среда, 11 октября 2017 г.

Мастерство. Путешествие длиною в жизнь. Джордж Леонард

Ссылка на OZON.

Чтобы добиться мастерства в каком-либо занятии, нужно идти к этому годами. Что очень сложно в текущем мире, где самые популярные видео и книги — как добиться идеального тела за 10 минут в день. Это наша проблема, мы хотим получить все и сразу. Желательно побыстрее.

Но на самом деле на пути к мастерству мы большую часть времени проводим на плато. Плато — это прямой участок в координатах «время / результат». Вы что-то делаете, а прогресса не видно. Потом небольшой скачок (ура, у меня получается) и опять плато:

Кривая мастерства

Проблема в том, что нам то хочется результата! Никто не учит ценить сам путь. Вот и получается, что мы начинаем дело, ура, получается. И кажется, что мы такие молодцы и будем продолжать в том же духе, как вдруг... Ты что-то делаешь, а прогресса нет. Как так? Многие люди бросают новое начинание при встрече с плато.


Именно поэтому так распространены разные диеты. Ведь смотришь на красоток вокруг и весь такой «Щас я возьмусь за себя! Ну, не сейчас, с понедельника, конечно же. Начну ходить в спортзал, перестану жрать в макдональдсе... И стану таким же красивым!». А что в итоге? Выясняется, что диеты не помогают, быстро скинутое возвращается. И путь к стройной фигуре → это года. А так ты трудишься, трудишься, а результатов не видно. Руки опускаются, "Ай, да гори оно все синим пламенем". И снова мороженку жрать на ночь...

Но если вы хотите достичь мастерства, нужно полюбить плато. Потому что на самом деле это благо. Ведь даже если вы не видите результата, он есть. Когда мы впервые пробуем играть в гольф / теннси / что-то еще, то начинаем с основ. Как правильно стоять? Как держать мяч? Мы этого не умеем, волнуемся, нам нужна полная концентрация для такого простого действия. Потом мы повторяем его один раз, пять, десять. И вот уже делаем не задумываясь. Переходим в квадрант «бессознательное знание». И вот теперь можно учиться новому, можно переходить на следующий этап. Только пройдя через занудные повторения одного и того же. Только находясь на плато.

Как эффективно передвигаться к мастерству? Нужно все время тренировать тот или иной авык и делать это, собственно, ради самой практики. Вместо того, чтобы расстраиваться в те периоды, когда вы находитесь на «плато», вы должны научиться ценить их и получать в это время такую же радость, как и от очевидного прогресса.

Автор выделяет несколько типов личности учеников:
  • Позер — «вечный ребенок». Ему нравится начинать, нравится покупать новую форму и думать о том, как начнет. Он ждет не дождется следующего занятия, но... Падение с этой вершины и наступление плато вводит его в шок. Он все бросает и начинает новое дело.
  • Максималист — не соглашается на вторые роли. Вначале делает стремительный рывок, а потом видит, что усилия не приносят результата. И тогда он удваивает усилия! Тренируется еще больше! Но увы, так можно только навредить себе (((
  • Пофигист — что? Я на плато? Да и пофиг, останусь тут. Даже если уже готов идти дальше, мне и тут неплохо.
Один человек может сочетать в себе разные типы личности. Скажем, на занятиях ушу ты максималист, а вот музыкой заниматья скучно и тебе все пофиг, ну нет прогресса, и не надо.

Сам автор пришел на айкидо в зрелом возрасте. Но это не помешало ему получить черный пояс, а также открыть свою школу. Поэтому часть книги он посвящает обучению новичков. Ведь обучение — это очень важно.


Если хочешь учиться, будь готовь быть глупцом


С точки зрения новичка все просто — вы должны найти себе учителя и быть готовым «быть глупцом». Да да, именно глупцом, ведь на начальной стадии обучения мы все совершаем глупые ошибки и ляпы. А ведь так страшно выглядеть глупо, особенно, если ты обучаешься в группе.

Но на самом деле в этом ничего страшного нет. Наоборот, нужно быть готовым ощущать себя в начальной точке, только так вы сможете продвинуться дальше. Автор рассказывает, как два мастера каратэ пришли к нему на занятия айкидо. Только один вечно демонстрировал свое мастерство и все движения выполнял в стиле каратэ. А второй ничем не показывал свой уровень и учился как все. Угадайте, у кого был больший прогресс? На самом деле через пару недель у первого ученика прогресс был даже хуже, чем у тех, кто пришел учиться «с нуля».

Также автор рассказывает и о том, что далеко не всегда талантливые ученики становятся лучшими в боевых искусствах. Наоборот, иногда именно они сталкиваются с особенными трудностями в том, чтобы оставаться на пути к мастерству. Чтобы, достигнув одной вершины, признать, что путь бесконечен и ты ученик, а не мастер.

Не бойтесь быть немножечко глупцом, мы все через это проходим. Просто найдите себе «своего» учителя. И не бойтесь попрощаться с тем, кто вам не подходит. Тут уже автор рассказывает о том, как сам был учителем впервые, обучал ребят летать. В итоге он все внимание уделял талантливым ребятам, а на двух других подзабил, ругался итд. Потом, конечно, осознал свою ошибку. Ко всем надо относится с уважением и вниманием.

Рассказывал и пример из жизни. Вот смотрит папа на ребенка, который что-то лепечет. И вот у того проскакивает слог «па». Папа дико радуется "Ура, он сказал папа!!!". Ребенок видит радость папы и пытается повторить. И когда складывает таки "папа", отец еще больше радуется! Так ребенок и учиться, потихоньку, но получая заряд позитива каждый раз. А что было бы, если бы при слоге "па" папа нахмурился и сказал «Нет, сынок, это неправильно. Правильно папа, па-па!». Удовольствия от обучения явно было бы меньше ツ

Эти истории заставили меня как тренера задуматься. Надо, надо не только показывать на те места, которые можно исправить, но и хвалить студентов! Это больше относится к школе, конечно. Но и на интенсиве будет полезно, поднимать боевой дух. Оно, кстати, хорошо работает, я иногда просто читаю чатик со стороны, Оля там пишет на самое сложное ДЗ прям в общий чат «Марина, стало лучше с первым кейсом, осталось чуть-чуть дожать». И Марина сразу же воодушевляется, переделывает, пересдает.

Но при этом первые комментарии в интенсиве из серии «шаги — см типовые ошибки». В школе более развернутые. с пояснениями. И кажется, что этого достаточно. Но нет, книги про учителей постоянно напоминают, что, как бы вежливо и красиво ты не расписал, что надо улучшить, надо еще не забыть похвалить. Тут мне еще учиться и учиться ))) Книги в этом помогают, так как снова обращаются мое внимание на этот момент.


Гомеостаз


А еще автор рассказывает про гомеостаз. Это состояние равновесия, сопротивление изменениям. Он очень полезен, так как благодаря ему мы выживаем. Ведь даже изменение температуры тела даже на пару градусов для человека очень опасно.

Проблема в том, что гомеостаз есть везде. В том числе и в отношениях. Например: отец пьет и вся семья страдает, так длится годами. Потом отец прекращает пить и вроде все счастливы. Но проходит какое-то время и один из детей, например, старший сын, делает что-то плохое (попадается с наркотиками, например). Вся семья снова страдает, теперь из-за него. И он может сам не понимать, что просто пытается восстановить равновесие, вернуть систему в исходное положение.

Так вот, гомеостазу сильно пофиг, изменения ваши к лучшему или худшему идут. Вот ты решил правильно питаться, заниматься спортом и вообще! И так потом хочется все бросить. Ведь прекрасно лежат себе 20 лет на диванчике, все было хорошо, к чему все эти изменения? Пока новый образ не войдет в привычку, гомеостаз будет нашептывать вам отменить тренировку и вообще никуда не ходить. А если вы еще и на плато попали (ай-яй-яй, я тут неделю вредного не ем. тренируюсь, а ляхи не ушли), то совсем депрессняк наступает.

Так что, когда захотите бросить новую полезную привычку, просто помните, что это гомеостаз. И что он всегда сопротивляется, но это не значит, что надо ему потакать Smile :)

Резюме


Книга отличная. Маленькая, влезет куда угодно. Приятная на ощупь (ой, у нее такая классная обложка, там эта желтая спиралька — не картинка, ее можно пощупать).

Полезная. Поднимает важные темы:

  • гомеостаз противится любым изменениям, даже положительным (забей на тренировку, посмотри лучше кино);
  • большую часть обучения мы находимся на плато, когда вроде как что-то делаешь, а прогресса не видно. Плато надо любить, оно важно, ну и его просто больше, если не радоваться ему, то дорога к мастерству будет скучной;
  • чтобы обучаться, нужно не бояться быть немножечко глупцом;
  • чтобы обучать, нужно не забывать хвалить.
Однозначно рекомендую к прочтению, чтобы было понимание, что "крутая фигура за 2 дня", английский за 2 часа", "тестирование за неделю" — это все мифы. Дорога к мастерству — она навсегда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий