суббота, 31 января 2015 г.

Человеческий фактор. Том де Марко и Тимоти Листер


Ссылка на OZON.

Книга для менеджеров о провалах проектов и о том, как сделать работу лучше за счет улучшения качества жизни людей. Написана известными консультантами с богатым жизненным опытом, поэтому все утверждения обосновываются на реальных примерах, что хорошо!

Начиная с 1977 года, авторы проводили исследования проектов по разным параметрам. В том числе узнавали причину провала (если он проваливался). И выяснили, что в подабляющем большинстве случаев не было ни одной объясняющей неудачу причини из области технологий! Проблема всегда в людях, почти всегда в политике. Стоит задуматься! Поэтому книга и называется "человеческий фактор", от него зависит очень многое.

Вторая глава книги посвящена офису. Тому, как лучше всего рассаживать людей. Осуждаются ужасные опен-спейсы, в которых окна есть только в коридорах, где никто не бывает. А сидят все в маленьких комнатушках. Авторы подмечают забавную вещь — покупаются такие пространства как "очень гибкие", но предложение применить гибкость и расставить комнатки по-другому вызывает дикий батхерд, "как же так!!! нельзя!!!". Читать забавно Smile :)

А дальше авторы говорят о тайм-менеджменте. О том, как раздражают телефоны и прочие прерывания. О том, как счастливы люди, которые могут себе позволить выключить телефон. Это немного странно читать, сейчас в офисах обычно нет проблем с отключением звука, Заказчику всегда можно перезвонить. Приводится хороший пример из жизни разработчицы: 3 минуты пишет код, потом отвлекает телефонный звонок на 3 минут. Еще 3 минуты пишет код, потом заходит поболтать начальник на такое же время. Еще 3 минуты пишет код, потом коллега задает вопрос... И так далее. Продуктивная работа? Нет, не очень.

В наше время большую популярность приобрели мессенджеры и электронная почта, потому что они позволяют работать в потоке, отключив телефон. Поработал полчасика — проверил почту/скайп. Намного эффективнее прерываний раз в 5 минут.

Правильный пример приводится о собеседованиях. Недостаточно просто спросить "вы умеете кодить на Java / составлять чек-лист?". Пока вы не увидите кандидата в действии, вам ничего не скажут его ответы. Именно поэтому на собеседовании тестировщикам даются небольшие задания — чтобы увидеть, на что он способен. Начинающие могут принести свои тест-кейсы или чек-листы, чтобы собеседующий увидел красоту описания и широту мышления, оценил внешний вид и наполнение.

Но нанять сотрудника недостаточно. Их надо еще удержать. Надо быть компанией, в которой хочется работать. Надо быть лучшей компанией. А лучшие компании не похожи между собой, они достигают этого каждая по своему. Так что не ищите серебряной пули у других, придумайте лучше свою!

А как создавать продуктивные команды? Этому посвящен целый раздел в книге, который рассказывает руководителю, как он должен себя вести. Как сплочать коллектив, как доверять своим людям и так далее.

Яркий пример — нотариус приносит генеральному документы на подпись и тот собирается расписаться. Нотариус просит почитать документ, но тут уже удивляется директор "я не читаю документы". Тогда сотрудник просит дать ему время еще раз перечитать. Люди настолько привыкают, что им не верят, что за ними все перепроверяют, что считают это нормальным и расслабляются. Ну допущу я ошибку, и что? Шеф заметит. А вот если шеф тебе всецело верит, приходится быть на уровне!

Очень понравилось представление авторами перемен. Обычно считается так: был прежний статус кво, с помощью лучшего метода перешли к новому статусу. Но это не так. Между "было" и "стало" есть еще хаос, есть практика и интеграция. И часто бывает так, что, внедряя изменения, хаос принимают за конечную цель. И отказываются от методики — "Ууууууу, как все плохо стало, методика не работает! По крайней мере у нас". Умные руководители понимают, что придется пройти через хаос, они к нему готовы. И они чаще достигают позитивных результатов, чем мечтатели о серебрянной пуле!

Книжка мне понравилась. Да, частично она уже устарела. Да, что-то не подходит лично мне (я не работаю в опен-спейсе, поэтому раздел про офис читала как сказку на ночь). Но в книге есть много полезных и умных вещей. Которые менеджеру могут быть очень полезны! Ведь главное — чтобы книга попала в твою ситуацию, в твою боль, твою проблему. Тогда вынесешь много пользы из абзаца, который в другой ситуации даже не заметил бы.

Читается легко, написана интересно. Почитайте, она может оказаться вам весьма полезной!

PS - Добавила книгу в общий список прочитанных мною книг.

Комментариев нет:

Отправить комментарий