среда, 14 октября 2015 г.

Usability-кейс. Закладки в DjVu Reader

Когда я скачала книгу Святослава Куликова, встал вопрос — как ее читать? Порылась в App Store и остановила свой выбор на DjVu Reader Pro. Отзывы вроде бы неплохие, книжка там открылась, а что еще нужно?

Во время чтения я расставляю закладки на самых интересных моментах, чтобы потом, при написании отзыва, было на что сослаться. Может, сделать выдержку из текста. Или просто вспомнить то, что тебе особенно понравилось — в голове ведь все не удержишь.

Ридер порадовал в плане расстановки закладок, очень просто, клацаешь пальцем по середине экрана — появляется меню. Нажимаешь вот этот плюсик — и вуаля, закладка добавлена!

Добавить то закладку легко...

Просто, удобно... Но! Если думать о пользовательском сценарии, то закладки ставят не просто так, а чтобы к ним потом вернуться. Конкретно мой кейс — читаю книгу, делаю закладки. Потом прохожусь по всем, вспоминаю, что именно мне там нравилось, делаю заметки. Давайте посмотрим, как этот сценарий выглядит.


Я передвигаюсь по закладкам и вот в середине списка — на странице 129 книжки, 130 по закладке ридера.

Исходное положение

Нажимаю на центр экрана для вызова меню, выбираю «список закладок».

Вызываем меню — список закладок

Открывается «Оглавление». Пустое.

Открывается оглавление

Непонятно, зачем оно тут. Но, возможно, это проблема книги, не так сверстана, вот оглавление не отображается. Но мне оно и не нужно, я перехожу на закладку «Закладки». А там...

А там такое...

Здесь уже опять, наверное, баг не в ридере, а в книжке, что-то не заполнено, вот все главы и безымянные. Но ведь ридер должен быть к этому готов! Нет, ну ладно глава без имени, но можно же хотя бы подсвечивать, где ты сейчас находишься, если ты не просто страницу нашел, а на закладку тыкал?

Как видно на скриншотах, закладок у меня было много. И по этому кругу я ходила пару десятков раз. После чего родилась парочка идей, которые могли бы упростить жизнь читателю:

  • Когда открываешь менюшку с закладками — запоминать последнее состояние. Была открыта вкладка «Оглавление» или «Закладки»? Ту и открывать. Сразу минус шаг. В моем случае — лишний и раздражающий шаг, постоянно попадать на пустое оглавление.
  • Когда открываешь закладки — не прятать номер текущей страницы !!! Несколько раз приходилось закрывать меню, чтобы посмотореть номер страницы и снова через пустое оглавление к списку безимянных закладок...
  • Если я пришла на страницу с закладки — подсвечивать эту закладку как выбранный пункт меню. Чтобы за секунду можно было оценить, где я сейчас нахожусь.
Как найти такие улучшения во время тестирования? А никак, если вы тестируете продукт, вы к нему и его особенностям привыкаете. Перед вами есть какая-то идеальная модель — что у книжек есть оглавление, что закладок ставится мало... По этой модели тестируем, к ней привыкаем и все кажется настолько логичным.

Чтобы найти подобные баги или улучшения, надо брать реальный пользовательский сценарий. Думать о своей аудитории и выбирать кардинально противоположные персонажи. А потом проходить их путь. Желательно — реальный. Если я буду просто тестировать, как ставятся закладки — максимум, что я предложу, так это номер страницы не прятать. А то, что оглавление открывается всегда — да ну и что, так и задумано! А если решать какую-то реальную задачу, то сразу видишь все неудобства.

Знаю по себе, что сложно бывает на тестовых данных напялить на себя шкуру пользователя. Вроде идешь по его сценарию, но так удобно. А потом приезжаешь к Заказчику и на реальных данных ту же задачу решаешь, только уже решаешь, а не тестируешь. И сразу столько мыслей приходит! Сразу все неудобства вылезают!

Помните про своих пользователей. Если есть возможность, ходите по их реальным сценариям. Не тестируйте, а используйте ПО. Тогда и будет вам счастье. Или просветление Smile :)

2 комментария:

  1. Поэтому мне нравится помогать командам поддержки и внедрения, когда пытаешься запустить продукт у конечного пользователя и узнаешь что они-то его совсем по-другому видят ))

    ОтветитьУдалить