воскресенье, 18 февраля 2018 г.

Как я «все успеваю»

Правильный ответ — никак 
У меня столько идей, успеваю из которых лишь малую часть! 

Но все равно в итоге получается довольно много. И когда я подвожу итоги, особенно итоги за год (например, вот итоги за 2017), получается просто вах-вах-вах. А я потому их и подвожу. Потому что вроде вечно ничего не успеваю, а как начинаешь считать — ух ты, а мелкими шажками столько всего получается!

И знакомые читают такие посты и приходят с вопросом — как можно столько всего успевать? А я в этот момент вспоминаю о том, как «вчера включила сериал и смотрела 6 серий подряд, забив на все свои планы». И сразу так стыдно становится ))) Что я там успеваю, лентяйка просто.

Я работаю, честна-честна!

Я правда часто ленюсь и считаю, что мало успеваю. Но учусь радоваться мелким победам. И подвожу итоги раз в 3 месяца и раз в год, чтобы увидеть, что я чего-то достигаю, что-то успеваю. Чтобы мотивировать себя и других.

Принципы, которые мне помогают не терять настрой и продолжать что-то делать:


Выделять одну-две основные цели

Если целей будет 100500, то вы просто ничего не успеете, да еще и демотивация будет огромная. Я тоже иногда пытаюсь успеть все-все-все. И в итоге успеваю лишь 1-2 вещи сделать и сижу расстроенная. Вместо радости «ух ты, я сделала то и это», я грустила о несделанном. Это путь в никуда.

Даже если у вас есть штук 5 основных целей, выделите себе одну-две на ближайшую неделю или месяц. На следующей неделе поменяете приоритеты и будете уделять время чему-то другому. И так делайте ротацию целей, пока их не станет меньше 

Мне и сейчас очень хочется успевать очень много, в том числе успевать читать, разгребать блог, выкладывать видяшечки на ютуб и т.д. и т.п. Но помимо основной работы у меня есть две основные цели: писать книгу и делать курс. Все. Если я успеваю эти цели, я считаю неделю успешной. И пофиг на то, что еще десяток "найс ту ду" даже не начинала.

Кстати, про «найс ту ду». Это отличный вариант вроде планировать побольше, а вроде и не очень. У меня последний месяц основной план на неделю не меняется:

===============================================

1. 3 захода к книге своей (писать)
2. 2 захода к линукс-книге (читать)
3. Курс по логам: что-то делать)))
4. Что-то из найс ту ду
5. Видео на ютуб-канал
6. Блог-пост с работы
7. Блог-пост из книги


Найс ту ду:
1. Написать отзыв на книгу 3
2. Начать отзыв на Ицхака тренинг
3. Послушать 1-ю лекцию по линуксу: <link>

===============================================

Меняется в основном блок «найс ту ду». Классно бывает хоть что-то из этого сделать. Но если не получается — и фиг бы с ним! Если я работала над книгой и лекцией, я все равно молодец.

Пара слов о том, как я «все успеваю»: в начале года в «найс ту ду» у меня были отзывы на две книги, прочитанные еще в 2017:
  • Мозг с препятствиями — ее я прочитала еще на SQA Days 20, в ноябре
  • Прыгни выше головы!— эту дочитала под новый год, но в ней было много закладок, то есть отзыв долго писать, что я радостно прокрастинировала.
Плюс тренинг Ицхака я проходила тоже в ноябре. Руки до отзыва пока не дошли, а скоро март на дворе. Ах да, и сейчас у меня лежат новые две прочитанные книги, на которые нужно написать отзывы. Вот так я все успеваю 

Но, с другой стороны, это все мелочи. Подумаешь, отзыв на книгу. Это ведь «рутинные дела». Если поднимать им приоритет, то в итоге за неделю сделаешь всякую мелочевку, зато по долговременным целям продвижения ноль. А это не то, что нам нужно. 

Так что реально для меня важны цели 1 и 3 (надо, кстати, поменять местами, чтобы были 1 и 2): книга и курс. Остальное, если не успеваю, стараюсь хоть зацепить: 10 минут позанималась? Ну и чудненько. Маленькими шажками в большое будущее!



Двигаться маленькими шажками

В сети гуляет шутливая картинка: «Руководство для начинающих: начните!». Вроде смешно, а на самом деле не очень. Это очень правильное замечание.


Когда я начинала работать над книгой, я старалась уделять ей хотя бы полчаса в день. Как вы понимаете, прогресс быстро сошел почти в ноль. Выходные — ладно, «магия утра» и все такое, встала утром, поделала книгу. А вот в будние дни получался облом. Возвращаешься с работы, ну весь такой уставший, какая там книга, сериальчик и спать!

Потом подумала, а почему бы не выделять полчасика на работе? С утра, пока силы еще есть? Можно ведь поработать потом на полчасика дольше. Ну или на обед времени поменьше потратить, вот и компенсация!

Начала писать книгу на работе. Столкнулась с новой проблемой — концентрацией внимания. Смешно сказать, но я не очень люблю задачи на написание документации. Это я то, главный блого-спамер, вечный писака. Но я стала замечать за собой, что, когда я что-то пишу, я начинаю отвлекаться и прокрастинировать. И неважно, рабочая это задача или личная: написать документацию на API-метод, написать блог-пост (отзыв на книгу, панбагон, размышления), сделать заход к книге... Когда я начинаю писать, меня тянет открыть фб, вк, и всячески поотвлекаться. И тогда получается, что реально потратил полчаса, а писал что-то минут 10.

В итоге я плюнула и решила, что заход к книге на 5-10 минут — это тоже заход! Ну и что, что маленький. Конечно, круто пописать полчаса, но это если ты писал полчаса, а не писал 10 минут и еще 20 страдал фигней. 

Так что на работе у меня теперь минимальные заходы к книге. Пришла, налила чай, поставила собираться проект. И пока он собирается, сделала небольшой заход. Да, иногда получается написать буквально один абзац, ну и что? Я вообще считаю, что, если добавила художнице в туду одну картинку, заход был удачный. А картинку за 5 минут придумать можно  

В итоге раньше я расстраивалась, когда заход к книге был на 5-10 минут, а теперь горжусь собой. А главное: это работает! Вторая глава у меня получилась большой (73 страницы), я уже и не верила, что смогу ее закончить в эти 12 недель. Но смогла же. Доделала! 

Основные заходы, конечно, на выходных, но и в выходные я могу поработать минут 10. Если чувствую, что "не хочу", то плюю и закрываю. Подход есть? Есть. Ну и ладненько. Тем не менее 10 минут в день = час в неделю = 12 часов за 3 месяца, а это ОГОГО объем работ. Особенно если учесть, что это время без отвлечений, кофебрейков и всякого такого. 

Так что ставьте себе небольшие цели. Если цель не разбивается на 10 минут — то ставьте цель сделать заход к этой теме. Заход к большой статье. Заход к книге (почитать или написать). заход к лекции. Заход к докладу для конференции. Вроде кажется фигней, но очень многое в итоге успеваешь.



Ставить цели и записывать результат

Во всех мотивационных книгах типа «12 недель в году» пишут о том, что надо:
  1. Ставить долгосрочные цели: на год или 5 лет
  2. Выделять из них то, что планируешь сделать в ближайший месяц или 12 недель, у каждого автора свое число.
  3. Ставить мелкие цели на неделю и каждый день, которые приведут тебя к глобальным. Еще желательно каждый вечер или каждое утро пересматривать все цели и ставить пометки "Так, сегодня я сделаю вот это и то".
Вот с последним пунктом у меня тяжело. Недельку еще можно на позитиве от книги все это скурпулезно выписывать и все такое. А потом надоедает и забиваешь. Но можно подстраивать схему под себя.

Я в итоге пришла к тому, что у меня есть огромный список глобальных целей. Он зовется "на 12 недель", но реально там работы на год, а то и больше ))) Просто надо же их куда-то записать, чтобы не забылось.

А еще я у меня есть блокнотик «12_недель_результаты», куда я пишу про все успехи каждый день:

==========================================================

Сб
1. Съездили ко врачу
2. Курс про логи — сделала запись (получилось 24 минуты, блин)
3. Заход к книге, картинку Вике добавила
4. Заход к обработке лекции, 40 мин пилила
5. После обеда еще заход к обработке
6. Ванную книгу дочитала, ура, наконец-то!! 1,5 заход
7. Еще заход к обработке, обработала!
8. Срендерила кусочек, срендерила все видео, выключила старый ноут
9. Заход к новой ванной книге :)

==========================================================

Иногда получается буквально 2-3 пункта. Иногда много. Причем я их дроблю на заходы. Не просто результат дня — записала и обработала лекцию, а каждый заход отдельно. Сначала записала, потом в три захода обработала, какая молодец))) Хвалить себя надо!

Каждый день заглядывать в общий список планов — это не про меня. Но в итоге отдельный файлик «TBD на неделе» я себе создала, чтобы упорядочить мысли. Правда, открываю я этот файлик 1-2 раза в неделю, ближе ко встрече с обсуждением результатов))) Но это логично, он же у меня сейчас почти не меняется, я и так все помню.

Но подход "планировать неделю" все равно помогает. И я поясню на своем примере. Бывают дни, когда ничего делать не хочется. Бывают и недели, когда все планы летят в топку и ты просто приходишь с работы, ешь, смотришь телик и идешь уставший спать. Такое бывает, и это — нормально. Когда это 1 неделя из 12...

У меня было так: что-то пошло не так, я успела сделать мало. На еженедельной встрече оправдывалась «вот настроения не было, а тут еще то, се... Замоталась!». И ставила небольшие цели на следующую неделю: «Что-то я так устала, поэтому целей будет мало...». И это вроде бы нормально. Но я стала замечать, что у меня каждую неделю так! Каждую неделю находишь себе оправдания, почему в следующий раз надо сделать мало. И каждый раз прям так устал, так устал ))))

Еженедельные встречи и планы помогают заметить тренд «я усталь». А дальше надо думать, что с этим делать. Или ты совсем устал и пора в отпуск, или ты просто ленивая жопа. У меня чаще второе . Просто оправдаться усталостью — это так привлекательно! Можно ничего не делать ))) Лежать на диване и смотреть телик, красота же! Но фиг там, замечаю пагубную привычку и исправляюсь.

А описание результатов помогает вернуться на правильную дорожку. Перед новым годом я забросила чтение, это меня угнетало. Почему бы не найти полчасика в день на то, чтобы почитать? 

В общем, на праздничную неделю я поставила себе главные цели: писать книгу, делать курс. И кучу мелких. Отзыв на книгу, пост такой, пост сякой, ванную книжку читать, туда-сюда... Мы особо никуда не собирались, половину недели планировали дома сидеть. Это ж столько успеть можно, столько успеть! В том числе и мелочевку разгрести.

И я такая, УХ! Линукс-книгу почитала, ванную книгу почитала, блог-постик состряпала! И так несколько дней, кучу всего в результаты пишу, радуюсь очень. Какая же я молодец, столько всего делаю! А потом я вдруг осознала: стоп. А что именно я успеваю? Разгребать мелочевку? При этом мне вроде важно сделать лекцию, а я за неделю НИ РАЗУ даже не приступила. Даже на 10 минут захода не было к важной цели. Зато мелочи разребла, ух!

И это как раз проблема. Потому что именно так и бывает, мы закапываемся в текучку, не успевая уделять время важным вещам. И именно с этим борятся все схемы типа «12 недель»: как начать уделять время долгосрочным целям. А я вроде цели свои знаю, а делаю текучку... Когда пришло осознание, то переключилась на лекцию. А могла бы и дальше делать текучку и думать о том, как "много" успела...

Поэтому записывайте важные цели и держите их в голове. Или обращайтесь к записям, тут кому как удобнее. Уделяйте внимание сначала им, а потом уже всякой мелочевке.



Рутину можно делать под киношку

Если прошлые советы можно встретить в книгах, то этого там нет. Наоборот, в книгах обычно рекомендую просто перестать смотреть сериалы или телевизор. Типа «столько времени сразу освобождается»! Но у меня есть свой лайфхак!

Так то я вообще тишину люблю. Кому-то нравится, когда на фоне музыка играет или телевизор работает. А мне нравится работать в тишине, не отвлекаешься. Когда одна жила, то все выключала. Или я смотрю кино, или работаю / пишу в блог.

А вот муж у меня любит, чтобы телевизор на фоне играл. Ну и дома чаще предпочитает отдыхать, а не работать. Мне остается или уходить в другую комнату, чтобы работать в тишине, или работать под фон. 

Сначала я просто стала под фон делать мелочи. Проверять домашние задания, например. Или писать блог-пост. В этом шум вокруг мне не мешает. Даже если он киношку смотрит, я могу сделать что-то «легкое», изредка посматривая на экран. А вот писать книгу или работать над лекцией уже ухожу в тишину.

А потом меня что-то затянуло в сериал, стали «Молодежку» смотреть вместе, а там ведь хорошо сделали. В середине серии еще можно выключить, а вот концовка такая, что «давай следующую включай!». Так в выходной можно весь день и просидеть, забыв о своих планах.

А мне надо было автотесты доделать. Идеи тестов уже есть, тест-дизайн я провела. Надо просто в код переложить, рутина. Взяла ноутбук, включила «Молодежку» и стала совмещать. И вы знаете, а это прикольно! Суть кино все равно улавливаешь + успеваешь поработать.

Так что два в одном, и дело сделал, которое все равно надо делать, и удовольствие получил, потому что киношку то тоже посмотрел. И не так обидно, что 3 серии подряд включал, работал же! Так что не стыдно за "продолбанное время" )))

Этот пост я тоже под киношку начала. А что, утро, воскресенье, меня в холодильнике тирамису ждет, я его предпочитаю под киношку есть, наслаждаться. Так что включила кино, позавтракала, а оставшееся время что делать? Или просто смотреть, или вот небольшой блог-постик написать. 

Киношка закончилась — блоггер свернула, телевизор выключила, сделала заход к книге. Потому что это более важная цель, ей надо заниматься в первую очередь. Заход сделала? Ок, можно вернуться к посту, заодно и киношку включить.

Как по мне — хороший план. Если все равно смотрите сериалы, попробуйте совместить. Правда, возможно, именно из-за этой многозадачности, когда и телик смотришь, и что-то делаешь, я и теряю концентрацию, когда документацию пишу. Привыкла уже отвлекаться...

Но когда выходной проводишь дома, реально есть шанс запасть в киношку на полдня. И тут или силу воли качать, выключая после 1 серии, или хотя бы пользу из просмотра извлекать, заодно что-то делая.



Хвалите себя и отдыхайте!

Вернемся к советам от капитана очевидности, которые вы найдете в любых книгах:

1. Хвалите себя! Это поднимает настроение и добавляет мотивации продолжать в том же духе. Хвалите за каждую мелочь. Сделал заход к книге на 5 минут? Молодец, сделал же! А не «Уууу, лошара, надо было час сидеть, вот тогда было бы норм».

Именно поэтому в том числе я расписываю день подробно. Не просто "сделала лекцию", а чтобы видно было, что на это полдня ушло. Что 4 захода было: сначала записать, потом несколько обработок длительных. И это сразу поднимает настроение, ух, сколько я всего сделала, 7 пунктов! А то бы смотрела и грустила: «За весь день и пара пунктов? А ведь выходной, эх... Могла бы больше успеть!»

Учитесь искать позитив, а не негатив. Иначе вы вообще все бросите нафиг через пару недель, еще и разочаруетесь в методе, и в своих способностях. А ведь они у вас есть! Просто надо замечать подвижки)))

2. Отдыхайте. Это не стыдно, организму тоже нужен отдых. Просто распределите время так, чтобы и поработать успевать, и отдохнуть. Я вот сейчас в выходные почти ничего не делаю по своим планам. Или мы гулять ходим, или отдыхаем за киношкой, или что-то такое. Ну и что? Отыгрываюсь в будние дни после работы. 

Иногда наоборот, после работы ничего не хочется → отдыхаешь. А потом в выходной как засядешь, ух, столько дел наворотишь!

И хотя я знаю, что отдыхать не стыдно, иногда все равно стыдно))) Потому что хотел "посмотреть киношку, а потом курс, книга, туда-сюда!», а в итоге так весь день и смотрел киношку... Стыыыыыыдно потом))) Но тут есть особый лайфхак, можно под киношку текучку разгрести и уже не ленивая жопа, а красавчик!

===================================================

Вот, как-то так :)
Пожалуй, это основные мои принципы. И не так уж и много я успеваю. Хочется то еще больше! Но стараюсь, как могу. Еще и получать удовольствие от жизни надо не забывать)) Так что походы в кино я тоже записываю в итоги 12 недель, это ведь тоже важно :)

См также:
Мои 12 недель в году. Часть 3 — применение методик в жизни, план на 3 месяца и результаты
Список книг (по тестированию и не только) с отзывами — там есть много книг про тайм-менеджмент в том числе, в которых есть все те же советы. 

2 комментария: