воскресенье, 23 декабря 2012 г.

То, что улучшение для вас, для Заказчика может быть багой…

Сегодня я бы хотела рассказать об одном из уроков от Sem Caner & James Bach & Bret Pettichord (книга Lessons Learned in Software Testing).

Так как у них во вступлении написано “не опозорь эту книгу", переписав и выложив в открытый доступ”, то я не буду приводить урок целиком, но все таки выдам его название и краткое содержание:

You discover things that will “bug” someone whose opinion matters.

Вы должны обнаруживать “баги”, которые, казалось бы, и не баги вовсе, но для людей. чье мнение имеет значение, это – самые настоящие баги.

В нашем случае эти люди – Заказчики. Но как лучше всего понять их? Разумеется, побывав в их шкуре. Собственно, об уроке из жизни, который, кстати, полностью подходит под прочитанный вчера урок, я бы и хотела рассказать. Итак, user-story!

Есть у меня ipad. Я вчера купила себе книжку в Амазоне, а под это дело скачала приложение kindle, ну и заодно в принципе обновила и саму прошивку, и мои ранее установленные приложения. А сегодня я попробовала парочку запустить…

1. MyEnglish – я уже рассказывала об этом приложении ранее, в этой статье, раздел “улучшить свой английский”. Да, так вот…

Такое замечательное было приложение. Открываешь его, значит, а там так прикольно, как в майн-карте, по центру кнопка перехода к изучению грамматики, а вокруг по кругу разные уроки, виселица, диктант и прочая.

Очень и очень симпатичненький интерфейс. А если повернуть планшет горизонтально, то там еще и меню постоянно видно.

И вот, значит, открываю я это сегодня. Вообще то я собиралась в перерыве на тренинге диктантик написать… Но то, что я увидела… В общем – интерфейс там переделали. Вообще, от слова совсем. Внимание, вопрос – НАХРЕНА?!!!!

Теперь там все меню слева, всегда видно, ну и фон совершенно изменен. А менб всегда видно потому, что… Барабанная дробь – теперь приложение не умеет менять режим “девайс в виртикальном/горизонтальном положении”!

Это что? Это КАК?!! Confused smile

КАК? Ну КАК можно для андроида/айпада делать приложение, которое не работает при изменении положения девайса? Это же просто моветон. Если мы говорим о новых приложениях. А если мы говорим о тех, что у пользователя уже есть… Вот как можно сделать update (читай – обновление, улучшение), после которого приложение стало работать хуже? Как можно просто взять и выкинуть такую фичу, даже не предупредив?

Нет, ладно, фон, хотя интерфейс ужасен, мне нравилась именно та майнд-карта, которая была, а не этот скучный список. Но приложение, работающее только в режиме “горизонтально”? Ninja

А главное – ЗАЧЕМ? Блин, а ведь я им “спасибо” говорила, я, в общем то, даже не ради того, чтобы разблокировать грамматику, платила за полную версию, а в первую очередь – чтобы сказать “спасибо” разработчикам. Потому что приложение клевое и мне очень понравилось. СТАРОЕ!!! Дайте мне прошлую версию!!!!

Да даже гугл не нагло переключает вас на новый режим работы с почтой или с блоггером, а предлагает попробовать новый интерфейс или сидеть на старом. Тут, разумеется, такой опции нет. Вот сейчас допишу блог-пост и пойду писать разработчикам…

2. Суперкорова – это такая игра, типа Марио, только веселая и красочная. И тоже была. Но тут все еще шикарнее. Дело в том, что в этой игре бесплатный только 1 этап. не помню уж, сколько там уровней.... Я его прошла, мне понравилось, я купила. Стоит игра 170р. Поиграла, поиграла, да забросила.

Но, увидев этот ужасный только горизонтальный MyEnglish, я решила поиграть в перерыве в корову. Открываю я ее, значицца. И что я вижу? А вот что!

20121223_232720

Подвох начинает чуяться прямо в этом белом квадрате, правда? Но ок, жмем “Старт” иииииии… Мне говорят “девочка, чтобы играть в эту игру, ее надо вначале купить, а у тебя LITE версия” Confused smile

Блин. ну ребята! Какая, нафиг, LITE, если я на 8 этапе??? А бесплатный только первый + ну максимум второй за счет всяких там постов в твиттере или фейсбуке. Ну как, я, по вашему, до 8 то дошла?

Ох, подать мне тестировщиков этой коровы… Тянется к своей бите тестировщика…

Вывод:

РЕБЯТА! Я В ШОКЕ!!! Surprised smile

Это что было то, а? Обновилась перед новым годом… В другие обновленные приложения страшно заглядывать… А мне теперь письма как минимум двум разработчикам писать…

Но зато как я теперь понимаю Заказчика, которому дали непрошенную фичу в интерфейсе. А ведь бывает такое – вроде кто-то запросил, а все подумали, а ведь круто, давайте еще и тут довертим и вообще всем Заказчикам раздадим?

И пока разрабатываем-тестируем, нам это так здорово кажется. А вот будет ли весело конечному пользователю – вот в чем вопрос? И именно пример с англ игрой красочно иллюстрирует, что все, абсолютно все, что может поменять работу пользователя, должно быть с ним согласовано (речь, конечно, не идет о массовых продуктах).

Но если уж вы что-то меняете – дайте возможность отката! Сделайте в меню переключение между интерфейсами! Вот, допустим, если мы, условно говоря, делаем какой-то сервис с soap-интерфейсом и мы решили его изменить по каким-то своим причинам, может быть, даже улучшить… То нельзя давать Заказчику сразу новую версию, ставя его перед фактом – “теперь будет ТАК!”. Надо дать ему возможность работать с обеими версиями и потихоньку, полегоньку подталкивать к переходу на новую, она де и удобнее, и функций больше и вааще. Но это будет уже его выбор, а не ваш!

Поэтому, о любых мало-мальских изменениях в интерфейсе предупреждайте заранее. Возможно, кстати, что вы сразу получите негативный фидбек и поймете, что затея то не очень и хороша (ведь, может быть, то, что для вас – улучшение, для Заказчика будет самым настоящим багом). Но в любом случае, вы не заставите Заказчика сидеть и хлопать глазками, тихо или громко вопрошая “Это ЧТО?!”. Информируйте его. И дайте ему выбор.

4 комментария:

  1. Очень многие приложения для iPad захардкожены, это некая унификация, которую прививает разработчикам компания Apple.
    И для разработчиков это несомненный плюс, ведь порою банальный пересчет координат может вынудить изменить всю логику работы приложения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, но - если это уже поддерживается, зачем это убирать?
      На что расчет? На то, что "симпатичный" по мнению дизайнера интерфейс перекроет собой удаление отличной фичи?

      Удалить
  2. Пиши баг репорты в поддержку. Много негативных отзывов будет - будут приниматься меры.
    Конечно, пользователи инертны, и когда заказчик хочет что-нибудь внедрить чтобы привлечь новую аудиторию он частенько теряет часть старой... но весь вопрос в выгоде, а новые пользователи выгоднее, т.к. старые уже "оплатили".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Тимур, согласна насчет отзывов. Поэтому напишу и им и в самом магазине отзыв оставлю, эта "лягушка" у меня записана :)

      Удалить