воскресенье, 9 декабря 2012 г.

SQA Days. Минск. День второй (и даже третий)

1 декабря. Минск. Ранний подъем. Вот и не хочется, но надо. Такие доклады же интересные прям с самого утра. Поэтому мы встаем, пьем чай/кофе и выдвигаемся. Нас ждет второй, завершающий день самой масштабной конференции тестировщиков – SQA Days.

Приехав на место, расползаемся. Хотя, по идее, все собирались на первый доклад в зал А, я даже там местечки заняла, но никого не увидела… Таня осталась переговорить с организаторами, Ира осталась поболтать с друзьями, ну а я уселась в кресло и стала ждать. И вот они, доклады со второго дня конференции:

1. Елена Локтева, Модель компетенций в оценке, обучении и развитии специалиста по тестированию – на самом деле выступала не Елена, а другая сотрудница, но это даже хорошо. Потому что к нам пришел практик. И это было видно. Я вообще ею восхищаюсь, видимо, до последнего все думали, что поедет Елена, значит, у докладчицы не было времени подготовиться. А с другой стороны, она же из образовательного центра, она умеет рассказывать.

Но все равно, я вот так не могу, почти без подготовки Smile

Идеи тоже выдвигались интересные, нам рассказывали про пороговые компетенции – это те, которые “самый минимум для устройства на работу”:

  • Внимание к деталям.
  • Работа в команде.
  • Ответственность.
  • Сбор информации.

А также про дифференциальные компетенции, это когда человек готов вырасти в нечто большее:

  • Инициативность.
  • Работа с информацией (это не равно сбору!).
  • Анализ проблем.
  • Убедительная коммуникация.

А еще мне понравилась идея того, что даже на обучение (на позицию джуниора!) берут далеко не всех. Вначале кандидаты проходят тест. Причем, если приглядеться к пороговым компетенциям – тест не на знание классов эквивалентности и прочего, а из разряда психологических “Что Вы будете делать, если уже пятница и тут БАЦ – срочное задание?”.

Оратору, кстати, задавали вопрос насчет того, что можно подгадать правильные ответы, но я не помню, что она ответила… В общем, смотрите видео – очень и очень хороший доклад!

Кстати, в параллель с ним я читала в твиттере, что в секции Б тоже интересно. Но пока особо не верила. Вообще название меня заинтересовало изначально, но не понравилось описание. “Посещая такого рода мероприятия, стало понятно, что наибольшее удовольствие вызывают доклады, где человек рассказывает о своей работе. Не пересказ научных трудов гениев Качества, не переработанный материал с Википедии, а свой жизненно-рабочий опыт….”  Выглядит так, словно “я – гений качества, но глупая публика этого все равно не оценит”. Ну, по крайней мере, первое впечатление было таким, поэтому на доклад я не пошла.

2. Алена Дашкевич, Risk-based testing management. От теории к современной практике – второй доклад я хотела послушать в секции Б, но увы и ах Sad smile Зал был переполнен – в коридоре была трансляция с экрана, но ничего не слышно – тихий звук (если он вообще был, наверное, звук оставили на совесть докладчика, по задумке он должен был быть слышен и в коридоре). В общем, пришлось уйти в кулуары. Не могу сказать, что мне не понравилось ) Но, таким образом, и доклад Любина тоже отсеялся – секция Б была забита…

3. Александр Ильин, Метрики покрытия. Прагматичный подход – вполне так ничего себе. Мне, кстати, сказали, что Ильин выступал и в первый день и тоже с интересным докладом. Я попала только на метрики. Интересно. Да, действительно, каждая метрика в отдельности ни-че-го-ше-нь-ки не означает. Александр подтвердил это на примерах. А потом рассказал о том, что они ставят в коде аннотацию “Important”, очень любопытненько.

А в твиттере продолжали расхваливать секцию Б. На этот раз я уже не сомневалась – Любина я слышала и на других конференциях. Про его доклад я, кстати, также услышала положительные отзывы чуть позже, в кулуарах… Так что, если вы думаете, что смотреть – смотрите первые 3 доклада из секции Б второго дня конференции, это Артур Карабанов, Wargaming. Ни слова о танках, Алена Дашкевич, Risk-based testing management. От теории к современной практике и Игорь Любин, Тестирование по жесткой схеме! Или 27 + 2 фишки в построении процесса тестирования!

После обеда я убежала на секционные доклады, полностью разделившись со своими соседками. Потому что я в принципе от конференции больше всего ждала докладов про Oracle (ну как же, я же с ним работаю, вдруг щас фишечки какие узнаю…) и про парный тайм-менеджмент (так как эта тема меня тоже интересует, можно посмотреть по соответствующим ярлыкам в моем бложеке).

Ну а еще я хотела послушать Александру Водяницкую. А так как разрывать секционные доклады пополам смысла не имело, я сразу пошла к стендам. И не пожалела!

4. Максим Кузьмич, Инструменты и подходы к сессионному тестированию (блиц доклад) – совершенно неожиданная вышла концовка доклада Smile 

Но об этом чуть позже. Про сессионное тестирование я до этого слышала всего один раз – от Наташи Рукольна SQA Days 10. У нее был стендовый доклад, ораторам тогда не давали у стендов микрофоно = записи не получилось. А доклад был интересный.

Но, в целом, представление имела. Поэтому доклад Максима не стал для меня откровением. Он рассказывал, как, зачем и почему – посмотрите видео, хехе. А нету… Жаль, сама бы пересмотрела. Но можно посмотреть и презентацию! Так как Максим упоминал о тех инструментах для сессионного тестирования, которые можно применять:

  • Rapid Reporter – там можно делать записи в одну строчку. Туда же и миссии записывать.
  • Sessionweb – там есть статистика!
  • Bonfire – плагинчик к любимой JIRA

Ах да, миссия – это то, что вы собираетесь тестировать, а не то, как вы собираетесь это делать.

Ну так вот, рассказал нам Максим про миссии и говорит в конце доклада “А сейчас я задам вам вопрос” И такой достает книжку у себя из рюкзака – Lesson Learned in Software Testing. “Кто попробует применить у себя сессионное тестирование и напишет об этом в блог, твиттер или просто мне на почту – может выиграть эту книжку! Ну, кто хочет?” Ух ты, книииижка! Я вообще люблю книжки, а уж в бумажном варианте – вообще обожаю (да да, такой я странный ИТ-шник). А уж на английском, еще и про тестирование – мимими!

Но первые 2 ряда (а так как сидела я в первом, то дальше, не оглядываясь, не видела) сидели тихо, никаких тебе “лес рук”. Так что я поддалась всеобщему смущению, тем более что усердно пыталась придумать, как это внедрить на текущей работе и как-то не придумывалось. А потом подумала “да ты что, упускать такой шанс, что ты теряешь, он же сказал – попробовать внедрить, а если не получится, не страшно.”.

В общем – поднимаю я руку, а Максим… Протягивает мне книгу о_О

Вот так вот, поверили на слово Smile Теперь я счастливый обладатель 2 книг по тестированию на родном языке известных гуру (Первая книжка – Lee Copeland, но она вне конкуренции, она шикарна!).

1

Так то вот! Так что ждите от меня отзыва о сессионном тестировании. Хотя, возможно, я предпочту передать его конфиденциально и лично Максиму Winking smile

В любом случае сейчас я на стадии “прочитать 10-страничную статью”. А там, на конференции, мне уже обзавидовались как минимум два человека – это мои соседки.

И вообще я сейчас палюсь. Теперь народ будет знать, что на докладах Максима можно сорвать куш и в следующий раз у меня будут конкуренты! Но ничего, я все равно постараюсь выиграть! Максим, а с тебя презент за толпу народа, приведенную на следующий доклад Winking smile

5. Сергей Талалаев, Oracle-based тестирование. Теория и практика (блиц доклад) – ооо, как я его ждала… И как напрасно Sad smile

Кто ж, блин, знал, что Oracle-based – это “тестирование на основе применения Оракула”? (((

Ну если уж пишешь название на английском – пиши полностью. Или в аннотации расшифруй. Или, или… В общем, я в печали. Про оракл ни слова, оракулом у Сергея выступал эксель. Ну, в целом доклад о правильном, но все равно, эх…

6. Юрий Малый, QA Manager in Scrum Teams (блиц доклад) – прикольный, живой доклад. Юрий хоть и капитанил, зато развлек публику Smile Красивые слайды, хорошая, четкая и уверенная речь докладчика. Ну и да, долой QA Manager из скрам-команды ))))

7. Александра Водяницкая, Как оценить Тестировщика? Кто? Когда? Зачем? (блиц доклад) – Александра рассказывала о том, как у них в компании оценивают тестировщика. Как 2 раза в год начальник встречается с тестировщиком и тот может сказать 3 предложения о том, почему ему стоит увеличить оклад. А руководитель потом решает и присылает ответ, поднять или не поднять сумму.

Очень интересный доклад, хотя бы тем, что он – о живом опыте. И да, слушатели такое любят, как правильно заметил Артур.

После доклада мы еще около часа сидели и болтали. Вот чем хорошо быть последним среди пуфиков! Сели и болтаем… Блин, жаль, что с моим выступлением про Agile на SQA Days 11 так не срослось, потому что оно было в принципе последним и люди спешили домой. А тут – никто не торопится, сидим и неспешно обсуждаем чужой опыт…

Хотя я очень хотела попасть на доклад Алексея Петрова, Построение эффективной команды тестировщиков из новичков, но увы… Я помнила, какая утром была толпа у секции Б, а на ТМ мне хотелось больше. Поэтому я решили поболтать на пуфиках и двинуться в секцию Б, пока там еще будут места. Но видео обязательно посмотрю, кто не знает, Алексей занял первое место! А это хоть о чем-то, но говорит…

8. Сергей Атрощенков, Парный Тайм-менеджмент для тестировщиков (мастер-класс) – и вот я сижу в очень удобном кресле в зале Б. Собственно говоря, оба дня прошли в зале А или на стендах, так что на третьем этаже библиотеки я очутилась только на последнем докладе.

Ну… Ожидала я большего Sad smile Не знаю, поможет ли слушателям видео… Сергей начал очень даже хорошо, устроил игру-разминку. Чтобы слушатели оживились, мы поклопали в ладоши и потопали ножками. Прикольно, думаю я, чувствуется тренер.

А потом Сергей совсем немножко поговорил и устроил игру. Мы поделились на 3 части и Сергей утащил первую часть зала в коридор. Остальные две трети в недоумении смотрели друг на друга. Ну, еще мы с Мясниковым в твиттере чатились, я после доклада Александры хотела уйти и выключила твиттер (там, если ты отлучаешься даже ненадолго, опять надо вводить в браузер логин и пароль, бе…). Но неожиданно засиделась. Так что эмоции про стенды писала, уже сидя в зале Б. Тем более, что я знала – посиделки на пуфиках еще продолжаются. А Мясников “вывел меня на чистую воду”, увидившись, как “Киселева пишет про стенды, если сидит сейчас напротив меня в зале Б”? Пришлось прояснять, хотя с предположениями у тестировщиков проблем обычно не бывает Smile

Но наконец вернулся Сергей и… Увел вторую часть зала. А мы опять сидели и куковали. Точнее, я спросила у своего партнера № 1, что им сказали. А им сказали расставить приоритеты для своих задач. Ну, мы вместе и расставили. Хотя я считаю это некорректным, не зная подоплеки, расставлять приоритеты. Не зная подоплеки, откуда я знаю, важно мне сейчас написать новые кейсы или прочитать документацию или это подождет?

Но ладно, написали, тут и Сергей пришел. Увел нас, наблюдателей. Там, за кулисами, он поведал нам, что группа 1 – тестировщики, группа 2 – тест-менеджеры, но не главные над тестировщиками из группы 1, а просто их друзья. а мы, группа 3 – наблюдатели. Сидим и пишем себе.

Ок, вернулись. Правда, Сергей не учел, что группа 1 уже все-таки консультировалась, с группой 3… Ну да ладно. Итого, тест-менеджер помог тестировщику распланировать свой день. Да, с мелочами типа записи на SQA Days это круто, но то, что тестировщик неправильно расставил приоритеты тестирования – немного надуманно. Обычно тестировщик и сам знает подоплеку. А не так, что тест-менеджер с другого проекта приходит и рассказывает, какое направление вообще у компании. Что в приоритете. А что, простые сотрудники этого не знают?? о_О

В общем, как-то странно все вышло. В заключение Сергей торжественно поведал “вот видите, вам, тестировщикам, тест-менеджер помог, вот вам и выгода!”. Хотя явно не все поняли, в чем состоял смысл доклада…

Я бы посоветовала, устраивая такую игру, найти себе помощников. И сразу всем трем группам тогда давать указания. Сергей вывел группу 1, помощник группу 2, третий помощник остался в зале и рассказывал условия группе 3. И время сэкономлено, и больше успели.

А еще побольше живого опыта, своих примеров… Чтобы как-то зажечь, увлечь! А потом уже устраивать игры Smile

После доклада Сергея я спустилась вниз и взяла свою курточку. Буквально через 5 минут вместо пустого коридора там образовалось около 4 внушительных очередей. Алексей Баранцев закончил доклад! Мои соседки были на нем, так что мы немного подождали. Я заодно похвасталась приобретенной книжечкой) Вообще, я считаю, отличный приз за что-нибудь… На конференции тестировщиков – получить книгу по тестированию! Это ж вау! А еще можно заказать книг с Амазона, наверняка там есть опт – и продавать на конференции за стоимость с Амазона. А то тот же Lee Copeland стоит на Амазоне 62$, а на Озоне – больше 4000, если не все 8). Было бы шикарно, я считаю. А уж если парочку книг разыграть… То вообще красота!

Ну так вот, а мы тем временем отправились в бар “Койот” – там было награждение победителей. Дошли до бара. Мда. Километровая очередь… в гардероб. Где работала только одна гардеробщица. И такая очередь, по двум лестницам, сводится вместе внизу, потом направо и еще раз направо… Стояли мы там около получаса и были не особо счастливы… И все ради награждения… Нет, я думаю, организаторам лучше награждать в большом зале, а уж всякие вечеринки – потом, по желанию.

Конечно, это было прикольно, полутемный зал, красивые девочки, яркая сцена… Но слишком шумно… Поэтому мы дождались награждения победителей и вскоре ушли, мы с Таней. Ира то вообще в 7 утра вернулась Smile Ей явно понравилось…

А мы с Таней зашли в ресторан, взяли еды и вернулись в номер. Там стали кушать, сидя на полу и смотря Хауса (типа какой уважающий себя ИТ-шник ест на кухне???), потом еще немного посидели в интернетах и пошли спать.

Тане надо было уезжать в 4 утра, так что я поставила для нее будильник на 3:30. Проснулась, выключила будильник и уснула опять )

Следующее, что помню, что меня тронули за плечо и Таня тихонько сказала “Оля, ты встанешь, чтобы закрыть за мной?”, “Неа” и дальше спать ))))) Как хорошо, что у нас замок сам запирался! На такой подвиг я даже ради Тани была не способна, ведь самое страшное для меня в работе – это недосып. А тут еще и в субботу недосып. И в вск встать в 3 утра??? Ну уж нет уж!!!

Кстати сказать, про этот будильник я благополучно забыла Annoyed

А потом в поезде долго шарила под сиденьем в 4:30 утра (по московскому времени), в полусне надеясь, что будильник все-таки не мой, мне и в голову бы не пришло его на такой срок ставить… Но, увидев на нем цифры “3:30”, я вспомнила…

Но это было потом. А у нас еще был день в Минске! Правда, встали мы в 12:30 и внезапно выяснилось, что поезд у нас в 6 с хвостиком… А мы думали, что около 9 и мы еще погуляем… А тут, пока чаю попили, пока вещи собрали. В общем, не пошли никуда, сидели, одна в ноутбуке, вторая в твиттере и подтверждали свое звание тру-задроток. Я вообще почему-то только с такими и живу. Или я их сама заражаю? Who me?

17 комментариев:

  1. Спасибо тебе, Оля, за столь подробные вести с полей тестирования. Вот перед SQADays думал: жалеть или не жалеть, что не поеду. А вот после прочтения твоих постов, однозначно понял – жалеть! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дима, тебе спасибо за отзыв :)
      А так - жалеть конечно! В Питер приезжай! :)

      Удалить
  2. Вот вопросы из разряда “Что Вы будете делать, если уже пятница и тут БАЦ – срочное задание?” на собеседовании всегда заставляют меня крепок задуматься, а стоит ли идти туда, где задают такие вопросы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Паша, я удивлена :)))
      И кстати, там же не собеседование, там на учебу. Вопросы мб и другие, я, честно сказать, дословно не помню :( Я просто делаю упор на то, что вопросы не касались технических знаний!

      Удалить
  3. Ответы
    1. Сергей, я в тебя верю! В следующий раз всех зажжешь))

      Удалить
  4. Спасибо за отчёт - всегда интересно сравнить собственные впечатления с впечатлениями человека, который был на том же мероприятии :)

    И поняла, что не удержусь поделиться и своими впечатлениями о "мастер-классе" по "парному тайм-менеджменту". Вы так мягко выразились, что "ожидали большего", а у меня этот "мастер-класс" прямо-таки злость вызвал, сейчас вот и выскажусь, простите за много буковок :)

    Итак, ситуация: остаётся 1,5 часа до конца конференции, за которые ты успеваешь посетить либо один мастер-класс (на 1,5 часа), либо 2 доклада (по 40 минут каждый); и думаешь, что если аж 1,5 часа замёт этот мастер-класс - видимо, тут будет очень много информации, что-то очень стоящее и ценное - и идёшь туда. Желающих было много - видимо, все ждали того же, что и я - так что в саму аудиторию я не попала, пристроилась в коридорчике (как оказалось, к счастью) и решила послушать начало, чтоб понять основную мысль этого мастер-класса и решить, останусь ли я тут или пойду что другое слушать. Я ждала минут 20, за которые этот мастер-класс раздражал меня всё больше и больше: медленно и неспешно, с многочисленными и очень продолжительными драматическими паузами речь шла... практически ни о чём! За то время, за которое люди усевали выступить с блиц-докладами, тут выступающий даже до сути не успел добраться! Было ощущение, что я попала на мастер-класс не о том, как эффективно управлять своим временем, а о том, как бездарно его терять. В общем, не выдержала я и сбежала в другие секции. Увы - пока я добралась до секции А, где выступала Светлана Родионова на тему "Перспективы тестирования хранилищ данных и BI систем" - этот доклад уже и закончился, а судя по отзывам - он был очень и очень хорош! Но по крайней мере попала ещё на выступление Алексея Баранцева про будущее Selenium-а , где, хотя я и достаточно далека от автоматизации, получила удовольствие от доклада - Алексей рассказывал очень интересно, живо и понятно.

    Ну а знакомые, которые высидели "мастер-класс" до конца, ничего положительного о нём и не сказали; Ваш отзыв - ещё одно подтверждение тому, что я правильно с него сбежала (хотя, пожалуй, лучше было бы на него вообще не приходить). По-моему, когда на конференции идёт несколько параллельных потоков выступлений и каждый посетитель старается максимально эффективно использовать и распределить имеющееся время, у любого докладчика есть своего рода ответственность перед слушателями, которые поверили в него и отдали своё время именно ему. А невнятно растягивать на полтора часа преподнесение идеи, которую можно было изложить в рамках 20-минутного блиц-доклада - как-то это совсем неправильно...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, чтож, первый блин - комом. Вообще мысль, конечно, хорошая, на всех тренингах, о которых потом остаются положительные отзывы, ведущий играет с участниками в игры, уводя ползала и тайно перешептываясь... Но ему помогают :)

      А тут, как и в случае с парными выступлениями - идея хорошая, но с первого раза не поддается (Руколь и Мясников не в счет!)

      Удалить
    2. Ну, мне и без игр хватило (я до начала игры сбежала)... %)

      А вот видео доклада про BI системы я буду ждать. Любопытный был момент: стоим в очереди в гардероб, делимся впечатлениями о последних выступлениях, упоминаю доклад по BI системам, на который жалею, что не попала, - и незнакомая стоящая впереди девушка поворачивается и говорит, что да, доклад был очень интересный! :) Видимо, его стоит-таки посмотреть.

      Удалить
  5. Прочитал с интересом, спасибо)

    ОтветитьУдалить
  6. >>И все ради награждения…
    Не ради награждения, а ради развлечения прежде всего :) Мы поняли, что уставших людей в зале уже не удержим, потому и перенесли награждение в клуб. И несмотря на то, что музыка прилично глушила и курильщики отрывались даже мне, не особому ценителю табачно-шумных вечеринок, мероприятие понравилось. Рок-коллективы реально зажигали. А вот пива не досталось :) За рулем был.

    А гардероб да, узкое место с твердолобой гардеробщицей. Видно не так часто там проходят масштабные мероприятия.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да я понимаю, что ради развлечения :)
      Я имела в виду нас, тех, кто ушел пораньше... Получается, пришли ради награждения. Не, в целом, было прикольно! Еще бы в гардероб не стоять + присесть можно было бы (к нашему приходу уже занято было). Но, допустим, пообщаться там уже нельзя, я пыталась, половину разговора не слышала)))

      Удалить
    2. Владислав, вечеринка была МЕГА-крутой :)
      Я так давно не отрывалась :)
      Спасибо вам за неё!

      Удалить
    3. Оля, в рок-барах не общаются :)
      Там отключают мозг, пьют пиво и наслаждаются музыкой :)

      Удалить