пятница, 8 ноября 2013 г.

SQA Days 14. English Day

Всем приветики из славного города Львова!!



Пока коллеги работают, я отдых учусь, да! За новыми знаниями, эмоциями и прочим решено было посетить одну из известнейших конференций по тестированию - SQA Days! Ну, я как всегда, немного сверну от темы докладов, так что, кто не хочет читать лишнего, может искать далее по тексту жирный шрифт - это названия докладов, которые я как-то прокомментирую...

Отель и билеты на самолет покупались довольно поздно, так что у меня в итоге образовалось 2 свободных дня - среда и воскресенье. Прилетела я вчера...

Вообще разница в 2 часа довольно прикольно смотрится. Улетела из Москвы в 11 утра, прилетела во Львов в 11 утра, плохо разве?) В аэропорту встретилась с Владиславом Орликовым, организатором конференции. Он меня любезно подкинул до отеля, где я распаковалась. Номер, кстати, очень уютный!

Правда, сам отель находится, кхм, далеко... Отовсюду. Ну да ладно. Прежде чем ехать в центр зашла поменять деньги в банк. И, представляете, тут такие отзывчивые люди, мне абсолютно незнакомая женщина дала свой паспорт!!! Ну, не мне, а кассиру... Дело было как:

К (кассир) - Вы знаете, чтобы я могла обменять вам рубли на гривны, я должна зарегистрировать вас в банке, а это долгая процедура. Вам лучше попросить кого-то с украинским паспортом вам помочь.
Я - о_О

Оборачиваюсь к очереди сзади меня и говорю женщине:
- Простите, а у вас есть украинский паспорт?
- Ну да.
- А можно мне наличку (машу рукой в сторону кассира, которая держит в руках мои деньги) поменять по нему?
- Хорошо (Пожав плечами, женщина отдала кассиру свой паспорт).

Ого! Я бы в Москве подумала, что меня одурачить хотят... Непонятно, как, но явно хотят! А тут эвона как...

Ну здорово! Вернулась в отель, заказала такси и уехала в город. Погуляла, поела. Очень-очень вкусно у них в кафешечках! Побродила по городу. Красиво! Улица вымощена, это не очень здорово для автомобилистов, но очень хорошо для красоты старой части города! Церкви очень красивые, что внутри, что снаружи...

Погуляла, погуляла, да и поехала назад. Ну, думаю, пока хватит. Сейчас прилягу подремать, потом еще раз поем волшебной вкусной пищи и снова спать. Ага. Легла в 5, проснулась в полночь... Вот так вот тебе вставать в 5 утра, ложась в час ночи, еще и 2 дня подряд. Ну и ладно, с чистой совестью уснула дальше.

А утром, утром меня ждала конференция! Конференция принимает новый формат, в этот раз у нее появился отдельно выделенный English Day с приглашенными спикерами из разных стран.

Очень круто получилось! Причем я в целом суть докладов понимала, да и вообще речь воспринимала нормально, хотя для меня это новый опыт, слушать спикеров на англ языке. В итоге я что-то пропустила, разговорившись в кулуарах, а на какие-то доклады пришла, чуть опоздав, сев сзади, иногда отвлекаясь, в общем, не уловила нить доклада.

Поэтому расскажу о том, что запомнилось и что я смогла "перевести" себе мысленно:

1. Wiktor Żołnowski You can write automated acceptance tests even if there is no functionality yet!

О, Виктор - очень интересный спикер! Он выступал с двумя докладами, первым и третьим, но третий я слушала вполуха и врядли смогу сказать много осознанного, кроме того, что как оратор он очень классный.

Он просто... Разговаривает с аудиторией. Без тени какого-либо страха или волнения. Простое, непринужденное общение. При этом говорит интересно, вворачивает уместные шутки - все на высоте!

В этом докладе он говорил о базовых вещах, о которых, тем не менее, стоит всегда помнить!

Некоторые мысли звучали провокационно:

TDD - is not for testers. It is for developers.
ATDD is for testers - Acceptance Test Driven Development.

В общем-то, не так важно, как что называть, казалось бы..

Еще Виктор говорил о том, какие должны быть требования:

  • Independent.
  • Negotiable.
  • Valuable.
  • Estimated (тут мы должны держать в голове, что Software is investition).
  • Small (иначе никто не станет их читать).
  • Testable.
Ну а потом Виктор стал отвечать на вопрос "КАК?". Как писать такие тесты? Были примеры выдержками из кода, было описание, как лучше расставлять value, goal, action. А то иногда их пишут в таком порядке, что неочевидно, зачем это все вообще надо!

В общем, куча всего полезного было. Запись вполне можно посмотреть, рекомендую Smile :)


Как интересно отметили в твиттере, доклад в конечном итоге свелся к тому, что нужна помощь, нужны люди. Логично!

Но вообще, интересно было послушать о проблемах, с которыми сталкиваются создатели вики, такими, как:
  • Communication.
  • Maintability (не так очевидно, как сделать хорошо). Solve the problem - Page Object Pattern.
  • Combinator explosion (operation system / browser / version). Solve the problem - Source Lab.
  • Visibility / transparency (code: git, gerrit, github)
  • Code reuse.
  • Speed.
3. René Tuinhout The tester's dilemmas (Workshop)

Сама не было, но народ очень хвалил, и в твиттере, и в реальности!


Вот про легаси-код я не уловила, но запомнилось из доклада... Сначала Виктор спросил в зал, а беспокоимся ли мы о качестве продукта? Потом ухмыльнулся и спросил, знают ли об этом наши менеджеры.

А потом, чуть позже, рассказал историю из жизни. Внедрял что-то, внедрял. И то, и другое и третье, что ему говорил его мастер. Наконец наставник сказал, что иногда проще сменить контору. Он и сменил! Но уже наученный, спрашивал на собеседованиях, нужен ли им просто тестировщик или QA, которому не все равно. И будут ли у нео некие полномочия на то, чтобы делать что-то по своему, хоть и во благо проекта. Потому что "Я не тестировщик! Я QA!".

Еще что-то интересное выхватила мельком из доклада, но не было ручки под рукой :(((


Джим рассказывал очень и очень правильные вещи, начиная издалека. Например, то, что никакая практика не является идеальной. Мы можем вернуться после конференции в офис, сказать "Джим сказал, что это сработает!", сделать - но ничего не получится. Потому что конкретно в твоей компании это не применимо. Практики, они такие...

Но зато применимы сам ИДЕИ! Которые тут можно послушать...

Ну а дальше - код, код, код. Какие локаторы можно использовать? ID, CSS, XPath. И вот смотрите, я прогоняю тест и у меня все хорошо. Тест зелененький, а зелененький - это хорошо! Вообще Джим тоже отличный спикер, шутил удачно, не волновался, речь очень интересная сама по себе. Кстати, он и последний доклад делал, тоже очень интересно и живенько, но там я не успела ухватить основную идею...

Да, так вот, зелененький тест - хорошо. НО бах, что-то поменяли и тестик покраснел. А red - is sad. Так что давайте посмотрим, что делать. Ага! Если использовать ID, то нам будет все равно на изменение формы!

Ну или еще можно использовать "правильный" XPath. Неправильный лучше не юзать, а правильный - почему бы и нет? Правильный, это когда мы ищем уникальную привязку. Но не "4 элемент сверху", а то, что находится рядом. Например, некий label, почему нет?

Ну и так далее, Джим рассказывал и показывал на примерах разные фишечки автоматизации. Интересный доклад!

Вот такой вот получился English Day. Я считаю, вполне продуктивный! И интересный и познавательный! Жаль, я не успела попасть на Who killed My Prod? Заболтались в кулуарах, а там Оливер переодевался на публике, специально туфли покупал под свой спич, эх! Я думаю, это было бы прикольно посмотреть!

Если говорить об организации - то все вообще на высоте! О скидках в отеле организаторы договорились, бесплатные автобусы из центра запустили, на кофебрейках постоянно было куча сладкого + чай / кофе! С презентациями тоже помогали, как могли. Свет, опять же, регулировали, чтобы пересвета на слайдах не было!

А еще на раздаточных листочках с расписанием написали номера страниц в блокноте - это оооочень удобно! Хоть не надо все листать и искать! Супер-фишка, спасибо за нее! Жаль только, что не получилось настроить все телевизоры на синхронную трансляцию слайдов, но, с другой стороны, и так проектор большой и все видно!

Я в субботу выступаю в первом зале, поэтому ходила там полдня, искала себе место. Зал не совсем удобен тем, что в нем есть колонна и конференц-стол. Выйдешь вперед, тебя не увидят за колонной. Зайдешь назад - между тобой и слушателями "преграда". Правда, эта преграда никак не помешала Виктору отжигать на своих докладах Smile :) Так что прорвемся!

Ну а потом, а потооооом была шикарная мини-афтерпати. Мы приехали в кафешку, в которой уже все было готово к нашему приходу и стали отмечать нашу встречу! Тут уж я фото не дам, пусть Максим делится Smile :)

Но тоже интересный опыт, так как прямо напротив меня сидел тот самый Оливер, на доклад которого про злостное убийство прода я не попала. И мы старались общаться на англ языке. Иногда трещали между собой, смеялись, а потом переводили. Но опыт интересный, да!

А еще зарубежные гости сильно удивились традиции "корми на убой", все уже поели, салатики так, сало с хлебом, фаршированный карп, блинчики с курочкой... А тут БАХ - и приносят варники. Ну ладно, поели. А потом БАХ - и приносят основное блюдо. Тут уже гости сделали вот так о_О. А чо, раньше не основное было? Не переживайте, дорогие гости, впереди еще десерт! 

В общем, надеюсь, им в нашей компании было не очень скучно! А Оливер, как оказалось, знаменитый спикер! Он выступал на многих-многих зарубежных конференциях, названия я, естественно, в час ночи все забыла уже. Но впечатляет! И радует то, что с таким опытом человеку не надоело все и вся, а, наоборот, добавил некий элемент игры - вон, переодевается во время доклада. Прикольно же! Будем ждать видео. А там явно будет что посмотреть!!

И следующие 2 дня обещают быть не менее интересными, я уже присмотрела себе несколько докладов, на которые очень хочется сходить, надеюсь, они оправдают мои ожидания!

4 комментария:

  1. Оля, спасибо за отзыв. Про обмен валюты это жесть. Что-то не то украинцы намутили :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня не было вариантов особо :)

      Удалить
  2. Rene, Lucjan Stapp, Željko Filipin приезжали 8го. Все были в восторге.
    Рене приехал с женой, чтобы все показать. Луциан просто поехал посмотреть что и как, он частично понимает по-русски. Женька (мы его про себя так назвали, на самом деле Желько) тоже приехал посмотреть, ну и активно заюзал ручной футбол с нашими участниками. Жизнь удалась :)
    С Раулем из скайпа пообщались на вечерине, очень адекватный чел и не разделяет местного радикализма. Надеюсь эстонцы начнут чаще к нам ездить. Хорошие люди, как не крути.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, очень интересные люди! И пообщались мы с ними классно))

      Удалить