пятница, 5 февраля 2016 г.

Размышления о менеджменте. Ицхак Адизес



Ссылка на книгу — МИФ, OZON.

Серьезная, вдумчивая книга. Не могу сказать, что это мой любимый формат, я ленивый читатель, привыкла к простому и доступному языку. А тут есть введение в роли PAEI, а потом идут примеры с указанием «вот это явная Р». А ты книжку в метро читаешь раз в несколько дней и уже забыл десять раз, что такое это самое «Р».

См также:
Модель командных ролей Ицхака Адизеса — подробнее про PAEI роли по Адизесу.

В общем, читать книгу временами в метро не рекомендуется, сложно будет понимать, о чем там речь. Книга соответствует названию, это именно размышления автора. Философия и все такое =)


В принципе, от менеджмента я далека, но в книге все понимала (кроме отсылок к ролям, там я постоянно забывала контекст). Это хорошо, не люблю занудные книги с кучей мудреных слов. Я читаю книги на смежные с тестированием темы, чтобы узнавать что-то новое, а не сидеть со словарем =)

Адизес прекрасно расписывает модель командных ролей, объясняет на пальцах, почему один человек не может быть супер-пупер-сразу-всем. Потом он говорит, что каждая компания идет по стандартному пути — сначала младенчество, потом расцвет, потом старение. Ну и еще несколько стадий в промежутках. На каждой стадии свои правила и это важно учитывать:

— На стадии младенчества компания активно развивается, все делается быстро. И излишняя бюрократичность процессов могут просто задушить компанию.
— И наоборот, на стадии расцвета хаос стартапа может все погубить, тут уже нужны планы и все такое. Людей становится больше и первичный стиль уже не прокатит. Бюрократия — это ведь тоже не зло в последней инстанции, если до абсурда не доводить.

Ицхак умеет определять стадию жизненного цикла компании, и даже предсказать проблемы, которые у нее скоро возникнут. Он против консультантов, которые пытаются применить одну гениальную идею везде. Потому что кому-то она поможет (вписавшись в жизненный цикл), а кому то только навредит.

Я, с одной стороны, согласна с автором. Звучит логично, не так ли? Вводить жесткие правила в стартапе довольно глупо. Каюсь, сама пыталась. Когда компания только начинала свое существование, очень хотелось загнать документацию из презенташек в конфлюенс, чтобы все было и было хорошо. Не срослось =) Теперь думаю, а, может, и не надо было? Хорошо, когда есть документация (инфостильная и короткая!), но зачем пытаться решать проблемы, которых еще нет?

С другой стороны, мне не нравятся эти размышления, так как Ицхак упоминает методы компании Zappos и говорит, что они тоже подойдут не всем. И вот тут у меня начинается батхерд — КАК ЭТО НЕ ВСЕМ?! Ведь там ориентируются на счастье клиента. Сотрудники могут делать все, что угодно, лишь бы заказчики были довольны. Это и ответственность, и воля, и... и... ну, не знаю! Конечно, дух компании подходит не всем, но их идеалы — это круто! Было бы здорово, если бы все компании ориентировались на такие же идеалы.

См также:
Правила Zappos. Джозеф Митчелл — подробнее о культуре Zappos.
Доставляя счастье. Тони Шей — книга от генерального директора Zappos, как он пришел к такой жизни и создал компанию мечты :)

Еще из понравившегося — цитата о том, что такое планирование.

Под планированием я не имею в виду решение, что делать завтра. Это мечтательность. Планировать — значит решать, что делать сегодня, чтобы результат был завтра

И много о чем еще :) О важности взаимного доверия и уважения, о различиях в ожиданиях и желаниях, о конфликтах и решениях проблем...

Что еще особенно запомнилось именно мне? Глава о «хороших» и «плохих» менеджерах. Ицхак рассказывает, что видел компании, в которых глава на всех орет, покрывает матом и увольняет за малейшую провинность. Сначала он поражался, как вообще люди работают на таких тиранов, но потом заметил, что те, кто остаются, свою работу очень любят и всячески стараются соответствовать высокой планке, чтобы и их не уволили.

Он заметил, что народ и босса своего злобного любит, если тот справедлив. То есть можно кричать сколь угодно много, но быть последовательным в своих действиях. Увольнять ни за что — одно дело. Увольнять за ошибку, оговаривая такое условие сразу — совершенно другое.

Я запомнила эту историю потому, что у меня довольно суровая школа начинающих тестировщиков, где я играю роль злого босса. Нет, не кричу, но отправляю перечитывать статью, в которой дан ответ на вопрос, вместо прямого ответа. Или задаю наводящие вопросы, или придираюсь к оформлению, хотя скорее к орфографии, иначе глаза вытекают. Реакция студентов диаметрально противоположная — кто-то доволен как слон, а кто-то меня ненавидит =) Поэтому слова Адизеса заставили меня задуматься, «Оля, а всегда ли ты справедлива?». Теперь буду помнить эту историю при проверке багов и ответов на вопросы. Хочу быть злым, но справедливым боссом Smile :) 

Ицхак Адизес написал много разных книг о менеджменте. Все их я не читала, только эту. Рекомендовать могу менеджерам =) Поразмышляйте вместе с автором о великом, это может натолкнуть на новые мысли или идеи.

PS - Добавила книгу в общий список прочитанных мною книг.

2 комментария:

  1. Поищи информацию по "спиральной динамике" На просторах интернета была запись 1.5 часового доклада по ней - начать лучше с него. Есть книга на русском.
    Эксперименты по "спиральной динамике" разрушают очень много красивых "теорий".

    ОтветитьУдалить