среда, 22 апреля 2015 г.

Ретроспектива проекта. Норм Керт



Ссылка на книгу (издательство «Альпина Паблишер»).

Мои выдержки из книги:
Если ретроспектива приводит к одним и тем же рекомендациям — выделите больше времени!

Отличная книга о том, как проводить ретроспективу! Единственный минус — описывается ретроспектива, проходящая раз в полгода-год по завершении проекта, а не маленькой итерации. А хочется улучшать ежемесячные ретроспективы, проходящие в Agile-командах. И такая книжка как раз на подходе! Следующая книга от издательства Дмитрия Лазарева — «Agile Ретроспектива», как раз о маленьких и частых встречах. Станьте соиздателем и получите книгу одним из первых!

Но в любом случае всем, кто проводит ретроспективы, данная книга будет полезна. Поможет взглянуть на процесс по-новому и что-то изменить.

Можно, конечно, фигачить проекты один за другим. «Нам некогда размышлять, что можно сделать лучше, сроки поджимают!»


Стоит ли ожидать от такой команды хорошего качества? Врядли.

Мы должны учиться на своих ошибках. И на своих успехах тоже. В книге есть отличный ироничный пример — 3 поросенка пришли к мудрой сове и гордо рассказали ей, что извлекли урок из своего опыта. Поняли, что нет ничего надежнее камня, и что они никогда больше не будут использовать для строительства солому и ветки.

Когда поросята уже шли по дороге домой, Сова молча смотрела им вслед. У нее были сомнения насчет того, что Ною — клиенту поросят — понравится ковчег из кирпича, который те строят ему. ©

Если вы нашли эффективное решение проблемы, не стоит прибегать к нему каждый раз, надеясь на то, что нашлась серебрянная пуля. Надо учиться видеть общую картину, проводить анализ, чтобы принять решение, что подходит для данной ситуации, а что нет.

Ретроспектива — это сбор всех участников проекта вместе и обсуждение того, что прошло хорошо, что хотелось бы изменить и как. Чтобы участники не боялись выступать и рассказывать о своих мыслях, они должны чувствовать себя в безопасности.

Чтобы повысить уровень безопасности и доверия, фасилитатор прежде всего должен донести до участников основную установку для всех ритуалов ретроспективы.

Основная установка Керта

Независимо от того, что мы обнаружим, мы должны считать и искренне верить, что каждый сделал лучшее, на что был способен, с учетом доступной на тот момент информации, обладая своими навыками и способностями, при наличии доступных ему ресурсов и сложившейся на тот момент ситуации. ©

И очень понравилось описание негативного опыта проведения ретроспективы, который приводит к провалу:

« ... большинство ритуалов ретроспективы, в которых я участвовала, имели один недостаток: они превращались в сессии жалоб, а не в обучающие сессии, и в результате этого новая информация не анализировалась глубоко (а то ею и вовсе пренебрегали) и не было ощущения, что эта информация будет как-то учтена при выполнении последующих проектов» ©

Вот оно! Ретроспектива — это не сессия жалоб! Пожалуй, самая полезная цитата из книжки. Я бывала на «сессиях жалоб», поэтому меня это так затронуло. Вот оно, что самое главное, научиться извлекать пользу, уроки, опыт. Без жалоб и обвинений. Это звучит разумно, но иногда этому сложно следовать. Особенно когда ретроспектива внедряется впервые в компании. Очень важно все сделать правильно, чтобы у участников не осталось негативного впечатления!




В начале ретроспективы обсуждаются правила, которые помогут всем чувствовать себя в безопасности. Произносим основную установку Керта, а потом придумываем список правил. Выписываем их на отдельный флипчарт:
  • Мы будем пытаться не прерывать друг друга.
  • Мы принимаем мнение каждого безоценочно.
  • Мы будем говорить каждый сам за себя, а не от лица кого-то другого.
  • Мы не будем шутить ни над кем в этой комнате.
Еще одно хорошее правило автор вывел при проведении одной из ретроспектив. Все люди разные, кто-то бойко начинает вещать с места, а кто-то не может вставить слово в чужой поток сознания. Тогда решили договориться взять какой-то предмет, который будет символом «я хочу говорить». Отсюда и правило:
  • Если кто-то держит кружку, только он может говорить.
Отличная идея! Не люблю кричать с места, отношусь к тем, кто будет тихонько помалкивать в тряпочку. А так — взял артефакт и говори Smile :)

А еще очень зацепила еще одна история из жизни. Норман Керт рассказывает о том, что тратит на ретроспективу проекта 3-4 дня. Когда-то он пробовал ужиматься до 2 дней, но понял, что это неэффективно, пользы от такой ретроспективы нет. Поэтому он или проводит полную или отказывается проводить вообще.

Так как я работаю в Agile-команде, фраза «3 дня на ретроспективу» вызывает скепсис, раз в год это ок, но раз в месяц... А потом я прочитала этот отрывок и переосмыслила выделяемое время... Пожалуй, иногда лучше немного подольше «покопаться в истоках», чем проскочить дальше, чтобы ретро не занимала много времени.

В книге есть много полезных вещей — как подготовить к ретроспективе, как ее проводить, какие упражнения использовать... На этом я, пожалуй, не буду сильно останавливаться — читайте оригинал! Smile :) Скажу только, что автор делит упражнения на «блюда» — первое, второе и десерт. Они же «прошлое», «настоящее» и «будущее». Из самых запомнившихся упражнений (которые я планирую в ближайшее время заиспользовать):

  • Конкурс артефактов — каждый член команды приносит некий артефакт и рассказывает его историю. А в конце выдаются призы-шоколадки за номинации «самый необычный артефакт» и «наибольшее количество артефактов». Артефакты бывают самые разные — от первоначального плана работ до коробки из-под пиццы, на которой рисовали диаграммы. Упражнение помогает узнать о проекте то, чего вы еще не знали, посмотреть на него с новой строны.
  • Построение линии времени — рисуем линию и каждый участник лепит на ней стикеры о событиях, которые считает значимыми. Тут важно, как во время мозгового штурма — действовать молча и не критиковать. Считает человек исправление мелкого бага значимым — пусть висит!
  • Поиск золота — изучаем линию времени, ищем там умные мысли и идеи. Вспоминаем, что было хорошо и закрепляем полученный опыт. Изучаем подробнее, что было плохо.
При поиске золота создаем 5 флипчартов и заполняем их:
  • Что сработало хорошо и что мы не хотим забыть?
  • Чему мы научились?
  • Что мы должны сделать по-другому в следующий раз?
  • Что мы должны обсудить более подробно?
В общем, столько всего интересного можно почерпнуть из книги, если вы учавствуете в ретроспективах! Все равно ведь накладываем книгу на свой опыт, если есть на что накладывать — полезное обязательно найдется!

Хочется еще похвастаться тем, что я — соавтор книги! Smile :)



Рекомендуемая литература

Норман Керт в каждой главе рекомендовал литературу. Привожу ее список с комментариями автора:

The Adult Learner: A Neglected Species, Malcolm Knowles— В этом исследовании Ноулз обеспечивает теоритическую основу для упражнения «Конкурс артефактов», которое изучает способы обучения взрослых

Creating Community Anywhere, Carolyn Shaffer — В этой книге описывается создание сообщества методом обобщения опыта — с помощью рассказывания историй и обмена артефактами.

The Way of the Storyteller, Ruth Sawyer — Сторителлинг во всей его мощи, как проверенный временем способ обучения и обмена опытом.

Please Understand Me: Character and Temperament Types, David Keirsey & Marilyn Bates — Теория типов предпочтений является мощным инструментом фасилитатора, и это четко отражено в данной работе. 

Gifts Differing, Isabel Briggs Myers — Это основополагающая работа, которую необходимо прочитать всем фасилитаторам.

Quality Software Management, Gerald M. Weinberg — В серии книг Вайнберга есть много ценной информации о типах и темпераментах. Особенно рекомендую прочесть приложение F в томе 4, которое кратко, но четко расставляет все по своим местам.

The New Peoplemaking, Virginia Satir — Написанная для ленивых людей, работа Сатир обеспечивает хорошее введение в тему правил м позиции в коммуникации.

The Satir Model: Family Therapy and Beyond, Virginia Satir — Эта книга предназначена для специалистов в области терапии, но она может оказаться весьма полезной и для фасилитаторов. В главах 3 и 4 приводится более подробное описание механизмов достижение конгруэнтности, чем в The New Peoplemaking.

What Did You Say?: The Art of Giving and Receiving Feedback, Charles N. Seashore, Edith Whitfield Seashore, Gerald M. Weinberg — Эта увлекательная книга исследует исскуство давать и получать обратную связь, в ней изгалается теория, на основе которой и разработано упражнение «Сессия без менеджеров».

Из лягушек - в принцы. Нейро-лингвистическое программирование, Ричард Бэндлер, Джон Гриндер — В книге подробно рассматривается якорение — очень мощный инструмент, который используется в личной терапии, чтобы помочь установить и закрепить желаемые изменения. Используя активность «Изменение документов», в частности изготовление плакатов, я адаптировал концепцию якорения для осуществления изменений на рабочем месте.

Rules for Radicals: A Practical Primer for Realistic Radicals, Saul D. Alinsky  (Author) — Хотя эта книга не научит человека, как стать активистом, Алински в ней рассматривает способы, как направить группу активистов к общей цели. На протяжении всей своей профессиональной деятельности Алински помогал создавать профсоюзы и имел отношение к разоичным активистким акциям. Его книга содежрит мудрые советы для создания культуры, которая поможет активистам достичь своей цели.

.... И многие многие другие Smile :) Там таких книг еще примерно столько же, дальше уже смотрите в оригинале!

PS - Добавила книгу в общий список прочитанных мною книг.

Комментариев нет:

Отправить комментарий