Как то раз HR сделала мне forward тестового задания. А я была в отпуске, ну и пришла отбивка «я в отпуске» человеку. С моей рабочей почты, где в подписи указан личный телефон.
Тестовое было слабое, так что я попросила HR отказать кандидату. Допустим, HR звали Настя. Выхожу из отпуска, мне звонок с неизвестного номера:
— Алло, Ольга?
— Да.
— Я такой-то, присылал вам такое-то тестовое задание.
— Эээээ, а разве Настя вам не ответила?
— Ответила, но она прислала мне отказ. Я думаю, что она просто некомпетентна и просто не поняла, что мое решение правильное (я уже тут слегка прифигела, взял и «опустил» Настю). Я бы хотел, чтобы на него взглянул тестировщик.
— Нет, ошибки тут нет. Я ваше решение видела и попросила ее прислать отказ.
— Но почему??!! Расскажите, что не так было??
Мы обычно подробный разбор не ведём, но раз уж позвонил, попросил… Да и его тестовое я прекрасно помнила, проблема на проблеме. Вот и решила помочь человеку, объяснить, где он был неправ. Пригодится ведь в будущем:
— Ну смотрите, вы не задали вопросы, хотя в требованиях очевидные «дыры»…
— Ну я же не знал, что можно задать вопрос! (обычно в таком случае люди пишут «вот это и это нужно уточнить, но допустим, что у нас вот так...»)
— Начали с негатива. Написали абстрактные проверки типа «проверить мобильный телефон», хотя в задании четко сказано «проверки должны быть конкретными, чтобы можно было взять значение и передать функции»… (дальше я уже не помню, какие проблемы у него были).
— (сразу тон поменялся) Ну подумаешь! (подумаешь, невнимательно прочел что вообще сделать надо). Нет, ну если ВАМ НАДО, я, так и быть, могу переделать.
Мне надо???
— Ммммм, нет, извините, но мы вам уже отказали
И тут человека понесло:
— А что вы вообще хотели от новичка?!! И вообще вы даете задачи на свою специфику, откуда я должен её знать (задачка из разряда «протестируйте поле ввода телефона»)...
И еще несколько минут возмущений в трубке. Я помню, что стою, слушаю его возмущения в трубке и офигеваю. Сделала, блин, доброе дело, попросил объяснить причину отказа, я объяснила.
Можно было извлечь из моего ответа урок на будущее. Где-то уточняющие вопросы задать, если не знаешь, что с негатива не стоит начинать, можно спросить:
— А чем плохо то, что с негатива начал?
Явный косяк (написано в условии «сделать конкретные тесты», сделал абстрактные) просто принять к сведению. И в следующий раз учесть свои ошибки и сделать тестовое лучше.
Но кандидат стал возмущаться. Это тоже логично, ведь лучшая защита — это нападение (это я и знать не должен, а там подумаешь, условие пропустил...). И вроде я не пыталась нападать из серии «да у вас совсем всё плохо, в тест-дизайн не умеете» или что-то такое. Но и поддержать не пыталась — попросил сказать что было плохо, я сказала.
Конечно, можно было вспомнить о правиле бутерброда — это когда сначала похвалил, потом мягко объяснил, что не так. Желательно с кучей реверансов:
— Ой, ну вообще в целом очень неплохо! Особенно тест 5, неплохая идея! Но вы знаете, у нас, к большому сожалению, в условии задания было написано написать конкретные тесты, взял значение и подставил. А у вас ни одного конкретного значения не было ((( Но вы не переживайте, подумаешь, пропустили! Просто в следующий раз лучше условие читать внимательнее, и перед отправкой задания еще раз перечитать — ничего не забыли?
И так на каждый пункт, бережно обволакивая ошибку в кучу «но не переживайте, у вас всё получится, я в вас верю!». Вот только сможете ли вы дать такой фидбек сходу, без подготовки? Это не так уж и просто )))
Вот и получается, что вроде как «хочу услышать честный ответ», а на самом деле «не хочу, он обидит». Я не говорю о ситуации, когда реально человек пытается принизить кандидата, голос свысока, или обороты типа "какой дурак так пишет тесты".
Я теперь каждый раз, когда вижу во флудилке студентов обсуждения из серии:
— Попросил фидбек, они прислали просто отписку. Ой, ну что, так сложно было сказать, где именно я ошибся? Чтобы на будущее учел.
Сразу вспоминаю этот случай ))) Хотя уже лет 5 прошло, наверное, но всё равно вспоминаю ))) Иногда и историю эту рассказываю, чтобы объяснить, почему работодатель не хочет давать фидбек )))
PS — это выдержка из моей книги для начинающих тестировщиков
Такое себе оправдание не давать фидбек... опираясь на один случай из практики.
ОтветитьУдалитьТем не менее и такое бывает, особенно когда в фирме нет HR, обжегся один раз и больше не хочешь
УдалитьНормальное оправдание - обжёгся, пытаясь дать подробную информацию, и дальше бережёшь себя. Я на этой же стороне баррикад, что и Ольга, поэтому хорошо понимаю: приходит много новичков, которые считают, что им должны и даже не пытаются прикладывать усилия. А ты даешь фидбек, стараешься и потом чувствуешь, что всё впустую, а время потрачено, отвергнутый кандидат скорее всего будет недоволен.
УдалитьТем более Ольга со своей стороны делает всё для того, чтобы дать понимание ситуации с собеседованиями, спасибо.
И вам спасибо за поддержку) Я даю фидбек, но лично стараюсь больше не давать. Пусть HR формулирует))
УдалитьХорошая тема поднята. Бывает тяжело сформировать отказ в приеме на работу.
ОтветитьУдалитьЭто да, тему фидбека я скоро еще раз подниму )))
УдалитьСтою на стороне Ольги)) если кандидат не знает, да ещё и наглеет, то сразу указывать на дверь. Нормальный человек поблагодарил бы, показал бы свои софт скилы на практике, может быть и снова бы позвали)) обратная связь всегда необходима, но жалеть никого не надо)) только через трудности происходит рост))
ОтветитьУдалитьДа, эту ситуацию можно было бы обратить как плюсик к себе в карму. Но как хорошо, что для общения с кандидатами есть специально обученные люди)))
Удалить