Выдержки из книги от Нетологии.
Год назад я ходила на тренинг Максима «Джедайская техника пустого инбокса». Очень понравилось Максим умеет интересно рассказывать: ты не умираешь со скуки в ожидании перерыва, а слушаешь с интересом. Так что и книгу я ждала, наверняка ведь там так же круто!
Мне очень импонирует концепция про обезьянку и человечка. В нашей голове есть:
- Человечек — рациональный тип, умеет думать. Может решать сложные задачи и планировать будущее. Но тратит на это мыслетопливо.
- Обезьянка сиюминутного удовольствия — думать не любит. Любит смотреть котиков в фб ツ Или выполнять простые задачки.
Обезьянка и человечек в нашем мозгу
Большую часть времени у руля стоит именно обезьянка. А так как она не любит думать, то, видя непонятную или объемную задачу, говорит: «Конечно, конечно, это очень важно! Сейчас, только вот эту мелочевку разгребу. И сразу займусь!». А мелочевка все прибывает и прибывает... И вот уже ты таааааак устал, все мыслетопливо кончилось и браться за серьезные задачи уже поздняк. Откладываешь их на завтра и снова-здорово, «сейчас, только вот мелочь быстренько разгребу...»...
Разорвать этот замкнутый круг очень просто. На словах Надо просто с утра брать и делать!
См также:
Обезьянка, человечек и монстр — концепт Максима из трех персонажей + подкаст. Монстра в книге нет или он упоминается редко.
Основные мысли книги:
1. Мыслетопливо — ограниченный ресурс, поэтому сложные задачи лучше делать с утра. Если тратить его на мелочевку, то в итоге и сам устал, и не сделал ничего полезного.
2. Обезьянке надо ставить максимально понятные задачи. Иначе она скажет «Да да, подготовить отчет — очень важно и нужно. Сейчас сейчас, только на письмо отвечу...». Формулируя первый шаг, вы побеждаете прокрастинацию. Пример из книги:
Задача «Подготовить презентацию к отчетному собранию» после трехнедельной прокрастинации превратилась в свой первый шаг: «Запросить у финансистов табличку с расходами ха 4-й квартал» и была решена в этот же день
Сравните два варианта постановки задачи:
3. Берите меньше задач в работу. Если на вас одновременно 10 задач, то это будет напрягать и «давить», в итоге вы будете работать менее эффективно. Да, если брать только 4-5 задач, то и за новую мы возьмемся позже, но решить сможем намного раньше.
Парадокс? Но так и бывает. Максим в книге описывает реальные примеры. Когда, например, у следователей полиции было по 20 дел одновременно. Потом их сократили до 5 и... Дела стали раскрываться быстрее! Вроде позже начал, но раньше закончил.
4. Отключайте электронную почту и просматривайте ее N раз в день. Иначе превратитесь в человека с дырявым стеком:
Кстати, если вы общаетесь с человеком и он моментально вам отвечает — он входит в эту категорию людей. Они пытаются сразу обработать входящие. В итоге взялся за одно дело, прилетело другое, третье, четвертое... И вот уже про первое то он и забыл. Так что если вам всегда отвечают быстро, а тут вдруг два часа ответа нет — смело повторяйте письмо, чтобы оно снова попало на верхушку стека.
5. Проводите ежедневный анализ задач. И еженедельный. Ну, тут все понятно, стандартная практика, о которой Максим напоминает.
Список задач
Из книги:
================================================================
Для того, чтобы список задач приносил реальную пользу, необходимо, чтобы каждая (реально каждая, без исключений) задача удовлетворяла пяти критериям:
Основные мысли книги:
1. Мыслетопливо — ограниченный ресурс, поэтому сложные задачи лучше делать с утра. Если тратить его на мелочевку, то в итоге и сам устал, и не сделал ничего полезного.
2. Обезьянке надо ставить максимально понятные задачи. Иначе она скажет «Да да, подготовить отчет — очень важно и нужно. Сейчас сейчас, только на письмо отвечу...». Формулируя первый шаг, вы побеждаете прокрастинацию. Пример из книги:
Задача «Подготовить презентацию к отчетному собранию» после трехнедельной прокрастинации превратилась в свой первый шаг: «Запросить у финансистов табличку с расходами ха 4-й квартал» и была решена в этот же день
Сравните два варианта постановки задачи:
- Позвонить Васе — втф? Которому Васе? Из отдела кадров или моему другу? Что я хотел обсудить?
- Позвонить Васе, попросить прислать отчет А — ага, все понятно.
3. Берите меньше задач в работу. Если на вас одновременно 10 задач, то это будет напрягать и «давить», в итоге вы будете работать менее эффективно. Да, если брать только 4-5 задач, то и за новую мы возьмемся позже, но решить сможем намного раньше.
Парадокс? Но так и бывает. Максим в книге описывает реальные примеры. Когда, например, у следователей полиции было по 20 дел одновременно. Потом их сократили до 5 и... Дела стали раскрываться быстрее! Вроде позже начал, но раньше закончил.
4. Отключайте электронную почту и просматривайте ее N раз в день. Иначе превратитесь в человека с дырявым стеком:
Дырявый стек
Кстати, если вы общаетесь с человеком и он моментально вам отвечает — он входит в эту категорию людей. Они пытаются сразу обработать входящие. В итоге взялся за одно дело, прилетело другое, третье, четвертое... И вот уже про первое то он и забыл. Так что если вам всегда отвечают быстро, а тут вдруг два часа ответа нет — смело повторяйте письмо, чтобы оно снова попало на верхушку стека.
5. Проводите ежедневный анализ задач. И еженедельный. Ну, тут все понятно, стандартная практика, о которой Максим напоминает.
Список задач
Из книги:
================================================================
Для того, чтобы список задач приносил реальную пользу, необходимо, чтобы каждая (реально каждая, без исключений) задача удовлетворяла пяти критериям:
- Формулировка задачи должна звучать как ответ на вопрос «что нужно сделать?».
- Формулировка должна начинаться с глагола в неопределенной форме.
- Задачу можно выполнить, по минимуму используя мышление (в идеале формулировка должна вызывать внутренний возглас: «Да это уже проще сделать, чем записать!»).
- Задача должна представлять собой первоочередное действие по достижению конечной цели (например, если я хочу записаться к стоматологу, а для этого мне нужно позвонить в девушкам из отдела кадров и узнать телефон страховой компании, я должен внести в список не задачу «Записаться к стоматологу», а задачу «Позвонить Юле из отдела кадров и спросить телефон нашей страховой»).
- Задачу можно выполнить максимум за полчаса. Иначе вы вряд ли понимаете, что именно вам нужно сделать и задача получается очень сложная, а мартышка такие не любит.
================================================================
По первым трем пунктам хочется расписаться и сказать «Да это же он про оформление багов!». Там все то же самое. Если это улучшение, то формулировка задачи звучит как ответ на вопрос «что нужно сделать?». Если это баг, то «что тут плохо?». И любой читающий заголовок, должен понять, о чем речь, по минимуму задействуя мозг. В общем, я ЗА!
Конечно, пункт 3 вызывает некий дискомфорт. Потому что если проще уж сделать, то лучше сделать. Почему нет? Максим считает, что, если ты сразу делаешь, то превращаешься в человека с дырявым стеком. Ведь у нас обычно не одно входящее, которое надо обработать. С одной стороны да, но с другой тут мне более близка методика «сделай это сразу же!» из книги Глисона. Однако каждому свое. И я абсолютно согласна с тем, что, если уж ты не можешь сделать задачу сразу, запиши ее ПО-НЯ-ТНО! Уж сколько раз сталкивалась с тем, что потом читаешь свой же список и мучительно вспоминаешь, что же ты имел в виду...
В общем, книгу рекомендую. И тренинг тоже! Вы обязательно узнаете себя и в обезьянке, и в человечке. Перестаньте трогать себя за смартфон и берегите мыслетопливо. Аминь
PS: добавила книгу в общий список прочитанных мною книг.
Вот это да! :) Как раз сейчас я читаю эту книгу!)) Круто!))
ОтветитьУдалитьОтличный выбор! А я свою сегодня в рабочую библиотеку пожертвовала :)
Удалить