шкала из 8 пунктов:
- Полное одобрение (мне это действительно нравится!).
- Одобрение с незначительными замечаниями (не идеально, но хороший вариант).
- Одобрение с оговорками (я могу с этим жить).
- Воздержание (эта проблема меня не волнует).
- Нужно дополнительное обсуждение (я пока не очень понимаю суть).
- Не одобряю, но буду поддерживать (идея так себе, но я не хочу задерживать всю группу).
- Серьезное несогласие (в этом вопросе я не согласен с вами, на меня не рассчитывайте).
- Вето (я блокирую это преложение).
Оценивать можно разными методами (по очереди, всем вместе, анонимно). Потом оценки наносятся на шкалу и оценивается результат. Результат зависит от целей, от важности темы и многого другого.
Подробнее читайте в книжке!
Я вынесла из книжки как минимум рекомендацию самой себе помалкивать во время ретроспективы, когда кто-то отклоняется от темы. Люди должны высказываться, не боясь, что их загнобят!
PS - Добавила книгу в общий список прочитанных мною книг.
"..Фасилитатора"! OMG, главное чтобы эту книжку не увидил Милонов :)
ОтветитьУдалитьСерьезно, неужели хотя бы для обложки нельзя было подобрать более используемое слово, типа "модератор" или "посредник"?
P.S. Хотел еще возмутиться, что автора насильно американизировали (вообще у него турецкие корни и произносится имя как Джэм Канэр), но посмотрел что у него эта книга в оригинале тоже вышла под именем Sam а не Cem. Видимо добили мужика англосаксы, не желающие знать никаких других имён кроме своих.
Ну. тот, кто занимается модерированием, рано или поздно узнает это слово, "фасилитатор" :)
Удалить