четверг, 28 апреля 2022 г.

ИТ-книга от идеи до выпуска. Часть 1: работа с фриланс-художниками



Ссылка на Хабр

В конце прошлого года я выпустила свою первую книгу по тестированию — «Курс молодого бойца». Это было нелегко и долго =) 

Книгу я писала… 3 года! Потом ещё год искала художников и доделывала картинки. Потом искала издательства, проходила редактуру и т.д. Итого — 4.5 года:

07.09.2017 — 11.01.2022 (дата выхода книги на площадках типа OZON)

Я хочу поделиться своим опытом, рассказать про весь процесс. Что вообще предстоит автору, какие фазы нужно пройти от идеи до публикации. Может быть, мой опыт поможет вам тоже решиться на такую авантюру =)

Свой рассказ я решила разделить на цикл статей:

Сегодня я расскажу про свой опыт поиска фриланс-художников. Фишка в том, что мне не нужен был один человек. Мне надо было много, чтобы в минимальные сроки решить мою задачу. Спойлер — не удалось =) Но опыт получился хороший, и контакты на будущее остались!


Зачем вообще искала фрилансеров

В августе 2020 года я закончила последнюю главу своей книги. Потом ещё до декабря пилила заключение, но по факту к августу всё было готово. См подробнее: Я закончила книгу для начинающих тестировщиков!

Вот только я то закончила, а Вика, моя художница — нет. Более того, у неё было ещё 900+ картинок в TODO. Так что тут или еще год ждать, или искать ей помощников. Мы решили искать.

План был такой — найти сразу штук 5 художников, бодро поработать и закончить книгу за пару месяцев!

Факт — даже в 10 художников картинки мы рисовали целый год, до лета 2021 года… А сколько времени Вика делала бы их одна? Страшно представить! =)

Мои художницы

Вот в итоге все причастные к книге!

Статистика, сколько кто сделал

Всего для книги мы нарисовали 1654 картинки. Из них около 600 рисовала Вика первые 3 года, пока я книгу писала. А потом за год мы дофигачили остальное. В сумме:

  • 801 Вика

  • 300 Анна 2

  • 187 Стася

  • 135 Кристина

  • 69 Людмила

  • 68 Денис

  • 37 Анна 3

  • 26 Анна

  • 21 Диана

  • 10 Анастасия

Вот кроме Вики остальные 9 художников работали с лета 2020 по лето 2021 года. То есть за год мы сделали 1000 картинок и поработали с 10-ю художниками (и это те, кто остался после тестового).

Тут надо понимать, что не все картинки вошли в итоговую книгу. Книга получилась на 1200 страниц ворда, а максимальный размер около 600. Так что половину мы смело отсекли (но об этом — в следующих постах). 

В итоге в мою первую книгу вошло 620 картинок. Точнее, так: «Всего 640 изображений, но штук 20 — это схемы и скрины, которые художники не рисовали». Это мне Вика насчитала, ведь она это всё добро нумеровала )))

Но так как я сначала сделала все картинки по первой версии книги (на 1500+ рисунков), а потом искала издательство, то статистику привела по ней же.

Поиск художников

Я спросила у Вики, где искать художников. На 2020 год основной сайт был — Weblancer. Туда и пошла. Приходила дважды:

17.09.2020 — https://www.weblancer.net/projects/illyustratcii-i-risunki-11/kartinki-dlya-knigi-1060959/ 

11.01.2021 — https://www.weblancer.net/projects/illyustratcii-i-risunki-11/kartinki-dlya-knigi-dlya-testirovshiko-1088255/ 

Выглядит это примерно так:

  • Публикуешь вакансию

  • Первую неделю — самый пик, тебе постоянно пишут и откликаются на заявки

  • Первый месяц — продолжают писать, предлагать услуги

  • Потом тишина

И я вам так скажу — это ещё хорошо, что я тогда не работала! Потому что первая неделя после публикации — это просто сплошной поток отзывов. А я ведь должна каждый отклик отсмотреть, прокомментировать… Только этим и занималась в итоге.

А как понять, подойдет ли тебе художник? Я решила сделать оплачиваемое тестовое задание. То есть и картинку для книги получить, и сразу увидеть «подходит — не подходит», справится или нет. И художнику выгодно, всё честно, поработал — деньги получил.

По факту мы сразу работаем вместе, просто начинаем с одной картинки. И если ок — то даю следующий пак на 10-15 картинок. Если не ок — разбегаемся. 

Правда, тестовое я давала всем одно и то же. Так что одну картинку для книги получила аж в 10 разных вариантах (это от тех, с кем в итоге работали вместе и заключали договор). Можно было бы всем разное давать, профита больше. Но и работы тоже больше. Типовое задание проще оценивать, сравнивать и выбирать.

Я хочу показать вам своё тестовое и рассказать, как его только не извращали решали =)

Моё тестовое задание

Основной персонаж книги — тестировщица Катька. В аттаче она в виде эскизов (сначала утверждаем эскиз, потом делаем на чистовую) и чистовики.

Если вы хотите сотрудничать, то сделайте тестовое задание — эскиз на такую картинку:

***********************************

Катька сидя или стоя в возмущении подбрасывает в воздух листочки:

— Я же писала в отчете, что не успела проверить модуль зданий! Ну почему отчеты никто не читает, пока не пригорит?

***********************************

Если будет ок, то делаем чистовик, и я оплачиваю эту работу. А потом даю новую, уже пачкой ))

Как тестовое выполняли

Если честно, я думала, что буквально за неделю наберу себе кучу художников. И даже боялась, что придется многим отказывать просто потому, что я и так уже закрыла свою позицию. Потому что "наверняка мне прям все-все-все подойдут".

Но увы. С первых попыток мало кто попадал «в яблочко». А я работала сломанным телефоном:

  • Смотрела картинку сама — иногда сама зарезала.

  • Кидала Вике — она могла дать вразумительный комментарий художника “что именно тут не так”.

  • Пересылала кандидату ответ Вики.

  • Если он переделывал, скидывала Вике ответ.

  • Ждала её коммент.

  • Пересылала кандидату.

Но обычно за 2-3 итерации кандидат доходил до “нормальный черновик” и мы создавали чат на троих в телеграме, дальше уже Вика объясняла как красить чистовик. И принимала готовый рисунок. Фух, меня устраняли =))

Вот пример таких итераций:


Денис

— Могу выслать предварительный набросок

— Давайте)

— Вот.

— Это не похоже на возмущение, скорее на какую-то дикую панику)

— Хорошо, поправим) 

— Это какой-то мемасик, хочется нормальную эмоцию видеть)

— Поправил. 

— Ну смотрите, сейчас нормально выглядит только низ Катьки, но он есть в примерах. А вот в верхней части тело деформировалось. Волосы сейчас больше похожи на веник, а не на всклокоченные, в оригинальном персонаже они чуть длинее. Брови почти вертикально, это перебор. Взгляд вникуда смотрит, скорее уж на листочки надо

— Перерисовал руки и тело, исправил волосы, поменял взгляд и решил им сделать "рожки" для эффекта. 

После этого уже перешли в телеграм, сделали в цвете — и всё стало норм. С ним сработались =)


Должна признать, что результаты поисков меня удивили. Я, конечно, ламер в рисовании, поэтому думала примерно так: если человек умеет рисовать, то сделать по аналогии сможет элементарно. 

Ага, как же =)) Смотрите дальше пример плохих работ, тех, кому мы отказали. И самое забавное, что чем меньше результат художника походил на мою Катьку, тем больше художник удивлялся «А что не так то? А чем они не похожи??». Ну ребят, тут даже я это вижу…

Кто-то молча откликался на вакансию, хотя в описании явно сказано, что нужно выполнить тестовое. И тогда мне приходилось писать им самой:

— Добрый день! Вы оставили заявку на мой проект. Тестовое сделаете?) Оно в описании заявки, можно черновик прямо сюда кинуть.

Кто-то отвечал, что уже в процессе, кто-то уходил перечитывать вакансию и потом говорил “ок, давайте”, а кто-то возмущался что просить тестовое странно. Из эпичного:

— Добрый день. Вы откликнулись на заявку с тестовым заданием и комментарием "тестов не делаю", это странно) Я оплачиваю тестовое, поэтому можете считать его заказом на 1 картинку, пробным.

— Просить тесты у художников это странно)) для этого портфолио есть)))

И что мне дает портфолио? Может, ты красиво рисуешь в своем стиле, но не сможешь справиться с “сделать по шаблону”... А ведь и такое у меня тоже было! 


Олег

— Привет

Красиво рисует? Очень, тут даже не поспоришь, но ведь это не мой персонаж. Даю шанс:

— Симпатичная девочка, только на мою совсем не похожа)

— Надо 1к1 прям?

— Нет, надо полкниги в одном стиле, а пол в другом) Конечно, надо 1 в 1

— Блин, придётся даунгрейдить свой стиль до уровня твоей художницы)

В принципе, на этом диалог можно было бы и закончить. Взял и опустил стиль моей Вики. Но то, что у меня такой персонаж, совсем не говорит о том, что «лучше и точнее» Вика рисовать не умеет. Решила пояснить этот момент:

— Это уровень, который устраивает меня, Вика умеет рисовать разные типы.

— Набросал, слегка грубовато, но для скетча норм думаю. В готовом лайн потоньше и поаккуратнее будет, ну думаю и так понятно

— Это вы слишком даунгрейднулись)) Переборщили, сейчас слишком грубовато) Лучше без цвета, но поаккуратнее

— Это же скетч, я обычно без предоплаты не делаю, здесь сделал исключение

Я молчу, он снова пишет через час:

— Найди 10 отличий

Ни один человек кроме Вики никогда в жизни не догадается что одну из этих Кать на этом листе нарисовал другой человек) Ладно, так уж и быть вот он))

— Я нехудожник, но даже я вижу разницу)) Это и неаккуратные волосы, слишком бросающиеся в глаза, и общие пропорции. И мб что-то еще, просто я этого не осознаю, только понимаю, что "что-то не так". В общем, вы себе явно льстите в сообщении выше))

Если бы я только начинала поиски дополнительных художников, то могла бы подумать, что ближе к идеалу уже и правда некуда. Но у меня есть уже пара человек, кто и в скетчах делает прям точь-в-точь моего персонажа.

А рабочее время я ценю, поэтому тестовое оплачиваю. Если вас именно это беспокоит, то могу оплатить половину стоимости за труды, но пока я готовой работы не вижу. Глаза и рот скопировали  с примеров, да, теперь похоже. А то, что сами нарисовали (те же волосы) — сразу видно. И проблема же не в скетче, из ч/б в цвет мы переводим, когда "все классно", а не "тяп-ляп, но потом будет лучше".

— Это не чистовой лайн а набросок, здесь и не нужно аккуратно все делать. Глаза и рот я не копировал, а нарисовал точь максимально близко как в примерах, ОМГ я сделаю гайд как нарисовать такие глаза за 5 секунд. 

Берем векторную фигуру "окружность" и делаем круг с обводкой 1px, копируем его, уменьшаем немного и сдвигаем, все глаз готов. Это проще чем что-то там брать и копировать с этих простеньких скетчей. 

Рот рисуется обычной кистью за несколько секунд

— У меня волосы не аккуратно? но ведь на ваших скетчах все еще более неаккуратно, я всего лишь пытался повторить этот уникальный стиль

Тут уж я не выдержала и решила закончить общение. Но чтобы не выглядеть кидалой «рисуйте мне просто так», задание всё же решила оплатить:

— Слушайте, ну судя по общению, у нас диалог все равно не выйдет, поэтому давайте я вам оплачу вашу работу, но дальше мы работать не будем

(оплата)

— Пришло, благодарю

(потом не удержался)

— Можно посмотреть что другие сделали? Комментировать не буду, просто интересно

Скинула, комментировать правда не стал =) 


При этом был у меня и позитивный сценарий с одной из девочек, который начался также — нарисовала очень красиво, но не мою Катьку:

— Хах, девочка очень прикольная вышла, только это вообще не моя Катька, а мне то нужен мой персонаж)

— У вас просто нет примеров как должна выглядеть героиня, только та которую я выше скинула, задание было нарисовать героиню по описанию к картинке. Видимо недопоняли друг друга.

— Как это нет примеров то, вы заявку то прочитайте до конца, там и черновики, и чистовики. Да, надо точь в точь как эта, и примеры ее эмоций есть в тестовом задании

— Увидела, извиняюсь, завтра скину исправленную версию.

Если честно, я мысленно поставила на ней крест в первый вечер. Потому что:

  • Не заметила примеры в ТЗ, ну как так — а я же тестировщик, а у тестировщиков внимательность вообще главное качество. В том числе и как отсев на тестовом задании)

  • Чего греха таить, возраст девочки был 18 лет — и я подумала, что поэтому она невнимательно ТЗ прочитала. Мол, молодая, гулять интереснее. Пробует себя, работа не сильно нужна, сейчас сама забьет.

Эта дискриминация по возрасту стала бы моей главной ошибкой, если бы я ей поддалась =)) Но на следующий день художница прислала мне уже хорошую версию моей Катьки, и быстро доработала по замечаниям Вики.

В итоге она была одной из основных художниц, проработав с нами больше полугода. При этом работала намного быстрее остальных — я скину ТЗ, и уже на следующий день она присылает наброски. Никто не работал быстрее неё! 

Так что:

  • Не обращайте внимание на красоту портфолио — это не значит, что вы сработаетесь с человеком, или что он сможет сделать “по вашему шаблону”

  • Не зарезайте человека на первой ошибке — он может стать вашей звездой, а вы его уже упустили…

Примеры хороших тестовых

Анна:

Тоже Анна (в итоге над книгой поработали аж 3 Анны!)

Диана:

Людмила:

Примеры плохих работ

Не все примеры сохранились — оказывается, веблансер около года хранит файлы, поэтому к моменту написания статьи самые первые и я почти все растеряла. Но самые эпичные сохранила! А Вика даже гифку из них сделала:

Пожалуй, это наш с Викой топчик:

Причем автор честно не понимал, чем его рисунок не похож на мою Катьку:

— Добрый день) Это не похоже на моего персонажа, к сожалению))

— Извиняюсь за беспокойство, но чем именно не похож? Могу попытаться подогнать под необходимый стандарт.

— А вы правда не видите разницу в стилях изображения? Необходимый стандарт есть в заявке и он не такой.

— Могли бы тогда хоть уточнить, что рисунки нужны в таком же стиле.

— А как иначе то, если книга уже есть, персонаж в ней уже есть, в разных позах он в заявку приложен. Как вы себе это представляете, полкниги один стиль, пол другой?)

И вот это тоже огонь:

Ещё из любимых — Катька-Гриффин)

Из непохожих вот ещё:

Вот похожие, но забавные:

А тут нам уже надоело видеть сидящую Катьку и поменяли условие на стоящую:

Были похожие на мою картинки, но дальше не срослось с художником. Кто-то на покраске тупил и в итоге решали оплатить тестовое, но дальше не идти. Кто-то отсеивался сам, не интересно было… 

Как я облажалась с документами

Как правильно работать с фрилансерами:

  • Нашел человека 

  • Подписали договор

  • Работаем

Но я в этом плане раздолбай. Договорились, ударили по рукам? Работаем! А договор… Договор и потом подписать можно… Некогда пока, не до этого!

В итоге руки до бумажек дошли уже после того, как нашла издательство. А ведь часть художников за это время обновилась. Кто-то работал со мной до нового года, кто-то после…

И вот спустя полгода я прихожу со своими доками и прошу подписать :) Благо что никто не отказался. Хотя одного человека пришлось искать — в телеграме не отвечал (видимо, ради меня мессенджер устанавливал). Ну ничего, нашла в веб-лансере, списались там.

Ещё одна художница внезапно запросила 5000 рублей за передачу прав на картинки. И вот тут я выпала в осадок. В смысле? Ты же пришла ко мне на вакансию, где четко говорилось, что рисовать будешь картинки для книги. А для книги явно будет нужен договор переуступки. Зачем же ты соглашалась на конкретный ценник, промолчав про это условие?

Покрутили и так, и сяк — времени мало, да и чтобы перерисовать её картинки, потратим больше 5000. Пришлось заплатить. Хотя работать я с этим человеком, разумеется, больше не буду.

Ну и вывод на будущее — не откладывать “бумажки” на потом. Сначала подписывайте договор, а потом всё остальное. Я знаю, это капитан очевидность, но... )

Итого

Если вы планируете найти художника на фрилансе, то:

  1. Сделайте оплачиваемое тестовое задание на 1 картинку

  2. Готовьтесь разгребать кучу откликов, и только 1 из 10 с вами останется

Тестовое задание поможет вам быстро понять, сработаетесь вы с человеком, или нет. И за него лучше платить, иначе отсечете хороших кандидатов, не готовых работать бесплатно. А вы сами то готовы? Вот вот… Да, на этапе поисков вам придется за одну картинку заплатить 10+ раз — но оно того стоит.

При выборе художника:.

  • Не обращайте внимание на красоту портфолио — это не значит, что вы сработаетесь с человеком, или что он сможет сделать “по вашему шаблону”

  • Не зарезайте человека на первой ошибке — он может стать вашей звездой, а вы его уже упустили… Скажите что не так и посмотрите, как доработает.

А если человечка нашли, то сразу скачайте типовой договор и подпишите. Во избежание…

На этом, пожалуй, всё, увидимся в следующей части!

Комментариев нет:

Отправить комментарий