вторник, 10 мая 2016 г.

Развитие интенсива-22


Подводим итоги проведенных двух линеек моих курсов (короткая + длинная версия) для начинающих тестировщиков. На курсе студентов, которые прочитали Савина и теперь наивно считают, что тестирование — это легко и просто, бросают в реальный проект, дают теорию и реальные задания (написать чек-лист, найти и поставить баги).

Полезные статьи для студентов с прошлой подборки, переводы исследовательских туров:
Тур одинокого бизнесмена
Тур супермодели
Тур «Второй бесплатно»

За прошедшие 3 месяца было немало и историй успеха от выпускников, свежевыпущенных и не только:
Поздравляем Алесю и Александра с новой работой!
Поздравляем Олега с успешной работой на позиции тестировщика!
Поздравляем Ратмира и Нелли с новой работой!
Поздравляем Наталью с новой работой!
Из джуниора в ТМ за год!

Посмотрим на отзывы ребят. Если надоело читать просто отзывы, можно проскролить вниз до следующего заголовка, или поискать глазами курсив — я в некоторых местах отвечала на отзыв :)

Трехнедельная версия


Екатерина Корнелюк 
Курс замечательный. Практичный и  интенсивный,.Учителя ответственны, организованны, работают не жалея сил и времени ( вплоть до глубоко неурочных часов, если студент остро нуждается в помощи), мотивируют и вдохновляют, Большое спасибо!!!


Анонимно
От курса, как и, наверное, все, ожидала получения и закрепления практических навыков. Действительно, стресс-обучение дает прекрасный результат. После всех бессонных ночей и биений лбом об стену весь негатив испаряется сразу после сдачи домашнего задания и появляется чувство "да это же элементарно, я всегда это знал, прям родился с этим навыком". Где-то в середине курса было ощущение "я не справлюсь, но главное же не победа, а участие" - вот не поддавайтесь ему, это плохое, негодное ощущение)) И самое главное: в середине курса мне пришлось в срочном порядке выйти на место единственного тестировщика на своей работе, и однозначно заявляю, что только благодаря полученным знаниям я сориентировалась и подхватила процесс.

Наталья Ткачева
Вот и прошли три недели интенсива для начинающих тестировщиков. При выборе курса главным критерием для меня было большое количество практики – и, надо сказать, мои ожидания полностью оправдались. Мы тренировались на реальном проекте – искали баги, писали тест-кейсы и чек-листы, тестировали документацию, находили классы эквивалентности и границы, проводили регрессионное тестирование. Впрочем, хоть в описании курса и сказано, что теории будет мало – ее тоже было достаточно. К каждому уроку, кроме видеолекции, давались дополнительные материалы. Но основной упор был все-таки на практику. 
Еще одно преимущество этого курса – выпускники, помимо приобретения новых знаний и практических навыков в сфере тестирования, прокачали скилл самостоятельного мышления. Тренеры никогда не давали готовых решений – они отвечали таким образом, чтобы ученик сам додумался до верного решения с помощью здравого смысла, логики, чтения дополнительных материалов, гугла и умения задавать правильные вопросы. Честно говоря, порой это раздражало – когда спрашиваешь, почему тренер отклонил задание в десятый раз, и получаешь ответ: «Пересмотрите лекцию». Да я уже пять раз смотрела!!! Уже наизусть скоро выучу!!! Ладно, иду пересматривать в шестой раз, хотя вряд ли увижу что-то, что поможет мне сдать домашнее задан…  Ой, да вот же ответ, вот тут разъясняется, что я делаю не так – как я это пропустила?! «Тестировщик должен быть внимательным», – неустанно повторяли в скайп-чате тренеры, и, надеюсь, я усвоила этот урок. 
На домашние задания действительно уходила уйма времени, некоторые из них я пересдавала чуть ли не по двадцать раз (хотя некоторые, к моему удивлению, удалось сдать с первого раза). Так что мой совет тем, кто планирует записаться на курс: хорошо подумайте, сможете ли вы совмещать обучение с работой. До конца курса доходят не все – в нашей группе больше половины участников не смогли выдержать таких нагрузок. Я просто не представляю, как справляются участники недельного интенсива, когда на каждую тему отводится всего один день. С другой стороны, после такого экстремального опыта дедлайны на работе будут уже не так страшны. 
В общем, я получила от курса то, что хотела – приобретение практического опыта и понимание многих важных вещей. Чем занимаются тестировщики, почему тест-кейсы нужно писать так, чтобы выполнить их смог даже школьник, что такое баги и как их искать – это и многое другое я узнала за три недели интенсива. Уверена, что полученные знания и навыки мне еще пригодятся.
Подсказка — можно не идти пересматривать в шестой раз, а переформулировать вопрос ;) Как это сделать, есть отдельная статья, если вместо "что не так?" задать конкретный вопрос и показать, как сам пытался ответить, иногда вопрос отпадает сам собой, иногда отвечают коллеги, иногда тренер. 

Анонимно
Я пришла на курс с нулевой подготовкой. Начала только читать книгу Савина, но в середине бросила, так как поняла, что он пишет о практических вещах, которые надо видеть глазами, чтобы усвоить. Поэтому я пришла за практикой, а также - для того, чтобы понять, подходит ли мне такая профессия, и подхожу ли я ей.  
Получила базовые (наверное) знания, много практики, а кроме того, возникло много-много вопросов, на которые как минимум понятно, где искать ответа.  
Не хватило доведения до автоматизма полученных навыков. Хотя бы некоторых. И какой-нибудь демонстрации сессии поиска багов хотя  бы по одному из туров.
Мне давно предлагают сделать «нормальный» курс, не интенсив, а достаточно времени. Но просто нормальный мне неинтересно, у нас на портале уже есть шикарный курс от Наташи Руколь, зачем дублировать? Но после чтения последних книг появились идеи насчет версии «наподольше» Wink ;) 


Скуратович Андрей

Целенаправленно искал курсы для начинающих тестировщиков, где было бы больше практики. Т.к. небольшие теоретические знания уже были. Как и ожидал, получил массу практических знаний и навыков в сфере тестирование.  
В первые дни было очень тяжело, т.к. ты вроде бы понимаешь принципы тестирования, создания тест-кейсов и чек-листов (после прочтения Р. Савина), а практика показывает обратное. И ты в полной растерянности, что у тебя что-то не получается, начинаешь думать куда копать, заново разбираться ещё и ещё раз. 
Но зато после долгих поисков ответов на свои вопросы, после десятка попыток сдать ДЗ, ты начинаешь понимать, как применять теорию на практике.
После ДЗ6 учеба идет легко и непринужденно (в отличие от первых, на которые тратил по 12-15 часов в сутки). 
ДЗ6 и образ Марии - это нечто. Ты начинаешь бояться приступать к этому ДЗ, ведь "это настоящий работодатель". Само задание не архисложное (во многом благодаря подсказкам в течении курса). 
Вначале меня курсы немного напрягали: ты что-то не понимаешь, просишь о помощи, но тебе не выкладывают ответ на твой вопрос, а дают только подсказку, и ты опять начинаешь все перекапывать, искать и разбираться. Времени в начале курса уходило очень много. Но потом, и ты уже лучше начинаешь понимать намеки тренеров, и практических навыков уже чуть больше. По итогу понимаешь, что это очень хороший подход (не прямого ответа, а лишь подсказок) для того чтобы вникнуть в тему (от обучаемого нужно усидчивость и стрессоустоичивость).  
В целом, все понравилось!

Золотарев Михаил

Курс оправдал все ожидания! В нем дают реальные практические знания.
До этого я просто почитывал учебник Канера, и все равно понимал что, чтобы получить опыт тестирования ПО, придется потратить минимум полгода, и так и не получить даже минимума нужных навыков. 
А здесь на курсах вас сразу переводят тестировать реальный проект.
И по началу - это настоящая "адская кухня"!)  Практики много, задания нетривиальные. Сложно? Да, но пройти это все вполне возможно. 
На первых занятиях трудно психологически, но как говориться "это учение сложно, но это лучшее учение, которое может быть". 
Трудности закаляют и хорошо подготавливают к реалиям командной работы над настоящим проектом. 
Если вы решили попробовать себя в роли тестировшика, то этот курс то, что вам нужно.Тут есть возможность попробовать свои силы в реальном проекте. Вам сразу поручат реальное дело, и никаких поблажек! Вас ждет "полное погружение в мир реального тестирования", где никто не гладит по голове, а требуют реальных результатов. И если вам хватит моральных, интеллектуальных и физических сил, то в награду получите бесценный опыт, новые знания и четкую картину в голове, что это за зверь такой — "тестирование". И поверьте - это очень увлекательно!

Анонимно
От курса ожидала получения базовых знаний о тестировании, погружения в "живой" процесс. Хотелось понять, подходит ли мне это. Получила даже больше, чем ожидала.

Донсков Александр

После прохождения 3-х недельного курса я очень рад, что не пошел на недельный, пока что в голове не укладывается, как это все можно пройти за неделю! На курс пришел, как я считал, подготовленным. Прочитал Савина, просмотрел лекции Портнова и Техносферы. И ждал что будет довольно просто. Мои ожидания в этом плане точно не оправдались. «Смотреть и читать», не одно и тоже с «делать самому». 
Другим моим ожиданием было получение практики. Вместо этого я получил ОЧЕНЬ много практики! Притом все привязано к различным направлениям тестирования, от составления тест-кейсов и чек-листов, до поиска багов в реальном проекте и тестирования документации. 
 Постановка мозгов на курсе… По этой теме можно писать диссертацию! Когда 8 часов ходишь и задаешь себе лишь один вопрос – «что делает система?» И лишь на девятый час приходит озарение! Когда сдал домашние задания  (ДЗ) №1-3 я был просто в эйфории!  И это меня подвело. Следующим ДЗ, которое сумел заставить себя сдать было только ДЗ-7.  Это интенсив и расслабляться на курсе НЕЛЬЗЯ!  Догнал с трудом.)) 
Получил отличную практику по поиску багов в реальном проекте. Когда 3 дня правишь баг, чтобы в нем все было идеально, а затем… его закрывают! Ощущения непередаваемые. И в тоже время один из лучших уроков реальной практики, который я получил. Сейчас, когда курс пройден, я радуюсь, что все это произошло во время учебы, а не во время работы. 
Из остальных заданий больше всего запомнилась конечно же Мария! Сколько раз я «бился головой о стены» после ее ответов уже и не вспомню. Но лишь когда тебе зачтут ДЗ, ты понимаешь, что все было легко, нужно лишь подумать и правильно сформулировать вопрос. 
В итоге хочется сказать тренерам  СПАСИБО!


Анонимно

Ожидал от курса погрузиться в мир тестирования, научиться правильно составлять тест кейсы, находить баги, получить знания в этой области и расширить их. 
Ожидания оправдались, но в несколько иной форме. Курс получился очень напряженным и нервным для меня, требования были очень высоки, когда ожидаешь услышать совета от тренера, тебя отправляют дальше биться самому и искать ответ. Тут идет вдалбливание информации через огромное количество ошибок, допущенных самостоятельно. В редких исключениях, конечно, советы давались. 
Иногда не хватало взаимопонимания с тренером, из-за извращенной подачи информации.

Дмитрий Мохов
Не прошел до конца трехнедельный курс.  
Просто перестал делать задания, тем самым избавив себя от не пойми откуда берущегося гнева и возмущения. 
Курсом полностью доволен. Большую часть того, что узнал и отработал, использую в повседневной деятельности.  
Спасибо организаторам, оно определенно того стоило.

Анонимно

Ожидал на практике познать что ожидает меня в будущем как тестировщика, трезво оценить свои силы, понять могу ли я этим заниматься. Как результат узнал много нового о процессе тестирования, не всегда приятного, получил небольшие практические навыки.

Анонимно


Тренеры - герои! Это непросто - отвечая на вопросы, продвигать учащегося к истине по чуть-чуть, чтобы думал сам. Очень приятно было, что есть "онлайн-проверки" для сидящих над задачами поздними вечерами. Чувствовалось желание именно научить, отдельное спасибо за железное терпение и внимательное отношение к нашим "несчастьям", Ольги работали с отдачей.

Анонимно


Появление новой темы примерно раз в 3 дня для меня было подходящим темпом. Это позволяло поработать и со старыми зависшими заданиями, и в новую тему втянуться. Не знаю, как выжили те, кто проходил всё то же самое за 1 неделю :) Наверное, можно, если нет детей и рабочая загрузка невелика. 
По поводу управления ходом событий - порадовали ответы на вопросы в скайпе практически сразу же. Где надо, тренер подгонял, подсказывался уровень сложности заданий, были советы по очерёдности выполнения - это помогло сохранить рассудок :))

Анонимно
От курса ожидал получение опыта на реальном проекте, под руководством наставника. Чтение книг, форумов и т.п. источников вещь полезная, но практику не заменит. Начинать фрилансить, имея за плечами только теорию тоже тяжело. Это сродни тому, как заставлять себя начинать заниматься спортом дома. В спортзале – шансов на успех больше, когда оплатил абонемент и вокруг себя видишь таких же как и ты «спортсменов» :) 
Знакомые мне очень советовали пройти этот курс, т.к. здесь можно будет в сжатые сроки получить начальные навыки в профессии тестировщика. В моём случае, курсы были лишь частью подготовки к устройству на работу, поэтому их интенсивность оказалась очень кстати. 
По горячим следам, оглядываясь на пройденный нелёгкий путь оцениваю курс положительно. От его компактности, конечно в голове сейчас каша и позднее, надо будет выделить время и переосмыслить некоторые моменты, сопоставить с другими источниками (потому что не все казалось логичным,  что-то недопонял, что то вылетело из головы). Но, сравнивая первые варианты ответов на задания и те, которые были приняты, сразу понимаешь, что работа проделана не зря.  
Неприятно удивило, НАСКОЛЬКО тяжело мне было искать баги: смотришь как баран на новые ворота – всё ж работает! Потом проходит время (в раздумьях, в гуглах, в багтрекере смотришь кто что нашел), находишь что-то похожее, начинаешь описывать, сомневаться, переписывать, обосновывать… На это уходит очень много времени и остается неприятный осадок. Будто ты весь день старался, слушался, а тебе вместо конфеты с шоколадной начинкой дали неприкольную дешеванскую с белой… Неужели так будет всегда? После этого, смотришь материалы уже другими глазами и понимаешь, что копилка багов имеет смысл, и анекдот про 2 яблока и 2 бага тоже имеет смысл (обменявшись яблоком с коллегой, у вас остается их по одному, а обменявшись багом – у вас их уже по два). И понимаешь, НАСКОЛЬКО важен здесь опыт. 
Теперь самое главное закреплять все это на практике и без горячки. 
Чего не хватило? На самом деле многого, но я понимаю, что все не впихнешь в 3 недели (а тем более в недельную версию). Я воспринимаю курс именно как хорошее, основательное введение в профессию. Вряд ли можно рассматривать сертификат о его прохождении как аргумент квалификации. Это скорее подтверждение личных качеств – человек способен проявлять настойчивость в освоении новой профессии и есть надежда, что из него выйдет хороший специалист.

Старчиков Егор
Это был великолепный курс! Хотел реализму и жизненных примеров - получил их вагон! Невероятный ощущения! Стресс, злоба, непонимание, отчаяние, чувство одиночества, апатия, первые признаки фрустрации! Я испытал слуховые галлюцинации от недосыпа (решал задачи строго с 10 утра до 4-х ночи без перерыва всю неделю). А потом сдача первого ДЗ и все как по маслу! Это как прыжок с парашюта) Только без парашюта. 

Анонимно
От курса ожидала структурированности знаний (начальных) в области тестирования, что, собственно, и получила.  
Курс хорош тем, что короткий и интенсивный. Нагрузка недельного курса распределена верно.  
По темам - очень понравилась статья про туры для поиска багов.
Для начинающего тестировщика и тех кто хочет им стать очень советую данный курс.

Анонимно
К сожалению, тот момент (и подобные), когда Ольга Алифанова не смогла дать комментарии по работе дадаты, сославшись на то, что она с ней не работает - оставил осадок :( 
Разработчик, вернее, тренер в роли разработчика, должен отыгрывать роль как следует.
На самом деле такое вполне возможно — у вас есть тест-менеджер, ему показываются тест-кейсы, чек-листы, на него вешаются баги, от него вы получаете первичный фидбек. А уже причесанное отдается разработчику. Все мы люди, и тест-менеджер может чего-то не знать, поэтому мы идем напрямую к разработчику или аналитику (то есть ждем меня). Оля, как и я, читает весь чат целиком и старается отвечать оперативно. Если у нет нужных сведений, она так и говорит, чтобы студент не сидел перед компом в ожидании ответа (тренер то на месте). Скажу по секрету — я с дадатой тоже не работаю Smile :) У нас есть отдельный тестировщик на ней. Да и потроха там немаленькие, ответы на некоторые я сама ухожу узнавать у коллег.

Анонимно (тот же студент, что и прошлый отзыв)
Курс оправдал все ожидания. Мало теории, много практики. С первого же дня погружаешься в работу тестировщика. Первое время было сложно ориентироваться среди огромного количества материала. Множество ссылок, статей, все в разных местах. Но считаю это большим плюсом курса, умение находить информацию - действительно полезное умение! 
Отдельно стоит сказать о сдаче заданий. Очень точно в посте на FB https://www.facebook.com/groups/1455936331372188/permalink/1540341482931672/ описаны состояния: отрицание, гнев, депрессия, и другие. Когда сдаешь тщательно продуманный ответ на задание, думаешь только - "ну вот сейчас-то я уже всё, что могла, нашла, больше уже просто нечего", а потом задание возвращают, да ещё и с комментарием: "читайте лекцию", да ещё и в пятый раз — просто опускаются руки. Но потом, приняв ситуацию, собираешься с мыслями, и снова переделываешь, и ведь находится действительно что-то ещё, и классы новые отыскиваются, и формулировки новые придумываются! И получив заветный комментарий "Отлично!", чувствуешь гордость за себя. 
В этом курсе действительно нужно преодолевать себя. И физически, на задания требуется много времени, и морально — комментарии тренера редко с первого раза наводят на нужную мысль, чаще всего приводят в недоумение "да что не так-то на этот раз?".  
Курс хорош тем, что даёт представление о том, что такое тестирование и с чем его едят. Методы обучения хороши тем, что дают возможность думать над тем, что ты делаешь, какие вопросы задаешь. 
Немного о минусах. При работе с тестовым стендом тренеры выступали в качестве разработчиков. Однако не отвечали на вопросы о том, как должна работать система, ссылаясь на то, что они с данным сайтом не работают. Я думаю, что это всё-таки упущение. Тренер должен знать продукт, с которым работают студенты, иначе вызывают недоумение ситуации, когда баг не засчитывают, и при этом тренер не знает как это должно работать. И при этом никакой спецификации нет. 
Второй минус - на сайте http://testbase.ru/learn было указано, что тренеров будет два: Ольга Киселёва (7 лет работы тестировщиком, 1 год работы тренером) и Павел Абдюшев (11 лет работы тестировщиком, 5 лет работы тренером). На деле с нами абсолютное большинство времени работала Ольга Алифанова, которая в тестировании всего лишь год и с тестируемым проектом не работает, но иногда возвращает баги именно из-за незнания/непонимания принципов работы системы. 
Третий минус - на мой взгляд неравномерно распределена сложность заданий. После знаменитого ДЗ 6, и примерно таких же непростых предыдущих заданий, идут задания, которые в разы проще. Возможно, стоит последние задания как-то усложнить или добавить материала к последним лекциям и сделать ещё парочку заданий. 
В заключение хочу сказать, что курс оказался полезным и интересным. Я рада, что решилась пройти его. И рада, что дошла до конца. Тем более, что мне действительно понравилось тестировать! Спасибо Ольге Киселёвой и Ольге Алифановой за оперативные ответы, терпение и бурю эмоций от курса!
А спецификации часто нет, привыкайте :-) Полной и подробной...

На сайте написано, что Павел — «воскресный папа», появляется редко. Но через парочку курсов, думаю, правда добавлю туда информацию про Олю, а про Пашу уберу или напишу про бонус, «если вы на него попадете». Павел занятой человек =)

Сложность заданий такая из-за недельной версии — первые три темы жесть, потом попроще, чтобы все успеть. Для трехнедельников подумываю о новых заданиях, необязательных, потому что ребята все равно жалуются на нехватку времени, им легкие задания на руку. Но необязательные — подумаем, подумаем, спасибо :)

Татьяна Бунто

О тренерах
В нашей групе было 2 тренера: Ольга Киселева и Ольга Алифанова. Обе практикующие тестировщицы. В чате больше отвечала Ольга А. Понравилось то, что Ольга приводила много примеров из своей работы, в ответ на наши вопросы и комментарии.  
Не понравилось то, что на многие вопросы был ответ "А почему это должна делать система. Не должна". Хотелось бы более обоснованных ответов. Это касается Дадаты и работы с данной системой.
Вполне логичное замечание, спасибо :) Присматриваемся к своим ответам. Но, если непонятно "почему не должна", можно продолжить дискуссию. Правда, обычно это ответ на космолеты из серии «все нормальные сайты ставят баннер на входе, почему дадата так не делает?», но, помимо обоснование "не должна" нужно и обоснование "почему должна?". Задачи ради задач мы не принимаем =)

Насколько полно раскрыта тема — 3/5

Такую оценку ставлю после курсов Алексея Петрова, где с 1 до последней лекции прослеживалась связь с предыдущими. На данном курсе этой связи не хватило. Каждая тема как будто существовала сама по себе, вот тест-кейс, вот чек-лист, вот классы эквивалентности, еще баги поищите.  
За 3 недели хотелось понять как это все взаимоувязано в рамках работающего проекта. Не абстрактно: составьте тест-кейс, потом забудьте про него, потом поищите баги, и про них забудьте.  
Возможно стоит добавить составление отчетов о тестировании, понимания что за чем идет: тестирование документации, план тестирования, на основании него искать баги и т.д. 
И очень много времени тратится на формулировки. Мы же не на курсы русского языка пришли, оптимизировать фразы можно до бесконечности. Может стоит сделать отдельный курс ""Грамотный тестировщик"", например? Из-за этого возникает отторжение к тренерам. Даешь почитать людям на работе, они все понимает, дома все понимают. А по мнению тренеров надо еще раз 5 слова местами поменять. 
В целом понравилось?
Ольге Алифановой спасибо! За интересные истории, поддержку и ответы на вопросы. Ставлю "четверку" исключительно из-за структуры курса (см.выше).  
Шла я затем, чтобы понять нравится мне тестирование или нет. Поняла, что надо найти область, в которой хочешь работать и что именно тестировать и от этого отталкиваться и развиваться в ней. Поскольку навыки, требуемые для тестирования банковского ПО и игр, будут отличаться. 
Поняла, что в тестировании мне будет не хватать живого общения с людьми, 8 часов в день кратко формулировать свои мысли в джире мне будет сложно, потому что по натуре краткость сестра не моего таланта и мне требуется много говорить с людьми.  
Но огромным плюсом стали новые знания (из ДЗ 5 я узнала про домены и электронные ящики столько, сколько не узнала за весь университетский курс IT). И умение четко, кратко и ясно доносить свои мысли в письменной форме до других людей (над этим еще работать и работать, но начало положено). 
Тема тестирования мне по-прежнему интересна, и я буду продолжать развиваться в этом направлении и скорее всего найду именно ту работу, которую ищу!"

Общий отзыв для публикации
Идя на курс, я хотела понять, что из себя представляет тестирование изнутри. Потому что теорию можно читать и изучать бесконечно долго, а для того, чтобы понять твое это или нет, нужна практика. Практику я получила на 100%. 
Тестирование реального ресурса - это большой плюс данному курсу. 
Не смотря на то, что курс 3-х недельный, времени на выполнение ДЗ не хватает катастрофически (с учетом того, что на работе ДЗ периодически доделывала). Так что за 3 недели я оторвалась от социальной жизни, все вечера занималась тестированием. 
Детально по каждому аспекту напишу в формах, приведенных ниже.

Олег Грицкевич
Ожидал и вообщем-то получил реальные практические навыки. Понравилось то, что это был не просто курс а именно тренинг. Мало, конечно, внимания проверки д.з. и вопросам в чате уделяется на выходных. Особенно это напрягает в конце курса, когда именно на выходных после работы досдаешь хвосты. Не очень нравится мне стиль статей, Вы уж извините, на мой вкус я бы делал более структурированно и сжато. Материалы для для тренинга одно, а блог другое. 
Понравилось то, что на курсе получается полное погружение.Хотя было не легко - чтобы справиться приходилось читать чат на ходу, по дороге  на работу стоя на 1 ноге в переполненном автобусе или метро. Вообщем-то осилить все можно. Иногда требовалось много попыток. Отличное тренировочное задание с Марией. Опыт и знания получил, буду двигаться дальше. Спасибо за терпение тренерам и шутку про "бедных зайчиков, которые не могут зарегистрироваться"...
Срок проверки ДЗ на трехнедельном курсе — сутки. В будние дни бывает быстрее. Но оставлять хвосты на выходные (особенно последние) не рекомендую :-)

Заварская Юлия

Ожидала абсолютного погружения в тестирование, сопровождающееся немалым объемом новой информации, азартом, мозговым штурмом, развитием логики и внимательности. 
Получила всё то, чего ожидала, но выход из зоны комфорта был более значительным, чем я рассчитывала. Периодически возникало желание нажать кнопку «Исключить себя с курса», чтобы избавиться от недоумения, которое рождали комментарии тренера по поводу, как мне казалось, моего идеального варианта ДЗ. Кроме того, "знакомство" с Марией... Тяжело было справляться с негативом, который появлялся то ли из-за необходимости общаться с этой эфемерной Марией, то ли из-за злости на саму себя от невозможности понять, что от меня требуется... (Справиться с этим помог спорт: тренер по теннису особенно хвалил силу и точность моего удара в эти дни :)) 
Чего не хватило? Из-за 10-часовой разницы во времени с Москвой, весь курс меня не покидало ощущение, что я всё время отстаю, поэтому отвечу, что мне не хватило времени (хотя формально, времени хватило, но этот режим погони меня выматывал и часто мешал сосредоточиться). 

Анонимно

Выполнение ДЗ с первого раза - нет, со второго - нет.....с тысячного -да! И понимаешь, что не зря столько раз пересдавал. Окончательный (зачтенный) вариант далек по  правильности от первого)
Анонимно
Сам формат тренинга на 5+!!!! Лекции короткие, дополнительного материала много, читать его интересно, домашние задания полностью практические! За скайп-чат отдельное спасибо!

Анонимно
Пожалуй "5", не смотря на то, что мне потребовалось несколько дней, чтобы справиться с раздражением от необходимости каждое утро читать по 200-400 не всегда информативных сообщений в чате (но так как это было следствием 10-часовой разницы во времени, то это частный случай, который не следует принимать во внимание).
Анонимно

Очень помогал групповой чат. Поскольку студенты с очень разной подготовкой, из чата я получила много дополнительной информации  (и много дополнительных тем для дальнейшего изучения).

Анонимно

Очень удобный для занятых людей формат. Всё и всегда доступно, быстро, я почти все задания выполняла ночью и утром уже получала ответ от тренера. 
Мне понравился тест в первой теме, жаль, что в остальных не было таких тестов из серии "Проверь себя". Слушаешь лекцию - кажется всё супер-понятно, потом переходишь к тесту - опа, будто и не слушал. Пересматриваем ролик по новой, обращаем внимание на детали. У Савина в книге для меня аналогичной проверкой "укладывания" теории были вопросы в конце разделов.

Спасибо за отзыв! Подумаем, сделаем :) Тест появился пару курсов назад, для облегчения жизни, рада, что он понравился :)

Анонимно


Лекции довольно краткие, но в курсе и был заявлен упор на практику. Всё, что нужно, нагугливается или содержится в предложенных статьях/книгах. 
Единственный момент - не слишком удобно "собирать" информацию, но об этом также предупреждалось. Было бы прекрасно иметь некий сервис поиска по ключевым словам по всем материалам курса.

А он есть! http://testbase.ru/ же Smile :)

Анонимно


Тренеры креативны и явно фанаты своего дела в самом хорошем смысле. Приятно учиться у тех, кто любит свою профессию. Замечательные живые примеры в статьях Ольги Киселёвой на блогспоте. ДЗ 6 - очень любопытно, только я бы сделала Марии свой аккаунт для ответов в СДО - с устрашающим фото, для большего погружения :) 
Как человеку из другой области, без технического образования, захотелось иметь некий словарь терминов, используемых на курсе. Конечно, можно всё нагуглить, но определения везде даются разные. Особенно здорово было бы добавить английский вариант ключевых терминов. Например, как сделано в теме 4 (п. 4.1 и 4.2). Дабы они не пугали новоявленных соискателей со страниц описания вакансий.  
Отличная мысль! Надо аккаунт второй, спасибо! А то уже и имя сменила, а все равно же тренеру пишут :)

Анонимно


Очень хороший курс, достаточно суровый и глубокий по содержанию. Шишки набиты, но и удовольствие получено, конечно же. Буду скучать по этому квесту!
Удачи и дальнейшего развития дела сего замечательным тренерам!
Анонимно


Единственное — все-таки хотелось бы, чтобы в задании с Марией ответы каким-то образом указывали, в правильном ли направлении движется ученик, верные ли вопросы задает, есть ли среди его проверок правильные и т.д. А то меня при выполнении этого задания сильно обескураживал тот факт, что я не могла понять - то ли мне нужно немного подправить мой чек-лист, то ли основательно переделать, то ли я настолько не туда зашла, что проще все удалить и начать заново.

Увы, нет, Мария уже не тренер. Поэтому она не будет писать "о да, ты задал 5 вопросов из 6, молодец!" или отвечать на вопросы из серии "а нет ли тут каких-то хитрых требований, что вы от меня утаили?

Как тренер отвечает на вопросы?

1. Если бы в описании курса не было предупреждения о манере тренеров отвечать вопросом на вопрос и т.д., я была бы удивлена их своеобразной манере общения. Но я была предупреждена об этом и спокойно приняла тот факт, что такие ответы на вопросы - одна из особенностей курса, побуждающая учеников думать самостоятельно.

2. Не сразу понимаешь, что тебе говорят, т.к. ждешь прямых ответов на свой вопрос. Но после того, как начинаешь понимать подсказки и толчки тренера в нужном направлении - становится намного легче :)

3. После того как привыкаешь к манере тренера отвечать на вопросы, работать с тренером одно удовольствие! На любой вопрос есть либо ответ, либо наводящий вопрос.

4. Когда привыкнешь к манере, то понимаешь что отвечают тебе очень хорошо. Но в начале курса из-за этого возникают сложности с пониманием. Боишься задать вопрос! Потому что уже заранее знаешь, что тренер в ответ сам тебе задаст вопрос.

5. Способ отвечать вопросом на вопрос импонирует. Это мотивирует думать головой, гуглить, возвращаться к истокам, искать снова и снова 10й раз прочитанные статьи :)

6. Возможно, что метод Сократа лучше останавливать на чуть более ранних стадиях, потому что бывает, что студенты уходят в ступор и теряют много времени.

7. Великолепно отвечают! Только наводящие. Так и надо. Иначе не научишься.

8. Главное что отвечает! Не всегда так, как ожидаешь, от чего запутываешься еще больше. Мысли в письменной форме формулировать задача не из легких. Но много раз попадала в ситуацию, когда размышляла, что же тренер имел в виду. При повторном вопросе возникало еще больше вопросов.

Как быстро тренер отвечает?

Иногда тренеров не было на месте, когда хотелось уточнить что-то. Но все ж мы люди, правда?)

VS

Тренер онлайн практически круглые сутки, в скайп-чате ответ всегда своевременно на любой вопрос - все на 5

Скайп-чаты


Студенты

ххх: спасибо за ваши переводы туров, они сильно облегчают поиск багов начинающему!)

Ольга: и-и-и Александр проходит во второй тур собеседования, то есть сдает Марию)
Ольга: прочитайте комментарий)
Александр: УРААААА!!!!)) Я еще ни одному сданному заданию так не радовался!))

ххх: Первая неделя обучения еще не закончилась, а мозг сломан. И удивительно, но мне нравится думать в свободное время не о судьбах мира сего, а о конкретных задачах, читать статьи, искать в поисковике новые.
ууу: Сломан напрочь, пытаюсь бороться с агрессией на “еврейский метод”. Терпения и мира всем)

ххх: тут нужно учитывать методику обучения. Тут никто ничего не поясняет, а еще больше вопросов дает.
ххх: вот и дается медленно и сложно
ууу: Ну вы ведь читали отзывы перед записью на курс? Я понимала, что так будет и хотела этого (знала, что буду тупить и злиться на себя из-за этого...).Но то, до чего я додумалась сама, гораздо надежнее закладывается в мою голову, в отличии от того, что мне разжевали...
ууу: еще совпало, что первая дз она еще и одна из самых сложных
ххх: Согласен, но не знаю насколько это эффективно.
Скорее у всех по разному, негативные эмоции при обучении не “комильфо”, вот наводить это клево.
“Попробуй то и это, это ближе  и бац! Понял!”
Тут посложнее)))
...
ххх:Девченки. Вы меня убиваете “вопросами на вопрос” … комментарий на д/з “Первый же шаг невозможно пройти. Что это за данные в скобках, куда их вводить, что это вообще?”
Я сократил первый шаг потому что так написано в типичных ошибках п.2.
Я от “еврейской методы” уже хочу голову об стену разбить…
...
ххх: Ну да. Но Я то начинающий … Я вообще сижу и сижу… И думаю что ж коварные от меня хотят

А думать не надо, надо вопрос задавать :) Но правильный, а не просто "вот все мое ДЗ, скажите что не так"

ххх (курс не окончил): Добрый день, не пошел я в тестировщики, слишком хорошую работу предложили мне рядом с домом.
Но Все равно спасибо за курс, многое он дал понять и прочуствовать на собственной шкуре!

ххх : ребята вот после просмотра лекций Портнова, нарвался на http://zhulik-portnov.blogspot.com.by/
ууу: Ну ххх, это же сеть, в ней столько субъективных мнений. Я не слушала лекций Портнова, узнала о существовании этого человека только здесь. Почитай отзывы о нашем курсе, там и про хамские ответы пишут и много чего еще......Если доживу до конца следующей недели, то тоже напишу отзыв. И он будет 100% субъективным
ххх: да я знаю много мнений много и лохотрона, просто скинул с вами поделиться на всякий случай
ххх: Наши курсы рулят!
ххх: тут просто о Портном хотел
ххх: Мало ли кто мигрировать тестером захочет чтобы были с инфой
ххх: а лекции кстати у него на ютьюбе ничего))
zzz: ххх, прочитала вашу ссылку про М. Портнова по диагонали и не до конца, абсолютно согласна с ууу. Я живу в 30 минутах езды от этой школы, школа дорогая (как и любое образование в Америке), результат сильно зависит от способностей и желания (собственно, как в любом деле), среди местных высококвалифицированных инженеров мнение о школе плохое, но эти же инженеры пачками отправляют своих жен в школу. И у меня есть подруги, которые благополучно получили работу после школы, а есть и те, кто так и не смог...

ххх: Я отзыв вечерком напишу, а здесь хочу всех ребят поблагодарить! За командную работу, ответы на вопросы!!! Олег, Татьяна, Сергей! Уже почти 3 недели позади, чуть-чуть осталось! Все получится!!!!!

ххх: Знаете, я все свои версии репортов для баг-трекера сохраняла в блокноте. Так вот, когда смотришь на первую версию отчета, которая казалась абсолютно понятной и обоснованной, а потом читаешь ту версию, что в конце концов подтвердили,  то все вопросы и недоумения пропадают.

ххх: Я старалась, но с учетом хвостов....(   Очень рада, что нашла этот курс, кладезь пользы и знаний. Точно теперь знаю, над чем работать. И мои подозрения, что я хочу в эту профессию подтвердились. Проявила я себя не очень, но загорелась окончательно!) Методика - огонь! Тренеры - герои, столько терпения, огромное спасибо!!!

ххх: Хочу дописать сюда дополнение к своему довольно критичному отзыву. Критиковать уже созданное легче, чем это создавать. И то, что такие курсы есть, что в них вложено столько труда (я даже представить не могу сколько сил преподаватели тратят на разъяснение азбуки тестирования для нас, переключаясь от основной работы, поддерживая обсуждения в онлайн режиме), это надо ценить!!! Объединить теорию, практику и онлайн общение - это прекрасная идея, и материал усваивается в разы лучше, чем просто просмотр лекций. Обсуждения в чате заставляли меня обращать внимания на то, что я пропускала мимо ушей в лекциях. И формат общественных обсуждений полезен тем, что мы помогаем друг другу, видим вопросы, которые задают другие и находим в них ответы для себя. А то, что тренеры отвечают онлайн с минимальными перерывами постоянно держит в тонусе. Честно признаюсь, что на работе у нас не рекомендуют использовать телефон для личного общения в рабочее время, но мне было так интересно читать чат, что я научилась распознавать на слух шаги начальника, чтобы сразу откладывать телефон! Спасибо, что даёте высказаться в отзыве! И хотите совершенствовать курс!
Эту часть можно добавить к моей бочке дёгтя в качестве ложки мёда, к отзыву в гуглдоке.
Ольга, спасибо за примеры со своей работы, они помогали взглянуть под другим углом на многие мои мысли!

Теперь точно надо записываться на курсы по сжиганию наеденных печенек (да 3 недели только сладкое помогало справиться со стрессом))))) (этот абзац не публикуйте))))) Сейчас вечер воскресенья, а я все равно иду в скайп, чтобы почитать чат, хотя все закончилось)

ххх: Спасибо. Поняла. Не, я так затягивать не буду. Завтра с утра всё сделаю. Спасибо большое за курс, в эти выходные (первые за последнее время без ДЗ), поняла, что уже скучаю по той интенсивности и наполненности каждой минуты, которой сопровождался курс.



Выпускники

ххх: полезла в консоль, отскринила оттуда ошибки и ответ сервера.
всё подробно со скринами расписала разработчику.
и сейчас пребываю в полном шоке.
потому что
разработчик пришёл ко мне лично
сказал.что он в шоке
никто и никогда так не оформлял ошибки
Начальнице моей сказал.что мне надо премию дать за такое
я красная как варёный рак сползла под стол

ууу: Ну, грась мню! Таки, теперь я и ухожу на тропу войны чистого тостера! За что премного благодарен знаниям с интенсива! (party) Оффер получен вчера, согласие дано сегодня. Долгих лет и интересных проектов мне!

ххх: о. меня только что поздравили с завершением испытательного срока.
в договоре была прописана дата 27.04, но по усмотрению руководства,это дело сократили
ничего не меняет ни в условиях,ни в зп. но ПРИЯТНО!)
...<поздравления>
ххх: спасибо большое) вам отдельное спасибо. и за интенсив. и за чатик. радуете.учите. благодарю!

ххх: Общения в чате не было на другом курсе :(
Ольга: на самом деле его обычно и не бывает)
Ольга: в этом мой курс уникален :)
Ольга: а, я же заставляю вопросы задавать! :D
ууу: Это, тащемта, очень полезный навык)) За это отдельное спасибо))

ххх: да.мне когда дали веб впервые в руки. как раз формочку регистрации, я достала свои заветные тест-кейсы с интенсива и начала гонять)
знаете,где у них был баг?) в разных регистрах в электронной почте.
Сказали.что до меня никто не додумывался так заводить)
ххх: так что не зря я те кейсы мучала почти до конца интенсива))))

ххх: Оль, отвечая на незаданный вопрос "помог ли интенсив" - ДАААА!))
Ольга: а чем помог?))
ххх: чувствовала себя уверенно и с тестовым, и на собеседовании с тестированием бытового предмета. это был мой первый собесед и первое сделанное тестовое)
на майских планирую пересмотреть все материалы. подозреваю, что меня на текущей работе "учили плохому" в плане "тяп-ляп" - нужно избавляться.

ххх: О да! У меня в столовой на работе подобное было. Я: с чем блинчики? Повар: с начинкой. Я: с какой? Повар: с разной. Я: а поконкретней...... Повар: с вкусной)))) вспомнилась Мария))))

ххх: Я вчера долго думала нахвание багу, чуть было не написала "Некорректно...", тут же мысленно дала себе по щщам и придумала нормальное название :)
ууу: У нас вообще в ленте одни сплошные "не соответствует требованиям" (headbang)
И бывает, что воспроизводится баг, который уже был заведен и в потоке этих сплошных "несоответствий требованиям" нереально быстро найти конкретную задачу, которую надо переоткрыть.


Следующая версия стартует на следующей неделе, заходите на огонек Wink ;)

PS — Пополнила этой статьей историю развития курса. 

2 комментария: