понедельник, 18 июля 2022 г.

ИТ-книга от идеи до выпуска. Часть 2: поиск издательства

Ссылка на Хабр

В конце прошлого года я выпустила свою первую книгу по тестированию — «Курс молодого бойца». Заняло у меня это 4.5 года! И я решила поделиться своим опытом в цикле статей:

Сегодня я расскажу о том, как искала издательства. Куда направляла письма, как готовила сопроводительные письма, как почти потеряла надежду =)) И как нашла БХВ!

Какие есть варианты публикации книги

Сначала перечислю, потом рассмотрим каждый пункт:

  1. Бесплатно через издательство

  2. Платно через издательство

  3. Собрав денег с людей (краудфандинг)

  4. Просто за свой счет




1. Бесплатно через издательство

Если ты смог заинтересовать издательство, они опубликуют книгу за свой счет. Сами будут заниматься распространением, поставлять на всякие Озон, Литрес и прочие площадки. Ещё и тебе авторские отчисления платить (около 10% с каждой книги).

Ты в этом случае платишь только за «хочу с перламутровыми пуговицами». Например, можно заказать лично себе подарочный тираж с твердой обложкой и золотым тиснением. Или книги в цвете. Или что-то ещё. Любой каприз за ваши деньги ©.


2. Платно через издательство

Если издательство тобой не заинтересовалось, можно сделать заход в другой отдел — платный. Твою книгу публикуют, но это дорого =)

Если честно, я не помню подробностей, что туда входит, только печать, или хранение и распространение, так как этот вариант дороже самиздата раза в 2-3, я его не рассматривала. 

Но он есть. И тогда ты получаешь и редакторов опытных, и иллюстраторов, и корректоров в своё распоряжение. И можешь напечатать вообще всё, что захочешь.


3. Собрав денег с людей (краудфандинг)

Есть платформы типа Kickstarter (англ) или Boomstarter (русская). Публикуешь там свой проект: «хочу издать книгу / настольную игру / открыть антикафе…». Если людям интересно, они жертвуют деньги на этот проект.

По факту, они делают предзаказ, только подтверждают своё намерение о покупке рублем. А когда соберется достаточно денег, то автор издает книгу и рассылает её всем купившим. Или объявляет самовывоз, тут кто как делает. Если не сможете собрать денег, они просто вернутся всем, кто их отправлял.

Вот история издания книги таким образом — «Как собрать деньги на издание книги через краудфандинг – интересный опыт бизнесмена Олега Бармина».


4. Просто за свой счет

Если погуглить “издать книгу самому”, можно найти кучу сайтов, которые предлагают вам свои услуги. 

Они обещают и корректора, иногда и редактора. Плюс издание конкретного тиража. И это даже дешевле, чем издавать платно через издательство (да, я проверяла).

Правда, хранение и распространение обычно сюда не входит, но зато не очень дорого. Книгу в 400 страниц мне калькулятор насчитал в 350 тысяч за 1000 штук. Правда, это было в 2021 году, сейчас наверняка дороже…

Но, конечно, самый выгодный для автора вариант — первый. Найти издательство, которое издаст книгу за свой счет. О нем и поговорим.


Когда надо начинать искать издательство

Правильно так — придумал идею книги? Найди издательство, которое сможешь ею заинтересовать. Для этого обычно надо написать буквально 1-2 главы, чтобы показать свой стиль повествования.

Издатели и сами говорят, что так правильнее:

То есть у тебя есть идея и есть первая глава. И ты ищешь. Заинтересовал издательство? Подписали договор, оговорив все сроки. Ещё и консультации получил, что добавить / убавить, какого объема делать и так далее.

А может, книга издательство вообще не заинтересует. Тогда смысл тратить время и силы на то, что потом придется выкинуть? Чтобы не работать впустую, лучше искать заранее. Хотя, как вы догадываетесь, это был не мой вариант =)))

Когда начала искать я

Я решила искать тогда, когда книга будет полностью готова. Да, я уже читала во всяких статьях, что правильно заранее. И даже видела пример человека, который нашел издательство и договорился с ними сдавать главу в месяц. 

Но… Глава в месяц — это писать по заказу. А вдруг у меня вдохновения не будет? С одной стороны, я люблю писать. С другой — я не могу писать долго. Я посижу 5-10-15 минут и всё, дальше не пишется.

Можно продолжать сидеть, только в итоге я буду читать вконтактик, баш.орг и прочее вместо работы. Проще переключиться на что-то другое, а потом снова сделать заход к статье / книге. 

Этот пост я тоже долго писала. Хотя у меня были заготовки (дневник всех событий), но надо же добавить пользы в статью. Написать разделы “какие вообще есть варианты, когда правильно искать” и прочая. Но за один присест не получается, вот статья и затянулась.

Я начинала и бросала на пару недель. Начинала и бросала. Потом собрала волю в кулак и решила таки закончить. Стала делать заходы каждый день. Но и это заняло почти неделю!

С одной стороны, дедлайны — это хорошо. Да, где-то придется попотеть и поработать до ночи, зато точно сделаю в краткие сроки книгу. Но… У меня есть:

  1. основная работа, причем такая, где балду не попинаешь. 

  2. курсы, которые приносят мне доход (книга столько не даст, это я понимаю)

  3. семья, друзья — на них тоже не хочется забивать!

Много важных целей быть не может. Если я поставлю книгу первым приоритетом, на что-то придется забить. И так как с работы я не уйду, то мне придется поставить все свои курсы на паузу, или превратится в зомби без личной жизни. Не хочется!

Поэтому я пошла по второму пути — книгу писать, но в своем темпе. А как закончу, так и опубликую. Да, тут есть шанс остаться в пролете, когда книгу написал, а она никому не нужна оказалась. И вся работа коту под хвост.

Но я четко решила — книге быть. Если не найду издательство, пойду на Boomstarter. Если там не доберу сколько-то денег, докину своих. Если совсем не соберу — полностью на свои напечатаю. Этот "план Б" придавал сил писать, когда накатывала апатия. Поэтому писала не торопясь. 

Ну а потом стала искать издательство!

Как искать издательство и что для этого надо

Для начала надо понять, в какое издательство ты хочешь попасть. Где бы ты хотел издаваться? Для этого можно перебрать свою полку любимых книг и присмотреться уже не к названию книги / автору, а к названию издательства.

Составляем список предпочтительных издательств. Потом идем на OZON или любой другой сайт, где есть книги, и смотрим в фильтр издательств. Выписываем названия оттуда.

Потом идем гуглить “издательство такое-то авторам”. Попадаем на страницу типа такой — https://bhv.ru/priglashaem-avtorov/. А там уже всё написано, что нужно сделать и куда послать.

У каждого издательства есть план-проспект, который надо заполнить. Это анкета твоей будущей книги:

  • Кто ты такой, где уже издавался? (новый автор или уже известный)

  • Какая у тебя экспертиза в данном вопросе?

  • О чем будет книга? 

  • Какие есть аналоги?

  • Чем ты отличаешься от аналогов?

  • Как будешь сам продвигать книгу?

  • Пример твоего стиля повествования (обычно 1-2 главы из книги, хотя есть издательства, которые просят книгу целиком)

Эти вопросы помогают задуматься «А чем моя книга лучше других? Чем я уникален? Что я могу дать? И что я сам получу, мне это зачем?». При этом не надо смущаться, если ответ на последний вопрос — потешить своё эго.

Я как-то попала на семинар Ирины Гусинской (главный редактор в «Альпине Паблишер») о том, как и зачем издавать свою книгу. Так вот, книги пишут, чтобы:

  • Выглядеть более ценным специалистом (он написал книгу, значит крутой!)

  • А это помогает устроиться на работу

  • Если у вас есть курсы, то больше доверия преподавателю, который публикуется (мой случай)

  • Книгу можно подарить её друзьям / знакомым / учителям школьным (тоже мой!)

Это вполне нормальные желания. И я не собираюсь лукавить, что просто хочу нести добро и свет в этот мир, иначе бы книга была бы бесплатной и выложенной в общий доступ.

Да, я хочу все эти пункты. Хочу гордо носить звание автора: «Я написала книгу!». Но при этом четко понимаю, чем я хороша — тем, что умею писать просто о сложном, и у меня много картиночек!


Мои первые попытки найти издательство


Июль 2020 года

Я как раз дописала последнюю главу «Всё обо всем» и вынесла её в отдельную книгу. Просто глава вышла на 325 страниц, что очень много. Особенно для последней главы в книге, где и так 1000 страниц уже =)))

Поэтому я решила сделать две книги:

  • Сложные ИТ-термины на простом языке — 325 стр, как раз последнюю главу целиком вынести

  • Основную книгу для новичков — 1200 страниц с уже урезанной последней главой

И вот я всё доделала. Небольшой мандраж — ухххх, я закончила книгу! Даже две, чисто случайно =) Тут же решила написать в издательство.

Я подумала так: начинать надо с мелкой книги. Так как там меньше страниц, то цикл “отредактировать, вычитать, напечатать” будет короче. Так что решила писать про неё.

А так как я писала книгу в стиле «Head First O`Reilly», то написала в издательство «Питер». Зашла к ним на сайт, скачала план-проспект, заполнила и отправила в издательство. На что получила отлуп «я в отпуске до конца августа» (больше месяца ждать!). Ну и всё, больше никакого фидбека. 

А потом закрутилось-завертелось:

  1. Я вышла на фриланс в поисках художников и мы все дружно впахивали, доделывая картинки (про это я рассказывала в части 1)

  2. Я доделала курс по автоматизации в Postman и запустила первый поток. Проверяла сама, а студентов много… 

  3. Ребенок пошел в садик в ГКП (группа кратковременного пребывания, на 3 часа в день) и начал болеть… 

В итоге времени свободного было очень мало. Я только и успевала проверять домашки да картинки от художников. И всё.

Мне тогда коллега начал давать фидбек по книге. Выдал ряд замечаний по двум первым главам. А я открыла один раз, начала переписывать и… Забила. Художники + курс, это всё важно и срочно — нельзя не проверить ДЗ, нельзя не проверить картинки (а то подумает фрилансер, что я из тех заказчиков, что пропадают без ответа). А на редактуру времени нет.

Так и отложила поиски издательства и редактуру до момента, когда закончим с картинками. То есть почти на год - 700 картинок это вам не хухры-мухры.


Май 2021 года

Нет, картинки мы ещё не закончили =) Но уже почти со всеми художниками остановились, так как новых заданий не было. И ещё парочка основных художниц доделывала остатки.

И тут я прочитала книгу Максима Ильяхова по деловой переписке. И где-то через 2/3 книги идет шмуц (я теперь знаю это слово: когда идет титульник перед главой или частью книги, он называется шмуц) «Практика». 

Я сначала расстроилась, потому что ехала в метро и не ожидала, что книга так резко закончится. А ведь практика — это обычно задание для самостоятельного изучения. А как я в метро что-то буду делать? И вообще здесь и сейчас читать хочется, а не заниматься. Но оказалось, что это не задания для читателя, это примеры. 

Берется конкретный кейс (устраиваемся на работу, зазываем специалиста к себе, который работу НЕ ищет, приглашаем на конференцию интересного спикера...) и разбирается — вот было плохо тут и тут, потому что... А вот так если переделать, будет хорошо.

И так много этой практики! Напомню — это почти треть книги. Прям читаешь-читаешь-читаешь-читаешь... И я в итоге прям загорелась «а пойду напишу в издательства!». Вообще я собиралась это сделать через пару недель, как только доделаем все картинки. Хотелось поставить точку в одном этапе, и потом уже начинать другой. Но тут вдохновилась и пошла писать «правильное» сопроводительное.

Снова скачала план-проспект издательства «Питер» и начала заполнять. А заодно сразу увидела слабые места прошлого проспекта. Над которыми просто не задумывалась, пока книгу Ильяхова не прочитала…


Мои ошибки в проспекте


1. Так себе аннотация

Я прям даже помню, как сидела у бабушки на даче перед компьютером. Уставшая, а тут ещё проспект этот. Хотелось заполнить побыстрей. Над аннотацией особо не думала, ну и получилось не ахти.


2. Содержание книги заполнено частично

В плане нужно расписать, сколько страниц на какую тему выделяется. Но у меня же и так книга небольшая (я тогда делала план-проспект на книгу терминов), по 10-30 страниц на главу. Так что написала только цифры для глав:

Это, конечно же, лень. Зачем мучиться, заполнять детально, если не факт, что книга издательство заинтересует? Вот заинтересует, тогда и заполню! Чувствуете аналогию с поиском работы, да?)) «Да зачем я буду время тратить, сайт компании изучать, конкретно для них письмо писать, если не факт, что возьмут потом? Лучше вместо этого в 20 компаний постучусь, авось кто-то да ответит».

Конечно, в следующий раз заполнила нормально. Если у тебя попросили план, то нужно дать план. Полный, а не кусочный. По крайней мере, если не хочешь, чтобы твой проспект выкинули в мусорку просто потому, что ты не удосужился сделать как просили.


3. Мало и плохо написала про пиар

Вот так у меня выглядел раздел «как вы будете помогать пиарить свою книгу»:

19. Ваши предложения по продвижению книги. Готовы ли вы активно участвовать в продвижении вашей книги, и если да, то каким образом?

Готова!

Я опубликую информацию о книге в блоге — https://okiseleva.blogspot.com/. Мой блог — самый популярный в тестировании, остальные начинают и бросают, а я веду свой вот уже 9 лет. И если вы будете хоть что-то гуглить по теме тестирования, вы обязательно увидите мои статьи 😊

Мы опубликуем информацию на портале https://software-testing.ru/. Это самый крупный портал по тестированию в России.

До беременности я активно посещала конференции. Планирую снова начать, хотя бы раз в год ездить на SQA Days (самая массовая конференция по тестированию), чтобы в том числе пиарить книги. В первую очередь я буду пиарить книгу по тестированию для новичков (http://testbase.ru/book-beginner). Собственно, текущая книга исходно была последней главой книги для новичков. Но такая большая получилась! Вот и вынесла отдельно, заодно обкатаю цикл «редактура-печать», пока заканчиваем делать картинки по основной книге.

Довольно скудновато + непонятный профит. Вот в блоге опубликую, а блог популярный? Или его читают 3 калеки? Добавила цифры:

Я опубликую информацию о книге в блоге — https://okiseleva.blogspot.com/

Я опубликую информацию о книге в блоге — https://okiseleva.blogspot.com/. У него 5 млн просмотров. 

Вот, уже выглядит интереснее для редактора. А ведь это моя цель — заинтересовать его. Так что я задумалась, какие ещё каналы могу привлечь, и как лучше это написать. В итоге сделала таблицу:

Соцсеть

Ссылка

Количество подписчиков

ВК, группа «Test IT»

https://vk.com/test_it

7 000

Телеграмм, канал «Курсы и образование»

https://t.me/qa_courses

6 500

Телеграмм, канал «QA juniors»

https://t.me/qajuniors

10 000

Телеграмм, канал портала Testbase

https://t.me/links_from_testbase

500 чел, но лояльных ко мне (создан недавно)

YouTube, мой канал

https://www.youtube.com/c/okiseleva

12 200

Получилось лучше, чем было =)


4. Мои посты? Ой, ищите сами

О, вот это уже провал из провалов. Читаю свой проспект дальше, вижу вот такое:

2. Список изданных книг или публикаций 

Публикации в блоге — https://okiseleva.blogspot.com/ (можно по тегу «полезное» — https://okiseleva.blogspot.com/search/label/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B5)

Публикации на Хабре — https://habr.com/ru/users/molechka/posts/

Это как раз смесь лени и самолюбования. Ну я же такая вся классная, у меня СТОЛЬКО публикаций полезных, что если сюда выносить, будет слишком много (да и лень столько делать). Так что вот вам ссылки, ищите сами так лучшие посты.

Мда-а-а-а... Заинтересовала так заинтересовала…Ильхов мне мозги то прочистил, у него как раз был пример про ссылки. Что можно просто кинуть ссылки:

Мы думаем, вас может это заинтересовать:

1. Ссылка 1

2. Ссылка 2

3. Ссылка 3

Но захотят ли туда тыкать? В чем мне, читателю, профит от этих ссылок? И как понять, чем они отличаются? Намного лучше кратко ссылки описать:

Мы думаем, вас может это заинтересовать:

1. Курс для совсем новичков в тестировании (текст сделан ссылкой, как и другие курсы)

2. Курс по тест-дизайну — для людей, у которых уже есть опыт

3. Курс по автоматизации — для людей с опытом в тестировании, которые хотят научиться автоматизировать.

Так уже становится намного понятнее, чем ссылки друг от друга отличаются и в какую мне лучше тыкнуть. И разумеется, сделать выборку ЗА читателя будет намного лучше, чем кидать общую ссылку «на, сам поищи». А это точно ему надо, а не вам?

И уж точно издателю не надо самому бегать и искать в блоге автора интересные статьи. Так что на второй заход я подготовилась лучше. Сама прошлась по блогу и выцепила самое лучшее / интересное, раздел стал такой:

2. Список изданных книг или публикаций

Публикации в блоге — https://okiseleva.blogspot.com/ (можно по тегу «полезное»— https://okiseleva.blogspot.com/search/label/полезное).

Самые лучшие / популярные:

- Что такое тест-кейс и как его писать http://okiseleva.blogspot.ru/2014/08/blog-post.html

- Какой результат писать в чек-листе http://okiseleva.blogspot.ru/2015/03/blog-post_33.html

- Классы эквивалентности: будни Золушки http://okiseleva.blogspot.ru/2015/07/blog-post_87.html

- Классы эквивалентности для строки, которая обозначает дату http://okiseleva.blogspot.com/2018/04/blog-post_14.html

- Класс эквивалентности «Ноль-не ноль» http://okiseleva.blogspot.com/2016/12/blog-post_15.html (моя техника)

Публикации на Хабре — https://habr.com/ru/users/molechka/posts/. Примеры:

Моя техника: Мнемоника БМВ для поиска граничных значений https://habr.com/ru/post/418233/

Чек-лист для тестирования числового поля https://habr.com/ru/post/525192/

Как найти границы на клиенте и сервере https://habr.com/ru/post/510458/

Наличие материалов автора по теме книги в Интернете

Клиент-серверная архитектура в картинках — https://habr.com/ru/post/495698/

Что такое VCS (система контроля версий) — https://habr.com/ru/post/552872/

Что такое База Данных (БД) — https://habr.com/ru/post/555760/

Что такое CI (Continuous Integration) — https://habr.com/ru/post/508216/

Что такое API — https://habr.com/ru/post/464261/

Что такое JSON — https://habr.com/ru/post/554274/

Что такое XML — https://habr.com/ru/post/524288/

Что такое bash / shell — https://habr.com/ru/post/548078/

Основные linux-команды для новичка — https://habr.com/ru/post/501442/

Регулярные выражения (regexp) — основы — https://habr.com/ru/post/545150/


5. Сопроводительное тоже не ахти

Заполнить проспект недостаточно, его ведь могут вообще не открыть. Надо ещё написать письмо о том, чем вы такой классный и почему надо рассмотреть именно вашу книгу.

С темой всё понятно, тут просто обозначить название книги и автора:

Книга Назиной — «Как устроен мир ИТ. Cловарь для тех, кто начинает путь в профессии»

А вот над содержанием стоит подумать. В первый раз я особо не думала, оно получилось таким:

16 августа 2020:

Добрый день!

Я в восторге от вашей серии книг «Head First O`Reilly». Именно их стиль вдохновил меня при написании собственных книг :) Поэтому я бы очень хотела публиковаться именно у вас и создать линейку книг по тестированию.

Начать я хочу с небольшой книги-справочника «Сложные ИТ-термины на простом языке». Эта книга на простом языке отвечает на вопрос «Что такое...?». Не вдаваясь в подробности, но достаточно для первоначального понимания.

Аналогов я еще не видела на рынке. Но статьи из книги я публикую на Хабре. Поэтому готова рассмотреть публикацию "за свой счет". Ну а подробнее уже смотри в проспекте

Причем заметьте, я сразу сказала что готова печатать за свой счет, но мне даже из платного отдела никто не ответил! Это было обидно =)))

Поэтому в следующий раз я думала над письмом дольше, сверяясь с книгой Максима, глядя в его примеры. Теперь я написала раздел “о книге”, я сразу указала аудиторию, рассказала немного об авторе…

Получился неплохой шаблон, который я потом рассылала везде, где только можно. Но всегда здорово добавить что-то «от души». Если ты хочешь именно в это издательство, напиши им, почему. В «Питер» я очень хотела, так что добавила пункт «Хочу предложить эту книгу именно вам, потому что…»

Получилось так:

28 мая 2021:

Здравствуйте!

Предлагаю рассмотреть издание книги «Как устроен мир ИТ. Cловарь для тех, кто начинает путь в профессии». Это пособие для начинающих, которые хотят начать карьеру в модной сфере информационных технологий.

О книге: даёт понимание терминов, которые недоступны новичкам, но кажутся очевидны бывалым. Поможет общаться внутри команды на одном языке, даже если ты — не разработчик.

Аудитория:

Люди, которые решили войти в ИТ, причем на любую должность — тестировщик, аналитик, разработчик, менеджер продукта. Это могут быть:

1) Школьники

2) Студенты технических и даже гуманитарных вузов

3) Люди из другой области (таксист, бармен, бухгалтер)

Об авторе: я занимаюсь тестированием 13 лет, 6 лет веду курсы для тестировщиков. Веду профессиональный блог, у которого 5 млн просмотров, 3 из которых были за последние 3 года. Веду YouTube-канал, у которого 12 000 подписчиков. Публикуюсь на Хабре (портал для ИТ-специалистов, где статьи набирают по 30 тысяч просмотров).

Создала агрегатор полезных ссылок для начинающих тестировщиков — портал Testbase. Выделила главные навыки тестировщика и собрала доп материалы по каждому. А на отдельной странице собрала ссылки на бесплатные системы для тренировок — http://testbase.ru/.

Создала сайт для проверки названий багов. Он позволяет перед заведением задачи проверить себя на типовые ошибки — http://bugred.ru/.

Хочу предложить эту книгу именно вам, потому что у вас уже выходили книги по этой теме: «Управление разработкой ПО» Дэн Пилон, Расс Майлз. Из серии «Head First O`Reilly». Именно она меня вдохновила начать работу над книгой, мне подходит такой стиль — просто о сложном, и с кучей картинок.

В приложении — проспект книги. Дайте знать, если это интересно.

Телефон ...

Телеграмм ...

Скайп ...

Поинтереснее смотрится?) Мне кажется, да. Хотя «Питер» мне так и не ответил что в первый раз, что во второй… Но эту версию сопроводительного я использовала и для других издательств.


Как я стучалась во все двери


28 мая - 4 июня

Отправила улучшенный проспект в издательство «Питер». А потом, на волне всё того же вдохновения от Ильяхова, решила сразу заполнить проспект для основной книги. 

Это заняло ещё 4 дня — книга на 1200 страниц, там даже просто план расписать заняло много времени, это ведь из каждой главы надо взять все подзаголовки, выписать, подсчитать, сколько они занимают и записать. 

Я считала с калькулятором, чтобы не ошибиться. Встала на подзаголовок — ага, 17 страница, встаем на следующий — 34. 34-17 = 17 страниц, так и запишем. Да, цифры небольшие, можно и в уме считать. Но, когда ты устал, легко ошибиться, а ошибаться не хотелось.

Заодно я пересмотрела свою полку «must read», доставала оттуда книги и смотрела на издательство. Хотела составить список, куда писать. Список получился так себе, почти все мои книги были либо из «МИФ», либо из «Альпина Паблишер»… 

Причем мои любимые цветные книги (книги Нэнси Дуарте) — это тоже МИФ. Так что они у меня сразу встали вторые в очереди «хочу к ним!». Ведь я хотела сделать именно книгу в цвете...

Покопалась ещё на полках и нашла одну книгу из «Символ плюс», одну из «Вильямс» (у меня от них «Линукс. Карманный справочник»). А ещё узнала, что одну книгу серии Head First опубликовало «Эксмо» — это «Изучаем Java».

Что же, список есть. На следующий день погуглила «издательство МИФ авторам» и пошла заполнять их проспект. А потом сразу к Альпине. Итого получилось:

  • 2 июня — МИФ и Альпина

  • 3 июня — Символ Плюс, Эксмо, Вильямс

Посмотрела на издательства «Лань» — они для вузов, «Бомбора» — рассматривают рукописи год, в топку!

Эксмо вначале очень порадовало. Они единственные, кто обещает обратную связь, причем она у них автоматическая. Остальные издательства сразу предупреждают «мы отвечаем только успешным авторам. Так что если вам не ответили за месяц — сорян, вы просто лузер».

А в Эксмо я заполнила заявку и сразу получила отбивку на почту «Мы приняли вашу заявку». А на следующий же день (в пятницу) я получила вот такое письмо:

Ооооооо, ну я почти танцевала, так быстро ответили! И уже прошла один этап!!! Я то уже губу раскатала, что на следующей же неделе со мной свяжутся. Что я заинтересовала такое крупное издательство, что я молодец и вообще =)

Но рано радовалась, это ведь первичный отсев, что прислали именно книгу и что заявка оформлена по всем правилам. Это даже не «передано на ред совет». В общем-то, больше от них писем и не было.

Потом были выходные, я отдыхала с ребенком, а потом снова в бой. На этот раз я открыла OZON и Литрес, выбрала раздел «компьютерные технологии» и стала просматривать, что там есть. 

Накидала новый списочек «куда ещё можно послать проспекты», но торопиться уже не стала. Пару дней жила ожиданием “ах, мне наверняка сейчас ответит кто-то из больших!”, но увы. Так что я продолжила поиски.


10 июня (четверг)

Как потом оказалось, судьбоносный был день! Я на Озоне нашла издательство БХВ и в этот день закинула им анкетку на книгу терминов. Ни на что особенно не надеясь, впрочем. За это время я уже получила достаточно игнора, чего и тут ожидала.

Но мне ответили, причем буквально через 2 часа! Я отправила письмо в 14:43. В 16:35 получила ответ. Конечно, не такой, как я ожидала =)))

Евгений Рыбаков, который просматривает запросы от новых авторов, разнес мою идею книги терминов в пух и прах:

Здравствуйте, Ольга!

Это пособие для начинающих, которые хотят начать карьеру в модной сфере информационных технологий.

- Тематика интересует.

Но разве карьера начинается с покупки словаря?

Из того, что я читала, вообще нет единой книги, поясняющей разные термины 

- Правильно. Раз нет такой книги, значит, не сильно она и востребована

На западе есть подобный словарь? Уверен, что нет.

Если кто-то решил сделать карьеру тестировщика, то первым делом пойдет на курсы вроде ваших, разве не так?

Вот книги для начинающих тестировщиков есть (хоть их немного) и востребованы.

Если Вы успешно ведете курсы, предложите лучше подобную книгу - ее будут покупать.

Еще раз повторюсь, словарь - это вещь далеко не самой первой необходимости.

(Попытка расширить аудиторию, сделав как бы "для всех", а не только для тестировщиков, дело с продажами не спасет)

Ещё и желание сделать книгу в цвете осудил, сказав, что это будет слишком дорого. НО! 

В проспекте и сопроводительном письме была ссылка на мой сайт http://testbase.ru/. Так вот Евгений его изучил и через 10 минут написал новое письмо:

Книга для начинающих тестировщиков

Привет!

Меня зовут Ольга Назина. Я в тестировании с 2006 года. Тестировщик, тренер, практик, энтузиаст — вот тут можно почитать обо мне подробнее.

Я очень люблю серию книг по разработке ПО от Head First O`Reilly:

Изучаем Java. Кэти Сьерра и Берт Бейтс

Изучаем SQL. Линн Бейли

Изучаем HTML, XHTML и CSS. Эрик и Элизабет Фримен

и другие

И вот я решила написать книгу для начинающих тестировщиков. …

(заметка автора — это выдержка со страницы http://testbase.ru/book-beginner, он прочитал эту страницу!) 

Правильно.

Я об этом и написал в предыдущем письме.

И где же эта книга?

А потом он ещё походил по сайту и новых вопросов назадавал. В частности, про мою художницу. Но это было просто шоком. Единственное издательство, где пошли изучать ссылки, которые я прислала, это прям очень круто!

Я позвонила своему другу, чтобы обсудить ситуацию. Вау, круто, мне хоть кто-то ответил! Да, меня послали со словарем, но заинтересовались основной книгой. И что может правда стоит именно с неё начинать, именно её запускать? Обсудили и поняли, что да, так намного логичнее.

Так что спустя полчаса, в 17:34 я ответила:

Евгений, вы правы!

Покупка далеко не всегда начинается со словаря. Буквально 5 минут назад обсуждали это с коллегой, что может зря я решила начать с книги терминов...

У меня есть книга для начинающих тестировщиков, которая сделана на основе моих курсов. Но в ней 1200 страниц :) 

Поэтому я подумала, что проще будет обкатать цикл «редактура — публикация» на книге в 300 страниц. Я считаю её тоже полезной, но осознаю, что покупателей будет меньше. Несмотря на то, что охват больше — она же не только для тестировщиков, но и для аналитиков, менеджеров, и прочая. 

Однако зачем покупать то, что можно нагуглить? Это проблема. Книга по тестированию в этом плане более ценная, тем более что у неё и аналогов то нет, кроме Куликова (но там лекционный формат, «скучноват») и Савин (но  это тоненькая книга, которая дает охват по верхам)

Готова обсудить основную книгу! Выдержки из неё есть на странице http://testbase.ru/book-beginner, две главы вложила в аттач.

Правда, над названием ещё особо не думала. «Что такое тестирование» (если по аналогии с Head First O`Reilly). Или «Полный курс лекций для начинающего тестировщика», так даже логичнее. Это книга-тренинг, с домашними заданиями в конце каждой главы.

Соавторов у меня нет, а вот иллюстраторов несколько. Основная художница — Виктория Лапис (её псевдоним), мы с ней работаем около 5 лет, она начинала делать картинки для книги, но год назад мы вышли на фриланс и нашли ещё с десяток иллюстраторов. Вика их курирует. Сейчас художники заканчивают последние картинки — почти все картинки в книге свои. Есть небольшой срез скриншотов, при необходимости их перерисуем в книжном качестве.


11 июня (пятница)

Евгений ознакомился с выдержками по основной книге и передал меня дальше — Павлу Шалину (Он же писатель Валентин Холмогоров, @Holmogorov на Хабре), руководителю проектов издательства БХВ. Он курирует в издательстве тему software testing. 

Павел попросил заполнить план-проспект по “большой” книге. У меня, конечно, был готов такой проспект, но для «Питера». А так как у каждого издательства анкета немного своя, нужно время. 

С другой стороны, Павел предупредил, что «сегодня короткий предпраздничный день, я планирую сбежать из редакции примерно в 16.30. Поэтому дать обратную связь смогу уже на следующей неделе, во вторник или в среду.». А хочется то сегодня!

А время уже 14.00… Но я собралась и всё сделала за 1.5 часа. Уложилась! Павел сразу ответил:

Ольга, спасибо большое за оперативность!

Принято, скачано, взято в работу :)

Теперь мне нужно подготовить по Вашей книге определенный объем менеджерской документации (финансовое обоснование проекта, расчет себестоимости, редакционно-издательскую заявку,  и т.д.) - это займет некоторое непродолжительное время. По результатам я с Вами свяжусь для обсуждения следующих совместных шагов.

Ну и заодно иллюстраторов обсудили — ведь с ними нужен подписанный договор. Я прислала свой договор (скачанный в интернете), Павел обещал показать его своим юристам. На том и договорились.

О, какая я довольная была! Урааа, кажется, я нашла издательство, мною заинтересовались!!! Со спокойной душой тоже «ушла на выходные» и стала ждать обратную связь.


15 июня (вторник)

Павел вернулся с обратной связью во вторник. И тоже совсем не такой, как я ожидала:

Занялся подготовкой документации по Вашей книге. Есть несколько моментов, которые хотел бы обсудить.

Во-первых, книга будет черно-белая, потому картинки немного потеряют в своей красоте, но тут уж ничего не поделаешь.

Во-вторых, придется сокращать объем - страниц примерно до 600 - 650. Возможно, за счет иллюстраций, возможно - за счет сокращения каких-либо разделов. "Многотомники" мы обычно не издаем, а книга объемом более 1000 страниц будет слишком сложна в производстве и дорога в рознице (650 страниц тоже очень много, но такую книгу можно выпустить по разумной цене).

В-третьих, рукопись придется оформить согласно нашим стандартам. Это в основном касается стилей абзацев и заголовков - у нас есть специальный шаблон, который сильно облегчает жизнь верстальщикам. Но это тоже определенный труд - фактически пройтись по рукописи еще раз, правильно расставить стили и вхождения алфавитного указателя.

Если эти моменты Вас не пугают, давайте двигаться дальше.

Э-э-э-э, минуточку! Ну как черно-белая то? У меня столько картинок! Нет нет нет, меня это не устраивает категорически! Равно как и сокращение книги ВДВОЕ!!! Я ушла из-за компа, пылая гневом =)))) Думу думать.

Ну и совещаться с друзьями. А потом и к Павлу вернулась жаловаться, что первые пункты меня не устраивают. И вообще, печатают как-то сказки! В цвете и недорого. Почему меня так нельзя? Павел пояснил:

В цвете мы печатаем только те книги, в которых без цвета никак не обойтись - дизайн, фотография и т.д. Поскольку книги мы печатаем тиражом от 1000 экземпляров (меньше - экономически не целесообразно), разница в цене будет очень большая, сотни тыс. рублей - с учетом того, что под цветную печать нужна более дорогая бумага. Сказки - это другое, на них есть стабильный спрос, тем более, у нас нет сказок объемом 600 страниц. Обычно наши книги сказок имеют объем 60-80 страниц, не больше.

Иногда авторы, которым критически принципиален цвет, готовы компенсировать разницу из своего кармана, такой вариант тоже можно рассмотреть. Но практика показывает, что подобные вложения никогда не окупятся. То есть, эти деньги можно потратить куда более приятными способами. Однако если хотите финансово поучаствовать в проекте, дайте, пожалуйста, знать. Если бюджет неограничен, можно напечатать и в цвете, и в твердом переплете, и в подарочной коробке, как говорится, любые фантазии - за счет автора :)

Цвет в технических книгах, там, где он не критичен по содержанию - очень все усложняет. Удорожание книги за счет бумаги и полиграфии получается значительное, книга в рознице выходит слишком дорогая, спрос на нее - низкий, в результате она плохо продается, занимает место на складе и все несут убытки, и издательство, и автор. 

Читатели и так стонут, что бумажные книги стоят слишком дорого, в то время как прибыль издательства в стоимости книги незначительна, примерно 80-85% - это полиграфия, бумага и производственные расходы (верстка, дизайн, редактура, корректура, перемещения типография-склад-розничные сети, складское хранение в определенных условиях (влажность прежде всего) и т.д.). Мы и так стараемся делать книги максимально недорогими, но при этом максимально качественными. Я, конечно, понимаю, что жалко труд художника, но поверьте моему опыту (я в издательском бизнесе с 1996 года) - цвет тут не нужен просто потому, что спрос на такую книгу из-за цены будет около нуля. Она полежит год на складе и уйдет в утиль. Прецеденты есть.

Вот продать ч/б вариант на обычной офсетной бумаге - шансы есть, книга получится относительно бюджетной. Поскольку мы не просто издательство, а книготорговая компания (у нас налажены связи с крупными оптовиками, интернет-ритейлом вроде Озона, Лабиринта, Wildberries, с розницей вроде МДК, Библиоглобуса, Буквоеда, с сетями России, беларуси, Казахстана) - мы видим, что продается, а что нет. "Толстое-цветное" (если это не мастер-класс Тучкевич по обработке цифровой фотографии для бьюти-блогеров) - не продается.

Примерно на том и порешили — издательство берется за ч/б вариант, а цвет я могу напечатать через них за отдельные деньги. В целом, я готова была к такому варианту. Да и очереди из издательств что-то не видать, надо соглашаться хотя бы на ч/б, если я вообще хочу издаваться =)

По пункту 2 (не печатаем многотомники) тоже крутили - вертели и так, и сяк. Я очень долго возмущалась, что «да моя книга такая ценная, да как можно хоть что-то выкинуть оттуда!!! Нет, давайте в 2 тома делать!». Но в 2 тома не вариант. Эхххх… Ладно, попыхтела, попыхтела, и предложила тогда просто на 2 книги разбить:

  1. Основные навыки тестировщика. 3 кита (оформление тестов, выделение классов эквивалентности, поиск и оформление багов)

  2. Что нужно знать и уметь тестировщику.

Павел тут же пошел мне навстречу — ок, не вопрос, давайте сделаем две. Но тогда нужно заполнить проспекты по каждой книге в отдельности. Это нужно для расчета бюджетов и прочих согласований. Ок, распилила проспекты и снова стали ждать…


18 июня (пятница)

Павел вернулся с фидбеком. И, да-да, это снова было не совсем то, что я ожидала =)

Ольга, добрый день!

Книги на редакционном совете утвердили, настояв на следующих названиях:

1. Тестирование программ. Иллюстрированная азбука

2. Тестирование программ. Алгоритмы и технологии

Задача стояла, с одной стороны, развести оба издания таким образом, чтобы люди могли приобретать их по отдельности (1 - совсем для начинающих, 2 - для чуть более продвинутых читателей), и заодно чуть абстрагироваться от книги Лабуна по тестированию, которая тоже для начинающих и которая выходит вот-вот, а с другой стороны, объединить Ваши книги в мини-серию, чтобы можно было продавать их и вместе тоже.

Это всё, конечно, классно. Но как мне “разбить” свою книгу под такие названия? На самом деле название «Алгоритмы и технологии» звучит очень круто, не спорю. Я бы и сама не прочь почитать такую книжку! Но у меня то не алгоритмы… 

В общем, во мне ещё теплилась надежда прожать свою линию издания двухтомника. Я тогда была уверена, что мою книгу ужимать никак нельзя! Так что ответила так:

Добрый день!

Если честно, я не совсем понимаю, что должно быть в книгах с такими названиями. Что значит азбука? Что там будет вообще обо всем? Но тогда это получается ваше исходное предложение выкинуть половину книги оставить 600 страниц. 

А что значит «алгоритмы и технологии»? Тут, по идее, должны быть классы эквивалентности (алгоритмы) и э-э-э-э, что? Техники тест-дизайна алгоритмами не называют, мне кажется странным давать название, из которого даже опытный тестировщик ничего не поймет. Тем более что опытный посмотрит на такое название и решит, что это чисто про тест-дизайн + какой-то актуальный стек технологий, радостно её купит и разачарованно поймет, что это книга для новичка.

Мне кажется, эти названия совсем не отражают суть книги — а это именно книга для новичков. В данном смысле было бы логичнее сделать именно «Полный курс лекций для начинающего тестировщика», звучит завлекательно и для нужной аудитории, то есть все будут понимать, что это для новичков. Но тогда в 2 частях. Ваше название «иллюстрированная азбука» тоже подходит под обе части, но тогда будет непонятно, почему 2 тома. «Полный курс лекций» звучит объемно и оправдывает большие тома.

Или делать 2 книги, но объединяя в мини-серию. В целом, конечно, "основные навыки тестировщика" вполне может купить и не новичок (хотя он оттуда мало почерпнет). И это хорошая отдельная книга, подробно про самое главное. Тут вопрос в названии второй книги. Но это точно не алгоритмы и технологии, это база новичка

Павел и тут пошел мне навстречу:

Тогда предлагайте названия. Согласуем и поменяем, тут проблем нет.

Задача - сделать так, чтобы эти книги можно было продавать по отдельности. То есть, отдел маркетинга категорически против варианта "Книга -1" "Книга -2", это должно быть два независимых издания, но объединенных в мини-серию.

Вообще я сейчас перечитываю все эти письма и понимаю, насколько он был белый и пушистый =))) Потому что я то агрилась почти на каждое письмо. Как же так, такого великого автора в какие-то странные рамки загоняют! 

Поэтому в ответах ворчала и ругалась, а он мне всё пояснял «это делаем так, потому что… А это сяк, потому что…». Выбор предлагал, не посылал сразу лесом «или принимайте наши условия, или досвидули». Это, конечно, круто )))


20 июня (воскресенье)

Я пока ходила и думала над вариантами «урезать 1200 страниц до 600». Консультировалась с коллегами, обсуждали. И пришли к гениальному (ну, нам тогда так казалось) выводу — сделать серию книг!

О чем я Павлу радостно и написала:

Какой сейчас статус — я тут поговорила с парой коллег, обдумали ситуацию. Покрутили-повертели, как можно вторую книгу назвать, чтобы не продолжение первой было. А часть 1 и часть 2 просто не купят, такой толщины.

Поэтому сейчас есть два варианта:

1. Одна большая книга на 600 страниц + несколько мелких по конкретным темам (самые большие главы вынести отдельно). Например, про баг-трекинг я и так хотела публиковать отдельно, потому что такая книга будет полезна не только новичкам.

Но тут есть вопрос — какие книги можно вынести отдельно. Вот, скажем, про классы эквивалентности очень полезно, но название кажется «вкусным» и людям с опытом. Они купят такую книжку и разачаруются «что за фигня, это для новичков». Разве что название сделать в духе «Классы эквивалентности для начинающих». В общем, что просто урезать, а что делать отдельной книгой, надо подумать.

2. Сделать вместо одной большой книги серию книга. Как у James A. Whittaker есть серия «How to break web software», «How to Break Software Security». У Вайнберга тоже есть серия, где можно читать только одну книгу, можно разные.

Но тут, мне кажется, сравнение не совсем то. Ведь одно дело — книга на узкую тематику, и совсем другое — книга для новичков. То есть первые книги серии будут пользоваться спросом, а зачем покупать книгу про теорию по классификации, например? Ну, про собеседования это топчик, конечно, это будет ок )) А некоторые темы непонятно как объединять.

К тому же когда хотят вкатиться в профессию, то обычно ищут ОДНУ книгу, а не серию. Поэтому мне вроде 1 вариант милее, но надо подумать.

Я сейчас пытаюсь собрать опытных коллег на мозговой штурм, чтобы обсудить эти варианты: как книги группировать и какие им давать названия / аннотации. Пока планирую собрать всех во вторник или среду. По результатам встречи тогда отпишусь, подготовив новые проспекты, видимо =)

Но меня быстро спустили с небес на землю)))

Если вы думаете, что получить согласие редакционного совета на серию книг - это просто, то ошибаетесь. Каждая книга - это отдельный довольно дорогой проект, который требует расходов на редактуру, корректуру, верстку, дизайн обложки, административные расходы на работу с типографиями.

Сейчас издательство согласовало максимум две книги. Если вы все-таки пришли к выводу, что имеет смысл издать "одну большую книгу на 600 страниц", убрав из нее все "лишнее" (с чего мы, собственно, и начали это обсуждение) - то так тому и быть. Значит, вторую из планов вычеркиваем. Тогда ждем от Вас окончательный план-проспект этой книги и название.

Серию мы пока издавать не готовы.

Р-р-р-р! Вот тут уже видится твердое «давайте вы перестанете выеживаться уже, а?». Я снова ушла думать, что делать, как разбить одну книгу на две.


22 июня (вторник)

Встретилась с коллегой, Павлом Абдюшевым, как раз чтобы обсудить разбиение книги на несколько. Даже специально приехала в Москву ради этого — подбор издательства был летом и как раз пришелся на отпуск на даче =)))

Так вот, мы встретились с Пашей и обсудили, что можно сделать. И решили разбить книгу аж на 3, вынеся отдельно тест-дизайн и отдельно баг-трекинг. А в основной книге эти главы ужать, чтобы уложиться в 500-600 страниц. Получилось как-то так:


23 июня (среда)

Я пришла к Павлу с результатами нашего мозгового штурма:

Мы вчера встретились с коллегой и обдумали, что можно было бы вынести отдельно (и что при этом было бы полезно, причем не только новичкам).

И придумали: главы 3 + 4 + 6 + 8 объединить в книгу под названием «Тест-дизайн для новичков». Или «Техники тест-дизайна для новичков». Это будет круто тем, что книгу можно покупать саму по себе, причем не только новичкам в тестировании. Полно людей с опытом, которые не знают про тест-дизайн. Я это знаю, потому что в своё время курировала тренинг по тест-дизайну и видела таких: опыта 4-5 лет в тестировании, простые границы найти не могут. То есть аудитория сразу увеличивается. Эти главы занимают в текущей версии 373 страницы, в книге для новичков ужму в 70.

И, конечно, самая большая тема про баг-трекинг. В ней сейчас 245 страниц. И отдельно вынести тоже очень полезно, потому что так же из опыта собеседований / обучений я знаю, что люди не умеют оформлять задачи. Коллега (тоже Павел) подкинул интересную мысль, что тут аудитория тоже шире, потому что такая книга «Как заводить задачи» может быть полезна ещё сотрудникам техподдержки. Ведь от них тоже ждут внятного и понятного описания, и их много =) Тут главное, сразу эту ЦА в голове держать. Эту главу в книге для новичков я ужму до 30 страниц.

Из оставшихся глав у нас 578 страниц, прикинули немного, что можно ужать до 372 (это, конечно, грубо, но вполне возможно). Таким образом, будет 372 + 70 + 30 = 472 страницы или около того. И в целом да, если техники тест-дизайна и заведение задач как самостоятельные книги не одобрят, чтож, можно начать с одной.

Павел предложил начать пока с одной книги. Но поощрил саму идею:

Я а Ваш проект верю - эта книга имеет нестандартный и очень симпатичный формат, я думаю, она найдет своего читателя. Не все тут мою уверенность разделяют, но я настойчив :).

Если первый тираж покажет хорошие продажи, дальше уже можно будет согласовать целую серию таких книг, но на начальном этапе, пока нет никаких данных о спросе, согласовать серию я не смогу даже пользуясь всем своим авторитетом редактора и писателя :).

На том и порешили. Но у меня к тому времени назрела ещё пачка административных вопросов, главный из которых — какие ограничения накладывает публикация книги на меня? 

По факту меня беспокоила лишь проблема с публикацией отрывков. Я ведь уже начала публиковать отрывки из книги на странице http://testbase.ru/book-beginner, что с ними будет?

Павел сказал, что обычно они договариваются с авторами о том, что они публикуют в свободном доступе не более 40% от объема печатного издания, «все остальное из паблика придется удалить».

Ага. Да щаз. Эти посты меня кормят, в отличие от книги. Создают репутацию, приводят на курсы, помогают студентам с курсов… А с книги ну буду я получать авторские 10%, понятно же, что это не очень много. 

Перечитала ещё раз пункт в договоре. Там ведь и про 40% ничего нет, просто передача лицензии. То есть меня могут в любой момент попросить удалить вообще ВСЕ выдержки из книги. Ну уж нет!

Поэтому за этот пункт я решила бороться до конца, но старалась пояснить свою позицию и даже предложить варианты:

После принятия пункта на передачу исключительной лицензии я не могу вообще больше ничего публиковать сама. Меня это не устраивает. Цифра в 40%, кстати, тоже. Это надо каждый пост с оглядкой писать «ой, а не было этого в книге ещё? а не вылезла ли я за рамки?». Поясню почему считаю это лишним:

— Книги Джоэла Спольски вообще составлены как набор его наиболее полезных блог-постов, он даже не заморочился на то, чтобы подвести одну главу к другой. И судя по тому, что потом вышла часть 2 и еще пара книг — это окупилось. Несмотря на то, что ВСЯ информация из книги есть в интернете.

— Другой пример — Максим Ильяхов. Опять же, вся информация из книг есть в виде отдельных глав. В книге просто причесано и плавно перетекает из одного в другое (посты все равно пишешь с корректировкой, добавляя вступление). Тоже не помешало продажам.

— На тренинге Ицхака Пинтосевича когда была, он тоже самое рассказывал: «Вот зовут вас выступить с бесплатной частью. И так жаль рассказывать самое крутое, что будет на курсе, хочется приберечь. А не надо. Если люди увидят "вау, круто", они ради этого и придут". Тренинг на 2 дня стоил около 18к рублей, зал был заполнен весь ))

В общем, я против ограничений на количество публикаций, тем более что посты в блоге я делаю по исходнику, а не ужатой части. Чтобы оградиться от "книгу вообще не продали", давайте лучше добавим пункт, что если вдруг даже первый тираж в 1000 экз не продадим, то я выкуплю остатки (с возможностью перепродать). Но я уверена, что до этого не дойдет, даже если я выложу всю книгу)

Павел согласился обсудить вариант выкупа остатков и ушел на согласование. А я осталась «ужимать» книгу до 600 страниц.


24 июня (четверг)

И тут внезапно пишет мне Ирина Гусинская из «Альпины Паблишер»:

Ольга, добрый день!

Спасибо за письмо. Пришлите, пожалуйста, рукопись целиком в одном файле, вынесу на обсуждение редсовета через неделю (в пт, 2 июля).

Ого-го! Я на Ирину подписана в соц сетях, она главный по нон-фикшен книгам в Альпине. И пишет очень интересно, в том числе советы авторам даёт. Я когда-то слушала бесплатный вебинар о запуске книги.

К тому же на моей книжной полке в разделе «самое лучшее» очень много Альпины, где-то треть точно. Конечно, было бы здорово опубликоваться именно у них… Да и потом, вдруг они будут согласны напечатать всю книгу, а не урезанную вполовину?!! Сердечко радостно забилось в ожидании «я получу, что хочу!».

Но, с другой стороны, ставить БХВ на паузу на целую неделю тоже не ахти. Что я им скажу? «Мне, МОЖЕТ БЫТЬ, другие тоже ответят, и я буду выбирать»? Ага, они меня тогда пошлют на все 4 стороны и из принципа назад не примут. А Альпина не факт, что выстрелит…

С другой стороны, БХВ ещё не согласовали мне пункт договора о том, что я могу публиковать выдержки из книги. Впрочем, я им предложила вариант выкупа тиража вчера в 23ч... Но удалять свои блог-посты я не собираюсь и для меня этот пункт критичен, так что ждем фидбека. Вот и решила — отправлю пока в Альпину, а там поглядим.

Ради интереса посмотрела в записях, когда отправляла в Альпину проспект:

Альпина Паблишер — 2 июня словарь и 15 июня основная

О, то есть они среагировали на основную книгу через неделю. Это круто! Значит, понравилось :-)

А потом вечером я подумала — но стойте, ведь словарь я отправила на 2 недели раньше, и по нему ответа не было. Издательства прямо пишут «мы отвечаем только успешным авторам», так что первая попытка их явно не зацепила.

Но они ведь могли прочитать информацию обо мне и сказать «Нет, это неинтересно, расскажите лучше вот об этом». Если бы я заинтересовала именно как автор, можно было бы и так зайти. 

И именно это сделали в БХВ — они внимательно изучили мой проспект, зашли на мой сайт и откопали там информацию по другой книге, предложив прислать именно её. И Вику художницу там откопали, то есть походили по сайту, а не только по прямым ссылкам пошли.

Такой внимательный подход к автору всё и решил. Я поняла, что хочу сотрудничать с БХВ. И если они уберут пункт исключительной лицензии на публикацию выдержек из книги, то подпишем договор и приступим к делу. А все остальные будут как запасной вариант.

Ну и всё, от Альпины я ответ уже не ждала. И не зря, они ответили сильно поздно и основной книгой не заинтересовались. А когда я уточнила про платную публикацию словаря, предложили ценник в 1.5 млн рублей. А на ноу-нейм сайте эти же 400 страниц стоили 350 тыс. Что более реально =)

Ещё потом проявлялось одно издательство, вроде «Символ-плюс», интересовались словарем. Им я была рада, словарь-то остался не при делах. Но они появлялись раз в месяц и потом окончательно пропали, так что увы. 


28 июня (понедельник)

БХВ согласились разрешить публикацию хоть всей книги! Только не единым куском, что логично. Хотите бесплатно — тык-тык 100 ссылок, хотите красиво оформленное и единым файлом — покупайте книгу. Ну всё, утрясаем формальности тогда и подписываем договор.

Павел сказал, что редактору надо отдать рукопись целиком. Я то думала, что начнем редактуру, пока я буду ужимать свои главы, а тут надо ускориться. Тем более что Павел с 5 июля в отпуске, пора действовать!

Сделала 3 главу (КЭ). 122 → 27

Сделала 4 главу (анализ тестов). 65 → 14

Вечером сходила искупаться. Проплыла пруд как в пятницу, около получаса. Оказалось, зря… В сб утром я поставила первую прививку от ковида и там 3 дня спортом нельзя заниматься. Но поплавать — это же так, фигня, а не спорт. Да и 3 дня почти прошло, понедельник же...

Оказалось, нет, на обратном пути уже подташнивать начало (переворачивалась на спину отдыхала постоянно). И дома то сердце колотилось, то подташнивало. В итоге хотела сделать бодрый марш на главу 5, но пришлось лечь пораньше, дать организму отдохнуть.


29 июня (вторник)

Сделала главу 5 (баги). 242 → 53

Сделала главу 6 (исследовательское). 159 → 21

Сделала главу 8 (создание доки). 62 → 21

Начала главу 9 (классификация). Пока 98 → 89


30 июня (среда)

Закончила главу 9 (классификация). 98 → 55 (хотела в 40, но уже с редактором)

Сделала главу 10 (автоматизация). 47 → 26

Сделала главу 11 (организация процесса). 17 → 11 (только за счет картинок внутри текста! Текст до редактора менять не стала, его там мало)

Остальные главы тоже доделала — в 12 и 13 просто картинки в текст встроила, 14 подредактировала чуток, а 15 выкинула, внесла из нее 2 стр в главу 14

Ну всё, отписалась Павлу, что у меня всё готово)

Так, у меня всё готово :)

В первом разделе, где надо было кардинально «резать» главы, вписалась в план, во втором разделе не очень. Но оставила как есть, чтобы редактор уже подсказал что выкинуть =)

Заказала несколько новых картинок у художницы, но это редактуру уже не стопит, мы и в процессе редактирования всё равно можем картинки менять

Это среда, а Павел уходит в отпуск после пятницы, поэтому хочется всё успеть. Павел стал пушить юристов по поводу договора. Но так как решили делать через ИП, это немного другой договор. Так что они делали новую версию, а я отдохнула пару дней.


2 июля (пятница)

К 15 часам Павел прислал радостную весть — документы готовы! Я их быстренько распечатала и подписала. 

Причем я то думала, что условие будет «если первый тираж не раскупят за полгода, то выкупает автор». А нет, вместо 6 месяцев мне дали 3 года, что очень круто! Я даже выдохнула — ну, уж за 3 то года продадим! Второй раз выдохнула, когда продали первый тираж, ура, я хотя бы денег должна не буду =)))

Ну а потом началась работа с издательством. Мы уложились в 5 месяцев, но это было тяжело-о-о-о, ох тяжело… Однако об этом — в следующий раз! =))

Пара слов о моем издателе

Пока писала пост и вспоминала всю эту переписку с Павлом Шалиным, прям прониклась его спокойствием. Потому что он не просто был доброжелательным к автору, он был доброжелателен к заносчивому автору. 

Я ведь и правда вначале почти на любое его письмо злилась. Ну как же так, меня в рамки загоняют, а я! Да я! Да я такой классный автор, надо делать всё, как я хочу =)

Павел пояснил мне, почему он такой:

Я так подробно и вдумчиво вожусь с авторами, стараясь всячески найти с ними общий язык, вот почему. Руководителем проектов в книжном издательстиве я стал в 2010 году - это было издательство "Символ-Плюс". До этого был просто редактором, как Добин, редактировал книжки для "Питера", и, конечно, писал сам. Но начинал - именно как писатель.

И я прекрасно помню, с каким пренебрежительным и высокомерном отношением часто сталкивался по отношению к себе, как автору, со стороны издателей. Дескать, "мы тут короли, а ты иди в жопу". Нормальные приятные люди впервые попались только в "Питере" (спасибо Илье Корнееву и Екатерине Строгановой) - с этим издательством я проработал в итоге 7 лет. В "Альфа-книге" ("Армада") еще отличные и очень открытые ребята. А сотрудничал я как автор с многими издателями. И еще тогда я решил, что если стану руководителем проектов, то по возможности не буду вот таким вот говном. Потому что да, издателю видна более полная картина, на него давит огромная гора обстоятельств и ответственности. Автору не видно и десятой доли всего этого, с этой точки зрения ему даже немного проще: "написал-сдал-забыл". Но я помню себя, как автора, и прекрасно понимаю, как важна нормальная обратная связь. Потому и няньчусь с каждым, стараюсь искать компромиссы, все подолгу разжовываю и вообще трачу на это вагон нервов и седых волос :))

Короче, поскольку я когда-то, еще в конце 90-х, начинал с самой нижней ступени "пищевой цепочки", я не только довольно хорошо представляю себе производственный процесс, но и побывал на каждом ее этапе лично, и помню, каково там. И на каждом этапе однажды (не всегда сразу) находился человек, который помогал, объяснял, протягивал руку и давал шанс двигаться дальше. Часто - совершенно бескорыстно.

Вот, пытаюсь быть таким вот человеком. Может, кому-то сумею помочь тоже, как когда-то помогали мне.

О, еще в Харьковском "Книжном клубе семейного досуга" всегда был просто замечательный, очень открытый, приятный и доброжелательный коллектив.

Отличное отношение, подтверждаю на собственном опыте!

Итого

Какие есть варианты издания книги:

  1. Придумал идею и ищешь издательство

  2. Написал целиком и потом уже ищешь

В идеале надо использовать вариант 1. И по факту минус этого подхода только в дедлайнах. Зато у тебя уже есть на руках договор с издательством и ты точно сделаешь всё относительно быстро, я писала 3 года как раз потому, что никто не подгонял =))

При этом надо понимать, что во втором варианте ты можешь вообще не продать книгу и придется идти в самиздат. Или что тебе её сильно почиркают. Вот и мне пришлось из 1200 страниц оставлять 600. Ну а что делать, сама такое выбрала!

Для поиска издательства надо:

  1. Составить список издательств

  2. Гуглить каждое «издательство такое-то авторам» и там уже смотреть его условия, скачивать план-проспект и заполнять.

Как составить список:

  1. Посмотреть на книги на своей книжной полке

  2. Открыть любой сайт, продающий книги и выписать названия из фильтра издательств

  3. Просто погуглить

Как заполнять план-проспект:

  1. Продумать аннотацию книги — написать так, чтобы заинтересовать потенциального читателя

  2. Подробно расписать план по главам 

  3. Продумать, как вы можете пиарить свою книгу. В каких телеграмм-каналах, может на ютубе или ещё где? У издательства есть свои каналы, но будет большим плюсом, если и у вас есть свои.

  4. Выделить свои лучшие публикации и добавить их в проспект — издательство не будет искать их за тебя.

При заполнении плана-проспекта не ленитесь! Лучше делать его несколько дней, но заполнить качественно и целиком. Иначе он просто не заинтересует издательство, а второго шанса могут и не дать. 

Мне казалось, что я уже более-менее известная в своих кругах, поэтому могу сильно не напрягаться. И это был почти провал. Благо что потом исправилась =))

Для составления хорошего сопроводительного письма рекомендую почитать книгу Максима Ильяхова о деловой переписке. Мне помогло, я прям брала её и делала по примерам.

Ну а потом нужно писать в издательства. Причем все подряд, не ждите, что нового автора расхватают как горячий пирожок. Я подавалась в:

  • Питер

  • МИФ

  • Альпина Паблишер

  • Символ-Плюс

  • Эксмо

  • Вильямс

  • БХВ

Почти везде получила отказ. И подавалась бы дальше и дальше, если бы мне так не повезло с БХВ. Пробуйте, стучитесь во все двери. 

Каким бы вы ни были сеньором на работе, для издателей вы “джун после курсов”, который ищет первую работу. И да, ему тяжело и он получит много отказов. Такова жизнь, не стоит отчаиваться. 

Будет круто, если у вас будет запасной план, он добавит мотивации. У меня он был — не найду издательство, пойду в краудфандинг. Если и там облом, напечатаю за свой счет. А если слишком дорого будет, ну тогда просто бесплатно выложу, видимо… Хорошо, что до этого не дошло! =)

А после того, как нашли издательство, смотрите на условия сотрудничества. Впрочем, они везде плюс минус одинаковые, так что к базе договора я не придиралась. А вот пункт о публикации выдержек был важным для меня, о нем и вели переговоры!

Комментариев нет:

Отправить комментарий