суббота, 8 ноября 2014 г.

Usability case, когда сообщение об ошибке будет полезно

Тестировщику очень важно уметь вставать на место реального пользователя. Часто бывает, что с точки зрения тестирования все работает, но пользоваться системой неудобно.

User-story


Мой старый телефон, galaxy S2, был страшно глючный. Купили новую версию, S5. Попытались перенести данные со старого телефона на новый, но увы, не срослось.

Немного подумав, я поняла, что, кроме контактов и пары заметок, мне ничего и не нужно. Авторизовалась в google на новом телефоне и синхронизовала контакты. Результат был какой-то скудный, все контакты остались на старом девайсе. Пожалуй, стоит их сразу в гугл сохранять или синхронизовать почаще... Было уже поздно, поэтому старый телефон я синхронизировала уже утром.

Потом пошла на работу, включила wi-fi, зашла в настройки и начала синхронизацию контактов с google. Работаю, посматриваю на телефон.


Не синхронизируется. Хм. Старый минут 10-15 данные в гугл сохранял, но почему новый такой медленный? 200 контактов всего, что сложного? десять минут, двадцать, полчаса, час... Спустя 2,5 часа я начала громко жаловаться на "глючный новый телефон" и карму тестировщика Smile :)

Подошел ко мне программист, повертел S5 в руках:

- Может, у тебя wi-fi не включен?
- Включен!
- Ага, а где его значок?

Посмотрела на телефон - и правда, значка интернета вверху экрана нет. Телефон то новый, я туда еще не вводила пароль к рабочей сети. Зашла в настройки интернета, подключилась и вуаля, через 5 минут контакты синхронизировались.

Вывод из истории


Пять минут на синхронизацию. Круто? Не очень, расстроенный пользователь думал, что у него глючный телефон. Почему? Потому что он не очень user-friendly. Разработчики явно забыли о том, что простой пользователь имеет свои привычки.

Об этом можно почитать в книге Раскина "Интерфейс". Когда винда подсовывает на каждый чих сообщение "а вы уверены?", пользователь привыкает клакать "да", даже не вчитываясь. И даже если в мозгу щелкнет "стоп! я совершаю ошибку!", уже будет поздно, руки уже выполнят привычный клик.

Так и с телефоном, я привыкла, что для включения сети надо нажать на кнопку wi-fi. Он загорелся - значит, сеть подключилась. Появился там какой-то значок вверху или нет - пользователю неважно, он посмотрит туда раз, два, три, а потом перестанет.

Вообще, по хорошему, если я подключилась к wi-fi, телефон должен был показать список сетей, к которым я могу подключиться, раз он не нашел ту, к которой я подключалась ранее. Он это не сделал и это уже ошибка с точки зрения usability. Пользователь привык к такому подходу, если он подключился к сети, значит, телефон должен подключиться, предложить список сетей или выдать ошибку "я ничего не нашел".

Далее я вошла в настройки синхронизации и нажала "синхронизовать контакты". И опять же, телефон ни слова не сказал. Он просто 3 часа усиленно делал вид, что что-то делает!

Взгляните на этот экран с точки зрения пользователя. При нажатии на "контакты" там появился значок синхронизации, значит, она запустилась. А в верхнем "выезжающем"меню wi-fi включен, так что не так?


Очевидная проблема?

Для айтишника - да. Что тут гадать, сверху не появился значок wi-fi, значит, что-то не подключилось. Но для простого пользователя очевидного мало.

Чтобы сделать интерфейс дружелюбнее, достаточно было хотя бы вывести сообщение об ошибке "не могу включить синхронизацию, потому что не нашел сети. Подключитесь к интернету и попробуйте еще раз". И не надо рисовать значок "я что-то делаю", когда ты ничего не делаешь, это только вводит в заблуждение!

В идеале при нажатии на "синхронизовать контакты" система должна была предложить, к чему подключиться, к wi-fi (с перечислением сетей) или по мобильным данным. Это еще дружелюбнее, чем сообщение об ошибке.

Как видите, вариантов реализации более дружелюбного интерфейса может быть несколько. Уверена, что тестировщик, занимающийся usability профессионально, придумал бы что-нибудь получше. Я предложила варианты, которые устроили бы меня с точки зрения пользователя.

И я хочу напомнить коллегам - всегда помните о пользователях! Проводите тестирование в "их шкуре", выполняйте их задачи, действуйте как простой обыватель!

Ведь если тестировщик проверяет новый телефон, он держит в уме, что еще ничего не настроено. Он будет значит, что надо пойти в настройки и выбрать сеть. Но стоит поставить себя на место пользователя и ситуация изменится - мы подключаемся к интернету на автопилоте и в жтот момент не помним о том, что телефон уже новый и он еще не настроен.

Это тяжело, знаю по опыту. Зная свою систему как 5 пальцев, сложно представить себя неопытным пользователем. Сложно, но крайне важно. Учитесь замечать такие проблемы, вначале вокруг, а потом и у себя в приложении!

PS — добавила пост в общую копилку багов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий