вторник, 28 октября 2014 г.

Искусство объяснять. Ли Лефевер

Ссылка на OZON.

Это книжка - просто ЧУМА! Такой вот краткий отзыв.

Книгу написал создатель Common Craft, компании, специализирующейся на объяснении. Простом и понятном. "Что-угодно на простом английском" - так называются их ролики. Возможно, вы уже с ними знакомы, потому что они сотрудничали со многими компаниями, в том числе и Dropbox - видео на их главной странице сделано как раз командой Common Craft.

Автор верен себе. поэтому книга не является сухим перечислением фактов, которые следует знать. Там очень много историй. Ведь хорошая история - залог успешного объяснения!

Когда мы общаемся с людьми, мы считаем, что они находятся в контексте проблемы, то есть в конце шкалы, где-нибудь на уровне R. Под шкалой подразумевается уровень понимания проблемы, где A - ничего не известно, а Z - уровень эксперта.



Так вот, мы считаем, что люди находятся на уровне R, а на самом деле многие тусуют около буквы D. Если мы будем пренебрегать ими, многие просто не поймут то, что мы хотели до них донести.

Честно говоря, вначале книга меня не особенно вдохновила. Пока я не прочитала историю о девушке, которая решила стать бухгалтером. Она пошла на курсы, чтобы выучиться этой профессии и через пару занятий почувствовала себя тупой, все вокруг усердно записывали за преподавателем все эти страшные слова типа, а она ничего не понимала.

Потом подруга убедила ее попробовать еще раз. Девушка снова записалась на курсы и новая преподавательница начала урок с того, что спросила у студентов, кто где работает. А потом на примере компаний других студентов объяснила весь путь, через который проходит компания. Она показала лес и только потом перешла к деревьям.

Понимаете, если другие люди не видят контекста проблемы, они не поймут и объяснения конкретных мер для ее устранения. Сначала им нужно увидеть лес, а потом уже объяснять детали, показывать каждое дерево по отдельности.

Так вот, прочитала я эту историю и все никак она у меня из головы не выходила. Дело в том, что я веду онлайн-интенсив для тестировщиков. И, конечно же, мне хочется быть вау-преподавателем, а не скучным занудой, который был у девушки из истории впервые.

Я все думала об этой истории и поняла, что мне надо создать видео в формате Common Craft для своих студентов! С тех пор я стала читать книгу внимательнее и в итоге она стала намного толще из-за сделанных мною закладок Smile :)

Прямо как "Искусство обучать", столько нового, столько интересного! Что закладки у меня чуть ли не через страницу стоят!


Я даже купила себе стикеры-закладки, чтобы перестать портить книги закладыванием страниц. Ну, хотя бы те, которые читаю дома, а не в метро Smile :)

И теперь я буду с удовольствием сидеть и расставлять закладочки - "так, это самое важное, это относится в теме А, это к теме Б, это к теме С" и так далее.

Авторы молодцы, они полностью раскрыли тему объяснения! И я считаю, что эту книгу нужно читать и перечитывать вообще всем. Потому что каждый человек рано или поздно выступает в роли объясняющего.

А тестировщик? Вы видели, как некоторые тестировщики оформляют баги??? В них же ничего не понятно! А если мы не умеем объяснить, почему это проблема, то зачем разработчикам фиксить баг?

Если мы не можем объяснить команде, зачем в релиз обязательно надо добавить новую фичу, то никто ее и не добавит!

Так что объяснение постоянно используется в нашей жизни. А уж если еще и на конференциях выступать! То опять же надо помнить, что большая часть слушателей находится на отметках B-F, а не на конце шкалы. Надо объяснять так, чтобы показать лес новичкам и раскрыть деревья экспертам, чтобы всем было интересно слушать вас, чтобы вы смогли донести свою идею до как можно большего числа людей!

Отличная книжка, которая стала моей настольной. Я буду еще не раз к ней обращаться, а через годик перечитаю полность. Уверена, что открою в ней много новых и интересных граней!

PS - Добавила книгу в общий список прочитанных мною книг.

Комментариев нет:

Отправить комментарий