пятница, 2 июля 2021 г.

Новые правила деловой переписки. Максим Ильяхов, Людмила Сарычева

Ссылка на OZON

Что именно можно почерпнуть для себя из книги, видно на её обложке внутри телефончика =)

Ну и заголовок цепляет, конечно. Деловая переписка — это ведь касается всех! Даже тестировщиков. Вы ведь как-то общаетесь с коллегами, верно? Верно! Обычно это телеграмм, но иногда и почта.

Когда я написала про почту, то сразу вспомнила ребят, которые в чатах рекомендуют писать письмо вышестоящему начальнику с копией обидчиков типа «меня не пускают в базу данных, а без этого я не могу тестировать, ай-яй-яй». Бр-р-р-р, аж передернуло! Не хотела бы я работать в компании, где без такого канцеляризма никуда... А вот в книге похожие кейсы разбираются. Как не послать в Ж этого козла грамотно ответить, если тебя унижают в общей переписке.

Я уже читала «Пиши, сокращай», но давно, 4 года назад. Так что с удовольствием прочитала эту книгу Максима Ильяхова (а теперь ещё и «Ясно, понятно» хочу прочитать!). Казалось бы, довольно простые вещи:

  1. Проявлять уважение к собеседнику
  2. Не лебезить, выпрашивая работу / какую-то плюшку
  3. Писать честно и по делу
  4. Использовать текст вместо ссылок / аттачей там, где это можно сделать — потому что переключаться между 10 вкладками не очень удобно
  5. А если есть ссылки, то нужно вводить в контекст, не «вот вам ссылки: раз, два, три», а «обещанные статьи: что такое VCS, что такое CI, что такое API»
  6. Если от вас что-то просят, прислать ровно то, что просят.
  7. ...
Но многие ли их соблюдают? Особенно первый пункт, про уважение. Хотя с 6 пунктом тоже бывают проблемы, у меня в том числе, см раздел «самолюбование».


Улыбочки

Бывает так, что сообщение пишут с кучей эмоций и смайликов, типа улыбаются, но при этом через текст прямо сквозит реальный посыл «да иди ты нафиг, урод, сам виноват!». 
Забавно то, что буквально через пару дней после чтения книги я просматривала вещички на вайлдберриз и нашла прям отличный пример — девушка ругала вещь из серии «не платье, а дешевая тряпка», и ей ответил представитель бренда. 

Ответ был длинным и весь пестрил как кучей улыбочек «))))))», так и плохо скрытым сарказмом из серии «вообще то все оставляют хорошие отзывы, так что у нас классный товар )))) ну есть дурочки, которые не разбираются в шелке ))))...». Очень показательно, я даже сфоткать его для этого отзыва хотела (но не сфоткала).

Максим подробно рассказывает в книге, как выглядят эти улыбочки, и как неуважение считывается. А главное — как переписать этот ответ без улыбочек, но с уважением.

А у меня как раз тоже есть «проблема» — я любитель смайликов. И вот таких скобочек тоже ))) А читаешь книгу и думаешь «ну блин, без них лучше смотрится, и не менее мило...». Но привычка — дело такое... Пока живу со смайликами! Но как минимум в деловой переписке я стараюсь их избегать ))



Раздувание слона

А ещё одна моя склонность — раздувать бурю в стакане воды. Помню, когда мне еще лет 19 было и я на прошлой работе работала, чуть что не так, я прибегаю в комнату программистов как яркий вихрь и машу руками:

— Максим!! Ну не работает же!

А в комнате сидит человек 8, но я смотрю только на Макса, а он, бедный, сидит смирившись. Вообще прекрасный человек был, и характером добрый, а то бы прибил уже, наверное. И да, в прошлых двух предложениях мне очень хотелось поставить в конце смайлик «))», но я держусь!

Так вот, я даже не замечала, как остальные разработчики косились на меня с улыбкой (молодая, глупая девочка) и с некоторой ехидцой и чуть ли не с попкорном — на Максима. Мол, «ну что опять сломал?».

Девочка выросла, привычки остались. Оглядываясь назад (так как последние пару лет я в офисе не работала, была в декрете), я понимаю, что мало что изменилось. Мне нравится раздувать бурю и прилюдно ворчать. Только если раньше я это делала голосом, то теперь в чатиках:

— Да как можно такой билд отдавать? Как вот это пропустить можно было?

И как раз перед моим декретом у нас появился РМ Миша. Он такой спокойный и мягкий, я поражаюсь с него. И правильно реагирует, то есть даже на возмущение отвечает в стиле «да, ты права, надо подумать, как сделать лучше». А это ведь как раз то, что и надо возмутителю спокойствия, чтобы его похвалили за найденное.

Конечно, стоит поучиться у Миши общению. Ведь скайп / телеграмм чатики — это же тоже деловая переписка. И придерживаться её нужно не только с клиентами, но и с коллегами. Конечно, кажется, что если руками не махать, будет скучно и вообще никто не заметит проблемы. Но это ведь не так. Так что надо учиться умерять пыл. Я попробую, но ничего не обещаю!


Самолюбование и лень

Самолюбование — это когда ты говоришь о себе там, где стоит поговорить о другом человеке. Такие примеры у Максима тоже есть, но я на них останавливаться не буду, потому что конкретно меня они не зацепили. Нет такой боли, слава богу. А, впрочем... Сейчас дам свой пример.

Лень — это дать ссылку там, где можно написать словами. Или кинуть аттач и типа «изучайте». О чем он? Что внутри? На какую ключевую информацию мне обратить внимание? Можно позаботиться о читателе, дав как можно больше информации (и в книге очень крутые примеры на этот счет). 

А можно забить, «если ЕМУ надо, сам почитает». Этот подход особенно странно выглядит, когда на самом деле информация из письма нужна не «ему», читателю, а вам. Кажется нелогичным? Но ведь так люди и делают. Например, посылают резюме, поленившись прочитать требования, просто ковровую бомбардировку делают "вот моё резюме, я такой классный, остальное смотрите там". Хотя, казалось бы, кому важнее это письмо? А потом плачутся в чатах "работу найти не могу, не приглашают, сволочи".

Я и сама не без греха. Год назад я уже попробовала написать в издательство по поводу книги. Потом отложила эту идею (ребенок в сад пошел, болеть стал, художников наняли... на редактуру времени не было).

А тут читаю книгу по деловой переписке. И где-то через 2/3 книги идет шмуц (я теперь умная после рассылки по черной книге и знаю это слово: когда идет титульник перед главой или частью книги, он называется шмуц) «Практика». 

Я сначала расстроилась, потому что ехала в метро и не ожидала, что книга так резко закончится. А ведь практика — это обычно задание для самостоятельного изучения. А как я в метро что-то буду делать? И вообще читать хочется сейчас, а не заниматься. Но оказалось, что это не задания для читателя, это просто конкретные примеры. 

Берется конкретный кейс (устраиваемся на работу, зазываем специалиста к себе, который работу НЕ ищет, приглашаем на конференцию интересного спикера...) и разбирается — сначала пример, как написано плохо, разбираемся, что конкретно плохо, переделываем хорошо.

И так много этой практики! Напомню — это почти треть книги. Прям читаешь-читаешь-читаешь-читаешь... И я в итоге прям загорелась «а пойду напишу в изательства!». Вообще я собиралась это сделать через пару недель, мы как раз заканчивали с художниками. Хотелось поставить точку в одном этапе, и потом уже начинать другой. Но тут вдохновилась и пошла писать «правильное» сопроводительное и переделывать план-проспект книги.

Заодно перечитала, что писала раньше. Вот, например, раздел ранее изданных материалов:


2. Список изданных книг или публикаций 

Публикации в блоге — https://okiseleva.blogspot.com/ (можно по тегу «полезное» — https://okiseleva.blogspot.com/search/label/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B5)

Публикации на Хабре — https://habr.com/ru/users/molechka/posts/


Это как раз смесь лени и самолюбования. Ну я же такая вся классная, у меня СТОЛЬКО публикаций полезных, что если сюда выносить, будет слишком много (да и лень столько делать). Так что вот вам ссылки, ищите сами так лучшие посты.

Мда-а-а-а... Заинтересовала так заинтересовала, мать... А чего стоит моё приложение?


Это требование редакторов — прислать в план-проспекте отрывок из книги. А я вместо этого дала ссылки на статьи. И после чтения книги Ильяхова я сразу увидела тут проблему. Если просят ТЕКСТ, значит, надо прислать текст, а не ссылки.

Да и сопроводительное у меня было... Уныленькое:

Добрый день!

Я в восторге от вашей серии книг «Head First O`Reilly». Именно их стиль вдохновил меня при написании собственных книг :) Поэтому я бы очень хотела публиковаться именно у вас и создать линейку книг по тестированию.

Начать я хочу с небольшой книги-справочника «Сложные ИТ-термины на простом языке». Эта книга на простом языке отвечает на вопрос «Что такое...?». Не вдаваясь в подробности, но достаточно для первоначального понимания.

Аналогов я еще не видела на рынке. Но статьи из книги я публикую на Хабре. Поэтому готова рассмотреть публикацию "за свой счет". Ну а подробнее уже смотри в проспекте

Перечитала у Ильяхова похожие примеры (заинтересовать работой человека, пригласить спикера на конференцию, отправить сопроводительное работодателю) и стала переделывать. Переделывала дня два. Потом еще Максиму написала, попросила проревьюить, он ещё пару советов дал по улучшению, и вот что вышло:

Здраствуйте!

Предлагаю рассмотреть издание книги «Как устроен мир ИТ. Cловарь для тех, кто начинает путь в профессии». Это пособие для начинающих, которые хотят начать карьеру в модной сфере информационных технологий.

О книге: даёт понимание терминов, которые недоступны новичкам, но кажутся очевидны бывалым. Поможет общаться внутри команды на одном языке, даже если ты — не разработчик.

Аудитория:
Люди, которые решили войти в ИТ, причем на любую должность — тестировщик, аналитик, разработчик, менеджер продукта. Это могут быть:
1) Школьники
2) Студенты технических и даже гуманитарных вузов
3) Люди из другой области (таксист, бармен, бухгалтер)


Об авторе: я занимаюсь тестированием 13 лет, 6 лет веду курсы для тестировщиков. Веду профессиональный блог, у которого 5 млн просмотров, 3 из которых были за последние 3 года. Веду YouTube-канал, у которого 12 000 подписчиков. Публикуюсь на Хабре (портал для ИТ-специалистов, где статьи набирают по 30 тысяч просмотров).

Создала агрегатор полезных ссылок для начинающих тестировщиков — портал Testbase. Выделила главные навыки тестировщика и собрала доп материалы по каждому. А на отдельной странице собрала ссылки на бесплатные системы для тренировок — http://testbase.ru/.

Создала сайт для проверки названий багов. Он позволяет перед заведением задачи проверить себя на типовые ошибки — http://bugred.ru/.

Хочу предложить эту книгу именно вам, потому что у вас уже выходили книги по этой теме: «Управление разработкой ПО» Дэн Пилон, Расс Майлз. Из серии «Head First O`Reilly». Именно она меня вдохновила начать работу над книгой, мне подходит такой стиль — просто о сложном, и с кучей картинок.

В приложении — проспект книги. Дайте знать, если это интересно.

Телефон 
Телеграмм 
Скайп

 

Как по мне, стало намного лучше и интереснее. Но даже если написать хорошее письмо, это не даёт гарантий. Вы можете не понравится, ваш материал может не понравится. В общем, то издательство мне опять не ответило. Но зато я прокачала свой проспект и сопроводительное!

В проспекте я вообще много всего переделала, я даже начала выписывать сюда все эти пункты, но получилось много =)) Так что оставим это для серии постов «как я выпускала книгу».

При этом я планировала написать этот пост гордо «я вот вчера дочитала книгу, вдохновилась и составила новый план-проспект!». Но увы ))) Книгу я дочитала в конце мая, а план переделывала пару недель. Точнее, план для «мелкой» книги я сделала за пару дней, а потом решила сделать сразу проспект по основной. 

Сразу же начала писать в изательства, с некоторыми завязался диалог... Мне пришлось переделывать свою книгу... В общем, сначала я чуток выдохнула 11 июня и начала писать отзыв на эту книгу. И вторая передышка появилась вчера. Вот за вчера и сегодня закончила. Уфффф, одним хвостиком дел меньше!


Резюме

Книгу однозначно рекомендую! Даже если вы уже читали другие книги Максима Ильяхова. А если не читали и вы НЕ редактор, то рекомендую начинать именно с неё, так как она имеет максимальный охват аудитории.

В том числе будет полезна новичкам в любом деле, ведь там разбирается в том числе поиск работы и написание сопроводительного письма. Оно не даёт гарантий, но увеличивает шансы, что тоже хорошо.

PS: добавила книгу в общий список прочитанных мною книг.

Комментариев нет:

Отправить комментарий