пятница, 29 ноября 2019 г.

Меняем привычки. М.Дж. Райан


Ссылка на OZON

Интересная получилась книга! Хотя вначале я была настроена скептически, устала уже читать всякие мотивашечки, сводящиеся к «сядь и сделай!».

В первую очередь восхитило оформление. В книге всего 81 совет. Слева цитата, которую надо говорить себе, справа небольшое описание: откуда цитата взялась, как она поменяла чью-то жизнь...


Плюс куча разделов, а это еще 2 практически пустые страницы. Классное оформление! Кто-то может сказать, что проще было написать 1-2 статьи, чем книгу. Но книгу можно продать, она повышает авторитет (а автор занимается консультированием, ей это на руку!). В общем, книга небольшая. Но мне понравилось оформление, и читается быстро.

Фишка в чем? Читаешь книгу, выбираешь фразу, которая может помочь тебе в жизни. Например, улучшить отношения в семье, смириться с неудачами на выбранном пути, подавлять вспышки агрессии... И начинаешь эту фразу повторять. Потому что многократное повторение позволяет ей закрепиться в мозгу и исправить поведение.

Причем автор противник фраз из серии «я уже стал таким, каким хочу быть» — например, «я не боюсь», «я сильный» и прочая. Она считает, что мозг понимает, что это ложь, поэтому от такой фразы толку мало.

Так вот, исходно я не ожидала много от книги, но там куча интересных и правильных цитат!


Чье это дело?

Помогает в выстраивании отношений, особенно в семье, особенно с детьми )) Писательница Байрон Кэйти утверждает, что в мире всего 2 вида дел:

  1. Дело Божье (наводнения, землятрясения...)
  2. Ваше дело (вы сами и ваша реакция на то, что преподносит жизнь)
  3. Их дело (с этим должны справляться другие)
Повторение цитаты помогает тем, кто ощущает ответственность за поведение других. Кто выполняет чужую работу, принимают слишком близко к сердцу недостатки коллег... 

Самому автору цитата пригодилась, когда дочь-подросток столкнулась со своими подростковыми проблемами. Да, поддержать ребенка надо. Но решать проблемы за нее — нет, спасибо тебе не скажут (бывают исключения, но ведь и шишки надо самому набивать)



Отсутствие обороны — лучшая защита

Лучшая зашита — нападение. И это бывает первой реакцией, когда на нас ругаются или указывают на наши недостатки. Однако иногда лучшей защитой оказывается отсутствие обороны.

Если кто-то говорит, что вы его обидели, надо просто извиниться: «Извините, я не хотел вас обижать». Ведь если кто-то считает себя обиженным, таково его понимание действительности, с чем бесполезно спорить. И чем сильнее вы обороняетесь, тем сильнее обида в создании оппонента. А дальше уже бесполезная перепалка «Вы это сделали / нет, не делал».

Автор говорит о том, что это полезно руководителям. А я могу добавить, что такая фраза крайне важна для тренера!

Потому что бывает такое, когда студент недоволен фидбеком. Или вообще заданием — у него не получается, он идет возмущаться в чат, что задание плохое и вообще все плохо. Иногда сразу с агрессии начинается. И сразу хочется рассказать ему, как он неправ.

А в идеале тренер должен всегда быть спокойным. И если ему говорят, что он хамит — надо извиниться, потому что сообщения в скайпе (ну я рассматриваю свой вариант обучения, онлайн, где общение в скайпе) можно воспринимать по разному, там же эмоций не видно.

Я вот вспыльчивый человек, поэтому у меня есть помощники на курсах ))) Я знаю свои слабые стороны и стараюсь их компенсировать. Я умею учить, я умею рассказывать, но не умею работать с людьми. Явно нужен кто-то, кто умеет!



Если б они могли — они бы сделали

Руководители иногда жалуются автору книги на подчиненных — «Я все время прошу проявлять больше инициативы / рассказывать мне о проблемах / чем-то еще, но они этого не делают!».

В итоге руководитель бесится от тупости сотрудника, но тот по каким-то причинам сделать запрошенное не может. И если вы говорите одно и то же, а поведение не меняется — значит, вы зря теряете время. Если бы они могли сделать то, о чем вы попросили, уже давно бы сделали.

Вместо повторения одного и того же нужно обсудить вместе с человеком вопросы из серии «Ясно, это не работает. Что еще мы можем предпринять?», или «Как мне помочь понять тебе это?».

И тут тоже мне сразу вспоминается обучение. Как часто студенты пытаются понять, и не могут. И можно писать один и тот же комментарий, пока не поймет, или заходить с другой стороны, выводить на разговор, и прочая-прочая.

В общем, для тренера вторая маст-хев фраза на повторение: «Если бы они могли, они бы уже это сделали». Раз не могут, надо помочь смочь.



Сначала заголовок

Некоторые настолько витиевато выражаются, что до последнего попмента непонятно, что им надо вообще. Одному такому клиенту автор посоветовала такую фразу: «сначала заголовок».

То есть он должен был перед длинной речью остановиться и подумать о том, что хочет сказать. Это как у каждой статьи в газете есть заголовок, который несет основную мысль. Именно ее и надо вначале озвучить, а потом уже объяснять.

Заодно это помогает не соскакивать с темы )))) Если ты обдумал, о чем хочешь говорить, то именно об этом и будешь вести разговор.



Доверяйте своему внутреннему GPS

Это совет о том, что надо верить своей интуиции. А то бывает так, что на собеседовании кандидат всем хорош, но что-то тебе не нравится. Думаешь: что именно? Не понимаешь. Берешь человека, а потом не можешь с ним сработаться. Интуиция не подвела, стоило прислушаться раньше!

Автор сравнила интуцию с GPS в телефоне:

— Вы же доверяете GPS?
— Ну да.
— Вот считайте, что интуиция — ваш внутренний GPS.

У нас в компании тоже бывали похожие случаи именно на собеседовании. И теперь у нас есть правило — если кандидат чем-то не нравится, не берем. Даже если вроде идеально отвечает на вопросы, но «что-то не то», слушай интуцию. Потому что расстаться с человеком будет дороже, чем сразу отказать.



Когда приоритетно все — значит, не приоритетно ничего

Стандартный совет по тайм-менеджменту. Нужно научиться расставлять пиоритеты. И в один момент времени нужно выбрать что-то одно, а не все и сразу.

Именно поэтому иногда я забиваю на курс, потому что у меня забот навалом, сил не остается — но я делаю заходы к книге. Она в приоритете. Потом, когда появляются силы, приоритетом становится курс и я уделяю внимание ему.

Самое главное тут — не расстраиваться, что что-то «очень очень важное» опять отложил. Ну нельзя успеть все и сразу, нельзя! Смиритесь)))



Надо лишь сделать первый шаг

Еще более стандартное руководство для начинающих: «Начните!» Wink ;)

Но работает! Проблема в том, что людей пугает неопределенность. Они не видят всей последовательности шагов, не понимают, «как это будет». И кажется, что задача непосильная. А нужно подумать про первый шаг, и все. Потом про второй и так далее.

Да, есть дела, которые вы можете сразу спрогнозировать. Но есть и такие, где сначала непонятно, как оно дальше пойдет. И нужно начать и смотреть по ситуации.


Резюме


Книга неплохая. Читается легко, интересно.
Так как советы самые разные, то вы обязательно найдет что-то своё, что вам пригодится здесь и сейчас.

Во мне больше всего откликнулись «советы для тренеров». Хотя они для руководителей про подчиненных, но в связке «тренер-студент» тоже работают. Так как я в декрете и по работе у меня только эта связка, применила прочитанное к ней.

В целом рекомендую. Интересно. Даже с учетом кучи прочитанных книг по тайм-менеджменту ))


PS - Добавила книгу в общий список прочитанных мною книг.

Комментариев нет:

Отправить комментарий