Ссылка на книгу — издательство МИФ, OZON.
Scrum — это метод работы, ориентированный на Заказчика. Мы не просто собираем требования, уходим во тьму на год, прячась от белого света, а потом выносим продукт, который уже никому не нужен. Нет, мы открыты к общению и изменению исходных требований. Мы постоянно изменяем планы и делаем то, что реально важно. Здесь и сейчас.
Люди не знают, чего хотят. Только увидев, пощупав, потрогав, они понимают— «нет, не то!». Да и обстоятельства меняются. Должна меняться и система. Каскадная, водопадная модель под это не подходит.
В Scrum год работы разбивается на десятки мелких спринтов — отрезков времени, в конце которых Заказчику и любому заинтересованному лицу показывают полностью готовый функционал. Хоть его и мало, но он готов. Его можно пощупать и дать обратную связь.
Особеенности гибкой методологии:
— небольшие спринты: 1-3 недели;
— ежедневные митинги, чтобы узнать, не возникает ли проблем у коллег;
— полная открытость информации;
— ретроспективы в конце спринта;
— постоянное улучшение.
Я столкнулась с гибкими методологиями на прошлой работе. Сначала мы работали по водопаду, двигались медленно и уныло. Потом внедрили спринты, митинги, ретроспективы. Сравнили с тем, что "было" и удивились результатам!
Получилось круто, так что я захотела поделиться опытом и выступила на SQA Days 11 с докладом «Плюшки к чаю от Agile». Мое первое выступление... Так страшно было! Я думала, все прошло ужасно. Но потом ко мне подходили люди в кулуарах и говорили "СПАСИБО! Раньше я не понимал, зачем все это нужно, а теперь понимаю!". Ни один другой мой доклад не вызывал таких эмоций.
Но, честно говоря, никогда не копала, в чем разница между Scrum и Agile. А тут книга от автора методологии — интересно же! Надо почитать
Открываю книгу, а там... Чистый боевик, по всем правилам! Мир рушится, все плохо, бюджет истрачен, проект закрыт, завтра катастрофа. И тут появляется Джекки Чан и пытается всех спасти. Действие происходит внутри ФБР — интрига! Чем все закончится? Будет ли финал предсказуемо счастливым или для затравки автор дает fail-story? Читайте и узнаете
Автор всю книгу рассказывает ЗАЧЕМ применять скрам. Не просто "как", но в большей степени "зачем". И уже в конце в приложении кратенько резюмирует "как". Отличный формат — не просто прочитать нструкцию и фыркнуть: "Бред какой-то", а сначала проникнуться идеей.
Чтобы команда могла работать эффективно, нужно устранять потери. Автор черпает вдохновение у Toyota, переиспользуя советы Тайити Оно.
См также:
Дао Toyota — о том, что сделал Тайити Оно в Toyota.
В конце книги Джефф рассказывает о том, что Scrum можно ввести где угодно — в правительстве, в школах... Это меня особенно заинтересовало — школа, обучение?
Учитель химии Вилли Вейнандса из городка Алфен-ан-ден-Рейн внедрил Scrum. Он не дает полчаса унылой лекции. Ребята изучают материал сами. Они знают, что через пару месяцев у них контрольная и надо выучить N тем. Как и в каком порядке учить — каждая группа выбирает сама.
Вначале они разбиваются на группы, строя их так, чтобы внутри были ребята с различными знаниями. Кто-то клевый химик, а другой ребенок может организовать процесс. Такое разбиение учит ценить особенности людей, уважать их навыки и работать в команде.
Школьники составляют беклог того, что надо изучить. Выбирают тему и изучают. Учитель ходит между рядами и помогает советом. Поясняет материал, если видит затруднения. И следит за скрам-доской: «беклог» (все задачи), «в работе», «сделано». В «сделано» может переехать только та задача, в которой разобрались все. Вилли берет наобум любую задачу из «сделано» и задает вопросы по ней любому студенту. Если хоть кто-то не может ответить на вопрос — задача возвращается в «в работе». И другие ребята помогают коллеге понять.
Очень меня вдохновила эта история. Так интересно! Задумалась, можно ли такое сделать в моем курсе для начинающих. Сразу в голову приходят отмазки: "не, ну у нас это не прокатит, ПОТОМУ ЧТО...". Но ведь все так говорят, когда дело доходит до реального внедрения. Типовая отмазка. Сколько success-story не услышишь, все равно скажешь "Да да, у вас получилось, но мы то уникальные, у нас не покатит". Так что книга подтолкнула меня к личным свершениям. Буду думать, как улучшить свои тренерские процессы
Да и по работе буквально вчера обсуждали необходимость ворклогов. Коллега высказал мнение «Они могут быть полезны, но не в текущем виде». Это заставляет задуматься. Да, возможно, в текущим есть недостатки. Но они полезны! Когда-нибудь я даже напишу, для чего они нам нужны. Уже и апрув на статью получила у начальства. Где-то год назад =) Да да, я великий прокрастинатор, но мы не об этом.
А о том, что даже если есть система, которую надо менять → нельзя просто брать и полностью менять. Люди противятся переменам. Да и никогда заранее не знаешь, понравится ли им другая система. Но можно менять по чуть-чуть, потихоньку, отслеживая результаты и погресс.
О, кстати, классная мысль, которую я прочитала в книге — следить за уровнем... счастья! Автор на ретроспективах не только спрашивает, что было хорошо или плохо в конкретном спринте, он также интересуется уровнем счастья команды. И спрашивает, что можно сделать, чтобы его улучшить. Потому что счастливый человек — продуктивный работник, который успевает больше за меньший срок. Определение, с которым сложно поспорить. Когда мы выгораем — работать тяжело и вообще не тянет. Когда устаем, тоже. А когда счастливые и отдохвнувшие приходим в офис, то раз-раз-раз и все готово! Тоже очень хочется попробовать внедрить и посмотреть на результаты =) Хотя я пока слабо представляю, что я могу сделать ради улучшения индекса счастья, разве что блинов напечь
Книгу активно рекомендую:
— Тем, кто уже использует гибкие методолгии. Она даст вдохновение на дальнейшее совершенствование. Ведь главное в sсrum, agile и иже с ними — никогда не останавливаться. Так погибают великие команды — думают, что дальше расти некуда и забивают на подготовку и совершенствование. Об этом в книге тоже есть.
— Тем, кто еще не использует гибкие методолгии, но интересуется «что за зверь». Книга дает полное впечатление, что это такое и зачем его применять.
— Тем, кто не использует и не планирует. Прочитайте, передумаете
PS - Добавила книгу в общий список прочитанных мною книг.
Спасибо за рецензию, забираю книжку в копилку
ОтветитьУдалитьВсегда рада помочь :-)
Удалить