Нам, ИТ-специалистам, порой бывает сложно понять, почему пользователю сложно работать с нашей системой. Это ведь так классно, что в ней есть столько всяких классных функций! Ну и что, что в них черт ногу сломит и учиться ими пользоваться надо 1,5 месяца, но оно же того стоит!!
Алан Купер в своей замечательной книжке Психбольница приводит замечательный пример, кому что ближе - Авиационный тест.
Чтобы подчеркнуть различие между видами, я применяю забавную лакмусовую бумажку — «Авиационный тест». Чтобы пройти тест, достаточно представить, что вы идете по посадочному коридору авиалайнера. Вступив на борт, вы должны выбрать — пойти налево в кабину или же направо в салон.
В кабине пилота целый калейдоскоп сложных органов управления и счетчиков, на всех поверхностях располагаются датчики, ручки и тумблеры. Справа же, в салоне, полная противоположность — мягкие округлые формы, успокаивающие бежевые оттенки.
Если повернуть налево, в кабину, вам придется в совершенстве овладеть сложными техническими материями. Придется узнать, зачем нужен каждый из приборов. За понимание всего этого нагромождения вы получаете ощущение определенного контроля над ситуацией и ответственность за посадку в нужном месте.
Свернув направо, в салон, вы отказываетесь от какого-либо влияния на полет. За отказ от контроля вы получаете возможность расслабиться, зная, что попадете в нужное место, и при этом самой сложной операцией будет включение и выключение лампы для чтения.
Авиационный тест четко делит человеческую расу на две категории: свернувшие налево стремятся контролировать ситуацию и понимать, как работает технология, а свернувшие направо стремятся упростить свои размышления и испытывать уверенность в успешности полета. Программисты — хомо логикус — всегда выбирают поворот налево. Пользователи хомо сапиенс — всегда выбирают поворот направо.
Да, возможно, нам нравятся кабины пилотов, навороченные всякой техникой. Но не стоит забывать, что наши пользователи - простые люди. Они не хотят всех этих плюшек и наворотов! Они хотят простую программу которая не заставит их чувствовать себя идиотом, которая поможет решить их проблему и не будет навязывать обучение самой себе.
Usability-тестирование не ставят превыше всего во многих организациях. И все-таки, попробуйте хоть иногда задумываться, а удобно ли будет работать с программой не только хомо логикусу, но и простому хомо сапиенсу!
Алан Купер в своей замечательной книжке Психбольница приводит замечательный пример, кому что ближе - Авиационный тест.
Чтобы подчеркнуть различие между видами, я применяю забавную лакмусовую бумажку — «Авиационный тест». Чтобы пройти тест, достаточно представить, что вы идете по посадочному коридору авиалайнера. Вступив на борт, вы должны выбрать — пойти налево в кабину или же направо в салон.
В кабине пилота целый калейдоскоп сложных органов управления и счетчиков, на всех поверхностях располагаются датчики, ручки и тумблеры. Справа же, в салоне, полная противоположность — мягкие округлые формы, успокаивающие бежевые оттенки.
Если повернуть налево, в кабину, вам придется в совершенстве овладеть сложными техническими материями. Придется узнать, зачем нужен каждый из приборов. За понимание всего этого нагромождения вы получаете ощущение определенного контроля над ситуацией и ответственность за посадку в нужном месте.
Свернув направо, в салон, вы отказываетесь от какого-либо влияния на полет. За отказ от контроля вы получаете возможность расслабиться, зная, что попадете в нужное место, и при этом самой сложной операцией будет включение и выключение лампы для чтения.
Авиационный тест четко делит человеческую расу на две категории: свернувшие налево стремятся контролировать ситуацию и понимать, как работает технология, а свернувшие направо стремятся упростить свои размышления и испытывать уверенность в успешности полета. Программисты — хомо логикус — всегда выбирают поворот налево. Пользователи хомо сапиенс — всегда выбирают поворот направо.
Да, возможно, нам нравятся кабины пилотов, навороченные всякой техникой. Но не стоит забывать, что наши пользователи - простые люди. Они не хотят всех этих плюшек и наворотов! Они хотят простую программу которая не заставит их чувствовать себя идиотом, которая поможет решить их проблему и не будет навязывать обучение самой себе.
Usability-тестирование не ставят превыше всего во многих организациях. И все-таки, попробуйте хоть иногда задумываться, а удобно ли будет работать с программой не только хомо логикусу, но и простому хомо сапиенсу!
Комментариев нет:
Отправить комментарий