вторник, 12 августа 2014 г.

Где начинающим тестировщикам получать опыт?

Все начинающие тестировщики задаются вопросом - где набраться опыта? Где применять полученные знания? А ведь способов то много!


1. Работаем за еду, то есть за опыт


Самый лучший способ получения опыта - устроиться на работу. Но так как это "привет, капитан очевидность", то данный пункт будет явно не в начале списка. На работу ведь не берут как раз из-за отсутствия опыта. Что же делать?

Можно работать бесплатно, получая опыт и проходя обучение на реальном проекте. Такие проекты, как правило, open source и времени просят всего по 6+ часов в неделю. Можно совмещать с основной работой, получая драгоценный опыт и не теряя свой заработок.

Open source проект, которому нужны тестировщики - полезная ссылка.
Хомячки — проект, направленный специально на получение опыта начинающими.

Бесплатная практика в тестировании — тема на форуме, которая пополняется ссылками, там сейчас как раз open-source проект и «Хомячки».
Теория и практика для студентов — бесплатная школа в Питере, очная.


2. Тестируем любимые сайты


Раскрою тайну  этот блог-пост задуман ради пунктов 2 и 3, потому что про остальные обычно и так все знают.

На самом деле тестировать можно все, что угодно. Но удобнее всего тестировать сайты, которыми вы сами пользуетесь. Так, например, я протестировала сайт кинотеатров Люксор, потому что пользуюсь им практически каждую неделю.

Важно: проводя подобное тестирование, помните правило регистрации по email, иначе никто вам спасибо не скажет!

Выбрав сайт, вы можете провести 2 вида тестирования:
  • функциональное;
  • usability;
Остальные виды не рекомендую, особенно нагрузочное и тестирование безопасности - его нельзя проводить без разрешения владельца сайта, так что для этих целей ищите другие сайты. Да и потом, от начинающего тестировщика не будут требовать умения тестировать нагрузку или безопасность (а если и будут, то бегите от этой конторы, потому что они не понимают всей сложности таких тестов!).

А вот функциональное тестирование надо уметь проводить. А это тестирование по документации, разбиение на классы эквивалентности, граничные значения... В теории все эти термины звучат очень легко, но вот с применением на практике возникают проблемы. Поэтому берем любой сайт и рассматриваем его с точки зрения тестировщика.

Многие начинают спрашивать - а как же так, у нас же нет документации! Ребята, это же публичные сайты, они должны быть простые и понятные. И документацию мы знаем и сами. Если это магазин, то там должна быть функция добавления в корзину и заказа товара, возможно, сразу же и оплаты. Надо объяснять, как это работает? Нет, все и так понятно! Поэтому тестируем по тому, что уже есть.

А так как мы сами пользуемся этими сайтами, то это дает возможность проведения тестирования удобства использования (usability testing). Насколько удобно работать с сайтом? Все ли очевидно и понятно в его работе? Или приходится долго искать кнопку добавления товара в корзину, потому что везде она на виду, а тут практически не видна? Пример usability бага описан тут (баг был исправлен, так что воспроизвести не получится, только прочитать).

Итого — мы можем зайти на любимый сайт и:
  • попрактиковаться в составлении тест-кейсов или чек-листов;
  • попробовать применить знания о классах эквивалентности и граничных значениях на любой форме;
  • выделить позитивное и негативное тестирование;
  • проверить удобство использование и качество локализации (если сайт доступен на разных языках).
А потом у нас есть возможность попрактиковаться в составлении баг-репортов! Наверняка ведь какие-нибудь проблемы найдутся. Можно удовлетвориться тем, что "я молодец, нашел баги!". Но лучше всего (и для вас, и для разработчиков сайта) - дать обратную связь.

Для этого находим на сайте какой-нибудь email создателей сайта и пишем им письмо примерно такого содержания:

Добрый день!

Я начинающий тестировщик, учусь делать мир лучше! Вашим сайтом пользуюсь давно и часто и могу сказать, что он очень удобен с точки зрения простого пользователя! Однако я нашла в нем несколько ошибок.

Так как я только учусь, дайте мне, пожалуйста, обратную связь  понятны ли сообщения об ошибках? Или приходится долго разбираться, что я хотела сказать? Были ли полезны эти баги? Эта информация очень важна для меня, поэтому буду очень благодарна за отзыв.

Баг № 1. *Название*
*Описание*

Баг № 2. *Название*
*Описание*

Если сайт не очень удобен для использования, то также в письме расписываем, что именно неудобно и как было бы удобно. Очень важно указывать ожидаемый вами результат! Для того, чтобы разработчики захотели дать обратную связь, письмо должно быть уважительным (без наездов) и понятным (никто не будет вчитываться в огромную стену сумбурного текста). Для этого рекомендую почитать следующие статьи:
Также важное замечание  отсортируйте баги в письме по убыванию критичности. Допустим, мы нашли падение системы при попытке ввести корректный номер телефона во время бронирования билета и небольшую орфографическую ошибку где-то в лицензионном соглашении, которое никто никогда не читает. Если в письме будет сначала минорная ошибка (низкоприоритетная), не факт, что будут читать дальше - ха, ну есть там орфографическая ошибка и что, все "баги" такие? Начинайте с важного!

Если разработчики ничего вам не ответили, не расстраивайтесь, такое бывает. Пробуйте дальше, стучитесь в новые двери. Кто-то даст вам обратную связь, еще и благодарен будет! А где-то, возможно, открыта вакансия тестировщика и вас туда даже пригласят, если найденные ошибки будут хорошими и понятно описанными!

В частности, можете присылать свои отчеты мне на почту ok.molechka@gmail.com и я их опубликую в блоге, дав обратную связь по читабельности. Так и сформируются навыки правильного оформления ошибок!

Если же баги не находятся и руки опускаются ("я никогда ничего не найду!"), то рекомендую обратить свой взор на баги локализации.

http://www.foodpanda.ru/  этот сайт разработчики разрешили тестировать в рамках проекта TEST IT, почитать о результатах можно здесь. Могу сказать лишь, что там очень много ошибок локализации, переключитесь на английский язык и ищите!

См также:
Пример локализации бага в игре «Паук» для iPad
Wildberries — Поехала верстка в фотках и это закешировалось
Баги повсюду. Сборная солянка — собрание ошибок с самых разных сайтов, найденных чисто случайно, как простой пользователь

3. Тестируем мобильные приложения


Пункт очень похож на п.2. Только там предлагалось тестировать именно сайты, а здесь я хочу напомнить, что, помимо компьютера настольного у многих есть еще и компьютеры карманные!

Не стоит о них забывать. Наверняка есть приложения, которыми вы сами пользуетесь. Это может быть игра, календарь, таймер, органайзер - да что угодно!

И снова есть простор для тестирования - попрактиковаться в "как бы тебя сломать?" и посмотреть с точки зрения пользователя, но умеющего обосновывать свои предложения по улучшению. В таких приложениях часто есть функция "напишите нам", туда можно отправлять feedback.

Вот, например, я на ipad часто пользовалась приложением myEnglish, туда и писала.Действуют все те же правила. Когда я написала гневное письмо "да вы офигели, почему теперь все такое убогое?!" (подробнее см в этом посте), то оно было проигнорировано. 

А когда я смирилась с кардинальным изменением дизайна и написала письмо с предложениями по улучшению и описанием багов (см пост "Все дороги ведут в Рим"), в котором не было наездов, зато было понятно все расписано "вот тут не очень хорошо, потому что я, как пользователь, ожидаю то-то. Исправить можно так-то или так-то", то мне ответили и поблагодарили за баги, а также внесли предложенные мной улучшения в игру! Вот вам и фидбек! Smile :)

Так что тестируйте и пишите, пишите разработчикам. Вы прокачаете свои навыки нахождения и описания багов, а они улучшат свои приложения!

4. Тестируем "тестовые" сайты


Есть сайты, специально созданные для тестирования. Ну или вынесенные в общий доступ демо-страницы. Пробуйте! Слабо разбить на классы эквивалентности и найти все граничные значения для полей форм? Smile :)

5. Работаем на фрилансовых биржах


Плюсы - можно получить деньги за найденные баги. Ну и опыт на реальных проектах!

Минусы - нужно более-менее владеть английским, на нем оформлять баги (и оформлять нормально и читабельно!). Чтобы зарабатывать хоть сколько-то, нужно заработать репутацию. Для новичков открываются проекты, которые тестируются сразу сотней людей, какой шанс, что вы первый найдете багу? А вот наработаете репутацию и вас будут приглашать на тестирование в ограниченном кругу.

Вот список таких бирж:

6. Получаем опыт на тренингах


На нашем любимом портале http://software-testing.ru/trainings/catalogue/online на всех тренингах для начинающих используются или реальные проекты или сайты, сделанные специально для курсов. А значит, там вы бесплатно работаете за feedback, погружаясь в реальность, которая ждет вас в будущем!

Прорекламирую свои курсы:

Онлайн-интенсив для начинающих тестировщиков. — много практики, очень много!

7. Устраиваемся на позицию junior


Самый капитанский совет - лучше всего получать опыт уже на работе, там же расти и развиваться. Проблема в том, что туда еще надо устроиться и желательно к этому моменту уже хоть что-то, да уметь... Но для этого у вас есть целых 5 пунктов, описанных выше! Так что удачи! Smile :)

См также:
Как стать тестировщиком, с чего начать
Новички, прекращайте беспокоиться и начните жить!

19 комментариев:

  1. Как удобно все в одном месте собрали и по пунктам расписали, огромное спасибо! Будем осваивать) (возраст в 26 для смены профессии я думаю не помеха)

    ОтветитьУдалить
  2. Можно ещё тестировать opensource или записаться в бета-тестеры какого-либо продукта.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Чем это отличается от пункта 1? Там даже ссылка есть на open source проект

      Удалить
    2. Про бета-тестирование там вроде не написано.
      Ну, и как-то оно очень кратко там и вскользь, наверное, поэтому оно прошло мимо моего внимания )

      Удалить
  3. Спасибо за информативный пост) Он вселил в меня немного уверенности)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не за что! И удачи в набирании опыта :)

      Удалить
  4. You may have accordingly put together the challenging meaning in a very straightforward and uncomplicated technique. I effectively admire it.

    ОтветитьУдалить
  5. Берут ли куда тестировщиком (стажером) без опыта и без образования? Ну допустим после ваших курсов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Берут и без курсов — огромные конторы, которые сами обучение проводят. Типа яндекса или EPAM.
      Мы не трудоустраиваем выпускников курсов

      Удалить
  6. Проапдейтить бы пост, новичков ради ;)
    foodpanda уже не foodpanda, да и проект по ссылке на software-testing тестировщиков не ищет более:
    "нынче такие времена, что даже за бесплатно тестировщиков стало слишком много, меня не хватает :)"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Фудпанда тут в качестве примера, как можно тестировать, со скриноштами, как оно было раньше, тут скорее «бери и делай по аналогии» :)
      А проект на software-testing периодически снова ищет =) Он пока самый стойкий в этом плане

      Удалить
  7. Спасибо, много полезной информации)

    ОтветитьУдалить
  8. Если есть желающие работать тестировщиком ПО, без опыта, напишите мне. Требуются только природные способности к тестированию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Я! Я желаю. Не могу посмотреть Ваш email, пишу здесь

      Удалить
    2. Должен уточнить, что речь идет о работе в офисе в Москве.

      Наташа, вы точно не можете справиться с тем, чтобы увидеть мой емейл? :) Его видно даже без регистрации на gmail/blogspot. В нашей компании тестируют веб-приложения с ещё более сложным интерфейсом.

      Удалить