Главная фишка моего курса для начинающих тестировщиков — его интенсивность. Хочешь откладывать на потом? Не успеешь сдать. Хочешь получить разжеванный ответ вместо метода Сократа? Увы. Ну и так далее, на странице описания курса вынесены все моменты, которые вызывают как восторг, так и ярость.
После окончания курса я публикую отзывы участников. Я пишу «спасибо» от выпускников, которые нашли работу благодаря курсу... И кажется, что все белое и пушистое, и курс должен всем нравиться. Но это не так, просто недовольные участники редко оставляют отзывы.
Во время последнего курса генеральный директор моей студентки написал письмо Наталье Баранцевой о том, какой курс фиговенький. Приведу его целиком с согласия автора, убрав реальные данные:
**********************************************************************
Добрый день, Наталья.
Меня зовут Иван Иванов, я руководитель компании ООО "Ромашка". Мы отправили своего сотрудника Х на ваш 3-х недельный курс "онлайн-интенсив для начинающих тестировщиков". Судя по описанию, это был прекрасный способ обучить начинающего сотрудника до начала работы.
Мы в нашей компании очень заинтересованы в качественной подготовке сотрудников, поэтому внимательно следили за ходом курса. Сейчас, насколько я понимаю, прошла его половина и я пишу вам, чтобы поделится своими впечатлениями и потребовать полного возмещения стоимости курса.
У меня 12-и летний опыт разработки программного обеспечения, в ролях от простого разработчика до руководителя крупного проекта. Я авторитетно заявляю - ваш курс нацелен на что угодно, только не на обучение. К теоретической части претензий нет (если не придираться к мелочам), но вот что я думаю о практической части:
Вы взяли деньги у 25-и человек, дали им dev-версию своего реального (огромного) проекта без какой либо спецификации и сказали - "ищите баги". Вы позиционируете себя как эксперты в тестировании, пожалуйста, ответьте мне - каким образом должно проходить тестирование без спецификации? Огромного проекта сразу? При этом прямым текстом говорится, что в проекте нет специально приготовленных ошибок и ученикам запрещено репортить одинаковые баги. Если ученик начал тестировать на день позже, искать ему уже нечего?
Что я буду делать с обученным таким образом сотрудником?
Из всего этого я делаю вывод, что ваша цель - взять группу людей и за их же деньги протестировать ваш собственный проект.
Исходя из вышесказанного, я не удовлетворен услугой и требую вернуть ххх рублей на кошелек WebMoney ууу. В противном случае наш юрист готов взяться за дело с юридической стороны.
Иван Иванов.
Генеральный директор OOO "Ромашка"
тут был телефон
**********************************************************************
Полное описание курса — http://testbase.ru/learn.
Да, мы пускаем студентов на реальный проект. Реальный — это который реальный, а не в который специально баги внедрены ради студентов. Кому-то это плюс, кому-то минус.
Из 10 заданий только одно зависит от количества студентов — 4 ДЗ, оформление багов. Дубликаты ставить нельзя, поэтому начинать стоит пораньше. Все остальное сдается в систему дистанционного обучения, другие студенты ваших работ не видят. Поверьте, если студент не может закончить курс только из-за того, что не нашел багов, мы решаем этот вопрос. Однако те, кто НЕ заканчивает курс, увы, не сдают не только баги. Хотя все остальное можно и на день позже начать. Просто стоит учесть, что придется 10 раз пересдавать, а это надо успеть за 3 недели.
Я искренне завидую сотрудникам ООО «Ромашка», у которых всегда есть спецификация, причем полная Увы, в реальной жизни такое бывает не всегда, а мы даем пощупать самое сложное. Но «огромный проект»? Студенты тестируют Дадату, которая расположена в интернете. Это значит, что любой человек, которому она потенциально нужна, зайдя на сайт, должен понять, что ему нужно делать.
Если вы делаете интернет-магазин, пользователь должен зайти и купить. Если ради этого ему нужно будет прочитать километры документации, станет он это делать? Нет, уйдет к конкуренту. Поэтому в Дадате тоже все легко — читаешь главную страницу неавторизованного пользователя и уже знаешь возможности:
А вот как именно оно там работает под капотом (как опечатки исправляет и т.д.) — да, это уже большой проект. И сложный. И с кучей спецификации. Если мы дадим ее студентам — даже трех недель не хватит на тестирование функционала Но это будет тестирование нашей специфики по обработке данных, которая вряд ли пригодится им в дальнейшем. Поэтому это и не требуется. Конечно, в стандартизации можно найти ошибки, но для этого не нужно знать, как оно устроено внутри, наоборот, свежий взгляд будет полезнее.
В дополнительных материалах к уроку есть ссылка на исследовательские туры, в которых показано, как можно тестировать, как можно искать ошибки. Фактически готовое руководство для тех, кто не знает, с чего начать. Ну и плюс перед этим составлялись чек-листы, которые тоже должны были навести на мысли.
Считаете, что мы просто хотим потестировать проект чужими силами — значит,вы никогда не пытались почитать «баги» новичков не стоит тратить время и деньги на этот курс.
После просьбы разрешить опубликовать отзыв Иванов Иван его смягчил, но я очень благодарна ему за разрешение напечатать исходный вариант. Он отличный!
Как раз сейчас будет подборка отзывов «понравилось — не понравилось», дам на нее ссылку на сайте, чтобы будущие участники принимали взвешенное решение. Мой курс очень сложный, причем психологически. Но именно за это его и любят мои выпускники.
См также:
Отзывы участников 18 курса — и хорошие, и недовольные.
Как появилось ДЗ6? — о домашке, которая вызывает больше всего возмущения.
История развития курса — полная история развития курса. Самое интересное — первые изменения, показывают опыт тренера. Ну и последние, актуальные.
Порошки о жизни моих студентов — с юмором о курсе, но все правда.
После окончания курса я публикую отзывы участников. Я пишу «спасибо» от выпускников, которые нашли работу благодаря курсу... И кажется, что все белое и пушистое, и курс должен всем нравиться. Но это не так, просто недовольные участники редко оставляют отзывы.
Во время последнего курса генеральный директор моей студентки написал письмо Наталье Баранцевой о том, какой курс фиговенький. Приведу его целиком с согласия автора, убрав реальные данные:
**********************************************************************
Добрый день, Наталья.
Меня зовут Иван Иванов, я руководитель компании ООО "Ромашка". Мы отправили своего сотрудника Х на ваш 3-х недельный курс "онлайн-интенсив для начинающих тестировщиков". Судя по описанию, это был прекрасный способ обучить начинающего сотрудника до начала работы.
Мы в нашей компании очень заинтересованы в качественной подготовке сотрудников, поэтому внимательно следили за ходом курса. Сейчас, насколько я понимаю, прошла его половина и я пишу вам, чтобы поделится своими впечатлениями и потребовать полного возмещения стоимости курса.
У меня 12-и летний опыт разработки программного обеспечения, в ролях от простого разработчика до руководителя крупного проекта. Я авторитетно заявляю - ваш курс нацелен на что угодно, только не на обучение. К теоретической части претензий нет (если не придираться к мелочам), но вот что я думаю о практической части:
Вы взяли деньги у 25-и человек, дали им dev-версию своего реального (огромного) проекта без какой либо спецификации и сказали - "ищите баги". Вы позиционируете себя как эксперты в тестировании, пожалуйста, ответьте мне - каким образом должно проходить тестирование без спецификации? Огромного проекта сразу? При этом прямым текстом говорится, что в проекте нет специально приготовленных ошибок и ученикам запрещено репортить одинаковые баги. Если ученик начал тестировать на день позже, искать ему уже нечего?
Что я буду делать с обученным таким образом сотрудником?
Из всего этого я делаю вывод, что ваша цель - взять группу людей и за их же деньги протестировать ваш собственный проект.
Исходя из вышесказанного, я не удовлетворен услугой и требую вернуть ххх рублей на кошелек WebMoney ууу. В противном случае наш юрист готов взяться за дело с юридической стороны.
Иван Иванов.
Генеральный директор OOO "Ромашка"
тут был телефон
**********************************************************************
Полное описание курса — http://testbase.ru/learn.
Да, мы пускаем студентов на реальный проект. Реальный — это который реальный, а не в который специально баги внедрены ради студентов. Кому-то это плюс, кому-то минус.
Из 10 заданий только одно зависит от количества студентов — 4 ДЗ, оформление багов. Дубликаты ставить нельзя, поэтому начинать стоит пораньше. Все остальное сдается в систему дистанционного обучения, другие студенты ваших работ не видят. Поверьте, если студент не может закончить курс только из-за того, что не нашел багов, мы решаем этот вопрос. Однако те, кто НЕ заканчивает курс, увы, не сдают не только баги. Хотя все остальное можно и на день позже начать. Просто стоит учесть, что придется 10 раз пересдавать, а это надо успеть за 3 недели.
Я искренне завидую сотрудникам ООО «Ромашка», у которых всегда есть спецификация, причем полная Увы, в реальной жизни такое бывает не всегда, а мы даем пощупать самое сложное. Но «огромный проект»? Студенты тестируют Дадату, которая расположена в интернете. Это значит, что любой человек, которому она потенциально нужна, зайдя на сайт, должен понять, что ему нужно делать.
Если вы делаете интернет-магазин, пользователь должен зайти и купить. Если ради этого ему нужно будет прочитать километры документации, станет он это делать? Нет, уйдет к конкуренту. Поэтому в Дадате тоже все легко — читаешь главную страницу неавторизованного пользователя и уже знаешь возможности:
- ввести данные в форму по одному человеку;
- загрузить файл;
- потыкать подсказки.
А вот как именно оно там работает под капотом (как опечатки исправляет и т.д.) — да, это уже большой проект. И сложный. И с кучей спецификации. Если мы дадим ее студентам — даже трех недель не хватит на тестирование функционала Но это будет тестирование нашей специфики по обработке данных, которая вряд ли пригодится им в дальнейшем. Поэтому это и не требуется. Конечно, в стандартизации можно найти ошибки, но для этого не нужно знать, как оно устроено внутри, наоборот, свежий взгляд будет полезнее.
В дополнительных материалах к уроку есть ссылка на исследовательские туры, в которых показано, как можно тестировать, как можно искать ошибки. Фактически готовое руководство для тех, кто не знает, с чего начать. Ну и плюс перед этим составлялись чек-листы, которые тоже должны были навести на мысли.
Считаете, что мы просто хотим потестировать проект чужими силами — значит,
После просьбы разрешить опубликовать отзыв Иванов Иван его смягчил, но я очень благодарна ему за разрешение напечатать исходный вариант. Он отличный!
Как раз сейчас будет подборка отзывов «понравилось — не понравилось», дам на нее ссылку на сайте, чтобы будущие участники принимали взвешенное решение. Мой курс очень сложный, причем психологически. Но именно за это его и любят мои выпускники.
См также:
Отзывы участников 18 курса — и хорошие, и недовольные.
Как появилось ДЗ6? — о домашке, которая вызывает больше всего возмущения.
История развития курса — полная история развития курса. Самое интересное — первые изменения, показывают опыт тренера. Ну и последние, актуальные.
Порошки о жизни моих студентов — с юмором о курсе, но все правда.
Из отзыва вижу, что "Иван" поверхностно курсом и ДЗ интересовался. Как выпускница, могу за минус выдать только, что порой мне казалось в ответах хамство, чудилась резкость и хотелось бы привычной жеванины и многократного повторения того, что я прохлопала ушами по неизвестной причине :) А ещё ожидалось, что я могу не особо вчитываясь в чат, задать уже обсосанный сто раз вопрос и его в сто первый раз мне разложат по полочкам :) НУ Я ЖЕ ОПЛАТИЛА :) Уверена на 150%, что получила за неделю интенсива больше, чем я могла бы наковырять за полгода. А я знатный "ковырятель" и люблю учиться новому :) Не могу писать о 3-х недельном, но вижу по его описанию - он не хуже интенсива. :) Каждому своё. Хорошо, что я вовремя пересмотрела своё отношение к процессу обучения - получила массу ценной инфы и опыт. Очень хочу на Java для программистов. Жаль, что не получится. Вы вправду обучаете, а не бабло на чайниках стрижёте.
ОтветитьУдалитьСпасибо за отзыв )))
УдалитьЯ, конечно, тоже работаю над собой, чтобы хамство не чудилось. Правда, жеванины все равно не будет))) Но в скайпе эмоций не видно, поэтому учусь себя смягчать, учусь))
А вы молодец, что осилили таки курс! Уверена, что и программирование получится, удачи в этом =)
Всегда будут недовольные. Судя по отзыву человек работает менеджером/разработчиком, но в активностях QA инженеров не участвовал. Большая часть проектов делается без спецификации - и их тоже надо уметь верифицировать. Даже в проекте с хорошей документацией и продуманной архитектурой есть незадокументированные требования - так же как и есть дефекты.
ОтветитьУдалитьЕсли представить себе идеальный процесс разработки где сначала пишут спецификацию и рисуют архитектуру и потом все реализуют в точности по описанию то и тестировщики им не нужны.
Кстати, а почему у вас совсем нет спецификаций? Или это не совсем так? )
Разумеется, всегда =) Просто было бы глупо публиковать только довольные отзывы, вот я и публикую все :)
УдалитьСпецификации у нас есть ;) И на самом сайте, и, когда очень хочется, приоткрываем завесу тайны, как оно под капотом работает =)
Хочется сказать вот что, чисто "на подумать":
ОтветитьУдалить1. Тестировать без документации - это всего навсего возложить все на личный опыт тестировщика, а также на его знания в предметной области. А что если личного опыта нет, и знания в этом домене тоже не ахти? Прежде чем бросать человека "голой попой на амбарзуру" нужно его обучить, что я надеюсь ваш курс и делает :)
2. Тестирование с имеющейся документацией - это совершенно другое дело. Тут надо уметь с ней работать, уметь выделять главное, задавать вопросы по ней, искать неописанное. Надеюсь, что ваш курс этому тоже учит.
И напоследок: после прохождения курса "молодго бойца", у человека должен выстроиться четкий вижн того, что он должен делать, куда дальше двигаться и где искать ответы, в случае чего.
Желаю вам удачи! Стране нужны грамотные специалисты :)
Документация есть всегда (просто не всегда она описана в вики) — на эту тему у нас есть урок, да. Выпускники пишут, что четкий вижн у них выстраиваивается )) Правда, для этого вижена надо дойти до конца, а не бросить на полпути.
УдалитьСпасибо! Будем стараться выпускать грамотных)
Оль...
ОтветитьУдалитьОтзывы учеников не просто бесполезны. Они вредны. Если давать премии учителям по отзывам учеников, то образование исчезнет за несколько лет.
Где веселее, в цирке или на лекции матана? И вот вместо серьезных докладов на конференциях, ... ну вы поняли.
Как это бесполезны? Очень полезны! Я не согласна с тобой =)
УдалитьПросто надо не просто рыдать из-за плохих или резко все менять, но включать мозг =)
Например, во время первых запусков курса очень много было недовольных отзывов на тему веселых картинок в лекциях. Но мне такой формат нравится и менять я его не собираюсь. Как тогда быть? Недовольны люди потому, что ожидали другого. Значит, надо заранее рассказать им, что их ждет. Сделали, процент недовольных резко уменьшился.
Или вот я решила в новом году делать группы меньше — если запишется 30 человек, делить пополам. Раньше думала делить, если наберется 40, но обсудили и решили вот так попробовать. И хотя багов на 25 студентов у нас есть, все равно ребятам проще будет. Тоже благодаря недовольству.
А уж в сети то отзывы очень полезны. Негативные показывают мнение недовольных, это тоже важно. Кто-то прочитает и не пойдет тестировать реальный проект. У меня не будет студента, который пишет в чат, что мы тестируем их силами, взяв за это деньги → мне тоже хорошо.
А вот в следующем посте в позитивных отзывах тоже хорошо описано, как проходит курс. Подготавливает к правильным ожиданиям и настрою.
Про серьезность тоже, кстати, мнения есть разные. Одну и ту же тему можно раскрыть так, что все уснут, и так, что все проникнутся и будут ловить каждое твое слово. Но тут уж кому что, кто-то любит серьезные доклады, кто-то веселые. Я люблю веселые, но полезные, поэтому у меня такие лекции )
Примеры, это хорошо. На них попробуем разобраться. Не буду говорить что я прав или не прав, мы просто ведем диалог с целью выяснения истины.
Удалить-- На мой взгляд ---------------
I. Бесполезные отзывы.
а) приведенный в статье. Выбирать формат обучения - прерогатива тренера. В этом смысле очень показательна принципиальная разница между школой Бора и Ландау или история про измерение высоты маяка при помощи барометра.
б) "Мне понравилось! Было прикольно и весело."
в) "Мне не понравилось! Было прикольно и весело."
г) "Было плохо: тайминг / одежда / речь / ..." Это могло быть сделано специально для устранения эффекта "социального доказательства" и как следствие получение выпускников не страдающих синдромом "бразильской системы образования."
II. Отзывы об обертке.
"недовольных отзывов на тему веселых картинок в лекциях."
Обертка полезна, но содержимое важнее.
III. Отзывы о содержимом.
В природе практически не встречаются. Увы.
а) "После вашего тренинга % пропускаемых в продакшен ошибок не изменился в пределах погрешности" - отличный отзыв на плохой тренинг.
б) "После вашего тренинга % пропускаемых в продакшен ошибок изменился с 70% до 10% при тех же трудозатратах" - отличный отзыв на хороший тренинг.
-------------------------
По одному из докладов мне дали несколько прекрасных отзывов:
* У Сергея Мартыненко есть ОЧЕНЬ интересные доклады. Но данный не осилил.
* мне в скайп постучался бывший коллега, которому я подкидывал ссылки на базовые понятия в течение пары лет. Реакция: "наконец я твою картинку про процесс увидел красиво оформленную.
* Сергей, большое спасибо за интересный доклад! Все предельно понятно и логично! Некоторые вещи уже использую. Остальные поставлю в план на ближайшую реализацию.
* Спасибо, ради этого доклада стоило придти
Эти отзывы говорят, что я попал в тот сегмент, в который целился. И что после этого доклада люди могут изменить приемы работы.
PS. Давай ка, на основании комментариев большую статью напишем.
Приведенный в статье отзыв очень полезен, его можно показать будущим студентам (что я и сделала, ссылку на отзывы плохие-хорошие там дала) и половина тех, кто пришел бы и был дико недоволен, просто не придут. А это хорошо, потому что, когда в общем чате плохой настрой, он может качнуть маятник настроения.
УдалитьОб обертке опять же ценны тем, что показывают будущим студентам, как оно будет — если ко мне НЕ придут недовольные картинками, мне же лучше.
А вот о содержимом я регулярно получаю, см тот же http://okiseleva.blogspot.ru/2016/01/18.html, часть от выпускников :)
"ххх: Я вчера баг описывал, так руки набирают "некорректно", а я аж седею))) стер, написал вменяемо
я: И в воображении Оля над душой стоит )))
ххх: И ехидно комментирует)))"
или
"ххх: настал момент проходить кейсы, которые я два месяца назад писала - прям БЛАГОДАРНА интенсиву такая"
Ну и так далее. Я регулярно мониторю чаты выпускников и бережно сохраняю такие отзывы, которые говорят о реальной пользе после того, как они применяют знания в работе. И этот фидбек есть, и он крутой! :)
Статью можно, но тут скорее один пишет, второй ревью проводит? Могу сделать второе, на большую статью пока не готова, я занимаюсь курсом по багам))