четверг, 1 января 2015 г.

Мастерство учителя. Дуг Лемов



Ссылка на OZON.

Купила ее за отличные отзывы и связку с книгой "Искусство обучать" Джули Дирксен. Она классная, значит, "Мастерство учителя" тоже должна принести много новых мыслей.

На первой странице написано, что эту книгу хорошо дополняют:
Это меня очень вдохновило, первые две я читала и была очень довольна. 

А потом я начала читать предисловие. Читала, читала, читала... Знаете, сколько там листов предисловия? 40 страниц!!! До самой книжки я дошла день на третий, за один раз все не осилила.

Стиль у автора довольно занудный. К тому же оказалось, что пишет он строго для учителей в школах. Все примеры — про детей, как с ними общаться, когда вести в столовую на переменке и так далее. Честно говоря, я рассчитывала на советы, которые, как у Джули. будут применимы и ко взрослым, и к онлайн-обучению. 

И нашла, что искала. Критиковать же каждый может, но какая разница — кого учить? И где (в классе или по скайпу). В некоторых историях я узнавала себя и понимала, как обращаюсь со своими студентами. Так что польза в книжке есть! Smile :)

Например, отличная методика "Правильно есть правильно!" — учителя часто грешат тем, что принимают почти правильный ответ. Принимают и сами дополняют. Например, учитель спрашивает, какие отношения были между Монтекки и Капулетти, и ученик отвечает "Они не любили друг друга". Почти правильно. Некоторые учителя говорят "Молодец, все верно. Они и правда не любили друг друга. Более того, они уже не в первом поколении враждовали!".

И вроде ответ был верным, но ученик мог и не знать тех деталей, которые дорассказал за него учитель. А дети умные, они видят, что такой подход прокатывает и пытаются всегда отговориться общими фразами или вообще увести разговор в другое русло  Не соит на это поддаваться.

Я читала эту методику и понимала, что сама этим грешу. Пытаешься, пытаешься из студентов выбить ответ, в итоге очень легко плюнуть, взять более-менее похожий и дополнить его самой. Буду за собой следить! )

При подготовке к уроку нужно следить за его структурой. Идеальная структура "Я — Мы — Ты". Сначала тему объясняет учитель (я), потому задает легкие вопросы, на которые отвечает вместе с учениками (мы), а потом они отвечают сами (ты). Главное, чтобы ребята были готовы к этому переходу, нельзя сразу перейти от "я" к "ты", очень важно подвести их мягко. Тогда ребята не будут чувствовать себя глупыми и усвоят больше материала!

Еще хорошая методика — "Зацепка". Чтобы заинтересовать детей новой темой, можно использовать самые разные заценпки — история, аналогия, реквизит, информационный носитель, статус (чем именно велик тот, кого изучаем?), вызов и прочие. Главное — не увлекаться, зацепка должна быть короткой, а не на полурока. Эту методику я активно использую в своем курсе, стараюсь разнообразить видео-материал, чтобы было интереснее слушать. В этом, кстати, хорошо помогают книги "Искусство обучать" и "Искусство объяснять"!

Еще интересная методика "доска — бумага". Дети не знают, как фиксировать информацию, поэтому надо их учить вначале просто списывать с доски. Причем все, включая выделение заголовком. В книге приведены записи двух детей — один списывал с доски, а другому учитель сказал делать заметки самому. Так вот, второй уже на следующий день ничего не вспомнит. Структурированию информации тоже надо учить. Пример записей очень впечатлил, надо подумать, как это в онлайн-формате обучения можно применить.

Ребят надо хвалить, но хвалить точно. Не за просто так, а за что-то. Редко, но конкретно. Так приятнее и будет запоминаться. А если на все говорить "молодец", это будет восприниматься как "фе, значит, он думает иначе".

И еще всегда помните, что "ошибка — норма". Ребята ошибаются и это нормально. Не надо делать на этом акцент "ты дурак, ничего не понимаешь". Помогите ребенку найти правильный ответ и идите дальше. 

В общем, почерпнуть из книги полезное можно и нужно! Smile :)

А еще автор советует следующие книги, рекомендуя их как "получившие высочайшее признание", обе от Коллинза Дж., благодаря которым он смог составить свой перечень того, что делают великие учителя:

Комментариев нет:

Отправить комментарий