суббота, 31 января 2015 г.

Человеческий фактор. Том де Марко и Тимоти Листер


Ссылка на OZON.

Книга для менеджеров о провалах проектов и о том, как сделать работу лучше за счет улучшения качества жизни людей. Написана известными консультантами с богатым жизненным опытом, поэтому все утверждения обосновываются на реальных примерах, что хорошо!

Начиная с 1977 года, авторы проводили исследования проектов по разным параметрам. В том числе узнавали причину провала (если он проваливался). И выяснили, что в подабляющем большинстве случаев не было ни одной объясняющей неудачу причини из области технологий! Проблема всегда в людях, почти всегда в политике. Стоит задуматься! Поэтому книга и называется "человеческий фактор", от него зависит очень многое.

Вторая глава книги посвящена офису. Тому, как лучше всего рассаживать людей. Осуждаются ужасные опен-спейсы, в которых окна есть только в коридорах, где никто не бывает. А сидят все в маленьких комнатушках. Авторы подмечают забавную вещь — покупаются такие пространства как "очень гибкие", но предложение применить гибкость и расставить комнатки по-другому вызывает дикий батхерд, "как же так!!! нельзя!!!". Читать забавно Smile :)

А дальше авторы говорят о тайм-менеджменте. О том, как раздражают телефоны и прочие прерывания. О том, как счастливы люди, которые могут себе позволить выключить телефон. Это немного странно читать, сейчас в офисах обычно нет проблем с отключением звука, Заказчику всегда можно перезвонить. Приводится хороший пример из жизни разработчицы: 3 минуты пишет код, потом отвлекает телефонный звонок на 3 минут. Еще 3 минуты пишет код, потом заходит поболтать начальник на такое же время. Еще 3 минуты пишет код, потом коллега задает вопрос... И так далее. Продуктивная работа? Нет, не очень.

В наше время большую популярность приобрели мессенджеры и электронная почта, потому что они позволяют работать в потоке, отключив телефон. Поработал полчасика — проверил почту/скайп. Намного эффективнее прерываний раз в 5 минут.

Правильный пример приводится о собеседованиях. Недостаточно просто спросить "вы умеете кодить на Java / составлять чек-лист?". Пока вы не увидите кандидата в действии, вам ничего не скажут его ответы. Именно поэтому на собеседовании тестировщикам даются небольшие задания — чтобы увидеть, на что он способен. Начинающие могут принести свои тест-кейсы или чек-листы, чтобы собеседующий увидел красоту описания и широту мышления, оценил внешний вид и наполнение.

Но нанять сотрудника недостаточно. Их надо еще удержать. Надо быть компанией, в которой хочется работать. Надо быть лучшей компанией. А лучшие компании не похожи между собой, они достигают этого каждая по своему. Так что не ищите серебряной пули у других, придумайте лучше свою!

А как создавать продуктивные команды? Этому посвящен целый раздел в книге, который рассказывает руководителю, как он должен себя вести. Как сплочать коллектив, как доверять своим людям и так далее.

Яркий пример — нотариус приносит генеральному документы на подпись и тот собирается расписаться. Нотариус просит почитать документ, но тут уже удивляется директор "я не читаю документы". Тогда сотрудник просит дать ему время еще раз перечитать. Люди настолько привыкают, что им не верят, что за ними все перепроверяют, что считают это нормальным и расслабляются. Ну допущу я ошибку, и что? Шеф заметит. А вот если шеф тебе всецело верит, приходится быть на уровне!

Очень понравилось представление авторами перемен. Обычно считается так: был прежний статус кво, с помощью лучшего метода перешли к новому статусу. Но это не так. Между "было" и "стало" есть еще хаос, есть практика и интеграция. И часто бывает так, что, внедряя изменения, хаос принимают за конечную цель. И отказываются от методики — "Ууууууу, как все плохо стало, методика не работает! По крайней мере у нас". Умные руководители понимают, что придется пройти через хаос, они к нему готовы. И они чаще достигают позитивных результатов, чем мечтатели о серебрянной пуле!

Книжка мне понравилась. Да, частично она уже устарела. Да, что-то не подходит лично мне (я не работаю в опен-спейсе, поэтому раздел про офис читала как сказку на ночь). Но в книге есть много полезных и умных вещей. Которые менеджеру могут быть очень полезны! Ведь главное — чтобы книга попала в твою ситуацию, в твою боль, твою проблему. Тогда вынесешь много пользы из абзаца, который в другой ситуации даже не заметил бы.

Читается легко, написана интересно. Почитайте, она может оказаться вам весьма полезной!

PS - Добавила книгу в общий список прочитанных мною книг.

среда, 28 января 2015 г.

Развитие интенсива-8

Тренерам на заметку, история одного курса:
Перед новым годом выпустили 7 недельный интенсив и первый 3-х недельный.
После нового года выпустили 8 недельный и второй 3-х недельный.

Много изменений внесли, курс доработали, доп статьи написали. А конца-края улучшениям даже не видать!

1. Переформулировала 4 условия для ДЗ по отзывам студентов. В одно задание внесли элемент игры — "У вас реальное собеседование. Все, нет больше тренера, крутитесь как хотите" (smile)

Студентам понравилась такая формулировка! Весело и полезно — попробовать сначала на тренинге пройти первый этап собеседования.

понедельник, 26 января 2015 г.

Система вознаграждения. Как разработать цели и KPI. Елена Ветлужских



Ссылка на книгу (Издательство "Альпина Паблишер")

Книга подкупила своим названием. Я уже читала книги для менеджеров от Светланы Ивановой и мне понравилось. Но там не было именно составления системы расчет KPI. Так что заинтересовалась и приобрела эту книжку.

Книга рассчитана на директоров фирм или топ-менеджеров. Поэтому первые три четверти мне дались тяжело — написано словно на другом языке. Нет, не хочу быть руководителем и это все знать и понимать.

При этом название книжки — не пустой звук. Там действительно расписывается, как можно разработать систему KPI. Как расставить цели, которые не испортят этот самый KPI. Ведь что опасно? Завяжешь бонусы на параметр из KPI и люди забьют на все остальное, пойдут повышать свой коэффициент. Это может очень пагубно повлиять на фирму в целом, что автор подтверждает примерами из жизни.

На первых же страницах книги я увидела фразу, которую можно просто брать и вешать лозунгом тестировщика:

Проблема всегда глубже, чем ее очевидное следствие.

Все дело в том, что многие руководители думают, что, стоит им внедрить новую систему вознаграждения — и все! Все сотрудники сразу мотивированы на достижение целей компании, повышение результата и прочая, прочая.

На самом деле все не так. Поэтому разрабатывать систему вознагражения надо с умом. И это я так кратко и капитански резюмировала основную тему книги. Автор, разумеется, приводит веские доводы, почему такие надежды топ-менеджеров НЕ оправдываются и как правильно разрабатывать систему вознагражения.

Сама автор очень любит на первых этапах применять "дерево текущей реальности" Голдратта. Это тоже зацепило — люблю Голдратта и его книги. Про дерево он подробно пишет в Цель-2, если не ошибаюсь. Но настоятельно рекомендую процесть все "Цели", очень познавательно! А раз автор ссылается на Голдратта и активно его применяет, значит, книжка интересная и полезная! Smile :)

После середины книги пошли знакомые по Ивановой темы менеджерства. Как KPI влияет на мотивацию. Как удерживать топ-менеджеров. Нужно ли делать одинаковый KPI для топов и рядовых сотрудников (зашитый на цели компании). Как делегировать задачи. И многое подобное. Читать стало легче и закладок в этой части книги у меня намного больше.

Я думаю, книга будет полезна менеджерам, которые хотят внедрить KPI, но никогда с ним не сталкивались. Да даже если и сталкивались, все равно можно урвать полезных мыслей и идей. Можно взять готовые формулы и применить, а это дорогого стоит! В общем, книжка полезная!

PS - Добавила книгу в общий список прочитанных мною книг.

вторник, 20 января 2015 г.

Тур по путеводителю, The Guidebook Tour

В путеводителе представлены фешенебельные отели, лучшие магазины, самые популярные достопримечательности города. Информация краткая, без лишних деталей.

Из путеводителя турист узнает самое важное и может смело гулять по предложенным местам. Вокруг главных достопримечательностей города чисто и безопасно, чтобы туристы не боялись сюда приходить и тратить денежки.

City-tourist.png

В тестировании аналогичным артефактом является руководство пользователя. Оно может быть отделено от системы или находиться непосредственно в ней (например, “помощь” по F1). В этом туре мы следуем указаниям руководства пользователя как осторожный турист, не отклоняясь от написанного, всё четко по инструкции.

Важно помнить, на чем делать акцент, и где не увлекаться. В путеводителе написано только самое главное, без дополнительных опций. Поэтому при тестировании важно уделить время основным сценариям, не сильно углубляясь. Если это инструкция по регистрации в системе, необходимо проверить все указанные в ней позитивные кейсы. Но не стоит увлекаться негативным “а если сюда спецсимволы ввести? А если цифры?”.

Цель тура: найти все инструкции в приложении и выполнить их.


Главная страница Дадаты для неавторизованного пользователя — идеальный путеводитель. В самом начале мы видим информацию для разных типов пользователей.

The Guidebook Tour_1.PNG

Значит, надо пройтись по всем этим пунктам:

  • Сопоставить телефон с адресом.
  • Проверить определение площади и стоимости квартиры по адресу.
  • Проверить существование дома в КЛАДР/ФИАС.
  • И так далее.

Чуть ниже идет инструкция “С чего начать”, выполняем ее:

The Guidebook Tour_2.PNG
Ни шагу влево, ни шагу вправо, идем четко по инструкции: сначала регистрация, потом загрузка файла, потом изучение результатов, потом пополнение баланса… Если инструкция не работает, и что-то сделать нельзя, — сигнализируем о найденной проблеме.

Внизу страницы находятся ссылки на технические инструкции — работа со стандартизацией через API и подключение подсказок. Их тоже важно проверить, потому что именно их читают те, кто подключает нашу систему.

Стоит ли на этом остановиться? Нет! Кроме инструкций внутри приложения могут быть инструкции “извне” — на вики-странице, в помощи по F1, блоге или на форуме.

В Дадате есть База Знаний, состоящая из множества инструкций. Каждую инструкцию надо открыть, прочитать и выполнить.

На странице подсказок в разделе “Как настроить под себя” есть отсылка на документацию с полным списком параметров, которая ведет в корпоративную вики.

The Guidebook Tour_3.PNG
Все инструкции из вики читаем и выполняем.

Итого, мы нашли инструкции:

на самом сайте;
в Базе знаний на форуме;
в википедии компании.

Фух, теперь вроде всё, тур закончен!



Вернуться к полному списку туров

PS: Статья написана в помощь студентам моих курсов по тестированию и уже доступна на Testbase, чтобы не потерялась ссылка.

Как искать баги — исследовательские туры Уиттакера

На моем курсе уже на второй день перед студентами стоит задача “Найти в системе 4 бага и оформить в баг-трекере”. Времени мало, работы много. Возникает разумный вопрос: “А как их искать, эти баги??”

Мне понятен этот вопрос. На первой работе я тестировала игры на мобильных телефонах. Про классы эквивалентности и граничные значения знать не знала, ведать не ведала. Мой начальник показывал мне, как играть в игрушку, и давал наставления: “Прочитай текст в инструкции, обязательно дойди до конца игры и посмотри на текст поздравления (о, как часто там находились баги на маленьких экранчиках Siemens, куда слово “Congratulations” просто не влезало!).

hG2ldh4x5Is.jpg
Тестирование игр на мобильных телефонах, у каждого 
тестировщика на столе по несколько мобилок

Выполнив задание от начальника, я продолжала поиск багов, просто играя. Я не знала, как их искать, никто меня не учил. Я полагалась на свое чутье, и оно меня не подводило.

Со временем накопился опыт. Я находила проблемные зоны сама и видела, что находят другие. Я понимала, где копать. Но этот опыт нельзя было применить на других проектах.

Когда я перешла в другую компанию и стала тестировать бухгалтерский софт для компьютера, проблемные области на мобильниках мне помочь ничем не могли. И снова сравнение с техническим заданием, выполнение задачи от начальства и… чутье.

А потом я стала тестировать систему, которую мы поддерживали несколько лет. Я изучила ее вдоль и поперек и… перестала видеть баги. Я внимательно проходила знакомый до боли сценарий и не видела проблем. А потом открывала bash.org и быстро сворачивала, когда мимо шагал начальник. В этот момент я тупо смотрела туда, куда внимательно вглядывалась 5 минут назад. И находила ошибку! Ошибку, которую не заметила за час тестирования! Это называется “замыленный взгляд” — проблема, которая мешает неначинающим тестировщикам находить баги.

Как сделать поиск багов систематическим? Джеймс Виттакер (James A. Whittaker) в книге “Exploratory Software testing” нашел выход и для новичков, и для экспертов.

Методика туров


Приложение — незнакомый город.
Тестировщик — турист.

JP-Images_Articles__3634_SummerVacation-e1402433379335-700x394.jpg
Исследуйте ПО так, словно это — незнакомый город

У туриста мало времени, поэтому он выполняет конкретную задачу, ни на что другое не отвлекаясь. Он бегает по казино, или осматривает достопримечательности, или посещает деловой семинар. Что угодно, но что-то одно.

Как пользоваться методикой


Выбрать тур из списка ниже.
Изучить его цели.
Поставить таймер на 2 часа (час, полчаса).
Провести исследование системы строго по целям тура. Ни на что не отвлекаясь, только “миссия” тура.
При необходимости повторить.

В каждом туре есть описание автора (низкий поклон Джеймсу за разрешение перевода и публикации) в вольном переводе + собственные примеры. Для примеров взят сайт Дадаты — https://dadata.ru.

Отправляемся в путь!

компас 3.jpg
Компас — символ книги “Exploratory Software testing”.

Туры по деловому центру, Tours of the Business District


Деловой центр — это место, где делается бизнес. Как правило, это непривлекательный для туристов район, где сосредоточены банки, офисные здания.

При исследовании ПО все наоборот. Деловой центр — это те функции, ради которых пользователи покупают и используют приложение. Это те killer-feature, которые описывают маркетологи, и которые упомянет любой из ваших пользователей при опросе, зачем им ваше приложение.

Тур по деловому центру фокусирует внимание на главных частях вашего приложения и показывает сценарии их использования вашими клиентами.







Туры по историческим районам, Tours Through the Historical District


Исторические районы — части города, содержащие старые здания и достопримечательности. В Бостоне они разбросаны по всему городу и соединены только пешеходными тропами. В Кёльне есть "старый город" — одна часть города, которая не тронута современной экспансией.

В ПО исторические районы могут быть также слабо соединены, как в Бостоне или сосредоточены в одном месте, как в Кёльне. Исторические районы в ПО представляют собой:
  • унаследованный код (legacy code);
  • функции, созданные в предыдущих версиях;
  • исправления багов.

Последние особенно важны, потому что баги существа социальные и любят скапливаться в одном месте. Бажные секции в коде надо тестировать особенно тщательно.

Туры по историческим районам проверяют старую функциональность и исправления ошибок.

Тур по плохому району, The Bad-Neighborhood Tour




Туры по развлекательным районам, Tours Through the Entertainment District


В каждом отпуске туристам необходим перерыв в их плотном графике. Посещение развлекательного района, шоу или длинный тихий обед вне основного пути создают такие перерывы. Туристы приходят в развлекательный район ради отдыха, а не достопримечательностей.

В большинстве приложений есть сходные функции. Например, деловой район для текстового редактора — набор функций для создания документа, подготовки текста, вставки графики, таблиц и рисунков. Развлекательный район — функции для разметки страницы, форматирования, изменения фона. Другими словами, работа заключается в создании документа, а развлечение — в наведении красоты.

Туры по развлекательным районам исследуют скорее второстепенные, нежели основные функции, и убеждаются, что они дополняют друг друга без противоречий.




Туры по туристическим районам, Tours Through the Tourist District


В каждом городе есть районы притяжения туристов. Там много сувенирных лавок, ресторанов, и других мест для максимизации времяпрепровождения туристов и увеличения прибыли местных продавцов. Здесь можно найти магнитики на холодильник и предметы коллекционирования, окунуться в атмосферу: попробовать блюда национальной кухни или местные услуги и развлечения.

Туры по туристическим районам имеют несколько разновидностей. Это и короткие забеги для покупки сувениров, аналог кратких тест-кейсов для тестирования специфичных функций. Это и длинные поездки для посещения списка мест, которые хочется увидеть. Эти туры не о том, как заставить приложение работать, они о том, как посетить функциональность быстро… только чтобы сказать “мы тут были”!

Тур коллекционера. The Collector`s Tour





Туры по отельным районам, Tours Through the Hotel District


Отель — убежище для туриста. Это место, куда можно сбежать из давки и суеты популярных мест для небольшого отдыха и расслабления.
Сюда приходит тестировщик, уйдя от главной функциональности, чтобы потестировать второстепенные или сопутствующие основным фичам функции, которые часто игнорируются в тест-плане.

Тур, отмененный из-за дождя. The Rained-Out Tour

Тур домоседа, The Couch Potato Tour



Туры по захудалым районам, Tours Through the Seedy District


Это непривлекательные места, о которых расскажет редкий путеводитель. Они полны мошенников и сомнительных личностей, и лучше обходить их стороной. Тем не менее, они привлекают определенный класс туристов.

Для тестировщика обязателен тур по этим районам для выявления тех опасностей, которые могут подстерегать пользователей продукта. Для тура отлично подойдут входные данные, ломающие приложение или способные каким-либо образом ему навредить.


Тур саботажника. The Saboteur Tour



Большое спасибо Джеймсу Виттакеру (James Whittaker aka @docjamesw) за разрешение на перевод и публикацию туров. 


Здесь описана только одна глава из его книги Exploratory Software testing, рекомендую прочитать всю.

Большое спасибо Павлу Абдюшеву aka @ChipQA  за помощь в переводе и редактуру текста.

Статья написана в помощь моим студентам, но будет полезна всем тестировщикам!
Следите за обновлениями ссылок в посте Wink ;)

См также:
Исследовательское тестирование и исследовательские туры Виттакера — про исследовательское тестирование от Натальи Савастюк

Исследовательское тестирование: ошибки и заблуждения — заблуждения заказчиков и тестировщиков

Договориться можно обо всем. Гэвин Кеннеди



Ссылка на книгу (Издательство "Альпина Паблишер").

Книга о переговорах. Гэвин Кеннеди — профессор, основатель собственной концепции в переговорном деле и автор 11 книг.

Книга интересная, понравилась тем, что в ней много небольших глав. Каждая глава посвящена отдельной теме, которая подробно разбирается на одном или нескольких примерах, перемежаясь с теорией. В начале каждой главы тест на самопроверку, в конце ответ.

Что мне не понравилось — в конце главы только ответы теста. Чтобы вспомнить, о чем был тест и что значат эти варианты а-б-в, нужно искать начало главы. Я читала бумажный вариант книги в метро. 1 раз перелистывала страницы назад, второй, потом забила. Если успевала прочитать главу за поездку, по ответам обычно понимала, что было в вопросах. Если читала результаты уже на следующий день — ну упс. Возможно, в электронной версии с этим получше, но мне непонятно, зачем так экономить на бумаге. Напомнить вопросы можно и мелким шрифтом, в конце концов.

Автор пишет о том, что наихудший вариант, который вы можете предложить другому переговорщику — принять первое его предложение! Можно и нужно торговаться. Можно и нужно завышать ожидаемую цену, если вы продавец. Иначе все останутся недовольны сделкой.

Эта тема раскрывается в первых главах книги, но на меня она нагоняет грусть. Не люблю торговаться. Не хочется верить, что это настолько необходимо...

Но грустно мне было недолго, потом в книге пошли более интересные главы. И более приближенные к "моей" реальности, моему видению мира. Мое внутреннее "я" отторгает только идею о вечных торгах аки в Египте, где можно купить масло по цене в 2 раза ниже заявленной, но просидев 3 часа, распивая чаи и торгуясь, брррр.

Очень хорошо описана ситуация обиды. Когда мы не получили то, что должны были, хочется рвать и метать. Однако вместо этого запомните правило — Не просто жалуйтесь, а договаривайтесь с обидчиком о мерах по исправлению ситуации.

Примеры вполне убедительны Smile :)
Жалоба не даст ничего, в то время как можно из проблемы извлечь даже пользу, стоит только захотеть! О таком подходе я читала в книге Тони Шея, позитивное мышление рулит! ))

Не могу не отметить сценарий переговоров № 2. Книга сформирована так: теория + практика (тесты), теория + практика, экзамен. И так по кругу. Небольшие главы, которые в итоге приводят к сценарию переговоров, на котором надо применить все изученное выше.

В сценарии в больнице произошел сбой в ПО, из-за которого не удалось вовремя выплатить зарплату, начались митинги, забастовки и прочая. Вам надо обсудить с фирмой, что делать, чтобы такое больше не повторилось и сколько денег с нее содрать. Цифры, хоть и выдуманные, есть. И они впечатляют. Ведь вроде бы просто ПО, а сколько вреда может принести одна малеееенькая ошибочка. Я, как тестировщик, просто не могла не заметить этот пример!

И еще один ценный урок из книги — самое главное слово переговорщика. Думаете, это "нет"? Я тоже так думала. Но на самом деле это слово "если". Если вас просят о скидке, не надо ее давать просто так, но и не надо просто отказываться. Ее вполне можно дать, в обмен на что-то.

Иногда от такого "если" можно только выиграть. Как пример в книге турагенство оплачивает перелет тренеров и их проживание в отеле. Тренерам хорошо, потому что у них первый класс и еще пара "лишних" дней после тренинга на отдых. Турагентсву хорошо, потому что они намного дешевле рыночной стоимости в реале заплатили, а цена на тренинг понизилась.

При этом очень важное правило — никогда не делать уступок просто так. Даже если очень хочется сдвинуть дело с мертвой точки или "задобрить" другую сторону. Не надейтесь, никого вы не задобрите, только покажете свою слабость. Покажите, что на вас можно еще давить и давить.

В книге приводится еще много ценных советов. Я считаю, что она будет полезна переговорщикам. В нашем ИТ-шном мире — тем, кто общается с Заказчиками Smile :)

Мне до нее еще расти и расти, не получилось даже подушку в подарок выбить, когда шторы заказывала. Нет, все-таки я свое время больше ценю, чем пару процентов скидки после утомительных переговоров...

PS - Добавила книгу в общий список прочитанных мною книг.

воскресенье, 18 января 2015 г.

Как мне выбрать матрас?


Нет, я не ошиблась блогом. Эта статья имеет отношение к тестированию, точнее, к обучению начинающих тестировщиков.

Зашла я в новогодние праздники на сайт, выбрать прихожую и матрас. С прихожей все понятно, выбрали на сайте по внешнему виду и размерам. А как быть с матрасом? Можно приехать в магазин, но он на другом конце Москвы, ехать туда ради матраса не очень хочется. Тем более, что мы ограничены в цене и всякие "крутые" матрасы за 30 000 покупать не хотим.

Пока выбирали прихожую, открывали много страниц сайта с разными вариантами. И на каждой странице вылезал всплывающий консультант. Знаете, такое окошко справа снизу страницы, которое разворачивается в приветственное "Добрый день! Я могу вам помочь?".


Сворачиваешь его, открываешь новую прихожую в новом окне — и снова этот консультант! О, как он надоел за 15 минут просмотра вариантов! А потом мы подумали "А что, раз так хочет ответить на вопросы, пусть подскажет матрас!".

И вот на очередное "Чем вам помочь" я решила откликнуться:
— Как мне выбрать матрас?
— Позвоните по телефону ***, там вас проконсультируют!

о_О
А зачем мне тогда ты, online консультант, если все равно звонить надо?? Ну ладно, звоню:
— Здравствуйте!
— Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как мне выбрать матрас?
— Ой, ну это пробовать надо!
— Ну хоть что-то подскажите...
— Ну у всех разные вкусы, тут пробовать надо!
— Понятно, спасибо.

Нашли сами в интеренете разницу межде пружинными и беспружинными и выбрали по сайту. Казалось бы — это работа консультанта, ответить на наш вопрос, рассказать о разнице, а дальше уже принимайте решение.

Но, с другой стороны, наш вопрос наверняка заставил консультантов поржать "Во дураки, такие вопросы задают. Тут пробовать надо, это же понятно!". Если online был не робот, всех направляющий на звонки (бессмысленно и беспощадно тогда на каждой странице вылезать), то его вопрос тоже удивил.

Когда работаешь в этой сфере, много всего знаешь и попадаешь в ловушку "проклятья знания". Когда кажется, что весь мир должен знать "прописные истины", известные тебе. О том, как победить это проклятие, хорошо написано в книжке "Искусство объяснять".

Но я могу представить себе работу с людьми. За день много всяких вопросов можно наслушаться. Иногда кажется, что над тобой просто издеваются. "Глупые" вопросы вызывают раздражение.

После этого случая я задумалась. А ведь иногда и вопросы студентов вызывают некоторое раздражение из серии "как этого можно не знать?". Иногда кажется, что над тобой издеваются. Но ведь это не так. Люди просто не понимают, потому что никогда раньше не сталкивались с этой областью. И твоя задача как консультанта (тренер ведь тоже фактиечски консультант) — объяснить то, что можно объяснить без "пощупать и попробовать самостоятельно".

Теперь, когда вопрос вызовет у меня раздражение, буду вспоминать историю "как мне выбрать матрас?". Smile :)

Вот так можно продолжать обучаться и развиваться в своей области, ища ценные советы и уроки во всем, что тебя окружает! )

четверг, 1 января 2015 г.

Мастерство учителя. Дуг Лемов



Ссылка на OZON.

Купила ее за отличные отзывы и связку с книгой "Искусство обучать" Джули Дирксен. Она классная, значит, "Мастерство учителя" тоже должна принести много новых мыслей.

На первой странице написано, что эту книгу хорошо дополняют:
Это меня очень вдохновило, первые две я читала и была очень довольна. 

А потом я начала читать предисловие. Читала, читала, читала... Знаете, сколько там листов предисловия? 40 страниц!!! До самой книжки я дошла день на третий, за один раз все не осилила.