понедельник, 4 декабря 2023 г.

SQA Days 33. Как это было

Программа конференции

Около недели назад я выступала на SQA Days! И не только выступала, но и сама ходила по докладам, слушала, смотрела, общалась... Хочу рассказать, как это было.

SQA Days — конференция для тестировщиков. Огромная, масштабная. И очень крутая. Организаторы очень стараются, чтобы гостям было удобно. Чтобы была куча разносторонних докладов на любой вкус и цвет, чтобы было интересно и вне докладов — тут и чай / кофе постоянно, и диванчики, и игровые автоматы, и VR, и куча стендов с конкурсами... Выбирай — не хочу!

А сколько людей! Я вот встретила кучу своих выпускников)))

Это моя выпускница (слева):


И это мой выпускник, работает с этого года в профессии:


И это мой выпускник! Но он уже давно работает)))


У меня на второй день даже появилась мысль, что надо было своих ребят ловить и записивать коротенькие видосики — отзыв на курс, или просто историю успеха. Ведь сейчас сложно найти первое место, а такое вдохновляет...

Но поздно подумала, оставлю эту мысль на следующую конференцию тогда)) 
Вообще очень здорово, когда вот так можно встретиться людям из самых разных городов... Один из главных плюсов любой конференции!

Но и доклады требуют внимания. Я после конференции вдохновилась:
  • на темы своих докладов (осталось их записать куда-то, пока не забыла);
  • на доработку квеста (в продолжение своего доклада);
  • на мысли "что ещё почитать / изучить во внерабочее время" (а то ж его дофига то, правда?)
Итак, доклады:


Список на «посмотреть в записи»

То, что я пропустила:

Где была, но стоит пересмотреть / показать коллегам:



Доклады, на которых я была

В первый день я приехала поздно, так как это была пятница перед днем матери. В садике у сына проходил праздник в честь мам, такое не пропустишь)) Но сразу после праздника я поехала на конференцию и пошла по докладам. 

Перечислять буду в порядке их прохождения. И если заметок мало, то это не значит, что доклад был плохой — просто часть я именно конспектировала ручкой в блокноте, а часть слушала и фоткала. Со вторых меньше вспомнишь сходу, только общие эмоции))) Но это не делает доклад хуже! Итак, поехали..


Как НЕ стоит проходить технические собеседования QA-инженеру. Глеб Боос


На примере человека-паука (точнее, Питера Паркера) и его злобного босса Глеб рассказывал про ошибки соискателя и собеседующего. Один не знает как себя оценить, второй не уверен, кто ему нужен...

Интересный получился доклад. Он показывает то, что обе стороны "косячат", а не какая-то одна. Хотя когда доклад про одну сторону, то намного проще его рекомендовать — сразу понятно, для кого он.

А тут, получается, соискателю может быть не очень интересно слушать про нанимателя и наоборот. Хотяяяя, соискатель может увидеть проблемы нанимателей и лучше понять, "почему мне сейчас задают этот вопрос" или "почему они тупят". Наниматель тоже может лучше понять своего соискателя... 

В любом случае, если вам только предстоит поиска себе человечка в команду, к докладу стоит присмотреться, чтобы не делать потом ошибок!



Современное образование QA Engineer. Проблемы и решения. Artsiom Rusau


Артем — мой коллега по созданию курсов, так что послушать его было интересно. А рассказывал он с разных сторон:

1. Что делать, если ты хочешь учить (стать тренером)

Самый простой и логичный вариант — проводить внутреннее обучение внутри компании. Это очень лояльные слушатели, которые дадут тебе максимально тактичный фидбек.

Плюс Артем давал советы из своей практики, рассказывал как завел канал, как это можно монетизировать. И о том, что надо развивать себя как медийную личность, если хочешь получить зрителей и монетизацию.

2. Что делать, когда ты студент

Тут Артем рассказывал, какие проблемы студентов он старался решить. И что делать студенту — нужно создать свой индивидуальный план развития:
  • изучить инструментарий на проекте — ведь если не применять знания, они забываются, поэтому лучше учить что-то, что можно будет применять;
  • изучить требования в вакансиях на рынке — чтобы быть конкурентоспособным;
  • сконцентрироваться на отдельных навыках;
  • их и развивать — сначала попробовать через компанию, если нет, то самому.
Доклад подойдет тем, кто хочет учить или учиться, поможет немного структурировать мысли.



Самоопределение: чего я хочу от жизни и работы. Максим Цепков


Максим рассказывал о том, когда пора самоопределяться. Вот ты работаешь уже год и всё знакомо — пора менять работу? Или развиваться тут? А как?

А если перешел на новый проект и очень тяжело идет — как понять проблему? Это трудности обучения, ты не сошелся с командой, или что-то ещё?

Максим показывал нам схему самоопределения по Щедровицкому и рассказывал, как её применять "в нашем мире", что довольно увлекательно, но я это даже в виде конспекта не воспроизведу, ждите доклад =))

Но главное — это осмысление деятельности. Помните, что каждому нужно что-то своё. Кого-то устраивает на работе тестики одинаковые гонять, "зато свободного времени много". А кому-то нужно постоянное развитие. И то, и другое — это нормально. Но надо понять, чего хочешь ты. И идти к этому)


Управление техническим долгом в тестировании: повышение качества без дополнительных ресурсов. Андрей Пензин, Владислав Голодинский



Ребята рассказывали, как они стали бороться с техническим долгом в тестировании. Мысль очень простая: 20 % времени выделять на тех долг / рефакторинг. Но многие ли её применяют? Вот-вот... 

Проблема то в чем? Придешь к руководству, они скажут:

- Да да, это всё очень важно, и я совсем не против, но вот сейчас эта вот фича горит... Давайте её сделаем, а потом уже начнем улучшать?

В следующий релиз всё повторится... Поэтому первая задача — выбить это время. Вторая задача — обязать всех его использовать "по назначению". А вы думаете, тестировщики до потолка от счастья прыгают, когда надо устаревшие тесты перелопатить? Да щаз... Поэтому ввели это на уровне "бумажек", то есть обязательно.

Но результат не заставил себя ждать. Обычно люди выделяют пятницу на это, в итоге в команду автоматизации часто по пятницам приходят люди с вопросами "как нам это упростить / ускорить"?

Ребята показывали диаграммы, сколько всего они на улучшали. Часть автотестов переписали, так как там через GUI проверялось то, что достаточно на уровне API проверить. Часть ручной работы заавтоматизировали. Да и ручники не скучали — проревьюили свои тесты, поудаляли дубли, отдали в автоматизацию..

И вот такие диаграммы уже можно показывать начальству, чтобы показать — да! Смысл во всем этом имеется, продолжаем дальше)



В стране невыученных уроков, или как создавалась школа тестирования ПСБ. Иван Железков, Алексей Кожин



Тут ребята рассказывали о том, как создали свою собственную школу тестирования для студентов, чтобы потом набирать себе хороших джунов.

Затея неплохая, крупные компании вполне могут себе это позволить. И выхлоп действительно есть:
  • повышается мотивация у текущих работников — когда вокруг рутина, прикольно переключиться на что-то новое
  • можно набрать очень толковых ребят — и коэффициент у ребят получился очень даже неплохой. Причем ребят обучали под реалии и задачи банка, что вдвойне здорово
Классная инициатива, и если вы хотите сделать что-то похожее, то стоит обратить внимание на этот доклад!


Онбординг: Масштабирование команды с минимальными затратами. Даниил Проханов



Даниил рассказывал, как у них в команде проходит онбординг. А я на следующий день выступала с такой же темой, так что зашла послушать, "а как у других?".

Меня очень впечатлило, как у ребят выглядит чек-лист онбординга — они на конфлюенсе на 1 странице смогли сделать разные вкладочки! Так что после доклада пошла узнавать, как такое сделать (спойлер — это макросы Tabs Page + Tabs Container).

Ещё очень крутая фишка — чек-лист есть не только у новичка, но и у наставника. Потому что иначе забывается что-то проверить, спросить и тд. Очень интересная мысль, очень... 

Ушла с этого доклада с мыслями и идеями, которые будем обсуждать внутри своей команды наставников. Так что очень рекомендую =))


Эффективное проведение технических интервью в большой компании. Александр Александров и другие



Если честно, я шла на доклад с заниженными ожиданиями. Там был такой большой набор спикеров! Что ожидалось что-то типа "все сели в рядок и стали обсуждать эту тему", а этот формат лично мне не очень нравится. Так что я села с краешку около двери, на случай если захочется слинять.

Но не захотелось =)) Докладчик в итоге был один и он был с докладом, то есть структурированной речью со слайдами и вот это вот всё. Причем доклад был очень интересный.

О том, как внедрили отдельную структуру по проведению собеседований. И бюрократизировали её. Да-да, а что делать? Иначе или слишком много времени тратится, или результат нерелевантный — основанный только на субьевтином восприятии + непонятный для других команд.

Ведь в большой компании какая проблема? Человека подбирают сразу на кучу проектов. И было бы круто, если он не подошел "туда", подсказать, куда мог бы подойти. И не выбиваться при этом за рамки часа на собес.

Поэтому ввели структуру собеседования и оценки по каждому пункту. В итоге собеседующий узнает всё, что хотел, ставит оценки, на основании которых уже может сказать "туда не подойдет, там мидл нужен со знанием sql, а вот где сильные мобилки — это да".

Это, конечно, актуально для больших компаний, так как там выхлоп явно заметен. Но в целом есть о чем задуматься и маленьким компаниям, особенно если результаты собеса выглядят хаотично и пока никак не фиксируются


Как справляться с задачами любой сложности и не выгорать? Заррина Холикова



Заррина рассказывала хорошие и правильные вещи — чтобы не выгорать, нужно останавливаться и отдыхать. 

Особенно если на тебя навалилось куча всякого и не знаешь, с какой стороны вообще подступаться к задачам. Кажется, что сейчас надо срочно разгребать все авралы, но по факту нужно выдохнуть и чуток отдохнуть, чтобы вернуться к этому со свежей головой. 

То есть просто сходите и прогуляйтесь минут 5-10, если не курите. А курящие часто говорят, что курение как раз помогает переключаться.

Хорошая мысль для трудоголика — планировать отдых. Прям в календаре отмечать. Хотяяяяяя... В 20 лет я пахала на 3 работах и мне было норм))) Это ещё и от общей энергии / возраста зависит, имхо.

Единственный спорный момент был при ответе на вопрос из зала. Автор сказала, что это нормально — в рабочее время сесть смотреть сериал. Правда, из зала был вопрос "мне что, час смотреть сериал прямо на работе?", а Заррина имела в виду 15 минут.

И тут ну такое... С одной стороны, курильщики тоже минимум на 15 минут обычно выходят проветриться. И какая разница, как потратить это время? С другой стороны, понимаю начальника, который слегка офигеет от такой картины))

Ну и есть большая разница, 15 минут и 60. Мне кажется, это не начальник должен иметь в виду, что всем надо отдыхать, а у сотрудника должна быть совесть. Ну хочешь сериал — посмотри, а потом доработаешь вечером. В таком отдыхе длинном я проблемы не вижу. А про короткий надо договариваться и обсуждать, если ты работаешь в офисе — могут неправильно понять, если заранее не обсудили.


Кто проживает в мире тестирования и как не утонуть в эмоциональном выгорании. Дмитрий Ибрагимов



Забавный короткий доклад в виде истории одного новичка, который дорос до менеджера. И кто бы это мог быть?) История про Губу Боба в мире тестирования. Очень яркий, красочный и сочный доклад))) Все картинки подобраны просто отлично!

Сама история кажется немного вымышленной, как будто докрутили ситуацию и действия человека до максимума. Но вроде доклад основан на реальный событиях. Что тоже бывает, но всё же какой-то крайний случай, как по мне.

Но в любом случае миленький доклад, и если вы в нем узнаете себя — дослушайте до конца, о пользе делегирования и отдыха =))


WireMock: Легкий путь к эффективному тестированию через REST и SOAP интеграции. Иван Трифонов



Мне понравился доклад, но жаль, что он второго уровня, а не первого. То есть предполагается, что люди уже знают, что такое моки и зачем они нужны.

На докладе я внезапно осознала, что не понимаю общей концепции мок-сервиса. В какое место жизненного цикла разработки ПО он ставится? Вот две команды интегрируются друг с другом, и что? Команда 1 замокала неготовый сервис команды 2, написала тесты на его ответы и отдала команде 2, как TDD, чтобы когда был готов код, его прогнать по этим сценариям? Или как?

Ну то есть вот Иван говорит:

- Мы пишем такой-то код и эта ссылка будет возвращать нам статус 400. Или отвечать дольше 2 секунд. И мы сразу можем это протестировать, хотя код ещё не готов, круто же?

Э-э-э-э, минуточку. Что мы можем протестировать? Мы можем протестировать код, который написали для WireMock, не более того 🙈

Это было забавно — код на Java со слайдов я понимала, а общую концепцию — нет ))) Но теперь записала себе, в чем надо разобраться, изучить... А потом своим новичкам пояснить =)


Я предлагаю - они отказываются! Алексей Пименов



Алексей — не тестировщик. Он канбан консультант и стратегический менеджер. Помогает компаниям принимать новые решения и внедрять их в жизнь. Ведь часто новое предложение воспринимается в штыки, что с этим делать?

Алексей рассказывал про систему 1 и систему 2 в нашем организме. Это которые "бей и беги" и "рациональная". И мы всегда готовим аргументы для рациональной системы, а встречает то нас "бей и беги"!




Об этом надо помнить, это нужно учитывать, с этим нужно работать. Ну а подробнее — смотрите в докладе)


Как понимание инструментов разработки помогает функциональному тестировщику. Владислав Григорьев



Очень любопытный доклад. О том, что иногда мы тестируем лишнее — когда разработчик использует готовое решение условного календаря, а мы его аж затыкиваем, так как это самые простые тесты, которые могут быть..

Но иногда ситуация бывает и наоборот — взяли готовое чужое решение, а оно с багами. А пользователю ведь всё равно, на чьей стороне баг. Или взяли готовое, а подключили неправильно, и не проверили до конца.

Поэтому стоит понимать используемые технологии — чтобы где-то НЕ тестировать лишнее, а где-то, наоборот, проверить чуть подробнее.


Как мы создавали квест на онбординг тестировщиков. Ольга Назина



Я рассказывала, как мы делали квест для тестировщиков. Точнее, сначала для всей команды, потом потихоньку разошлись на тестирование - аналитика - поддержка.

Помимо простого "вот тебе наставник, он всё объяснит" с ростом фирмы мы прошли через 3 кардинально разные версии такого квеста. Я рассказала о плюсах и минусах каждой. А в конце подвели итоги — с чего начинать, куда продолжать. И о чем стоит помнить, внедряя онбординг :)




Расширяем команду. Проведение технического собеседования QA. Дмитрий Трофимов



Дмитрий рассказывал, как грамотно проводить техническое собеседование QA. Как выстроить диалог, как показать себя профессионалом, как НЕ оставить негативного впечатления у кандидата...

Хороший структурированный доклад для тех, кто только начинает проводить собеседования!


Резюме

SQA Days — отличная конференция, где можно:
  • встретить знакомых из других городов;
  • узнать что-то новенькое (если ходить на доклады по незнакомым темам);
  • вдохновиться на свой доклад (если ходить на доклады по знакомым темам и применять к себе);
  • классно провести время!
Каждый раз приезжаю и вдохновляюсь! Чего и вам желаю 😊

Комментариев нет:

Отправить комментарий