понедельник, 10 ноября 2014 г.

Как развивался онлайн-интенсив



В 2013 году я начала обучать студентов основам тестирования индивидуально.

В начале этого года Наталья Руколь придумала новый формат тренингов — неделю интенсивного обучения. Мне понравилась идея, и я создала онлайн-интенсив для начинающих.

Мы погружаем учащихся в реальный проект на неделю. Каждый день они узнают что-то новое, каждый день выполняют домашнее задание, каждый день получают фидбек от тренера. Насыщенная программа позволяет за неделю освоить азы и начать вырабатывать навыки, не растягивая этот процесс на месяцы.

Входные условия для студентов — знание основ теории, которую легко добыть в интернете, например, прочитанная книга Романа Савина "Тестирование dot com или пособие по жесткому обращению с багами". Лекции сделаны короткими, чтобы больше внимания уделить практической части.

Когда я записывала эти лекции, я была очень наивная. Smile :) Выделила из лекций для индивидуального обучения 7 самых перспективных тем, доработала их. И всё, думаю, один раз записала, можно пожинать результаты.

На самом деле постоянно читаемый курс нельзя сделать статичным, потому что появляется новый опыт у тренера, новые идеи, студенты дают фидбэк о том, что им было сложно или скучно делать. Если ничего не менять, то курс можно смело выкидывать на помойку!

Ниже история развития курса "онлайн-интенсив для начинающих тестировщиков".

1. Март

Прошел первый интенсив, и лучшие студенты не дошли до конца. Я была удивлена и спросила их, что не так? Одна из студенток ответила: "Я занималась сплошной бюрократией, от которой пытаюсь сейчас сбежать из бухгалтерии. Сначала тест-кейсы оформи, потом чек-листы, потом снова их проактуализируй. Я уверена, что тестирование более интересное, чем то, что показано в курсе".

С одной стороны, начинающим тестировщикам редко дают интересные задачи, обычно их работа состоит в прохождении тест-кейсов и их составлении. А люди с опытом, которым эта бюрократия давно надоела, занимаются более сложными задачами, радостно спихивая рутину на новичков.
С другой стороны, студентка не доучилась до лекции про поиск и оформление багов. А это и важная, и увлекательная тема.
Надо было что-то менять.

2. Май

Попросила помощи у коллеги Павла Абдюшева, тренера с большим опытом. Мы пересмотрели расписание тренинга и сделали всего одну перестановку — тему баг-трекера подвинули с предпоследнего дня на второй. Курс стал выглядеть так:
  1. Проектирование тестов: когда и как писать тест-кейсы и чек-листы
  2. Поиск, локализация и оформление багов (ранее 5 тема).
  3. Классы эквивалентности и граничные значения.
  4. Как выполнить анализ требований и что делать, когда их нет.
  5. Как найти и проверить всю документацию на проекте.
  6. Зачем нужно регрессионное тестирование и как его оптимизировать.
Оформление багов — довольно сложная тема, если ее начать на второй день, студенты смогут дорабатывать задачи все оставшееся время.

Перестановка дала эффект — курс прошли почти все студенты, и он всем понравился. Так мы решили проблему скуки.

3. Июнь

Теперь, когда отзывы стали хорошие, можно было совершенствовать курс, чтобы студентам было проще/интереснее/полезнее его проходить.

Домашние задания в первый день были простые: 3 тест-кейса на форму регистрации и чек-лист на загрузку файла. Согласна с той студентой, скучно! Так было сделано потому, что на второй день была самая сложная тема — про классы эквивалентности.

После изменения порядка лекций мы добавили сложное творческое задание на тестирование Подсказок.

Проанализировали стандартные ошибки, которые делают начинающие тестировщики при выполнении задания на составление тест-кейсов, я написала подробную статью им в помощь. Там даже двойная регистрация — на тестовый стенд и на сайт — описана; всё как у нас на проекте.

В баг-трекере студенты стали проходить 2 уровня — доброго тренера (меня) и разработчика (Павла), который плохо оформленную задачу просто возвращает как "не баг". Жить студентам стало веселее. Smile :)

4. Сентябрь

Снова интенсивная неделя, и очень довольные обучением студенты. Вроде всё отлично, но...

Мы стали искать себе начинающего тестировщика. Один из лучших студентов курса откликнулся на вакансию и... провалил тестовое задание. Мы попросили сделать задание еще нескольких добровольцев, закончивших интенсив. И снова провал.

Тогда мы поняли, что научили студентов решать задачи, но не научили самому главному — задавать вопросы. Выпусникам мы объяснили смысл этого задания и включили его в обязательную программу.

Это был важный урок, но теперь наш курс стал еще лучше!
Еще мы создали чатик выпускников интенсива, где обсуждаем улучшения курса, делимся интересными ссылками и отвечаем на вопросы наших студентов.

5. Октябрь

Во время решения тестового задания студенты не только не задавали вопросы, они написали всего пару позитивных сценариев. Даже после изучения статьи о важности позитивного тестирования!

Мы пересмотрели лекцию, и поняли, она учила студентов, как ломать, почти не акцентируясь на том, как строить. Пришлось полностью переписать. Smile :)
Добавили примеры позитивных тест-кейсов, идеи, как их придумывать, и как выявлять требования для написания тест-кейсов, задавая вопросы.

К этому интенсиву накопилось много стандартных советов по оформлению багов, записали в виде шпаргалки (ждите публикации в открытый доступ).

Все остались довольны.


P.S. Следующий курс стартует 24 ноября. И у меня еще целая куча идей по его улучшению! Так что приходите, будет интересно!

Запишитесь сами или отправьте своих junior-ов Wink ;)

P.P.S. Пополнила этой статьей историю развития курса.

2 комментария:

  1. Поправьте линк по слову "Запишитесь..."

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Поправила.
      Блоггер ссылки такого типа ломает ((

      Удалить