вторник, 22 июля 2014 г.

Закон малинового варенья. Джеральд Вайнберг


Ссылка на книгу (издательство "Альпина Паблишер").

Мои выдержки из книги:
Любопытная книженция! Вначале мне не особо понравилось, читала и думала "хм, странные какие-то вещи пишет", были даже мысли бросить, потому что высказываемые идеи мне не очень нравились, не хочу я видеть эту сторону консультирования.

А потом ничего так, втянулась! Вон на пару постов меня книжка натолкнула, заставила поразмышлять. И страницы закладывала интересные, много закладок получилось... 

Книга содержит в себе сборник советов, там нет какой-то единой линии рассказа. Предисловие к совету, сам совет и послесловие. Автор говорит о том, что специально приводит яркие и запоминающиеся истории (конечно же, на примере истории о фермере, у которого должна возникнуть ассоциация с газом, когда он пойдет копать яму во дворе), потому что триггеры наше сознание вешает именно на такие истории, а не скучные и унылые монотонные повести.

Вот, например, рассказ о Руди и брюкве я помню и сейчас, хотя прочитала его пару недель назад в начале книжки. Историю о фермере помню и об упорном огурце в банке и кардинальной смене имиджа магазина... Много интересного! Smile :)

Непосредственно сам закон малинового варенья: 

Чем шире намазываешь, тем тоньше получается слой.

Или, перефразируя:

Влияние или богатство - делайте свой выбор.

Любой потенциальный специалист, помогающий другим людям, должен смириться с этим законом. Кричать в мегафон или говорить в микрофон. Воспитать ученика или создать церковь. Обучить класс или построить университет (с).

Правило Руди о брюкве:

Как только вы устраняете проблему номер 1, проблема номер 2 занимает ее место.

И правда, когда мы пофиксили наиболее приоритетную багу, у нас снова есть самая приоритетная ошибка, которая ранее была на 2 месте. И этот поток нескончаем!

Очень интересно описаны триггеры - у фермеров в земле идет газопровод и компания хотела оставить у них триггер "пойдешь рыть яму - вспомни про газопровод!", только у них это как-то плохо получалось. А все почему? Потому что людям нужно что-то такое... Яркое или смешное, чтобы запомнить информацию. Забавная история о брюкве всплывет у меня в голове, а скупое перечисление правил - врядли.

Это интересно с точки зрения закрепления материала у студентов (для тренера), такой хороший урок "на подумать", как сделать свои тренинги еще лучше, чтобы студенты легче усваивали материал. Причем забавно, что подумала я об этом только сейчас. когда открыла свою закладку в книге и решила что-то умное написать в отзыве. Задала себе вопрос "чем это может быть полезно?" и вот какой интересный ответ нашла! Я обязательно над этим подумаю и что-то изменю Smile :)

Так что смотрите, полезно не только книжки читать, но и отзывы писать! Но не просто отзывы, а попытки показать другим людям, что полезного можно из книги извлечь!

Так вот. где еще триггеры полезны. Можно попробовать подумать в сторону тестирования - аналитики - ведения проектов. Какие-то важные сведения из документации должны откладываться в голове админов, да и сотрудников. Вот не далее чем сегодня нашли проблему в том, что "опять забыли этот пункт выполнить". Причем мы, разработчики, забыли. что его надо выполнять и не дали такую инструкцию.

А все почему? Нет запоминающегося триггера!

О, о, о! Я уже применяю это! У нас в компании тестировщик сочетает в себе много качеств, в частности, он отвечает за Заказчика. За его и наше счастье. В частности, следит за тем, чтобы "хочу" были осуществлены и что потом Заказчик получил корректный счет.

А так как это все-таки не слишком относится к тестированию, в котором я провожу бОльшую часть рабочего времени, то я элементарно об этом могу забыть.

Чтобы не забыть, у меня есть "триггер" - картинка с условием выставления счета.


Это как mind-map, изображение закрепляется у меня в голове как триггер "помни про счет". А так как я его вижу всегда, приходя на работу, у меня может щелкнуть в голове "о, и правда, уже пора".

Когда пора - два условия, поэтому выбрана картинка с перетягиванием каната. Вокруг немного текста, тоже как в интеллект карте, только чтобы вспомнить основную мысль. Если понадобится углубиться в детали, уже полезу на вики.

Так что этот урок я и без Вайнберга знала, но теперь осознала Smile :)
А еще поняла, где можно в тренерстве применить - уже есть профит от книжки!

Вайнберг тоже рассказывает, как можно применять триггеры на примере личной истории. Например, напоминалка "хватит жрать", которую он видел уже после того, как объелся, не срабатывала само собой, поздновато было. А вот положенная сверху карточки, которой он расплачивался за еду, уже позволяла среагировать вовремя.

Так что, вешая триггеры, помните о том, что они должны быть уместны и срабатывать вовремя. ДО того, как произойдет непоправимое, а не после!

Еще Вайнберг очень интересно рассказывает о том, что мы не телепаты и не можем знать о мотивах другого человека. Тест он использует очень простой - перед совещанием выдает некоторым людям бумажки с указанием. Кому-то "у вас далее будет очень нудное совещание, вы не хотите туда попасть, попробуйте задержать встречу всеми силами", кому-то наоборот.

В итоге встречи предлагает угадать, кому какое задание досталось. Угадывают ли участники? А вот и нет! Потому что "торопыжка" в итоге встречу замедляет своими "давайте прервемся, давайте быстрее" итд. И второму уже просто ничего не надо делать! Какой вывод? Не знаешь мотивацию - спроси, ответ может тебя удивить!

А была у него рассмотрена и ситуация "отдавайте", когда он рассказывал, как его идеи и / или статьи просто печатались от "своего" имени. Напоминает историю с тренингами. Вывод, который он делает, лежит в заголовке - "отдавайте".

Потому что те, кто держится за старые идеи, долго не протянет. Можно судиться, можно самому цепляться за свои же идеи и использовать их снова и снова. Но преимущество всегда будет у того консультанта / тренера, который постоянно движется вперед, генерирует новые идеи. Это заставляет задуматься и порадоваться за то, что на портале http://software-testing.ru/ постоянно придумывают что-то новенькое, то летняя школа, то выездной пансионат, то просто улучшат свои курсы. Это классно! Мы двигаемся в правильном направлении, Вайнберг подтверждает Wink ;)

В общем, вначале книжка не приглянулась особо, но по прошествии времени, ощутив всю полноту "послевкусия" я могу точно сказать, что читала ее не зря, на несколько идей она меня навела, а где-то даже вдохновила!

Хотите узнать секреты консультирования? Тогда вам сюда!

PS - книга добавлена в общий список книг.

Комментариев нет:

Отправить комментарий