пятница, 7 июня 2024 г.

ИТ-книга от идеи до выпуска. Часть 2: поиск издательства

 


Ссылка на Хабр

В 2021 году я выпустила свою первую книгу по тестированию — «Курс молодого бойца». Заняло у меня это 4.5 года! И я решила поделиться своим опытом в цикле статей:

Правда, после 1 части я ушла в астрал на пару лет, всё как-то некогда закончить было… Но теперь обещаю доделать цикл! Благо что черновики я писала сразу, поэтому смогу вспомнить даже самое начало.

Заодно расскажу, как менялся процесс редактуры, ведь на текущий момент у меня уже три книги. Но об этом в следующий раз, а сегодня я расскажу о том, как искала издательства. Куда направляла запросы, как готовила сопроводительные письма, как почти потеряла надежду =)) И как нашла «БХВ»! (ой, спойлеры!)

Как правильно искать издательство

Основные варианты поиска:

  1. Подготовил книгу целиком и потом уже ищешь.

  2. Накидал 1 главу, сделал оглавление (план книги) — и пытаешься «продать идею».

Помню, как я попала на вебинар Ирины Гусинской (заместитель главного редактора издательства "Альпина Паблишер") о том, как и зачем писать книги.

Ирина говорила о том, что правильный вариант — второй. Ведь вашу книгу могут и не взять, а вы уже потратили кучу времени, получается что впустую. Или её могут перекроить — «мы возьмем, но это выкинь, а это перепиши». И снова куча времени потрачено впустую.

Поэтому нужно сначала заинтересовать издательство, а потом уже делать. Заключить договор и двигаться по нему. Это всё здорово, но мне такой вариант не подходил. Я не хотела ставить себя в жесткие рамки «глава в месяц» или что-то такое. 

Я боялась, что не выдержку такую нагрузку в долгосрочной перспективе. Это ведь первый месяц-два ты воодушевлен: «Ура-ура, мою книгу опубликуют! Я буду пахать как вол и скоро всё сделаю!!», а потом энтузиазм сдувается…

А у меня две работы, в процессе написания книги появился ребенок. И уж простите, но это важнее, чем получить ачивку «я написала книгу!». Я прекрасно понимала, что книга — это больше про ачивку, а не про деньги. 

Плюс авторитет, что мне важно, как автору курсов. Но не настолько, чтобы бросать эти самые курсы (которые приносят деньги) и упахиваться ради идеи.

Поэтому я вполне осознанно выбрала вариант «написать книгу целиком, а потом искать». Я решила так — моей книге быть. Пусть я буду писать год, два, три — в своём темпе, но закончу её и выпущу. 

И если не найду издательство, то пойду на Boomstarter или другую площадку, где можно собрать денег. Это мой «план Б». Да, это будет платно, но я верила, что смогу собрать деньги, что у меня будет достаточно фанатов для одного тиража.

Ну и, конечно, в глубине души я верила, что план Б мне не пригодится. Пффф, я же вся такая крутая, да почти знаменитость, да я ещё выбирать из издательств буду, пока они в очереди стоят! Ха-ха-ха, реальность быстро спустила меня с небес на землю)

Так что давайте я расскажу, как проходили мои поиски, и вы сами всё увидите =)

Как я искала (дневничок)

Июль 2020 года

Я как раз дописала последнюю главу, но она получилась такой большой, что я её вынесла в отдельную книгу — «Сложные ИТ-термины на простом языке». А в основной книге сократила главу до 20 страничек.

Небольшой мандраж — ухххх, я закончила книгу! Тут же решила написать в издательство.

Так как я писала книгу в стиле «Head First O`Reilly», то написала в издательство «Питер». Зашла к ним на сайт, скачала план-проспект, заполнила и отправила. На что получила отлуп «я в отпуске до конца августа» (больше месяца ждать!). Ну и всё, больше никакого фидбека. 

А потом закрутилось-завертелось:

  1. Я вышла на фриланс в поисках художников и мы все дружно впахивали, доделывая картинки (я рассказывала об этом в прошлой части).

  2. Я доделала курс по автоматизации в Postman и запустила первый поток. Много студентов и я одна (боже, как давно это было!).

  3. Ребенок пошел в садик в ГКП (на 3 часа в день) и начал болеть… 

В итоге времени свободного было очень мало. Я только и успевала проверять домашки да картинки от художников. И всё.

Мне тогда коллега начал давать фидбек по книге. Выдал ряд замечаний по двум первым главам. А я открыла один раз, начала переписывать и… Забила. Художники + курс, это всё важно и срочно — нельзя не проверить ДЗ, нельзя не проверить картинки (а то подумает фрилансер, что я из тех заказчиков, что пропадают без ответа). А на редактуру времени нет…

Так и отложила поиски издательства и редактуру до момента, когда закончим с картинками. То есть почти на год — 700 картинок это вам не хухры-мухры.


Май 2021 года

Нет, картинки мы ещё не закончили =) Но уже почти со всеми художниками остановились, и ещё парочка доделывала остатки.

И тут я прочитала книгу Максима Ильяхова по деловой переписке. И где-то через 2/3 книги идет шмуц (я теперь умная после рассылки по черной книге и знаю это слово: когда идет титульник перед главой или частью книги, он называется шмуц) «Практика». 

Я сначала расстроилась, потому что ехала в метро и не ожидала, что книга так резко закончится. А ведь практика — это обычно задания для самостоятельного изучения. А как я в метро что-то буду делать? И вообще здесь и сейчас хочется читать, а не заниматься. Но оказалось, что это не задания для читателя, это просто конкретные примеры из практики. 

Берется конкретный кейс (устраиваемся на работу, зазываем специалиста к себе, который работу НЕ ищет, приглашаем на конференцию интересного спикера...), и разбирается:

  • сначала пример «как написано плохо», 

  • разбираемся, что конкретно плохо, 

  • переделываем хорошо.

И так много этой практики! Напомню — это почти треть книги. Прям читаешь-читаешь-читаешь-читаешь… И вдохновляешься!

В том числе там была практика «как правильно писать сопроводительные письма» при устройстве на работу, что очень хорошо коррелировало с поиском издательства. Ведь при поиске работы ты пытаешься продать себя как классного специалиста — «Возьмите меня к себе!». И при поиске издательства аналогично, ты хочешь, чтобы тебя оценили как спеца и взяли.

И я в итоге прям загорелась «а пойду напишу в издательства!». Вообще я собиралась это сделать через пару недель, как только доделаем все картинки. Хотелось поставить точку в одном этапе, и потом уже начинать другой. Но тут вдохновилась и пошла писать «правильное» сопроводительное.

Снова скачала план-проспект издательства «Питер» и начала заполнять — на книгу терминов, так как она меньше и делать проспект быстрее. Заодно сразу увидела слабые места прошлого проспекта. Я их вынесла в отдельный раздел чуть ниже, чтобы в содержании сразу найти можно было.

Итак, 28 мая я перечитала свой старый план-проспект, ужаснулась своей лени и всё переделала. Это несколько часов заняло, между прочим! Но принесло пользу — и проспект стал выглядеть явно интереснее старого, и в книгу изменения внесла, поменяв половину глав местами при описании структуры.

Доделала и отправила улучшенный проспект книги терминов. А потом, на волне всё того же вдохновения от Ильяхова, решила сразу заполнить проспект для основной книги по тестированию. 

Это заняло ещё 4 дня — книга на 1200 страниц, там даже просто план расписать заняло много времени, это ведь из каждой главы надо взять все подзаголовки, выписать, подсчитать, сколько они занимают и записать. 

Я считала с калькулятором, чтобы не ошибиться. Встала на подзаголовок — ага, 17 страница, встаем на следующий — 34. 34 - 17 = 17 страниц, так и запишем. Да, цифры небольшие, можно и в уме считать. Но, когда ты устал, легко ошибиться, а ошибаться не хотелось.

Заодно я пересмотрела свою полку «must read», доставала оттуда книги и смотрела на издательство. Хотела составить список, куда писать. Список получился так себе, почти все мои книги были либо из «МИФ», либо из «Альпина Паблишер»… 

Причем мои любимые цветные книги (Нэнси Дуарте) — это тоже МИФ. Так что они у меня сразу стали вторые в очереди «хочу к ним!». Ведь я хотела сделать именно книгу в цвете...

Покопалась ещё на полках и нашла одну книгу из «Символ плюс», одну из «Вильямс» (у меня от них «Линукс. Карманный справочник»). А ещё узнала, что одну книгу серии Head First опубликовало «Эксмо» — это «Изучаем Java».

Что же, список есть. На следующий день погуглила «издательство МИФ авторам» и пошла заполнять их проспект. А потом сразу к Альпине. Итого получилось:

  • 2 июня — МИФ и Альпина

  • 3 июня — Символ Плюс, Эксмо, Вильямс

Но ведь это всего 5 издательств, стоит ли останавливаться? Конечно, нет! А что, если никто не ответит? Так что я открыла OZON и Литрес, выбрала раздел «компьютерные технологии» и стала просматривать, что там есть, какие издательства. И каждое гуглила «(название издательства) авторам».

Нашла там книги издательства «Лань» — но они печатают для вузов. «Бомбора» — рассматривают рукописи год, в топку!

Зато обратила внимание на «БХВ» (у них как раз техническая литература), написала и им. И всё, переключилась на другое в ожидании хоть какого-то фидбека.

Ну а потом мне стали отвечать и закрутилось-завертелось…

Куда в итоге написала

Я постучалась в издательства:

  1. Питер

  2. МИФ 

  3. Альпина Паблишер

  4. Символ Плюс

  5. Эксмо

  6. Вильямс

  7. БХВ

Сознательно НЕ стала писать в:

  1. Лань — они для вузов.

  2. Бомбора — рассматривают рукописи год.

Кто отвечал

Напомню, что я подавалась с мелкой книгой терминов (она же «Как устроен мир ИТ. Cловарь для тех, кто начинает путь в профессии»), а “большую” по основам тестирования приберегла “на потом”. 

Я постучалась в 7 разных мест, но ответили мне только четверо. Большинство издательств сразу предупреждают «мы отвечаем только успешным авторам. Так что если вам не ответили за месяц — сорян, вы просто лузер».

Но даже если вы получите фидбек — это ещё ничего не значит =)) Давайте посмотрим почему. Итак, кто же мне ответил? 

Эксмо

Издательство «Эксмо» вначале очень порадовало. Они единственные, кто обещает обратную связь в любом случае, причем она у них автоматическая. 

Я заполнила заявку и сразу получила отбивку на почту «Мы приняли вашу заявку». А на следующий же день (в пятницу) я получила вот такое письмо:

Ооооооо, ну я почти танцевала, так быстро ответили! И уже прошла один этап!!! Я то уже губу раскатала, что на следующей же неделе со мной свяжутся. Что я заинтересовала такое крупное издательство, что я молодец и вообще =)

Но рано радовалась, это ведь первичный отсев, что прислали именно книгу и что заявка оформлена по всем правилам. Это даже не «передано на ред. совет». А срок рассмотрения рукописи — 3 месяца. 

Больше ответа не было. Правда, мне кажется, что после следующего этапа, что я получала от них ещё одно письмо “и этот этап прошли, идем дальше”, и уже потом тишина… 

Но в почте я сейчас не могу найти письма от «Эксмо», даже то, скрин которого привела выше… Поэтому утверждать не возьмусь, но в любом случае я попала в категорию неудачников =)


Символ-плюс

3 июня я отправила им заявку. 8 июня мне написал Александр:

Здравствуйте, Ольга Евгеньевна!

Спасибо за предложение. Книга выглядит интересно.

Уточните, пожалуйста:

- примерный объем книги,

- предполагается ли наличие цветных иллюстраций,

- дополнительные материалы онлайн,

- срок подготовки издания (и в каком виде?)

Оооо, ура, есть интерес! Письмо пришло в 8 утра, к обеду я уже ответила по всем пунктам, а к вечеру скинула ссылку на полную рукопись в дропбоксе.

На следующий день (9 июня) Александр написал, что постарается ответить как можно быстрее и… Пропал. Я уже думала, что всё, опять попала в “неудачники”, но он появился пару недель спустя (23 июня):

Я приношу извинения за задержку. Не все рецензии еще получили, часть людей болеет.

Ок, ждем. На тот момент я уже вовсю обсуждала с «БХВ» договор по основной книге. Но от книги терминов в «БХВ» отказались, а тут снова появился издатель, который заинтересован… Вау, неужели я смогу выпустить обе своих книги?

Однако чудо не произошло, Александр пропал ещё на 2 месяца и вернулся 31 августа:

Я прошу прощения за такую большую задержку. Ваше предложение еще актуально или Вы нашли издателя?

Я ответила, что всё ещё актуально и… Он снова пропал. На этот раз насовсем =)


БХВ

(Перечитывая почтовый ящик за то время) Ооооо, история нашего знакомства была весьма интересной! Я тогда не верила, что у нас что-то выйдет и даже местами проявляла снобизм… И как только Павел меня вытерпел? Но обо всем по порядку =)

10 июня я отправила им проспект своего словаря (так я назвала книгу терминов). И мне ответили через 2 часа! Причем не автоматической отбивкой, как в Эксмо, мне написал реальный человек! 

Это единственное издательство, где я видела такое отношение, прям респект. Правда, я говорю это сейчас, с высоты пройденных лет, а тогда у меня знатно подгорало с их писем. Точнее, у моего самолюбия =))

Так вот, ответил мне Евгений, разбив в пух и прах мои надежды на издание словарика:

(Курсивом выдержки из моего проспекта) Это пособие для начинающих, которые хотят начать карьеру в модной сфере информационных технологий.

- Тематика интересует.

Но разве карьера начинается с покупки словаря?

Из того, что я читала, вообще нет единой книги, поясняющей разные термины 

- Правильно. Раз нет такой книги, значит, не сильно она и востребована

На западе есть подобный словарь? Уверен, что нет.

Если кто-то решил сделать карьеру тестировщика, то первым делом пойдет на курсы вроде ваших, разве не так?

Вот книги для начинающих тестировщиков есть (хоть их немного) и востребованы.

Если Вы успешно ведете курсы, предложите лучше подобную книгу - ее будут покупать

Цветная книга будет к тому же и очень дорогой.

Покупатель вряд ли захочет заплатить за 30 цветных страниц с картинками, чтобы получить в итоге

Тут первый раз пострадало моё самолюбие. Как же так, почему словарь плохой? Почему бы и не начать изучение с него? Ведь на самом деле есть аналог — книга «Управление разработкой ПО», которая весьма похожа на мой словарик.

Хотя, если задуматься, она больше подходит для новичков:

  1. Название «звучит»! И явно лучше, чем “словарь терминов”, оно выглядит многообещающим и интересным, причем не только тестировщику.

  2. Сквозь всю книгу идет единая история, раскрывающая процессы разработки — и это тоже очень круто. У меня же набор маленьких историй, но мало связанных между собой.

Ну и уж, конечно, было очень обидно прочитать про “никто не захочет платить за ЭТО”, а там моя картинка, между прочим!! Прекрасная, понятная картинка -_-

Но ведь была в письме и фраза «предложите лучше подобную книгу - ее будут покупать», которая заставила меня призадуматься… Хмммм, может, предложить им основную книгу? Конечно, очень обидно за словарик, но ведь лучше 1 книга, чем 0, правда же?

А дальше случилось то, чего лично я совсем не ожидала. Спустя 10 минут после первого письма пришло второе. Где Евгений процитировал мое описание с сайта testbase в разделе основной книги:

И вот я решила написать книгу для начинающих тестировщиков. ...

Правильно.

Я об этом и написал в предыдущем письме.

И где же эта книга?

Я была в шоке. Остальные издательства мне вообще не отвечали, а тут не просто ответили — Евгений пошел на мой сайт (я указала его в сопроводительном письме) и не поленился же полистать, посмотреть! И найти то, что его заинтересовало.

Ещё через 10 минут он дочитал на этой странице до словарика терминов и загнал последний гвоздь в крышку его гроба:

А последняя глава кратко рассказывает о страшных словах, с которыми встречается тестировщик (это выходит за рамки моей школы) — эта глава превратилась в отдельную книгу! Встречайте — «Сложные ИТ-термины на простом языке»

- Плохая идея. Пусть последней главой и остается.

Только что радовалась «ух ты, он перешел на мой сайт и прочитал его!», а теперь разозлилась. Всё таки самолюбию очень тяжело принять «плохая идея», это же моя идея! Классная идея, эй!

Созвонилась с коллегой обсудить ситуацию, заодно выпустить пар. Помогло! Мы пришли к выводу, что да, словарик жалко, но ведь здорово, что издатель проявил интерес к основной книге, и лучше выпустить её, а потом уже думать, что делать со словариком.

Так что я вернулась к компьютеру и ответила Евгению, что готова обсуждать основную книгу! А он переключил меня на Павла, курирующего тему software testing в издательстве.

Павел попросил меня подготовить план-проспект на основную книгу, чем я и занялась. Правда, дело было к выходным, и Павел предупредил, что он в офисе до 16:30, а потом уже после выходных появится. 

А мне же не терпится! Так что я очень старалась, чтобы успеть до его ухода и получить какой-то фидбек)) Сдала работу в 15:30! Правда, Павел всё равно не успел вчитаться подробно, зато похвалил за оперативность)) 

И вот я жду заветного письма. Что мне скажут? Я уже подуспокоилась — до этого нервничала, что нигде фидбека не получала, а тут и фидбек есть, и заинтересованность, здорово! Мою книгу точно издадут!

А потом вернулся Павел и спустил меня с небес на землю =))

Нет, он не отказался печатать книгу, но поставил два условия, к которым я была совсем не готова:

  1. Книга будет черно-белой, так как цветная слишком дорогая

  2. Её надо сократить до 600-650 страниц (наполовину!!! У меня же их 1200 там!)

А мне это ну совсем не подходит. Картинки — у меня в книге около 1000 иллюстраций, красивых в цвете, они явно потеряют в черно-белой окраске. И зачем я тогда вообще за них платила, чтобы покрасить в чб? Ну и сократить книгу в 2 раза — очень много. 

Стали обсуждать каждый пункт:

Картинки

Я пыталась продавить Павла, ведь печатаются цветные книги. Детские так вообще сплошняком цветные. Но там аудитория больше и все сказки делают в цвете. Детям цвет важен, а взрослым типа нет. В общем, не продавила =)

Может, можно напечатать за денюшку? Можно. Но это или я просто из своего кармана плачу условные 300 тысяч, и книги печатаются в цвете вместо чб, но продаются по цене чб, и эту доплату я просто “теряю”.

Или я оплачиваю цветной тираж сама. Сама купила, сама храню, сама продаю. Но зато сама ставлю цену и вполне могу отбить стоимость. Правда, где хранить — непонятно, у издательства нет складов в аренду, так что «решай сама».

Но в любом случае вариант “продать самой” выглядел лучше, чем просто выкинуть огромную сумму денег на потеху своего эго. Этот вариант и взяли за основу.

Ну и пара слов от Павла для статьи:

Тут можно даже сказать, почему такое жесткое условие. Если зайти куда-нибудь на "Озон", то можно увидеть, что книги большинства издательств сейчас стоят 1500+, а книги БХВ редко превышают по цене 1000, а если брать на сайте издательства, будет еще дешевле (но там + доставка, увы). 

На самом деле, мы стараемся попасть в строго определенный ценовой диапазон, это наша рыночная ниша — чтобы книги не стоили дороже определенного порога, но при этом сохранялось качество (в качестве ты сама могла убедиться). Это сложно, но приходится отказываться от второстепенных вещей. Прежде всего — цвета там, где без него можно обойтись. Таковы заданные нам сверху очень жесткие рамки, и иногда приходится отчаянно крутиться, чтобы в них попасть.

Поэтому мы предложили компромисс: мы печатаем ч/б сами, а если ты захочешь дополнительно цвет, то любые эротические фантазии за счет автора СВЕРХ основного тиража ) При этом постараемся сделать максимально бюджетно.

Размер книги (600 стр)

Тут сложнее. Конечно, мне выкидывать половину книги совсем не хотелось. Но и Павла можно понять, он пояснил свою позицию — книга толще 600 страниц будет плохой по качеству, откроешь посередине, она и распадется.

Но что же делать? Я предложила сделать 2 части, двухтомник. Нет, не вариант, «такое не продается». Тогда я предложила книгу просто распилить, и получится как-то так:

1. Основные навыки тестировщика. 3 кита (оформление тестов, выделение классов эквивалентности, поиск и оформление багов)

2. (вот тут нужно подумать, сходу красиво не назову, но можно сделать как продолжение) Что еще нужно знать тестировщику, помимо трех китов

Павел согласился с этой идеей и попросил прислать новые проспекты на каждую книгу. Что я и сделала, а потом стала ждать результат.

Ну как «ждать»… А вдруг не возьмут обе книги? И вообще, злая я ходила на Павла. Как же так, и от цветных картинок отказался, не нужны они, видите ли, в технической литературе! И книгу так сильно ужать предложил!

В общем, отправила я проспект основной книги в «Альпину Паблишер». Возможно, не только к ним, уже не вспомню. Просто Альпина заинтересовалась и где-то через недельку прислала фидбек. Но «БХВ» вернулось раньше =)

Правда, опять с печальными новостями. Я предлагала назвать книги так:

  1. Основные навыки тестировщика

  2. Что нужно знать и уметь тестировщику

А в издательстве решили утвердить совсем другие названия:

  1. Тестирование программ. Иллюстрированная азбука

  2. Тестирование программ. Алгоритмы и технологии

А мне:

  • Не нравится фраза «тестирование программ», от неё веет неким нафталином и университетским слогом.

  • Не нравится название “азбука”, сами вы азбука! Я хоть и в прикольном стиле пишу, но не совсем для детей!

  • А вот название «Алгоритмы и технологии» мне понравилось, вот только оно не соответствует реальности, я не пишу про алгоритмы и технологии, у меня вообще книга для новичков.

В итоге я ушла думать над названиями сама. Созвонилась с коллегами, я тогда много обсуждала книгу с Павлом Абдюшевым и Арсением Батыровым, они мне очень помогали поставить мозги на место))

Поэтому через пару дней я вернулась к Павлу с идеями. Мы выделили 2 варианта:

  1. Одна большая книга на 600 страниц + несколько мелких по конкретным темам (самые большие главы вынести отдельно)

  2. Сделать вместо одной большой книги серию книг. Как у James A. Whittaker есть серия «How to break web software», «How to Break Software Security»

Впрочем, мне вариант 1 был милее, потому что с серией придется думать, как разнести всё на разные книги. Да и Павлу он не понравился, он ответил без обычных скобочек-улыбочек в письме, мол, серию книг согласовать сложно и к ней они не готовы. Ну ок, мне он тоже не вау приглянулся.

Ещё пара дней ушло на то, чтобы осознать, как разделить одну книгу на 1200 страниц на несколько разных. И снова Паша Абдюшев с Арсением Батыровым мне в этом очень помогли, за что им большое спасибо!

Ну а дальше уже мы уже начали обсуждать договор. И всё шло отлично, но… Всегда есть это «но», вы заметили?))) Да, не всё так просто оказалось!

В договоре есть стандартный пункт, который встал мне поперек горла — автор не имеет права публиковать выдержки из книги. Точнее, этих выдержек должно быть не больше N % от всей книги.

Но… У меня на тот момент уже была опубликована целая куча постов, которые по факту являлись частью книги. Ведь книга написана по материалам для студентов. По моим статьям и лекциям…

И я постоянно писала новые статьи, ставя пометки «это выдержки из моей книги», и добавляла их в страницу книги, и это и реклама книги, и реклама курсов. При этом за книгу я пока ничего не получила, более того, мне придется оплачивать цветной тираж, а курсы приносят деньги здесь и сейчас.

Так что такой пункт мне совсем не подходил, но и не хотелось просто в позу вставать «убирайте или прекращаем сотрудничество». Так что я крепко призадумалась — а что я могу предложить «взамен», и как обосновать свою позицию? 

Собрала «мяса» из позитивных примеров и добавила вариант «ва-банк», на случай, если книгу не раскупят:

Это надо каждый пост с оглядкой писать «ой, а не было этого в книге ещё? а не вылезла ли я за рамки?». Поясню почему считаю это лишним:

— Книги Джоэла Спольски вообще составлены как набор его наиболее полезных блог-постов, он даже не заморочился на то, чтобы подвести одну главу к другой. И судя по тому, что потом вышла часть 2 и еще пара книг — это окупилось. Несмотря на то, что ВСЯ информация из книги есть в интернете.

— Другой пример — Максим Ильяхов. Опять же, вся информация из книг есть в виде отдельных глав. В книге просто причесано и плавно перетекает из одного в другое (посты все равно пишешь с корректировкой, добавляя вступление). Тоже не помешало продажам.

— На тренинге Ицхака Пинтосевича когда была, он тоже самое рассказывал: «Вот зовут вас выступить с бесплатной частью. И так жаль рассказывать самое крутое, что будет на курсе, хочется приберечь. А не надо. Если люди увидят "вау, круто", они ради этого и придут". Тренинг на 2 дня стоил около 18к рублей, зал был заполнен весь ))

В общем, я против ограничений на количество публикаций, тем более что посты в блоге я делаю по исходнику, а не ужатой части. Чтобы оградиться от "книгу вообще не продали", давайте лучше добавим пункт, что если вдруг даже первый тираж в 1000 экз не продадим, то я выкуплю остатки (с возможностью перепродать). Но я уверена, что до этого не дойдет, даже если я выложу всю книгу)

Павел ушел согласовывать этот пункт (автор выкупает остаток тиража, если тот не раскупят) и пропал почти на неделю. Ну а я в это время активно занималась проработкой книги, ведь оттуда надо было столько всего выкинуть, ух!

Конечно, я немного переживала. Согласуют или не согласуют? Но вариантов нет, без этого пункта я договор не подпишу, мне просто невыгодно НЕ рекламировать свои курсы полезными постами…

Тут как раз из «Альпины Паблишер» написали, и я даже задумалась, может, подождать от них фидбек? Появилась надежда, что они издадут книгу целиком (1200 страниц, ну или на большом формате как Head First серия, и будет страниц 900), сделают цветной…

Благо я реалист. Прикинула — они ведь пока так, написали, что обсудят. Это ещё ничего не значит. И они меня продинамили, когда я им о словарике писала. Хотя могли бы тоже зайти на сайт, посмотреть “что за автор такой” и увидеть вторую книгу.

И именно это сделали в БХВ — они внимательно изучили мой проспект, зашли на мой сайт и откопали там информацию по другой книге, предложив прислать именно её. И Вику художницу там откопали, то есть походили по сайту, а не только по прямым ссылкам пошли.

Так что вечером я решила, что хочу сотрудничать с БХВ. И если они уберут пункт исключительной лицензии на публикацию выдержек из книги, то подпишем договор и приступим к делу. А все остальные уже будут как запасной вариант. Ну и всё, стала спокойно наслаждаться выходными.

А в понедельник утром мне написал Павел. Они согласились разрешить публикацию хоть всей книги! Только не единым куском, что логично. Хотите бесплатно — тык-тык 100 ссылок, хотите красиво оформленное и единым файлом — покупайте книгу. Ну всё, утрясаем формальности тогда и подписываем договор.

Павел сказал, что редактору надо отдать рукопись целиком. Я то думала, что начнем редактуру, пока я буду ужимать свои главы, а тут надо ускориться. Тем более что Павел с 5 июля в отпуске, пора действовать!

Но об этом мы поговорим уже в следующей части марлезонского балета =)

А пока, если подвести итоги по переписке с БХВ:

  • 10 июня — Отправила проспект по книге терминов и мне тут же ответили, хоть и не так, как я ожидала)

  • 11 июня — Подготовила проспект по основной книге и отправила.

  • 15 июня — Начали обсуждение «если сделать так, то подписываем договор», но это было долго, так как сложные пункты (без цветных картинок, книгу ужать вполовину и нельзя публиковать посты из неё).

  • 28 июня — Согласовали последний из спорных пунктов!

  • 2 июля — Павел прислал радостную весть: документы готовы! Я их быстренько распечатала и подписала. Но на даче до почты далеко…

  • 3 июля — Скаталась на почту и отправила документы. Ну всё, теперь можно официально сказать, что договор заключен!

Меньше месяца от отправки проспекта до подписания документов. Для первой книги ооочень хороший результат, ведь это было не “пропали на месяц думать”, мы общались почти каждый день!

Вторую книгу мы подписали намного быстрее — прислала проспект, в пятницу они обсудили и вот мы уже подписываем договор. А после второй книги сразу третью и четвертую бахнули, я предложила две темы, мне обе и одобрили о_О

Хотя это уже другая история… Если кратко — не делайте так! Планировать на год вперед очень сложно, все сроки уедут в дальние дали…

Но в любом случае я очень рада, что 3 года назад остановила свой выбор именно на издательстве «БХВ». Оно небольшое, но и отношение человеческое, а не как к одному из тысячи. 


Альпина Паблишер

24 июня (четверг, период согласований договора в БХВ), пишет мне Ирина Гусинская из Альпины:

Ольга, добрый день!

Спасибо за письмо. Пришлите, пожалуйста, рукопись целиком в одном файле, вынесу на обсуждение редсовета через неделю (в пт, 2 июля).

Ого-го! Я на Ирину подписана в соцсети (была, та социалка прикрыта), она главный по нон-фикшен книгам в Альпине. И пишет очень интересно, в том числе советы авторам даёт. Я полгода или год назад слушала бесплатный вебинар о запуске книги.

К тому же на моей книжной полке в разделе «самое лучшее» очень много Альпины, где-то треть точно. Конечно, было бы здорово опубликоваться именно у них.

Но, с другой стороны, ставить БХВ на паузу на целую неделю тоже не ахти. Что я им скажу? «Мне, МОЖЕТ БЫТЬ, другие тоже ответят, и буду выбирать»? Ага, они меня тогда пошлют на все 4 стороны и из принципа назад не примут. А Альпина не факт, что выстрелит…

С другой стороны, БХВ ещё не согласовали мне пункт договора о том, что я могу публиковать выдержки из книги. А удалять свои блог-посты я не собираюсь и для меня этот пункт критичен. Я им как раз сегодня предложила вариант “выкуплю весь тираж, если не пойдет”, но пока ждала фидбек. Вот и решила — отправлю пока в Альпину, а там поглядим.

Ради интереса посмотрела в файлике, когда отправляла в Альпину проспект:

Альпина Паблишер — 2 июня словарь и 15 июня основная

О, то есть они среагировали через неделю. Это круто! Значит, понравилось)))

А потом вечером я подумала — но стойте, ведь словарь я отправила на 2 недели раньше, и по нему ответа не было. Они не пошли, как Евгений, по моему сайту — посмотреть, кто я такая и что могу предложить. Просто забили. 

Так что и я не стала ничего ставить на паузу ради них, и успешно подписала договор с БХВ. А Альпина потом вернулась с предложением напечатать книгу платно =)


Мои ошибки в план-проспекте

Напомню предысторию — я прочитала книгу Максима Ильяхова по деловой переписке. И там в разделе с практикой разбирается куча кейсов «было плохо → делаем хорошо».

Я вдохновилась, скачала план-проспект издательства «Питер» и начала заполнять, подсматривая в старую версию, отправленную ещё год назад. 

А заодно сразу увидела слабые места прошлого проспекта, которые и хочу вам показать в таком же виде: как было плохо → как переделала.

1. Так себе аннотация

Я прям даже помню, как сидела у бабушки на даче перед компьютером. Уставшая, а тут ещё проспект этот. Хотелось заполнить побыстрей. Над аннотацией особо не думала, ну и получилось не ахти.

Было:

Входной порог в ИТ-сфере для тестировщика уже далеко не «знаю, как тыкать на кнопочки». 

Сейчас даже от junior-тестировщика в некоторых вакансиях требуют знание API. А уж SQL так и вовсе в каждой третьей компании просят. Про работу в командной строке не пишут, но часто подразумевают.

Поэтому я расскажу в этой книге на простом языке, что означает тот или иной термин. Это то, что может пригодиться вам на собеседовании. И то, что поможет чувствовать себя увереннее в команде. Не пугаться страшных слов «Достань проект из гита и собери maven-ом»

Стало:

20 лет назад войти в мир ИТ мог любой школьник и студент. Вчера ты рисовал на парте в школе, а завтра уже можешь делать сайты.

С тех пор информационные технологии многократно усложнились. Чтобы получить профессию разработчика, аналитика, тестировщика, людям нужно учиться, стажироваться, и проходить жесткий отбор. 

Эта книга поможет на старте: понять язык, на котором говорят айтишники, и разобраться в тех понятиях, которые недоступны новичкам, но кажутся очевидны бывалым. 

Вообще, не прям супер плохая аннотация была, но и не восторг. Как и новая, впрочем))) Зато чувствуется изменение стиля — переход от абстрактного к реальным кейсам “вчера ты то, сегодня это”. 

Хотя сейчас, честно говоря, я не в восторге и от новой аннотации и этого вот “вчера ты рисовал на парте”, что-то я увлеклась «Ильяховщиной», как называют это мои коллеги… Но я честно старалась сделать аннотацию лучше!

2. Содержание книги заполнено частично

В плане нужно расписать, сколько страниц на какую тему выделяется. Но у меня же и так книга небольшая (я же тогда делала план-проспект на книгу терминов), по 10-30 страниц на главу. Так что написала только цифры для глав:

БЫЛО — заполнен лишь частично
БЫЛО — заполнен лишь частично

Это, конечно же, лень. Зачем мучиться, заполнять детально, если не факт, что книга издательство заинтересует? Вот заинтересует, тогда и заполню! Чувствуете аналогию с поиском работы, да?)) «Да зачем я буду время тратить, сайт компании изучать, конкретно для них письмо писать, если не факт, что возьмут потом? Лучше вместо этого в 20 компаний постучусь, авось кто-то да ответит».

Конечно, в этот раз заполнила нормально. Если у тебя попросили план, то нужно дать план. Полный, а не кусочный. По крайней мере, если не хочешь, чтобы твой проспект выкинули в мусорку просто потому, что ты не удосужился сделать как просили.

СТАЛО — план заполнен целиком!
СТАЛО — план заполнен целиком!

3. Мало и плохо написала про пиар

Вот так у меня выглядел раздел «как вы будете помогать пиарить свою книгу»:

19. Ваши предложения по продвижению книги. Готовы ли вы активно участвовать в продвижении вашей книги, и если да, то каким образом?

Готова!

Я опубликую информацию о книге в блоге — https://okiseleva.blogspot.com/. Мой блог — самый популярный в тестировании, остальные начинают и бросают, а я веду свой вот уже 9 лет. И если вы будете хоть что-то гуглить по теме тестирования, вы обязательно увидите мои статьи 😊

Мы опубликуем информацию на портале https://software-testing.ru/. Это самый крупный портал по тестированию в России.

До беременности я активно посещала конференции. Планирую снова начать, хотя бы раз в год ездить на SQA Days (самая массовая конференция по тестированию), чтобы в том числе пиарить книги. В первую очередь я буду пиарить книгу по тестированию для новичков (http://testbase.ru/book-beginner). Собственно, текущая книга исходно была последней главой книги для новичков. Но такая большая получилась! Вот и вынесла отдельно, заодно обкатаю цикл «редактура-печать», пока заканчиваем делать картинки по основной книге.

Я бы хотела сделать серию книг по тестированию. Книга для новичков, вот книга с терминами, потом по другим темам (логи, оформление багов итд). Серию книг типа Head First O`Really — на простом языке и с кучей картинок)

Я также сделаю пост на Хабре, но он будет с хабом «я пиарюсь», так что не уверена, что прям много просмотров даст.

Ну и кину информацию выпускникам своих курсов. Некоторые уже сейчас спрашивают во флудилке, когда уже будет предзаказ с автографом автора))) Но это пока абстрактное хочу, ведь пока даже цены нет.

В целом неплохо, но профит непонятный. Вот в блоге опубликую, а блог то популярный? Добавила цифры:

Я опубликую информацию о книге в блоге — https://okiseleva.blogspot.com/

Я опубликую информацию о книге в блоге — https://okiseleva.blogspot.com/. У него 5 млн просмотров (было на тот момент, сейчас уже 8)

Вот, уже выглядит интереснее для редактора. А ведь это моя цель — заинтересовать его. Так что я задумалась, какие ещё каналы могу привлечь, и как лучше это написать. В итоге сделала таблицу (на тот момент фейсбук ещё не был запрещен, но сейчас стоит отметить, что эта соцсеть запрещена):

Соцсеть

Ссылка

Количество подписчиков

Фейсбук, интернациональный клуб тестировщиков

https://www.facebook.com/groups/int.qa.comm

7 000

Фейсбук, страница Testbase

https://www.facebook.com/links.from.testbase

470 чел, но лояльных ко мне

ВК, группа «Test IT»

https://vk.com/test_it

7 000

Телеграмм, канал «Курсы и образование»

https://t.me/qa_courses

6 500

Телеграмм, канал «QA juniors»

https://t.me/qajuniors

10 000

Телеграмм, канал портала Testbase

https://t.me/links_from_testbase

500 чел, но лояльных ко мне (создан недавно)

YouTube, мой канал

https://www.youtube.com/c/okiseleva

12 200

Получилось лучше, чем было =)

Остальной текст оставила без изменений, просто пополнила цифрами.

4. Мои посты? Ой, ищите сами

О, вот это уже провал из провалов. Читаю свой проспект дальше, вижу вот такое:

2. Список изданных книг или публикаций 

Публикации в блоге — https://okiseleva.blogspot.com/ (можно по тегу «полезное» — https://okiseleva.blogspot.com/search/label/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B5)

Публикации на Хабре — https://habr.com/ru/users/molechka/posts/

Это как раз смесь лени и самолюбования. Ну я же такая вся классная, у меня СТОЛЬКО публикаций полезных, что если сюда выносить, будет слишком много (да и лень столько делать). Так что вот вам ссылки, ищите сами лучшие посты.

Мда-а-а-а... Заинтересовала так заинтересовала, мать… Переделала:

1. Список изданных книг или публикаций

Публикации в блоге — https://okiseleva.blogspot.com/ (можно по тегу «полезное» — https://okiseleva.blogspot.com/search/label/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B5). Самые лучшие / популярные:

Публикации на Хабре — https://habr.com/ru/users/molechka/posts/. Примеры:

 

2. Наличие материалов автора по теме книги в Интернете

Мои техники:

Мнемоника БМВ для поиска граничных значений — на примере смешных мышек помогает не забыть про проверки, которые находят больше всего багов

Паттерны и антипаттерны обоснования задач — паттерны с названиями типа «зайчики обиделись» хорошо запоминаются и выделяют основные ошибки составления багов новичком.

Полезные чек-листы:

Чек-лист для тестирования числового поля

Классы эквивалентности для строки, которая обозначает дату

 

Пошаговые инструкции

Правила написания предварительных шагов в тест-кейсах

Как заводить задачи в баг-трекер

 

Техники для визуализации требований

Decision Table — что это и как применять

State & Transition Diagram — что это и как применять

Визуализация ТЗ — диаграммы, схемы, картинки

 

Это лишь часть из моих материалов. Остальные выдержки из книги я публикую на портале Testbase — http://testbase.ru/book-beginner.

5. Нет сопроводительного письма

Сопроводительное письмо — не совсем план-проспект, но оно очень важно. Проспект — как резюме, там подробно описана ваша книга, какая она классная. А в сопроводительном письме надо кратенько написать, зачем вообще издателю этот самый проспект читать.

Насколько я помню, в первый раз я вообще не писала сопроводительное письмо. Ну как же! Я же и так супер известная, и книга вон у меня какая прикольная, зачем ещё сопроводительное писать?

Просто заполнила и отправила проспект, и всё. В следующий раз я уже задумалась, как мне написать так, чтобы заинтересовать. 

Тут как с устройством на работу — есть резюме, где всё подробно описано, а есть сопроводительное, где кратко «почему я». Так и тут. Да, вы заполнили огромный план-проспект, но напишите, зачем его читать.

У меня получилось такое сопроводительное:

Предлагаю рассмотреть издание книги «Как устроен мир ИТ. Cловарь для тех, кто начинает путь в профессии». Это пособие для начинающих, которые хотят начать карьеру в модной сфере информационных технологий.

О книге: даёт понимание терминов, которые недоступны новичкам, но кажутся очевидны бывалым. Поможет общаться внутри команды на одном языке, даже если ты — не разработчик.

Аудитория:

Люди, которые решили войти в ИТ, причем на любую должность — тестировщик, аналитик, разработчик, менеджер продукта. Это могут быть:

1) Школьники

2) Студенты технических и даже гуманитарных вузов

3) Люди из другой области (таксист, бармен, бухгалтер)

Об авторе: я занимаюсь тестированием 13 лет, 6 лет веду курсы для тестировщиков. Веду профессиональный блог, у которого 5 млн просмотров, 3 из которых были за последние 3 года. Веду YouTube-канал, у которого 12 000 подписчиков. Публикуюсь на Хабре (портал для ИТ-специалистов, где статьи набирают по 30 тысяч просмотров).

Создала агрегатор полезных ссылок для начинающих тестировщиков — портал Testbase. Выделила главные навыки тестировщика и собрала доп материалы по каждому. А на отдельной странице собрала ссылки на бесплатные системы для тренировок — http://testbase.ru/.

Создала сайт для проверки названий багов. Он позволяет перед заведением задачи проверить себя на типовые ошибки — http://bugred.ru/.

Хочу предложить эту книгу именно вам, потому что у вас уже выходили книги по этой теме: «Управление разработкой ПО» Дэн Пилон, Расс Майлз. Из серии «Head First O`Reilly». Именно она меня вдохновила начать работу над книгой, мне подходит такой стиль — просто о сложном, и с кучей картинок.

В приложении — проспект книги. Дайте знать, если это интересно.

Телефон ***

Телеграмм @ok_molechka

Я рассказала про:

  • аудиторию книги, 

  • автора (добавив цифр, с ними блог и ютуб выглядят «весомее») 

  • «почему написала вам» — эту часть я меняла от издательства к издательству. Если нечего сказать, убирала блок.


Уф, я дописала эту статью!

Что далось мне нелегко… Черновик написан давно, казалось бы, слегка причесать и можно публиковать. Но вот я открыла этот черновик… И поняла, почему я статью бросала — начинала, и бросала.

Черновик был в виде дневничка, который сейчас в разделе “как я искала”. Я туда просто записывала эмоции, пока они были свежи. Начинаешь читать — о, неплохо! Можно просто вычитать и опубликовать, ну да, не будет обычного кликабельного содержания, а просто “май, июль” и так далее.

Потом доходишь до пользы читателю — очень удачный раздел у меня вышел про слабые места план-проспекта, причем с примерами “как было — как стало”. 

И хочется этот кусок как-то выделить заголовком, чтобы сделать на него отсылку. Но КАК? Ведь до этого просто были даты “май, июль…”, и тут вдруг заголовок посреди статьи, и дальше опять дневничок? 

Нет, нужна структура. А какую структуру сделать? Куда вынести слабые места, какое будет содержание? Или оставить как есть, чтобы не “ломать” рассказ? Что тут вообще можно придумать из структуры??? Мозги начинают плавиться, статья откладывается. 

А потом закрутилось-завертелось, и вот уже совсем не до неё. А потом новые «свежие» задачи появляются… Так пара лет и прошло, уж четвертую книгу пишу, а этот цикл ещё не добила.

Но вот собралась с силами и четко решила — между подготовкой курсов займусь статьями. У меня уже был ряд тудушек типа прошлой статьи про CSS и XPath. Сделала их, а потом решила добить этот цикл.

Достала статью из черновиков, перечитала, сломала несколько раз мозг, но вроде накидала содержание, и начала его заполнять + причесывать дневничок. Заняло это всё 2 недели! Правда, у меня маленький ребенок и на статью минут 20-60 в день было максимум…

Но вроде всё причесала и получилось неплохо)) А в следующий раз я вам расскажу, как проходит редактура — из каких этапов состоит и как я их проходила, трижды =) 


Советы по поиску издательства

Когда начинать поиски

Написать одну главу или книгу целиком — решать вам. Если не хотите потратить время впустую, лучше начать с одной главы и продуманного содержания. 

Или быть готовым пойти на краудфандинговую площадку и собирать деньги на платную публикацию. И, опять же, быть готовым вложить свои деньги, если не наберется нужная сумма. Я была готова и это давало мне сил продолжать писать.

А потом надо искать издательство.

 

Где искать

  1. Если у вас техническая книга, напишите в «БХВ», они классные =) А лучше сразу Павлу Шалину (p.shalin@bhv.ru), он там самый классный =))

  2. Просмотрите свои книги, какой там издатель? Запишите названия

  3. Сходите на любую площадку, где торгуют книгами и есть фильтрация по издателю (Озон, Литрес…) — откройте фильтр и выпишите все названия подряд

Ну а дальше гуглите «(название издательства) авторам», читайте требования, выполняйте и отправляйте!

Как писать сопроводительное письмо

Воспринимайте поиск издательства как поиск работы — чтобы на вас обратили внимание, нужно заинтересовать. Поэтому не пренебрегайте сопроводительным письмом. Опишите там:

  • О чем книга и для кого (Кратко! Подробности в план-проспекте будут)

  • Об авторе — чем вы интересны читателям, почему вашу книгу они купят? Например, вы выступаете на конференциях и собираете полные залы людей. Или ваш пост на Хабре собрал 10 тысяч просмотров — берите любые большие цифры, ведь издательство о вас пока ничего не знает, а это уже добавляет интерес.

  • Почему именно сюда написали — если у вас есть книги издательства, скажите об этом. Или если ваша книга похожа по тематике на то, что они выпускают, тоже пишите!

Очень рекомендую прочитать книгу Максима Ильяхова по деловой переписке. Она вдохновляет на красивое сопроводительное =)

Как заполнять план-проспект

При заполнении план-проспекта не торопитесь, заполняйте его вдумчиво. Продумайте содержание, сколько займут ваши главы примерно (если вы не написали ещё книгу целиком)? В каком порядке они должны идти? Пока я составляла содержание на книгу терминов, я часть глав успела местами поменять для более стройной мысли =)

Опишите способы продаж. У издательства свои каналы, но вдруг вы можете им помочь? Если есть цифры, будет отлично! Может, вы состоите в профильной группе на 20 тысяч человек, что уже неплохо. Может, у вас в блоге куча подписчиков или просмотров — если есть цифры, дайте их!

А ещё один важный пункт — «Список изданных книг или публикаций». В первый раз я обошла его стороной, ну как же, у меня ТАК МНОГО полезных публикаций, зачем выбирать? Просто дам ссылку сразу на всё.

Но зачем человеку, который листает мой проспект, переходить по ссылке? Его надо заинтересовать — показать, ЧТО его там ждет. Выберите лучшие посты и укажите их, причем в виде «Название ссылка», чтобы человек увидел название и понял, хочет ли он на него кликать (да, это тоже из книги Ильяхова, я с этим лайфхаком согласна).

В общем, даже если дико лень заполнять какой-то пункт — не ленитесь. Лучше отложите проспект до завтра, заполните его в несколько подходов (как я писала эту статью). 

Не переживайте, эти усилия не пропадут даром, так как проспекты в разных издательствах плюс-минус похожи, вы сможете переиспользовать эти материалы. И помните, что ваша задача — заинтересовать! Поэтому лучше уж один раз потрудиться и сделать хорошо, чем если ваше  ̶р̶е̶з̶ю̶м̶е̶  план-проспект выкинут в урну.


Итого 

Когда-то я думала, что я мега крутая и известная, так что легко найду себе издательство, ещё и выбирать буду! Но реальность быстро меня приземлила =)) 

Издание книг — совершенно другая область. А много вы знаете людей из других областей? Вот-вот, поэтому даже если вы известны в своей области, издатели о вас знать не знают, и вам предстоит ещё доказать, что вы интересны читателю.

Так что подумайте, чем вы можете их заинтересовать, и пробуйте! Стучитесь во все двери, и удача может вам улыбнуться (при должном старании). Причем сейчас — самое удачное время. 

Мы в декабре встречались с главным редактором Павлом из «БХВ» за чашечкой кофе — мы стараемся свидеться, если я бываю в Санкт-Петербурге. Он как раз и рассказал, что сейчас иностранные книги на паузах, поэтому у начинающих российских авторов стало чуть больше шансов, что их заметят.

Так что если вы давно собирались написать книгу — сейчас самое время! Берите на заметку мои советы выше и вперед =)

Комментариев нет:

Отправить комментарий